Я - гражданин России.
рабочая программа
Программа курса внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_grazhdanin_rossii.docx | 55.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации города _______________
МБОУ СОШ №__
РАССМОТРЕНО МО учителей ______________ __________________________ Протокол № _______________ от «______» _________ 20__ г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ____________________________ Протокол № ________________ от «______» __________ 20__ г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ СОШ № ________________________ Приказ № ________________ от «______» _________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
для 5- 8 классов
основного общего образования
Составитель:
Введение
Рабочая программа внеурочной деятельности ««Я - гражданин России»» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12 2010 г. № 1897) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям;
- сохранять лучшие традиции семьи, прививать уважение и любовь к родителям;
- развивать способности к взаимопониманию и сотрудничеству в коллективе,
- формировать и развивать знания, установки, личностные ориентиры и нормы здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- формировать основы коммуникативной, экологической, эстетической культуры личности школьников.
Данная рабочая программа предусматривает изучение курса «Я – гражданин России» в 5 – 8 классах в объёме 136 часов (34 часа в год, 1 час в неделю).
Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у детей и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Формы контроля: творческая работа, проекты, выставка, конкурс, деловые и ролевые игры, круглые столы, устный опрос, заполнение таблиц, анкет.
Планируемые результаты освоения курса
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных за
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина.
Содержание курса
5 класс (34 часа)
Я сам. 7ч. Режим дня. Мои увлечения. Мои права и обязанности. Письмо самому себе. Выбор пути достижения жизненного успеха Человек будущего.
Я и моя семья. 7ч. Я и моя семья. Семейный альбом. Моя родословная. Мои домашние обязанности. Мой счастливый день с семьей. Родословная. Мой папа – солдат. Профессии родителей.
Я и моя школа. 7ч.. Мой лучший друг. Ты знаешь – я рядом. Законы класса. Школьные традиции. Открыты двери школьного музея. Ты знаешь – я рядом.
Я и мой город. 6ч. О людях, прославивших наш город. Почему так названа улица. Исторические места. Краеведческий музей. Конкурс проектов: Памятники города. Экскурсии по городу, культпоходы в учреждения культуры.
Я и мое Отечество. 7ч. Что ты знаешь об истории земли русской? Они прославили Родину. Суровые годы войны. Я люблю тебя, Родина! Читайте, завидуйте – я гражданин… Символика страны, области, города.
6 класс (34 часа)
Я живу в России. 7ч. Наша Родина – Россия. Государственное устройство нашей страны. Государственные символы России. Что такое символика. Государственный российский герб, флаг, гимн. Международный день мира. История праздника. Путешествие в страну Законию. Ты и закон.
Я и моя семья.7ч. История страны – история семьи. Судьба моего родственника. Профессия моих предков. Дом, в котором мы живём.
Я и культура. 7ч. Русские композиторы и художники о Родине. «Иной здесь видится Россия…». Песни о земле русской. Духовно-нравственные идеалы в художественных произведениях. Конкурс сочинений “Я был в театре”.
Я и мое Отечество. 7ч. Героические страницы истории России. Акция «Ветеран живет рядом». Награды Отечества. Ордена и медали. В моей семье живет герой. Плакаты о мире. Просмотр и обсуждение фильма патриотической тематики.
Я и планета Земля. 6ч. Береги природу. Природа – наш дом. Природа нашего края. Диагностика состояния и развития экологической культуры обучающихся.
7 класс (34 часа)
Я гражданин России. 7ч. Формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Страна, в которой мы живём. Кто такой гражданин. Конституция - основной закон Российской Федерации. Понятие “страна” и “государство”.
Я и моя семья.7ч. Семейные реликвии. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди.
Я и культура. 7ч. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Будьте добрыми, человечными. Праздники и традиции. Русские пословицы и поговорки. Народный фольклор.
Я и мое Отечество. 7ч. Флаги России. Они сражались за Родину. Дети войны. Город, в котором я живу. Наш край. Дорогая моя столица. Мой дворик.
Я и планета Земля. 6ч. Вселенная. Судьба Земли – наша судьба. Животные из Красной книги. Растения из Красной книги. Экология природы - экология души. Мы в ответе за тех, кого приручили.
8 класс (34 часа)
Я живу в России.7ч. Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. Россия – многонациональное государство. Воспитание толерантности. Терпимость – путь к миру. Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Может ли человечество жить без войн? Правонарушения и юридическая ответственность.
Я, моя семья и школа. 7 ч. Тест «Познай себя». Мир моих интересов. Забота о родителях – дело совести каждого. Наша домашняя коллекция. Дружба и предательство. Портрет идеального друга. Школа – наш второй дом. Зачем нужно учиться в школе.
Я и культура. 7ч. День пожилого человека. Как научиться разговаривать с людьми. Добро пожаловать в театр. Правила хорошего тона. Мой любимый музей. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Я и мое Отечество. 7ч. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. . Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Города – герои. Книга памяти.
Я и планета Земля. 6ч. Загадки окружающего мира. Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Загадки окружающего мира. Мы вместе.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№п\п | Тема (раздел) | Количество часов | Дата |
Я сам. | |||
1 | Режим дня школьника. | 1 | |
2 | Мир моих увлечений. | 1 | |
3 | Я, как гражданин Великой страны. | 1 | |
4 | Мои права и обязанности. | 1 | |
5 | Письмо самому себе. | 1 | |
6 | Психологическое тестирование на тему: Выбор пути достижения жизненного успеха. | 1 | |
7 | Проект «Я в будущем». | 1 | |
Я и моя семья. | |||
1 | Я и моя семья. Фотографии из семейного альбома. | 1 | |
2 | Составление родословного древа: Моя родословная. | 1 | |
3 | Мои домашние обязанности. | 1 | |
4 | Конкурс рисунков: Герб моей семьи | 1 | |
5 | Диалог: Мой папа – солдат. Примеры проявлений патриотизма на примере ближайших родственников | 1 | |
6 | Здесь работают мои родители. | 1 | |
7 | Игра: Счастливая семья | 1 | |
Я и моя школа. | |||
1 | Настоящий друг, кто он? | 1 | |
2 | Игра: Помощь друга | 1 | |
3 | Законы класса. | 1 | |
4 | Сила единства. | 1 | |
5 | Школа вежливости. | 1 | |
6 | Экскурсия в школьный музей. | 1 | |
7 | Игра: Цепочка помощи. | 1 | |
Я и мой город. | |||
1 | История моего города. | 1 | |
2 | Достопримечательности моего города. | 1 | |
3 | Наш краеведческий музей (посещение). | 1 | |
4 | Знаменитые люди моего города (проект). | 1 | |
5 | История моей улицы. | 1 | |
6 | Конкурс проектов: Памятники моего города. | 1 | |
Я и мое Отечество. | |||
1 | Что ты знаешь об истории земли русской? | 1 | |
2 | Наши традиции. | 1 | |
3 | Поклон тебе, солдат России! | 1 | |
4 | Маленькие герои большой войны. | 1 | |
5 | Они прославили Родину. | 1 | |
6 | Символика страны, области, города. | 1 | |
7 | Акция: ветеран живет рядом. | 1 | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№п\п | Тема (раздел) | Количество часов | Дата |
Я живу в России. | |||
1 | Наша Родина – Россия. | 1 | |
2 | Конкурс сочинений: «Разговор с Родиной». | 1 | |
3 | Марафон «День героев Отечества» | 1 | |
4 | Государственное устройство нашей страны. | 1 | |
5 | Государственные символы России. | 1 | |
6 | Интеллектуальная игра «Я гражданин России!» | 1 | |
7 | Международный день мира. | 1 | |
Я и моя семья. | |||
1 | Мама, папа, я – дружная семья. | 1 | |
2 | Судьба моего родственника. | 1 | |
3 | Конкурс рисунков: Дом, в котором мы живём. | 1 | |
4 | Профессии моих предков. | 1 | |
5 | Об отце говорю с уважением. | 1 | |
6 | Фотовыставка «Я и моя семья». | 1 | |
7 | Мама, мамочка, мамуля (праздник для мам). | 1 | |
Я и культура. | |||
1 | Что такое культура и зачем она нужна. | 1 | |
2 | Русские композиторы о защитниках Родины. | 1 | |
3 | Русская земля на полотнах художников. | 1 | |
4 | Поэты и писатели нашего города. | 1 | |
5 | Песни о земле русской. | 1 | |
6 | Конкурс чтецов: «Стихи о родине». | 1 | |
7 | Конкурс сочинений “Я был в театре”. | 1 | |
Я и мое Отечество. | |||
1 | Героические страницы истории России. | 1 | |
2 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | 1 | |
3 | В моей семье живет герой. | 1 | |
4 | Открытка ветерану. | 1 | |
5 | Ордена и медали. | 1 | |
6 | Конкурс сочинений «Могу ли я стать героем?» | 1 | |
7 | Просмотр фильма: «Судьба человека». | 1 | |
Я и планета Земля. | |||
1 | Природа – наш дом. | 1 | |
2 | Учимся бережно относиться к природе. Диагностика. | 1 | |
3 | Конкурс рисунков: Береги природу. | 1 | |
4 | День добрых волшебников. | 1 | |
5 | Природа нашего края. | 1 | |
6 | Конкурс плакатов: «Моя Земля». | 1 | |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№п\п | Тема (раздел) | Количество часов | Дата |
Я живу в России. | |||
1 | Для чего я рожден? | 1 | |
2 | Мы все такие разные. | 1 | |
3 | Что означает «быть гражданином»? | 1 | |
4 | Понятие “страна” и “государство”. | 1 | |
5 | Конституция - основной закон Российской Федерации. | 1 | |
6 | Конкурс рисунков: «Отчего так в России березы шумят?» | 1 | |
7 | Люблю тебя, Россия (презентации). | 1 | |
Я и моя семья. | |||
1 | В гостях у предков. | 1 | |
2 | Пожилые люди – мудрые люди. | 1 | |
3 | Откуда я родом. | 1 | |
4 | Почему меня так назвали. История моего имени. | 1 | |
5 | Что такое хорошо, а что такое плохо. | 1 | |
6 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. | 1 | |
7 | Бабушкины советы. | 1 | |
Я и культура. | |||
1 | Люблю тебя, моя Россия. | 1 | |
2 | Конкурс проектов: «Богатыри земли Русской». | 1 | |
3 | Будьте добрыми, человечными! | 1 | |
4 | Конкурс на знание русских пословиц и поговорок. | 1 | |
5 | Праздники и традиции России. | 1 | |
6 | Мои любимые книги. | 1 | |
7 | Игра «Конкурс эрудитов». | 1 | |
Я и мое Отечество. | |||
1 | Флаги России. | 1 | |
2 | Дорогая моя столица. | 1 | |
3 | Они сражались за Родину. | 1 | |
4 | Дети войны. | 1 | |
5 | Игра: «Знатоки истории». | 1 | |
6 | Город, в котором я живу. Фотовыставка | 1 | |
7 | Мой дворик. | 1 | |
Я и планета Земля. | |||
1 | Судьба Земли – наша судьба. | 1 | |
2 | Животные из Красной книги. | 1 | |
3 | Растения из Красной книги. | 1 | |
4 | Экология природы - экология души. | 1 | |
5 | Прессконференция «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 | |
6 | Наша Вселенная. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№п\п | Тема (раздел) | Количество часов | Дата |
Я живу в России. | |||
1 | Россия – многонациональное государство. | 1 | |
2 | Воспитание толерантности. Терпимость – путь к миру. | 1 | |
3 | Может ли человечество жить без войн? | 1 | |
4 | Государство на страже закона, прав и свобод граждан. | 1 | |
5 | Письмо самому себе. | 1 | |
6 | Правила счастливого человека. | 1 | |
7 | Правонарушения и юридическая ответственность. | 1 | |
Я, моя семья и школа. | |||
1 | Мир моих интересов. | 1 | |
2 | Тест «Познай себя». | 1 | |
3 | Забота о родителях – дело совести каждого. | 1 | |
4 | Наша домашняя коллекция. | 1 | |
5 | Дружба и предательство. | 1 | |
6 | Проект: «Портрет идеального друга». | 1 | |
7 | Школа – наш второй дом. | 1 | |
Я и культура. | |||
1 | День пожилого человека. | 1 | |
2 | Как научиться разговаривать с людьми. | 1 | |
3 | Добро пожаловать в театр. | 1 | |
4 | Правила хорошего тона. | 1 | |
5 | Мой любимый музей. | 1 | |
6 | О красоте, моде и хорошем вкусе. | 1 | |
7 | Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». | 1 | |
Я и мое Отечество. | |||
1 | Поговорим о толерантности. | 1 | |
2 | Геральдика – наука о гербах. | 1 | |
3 | Есть такая профессия – Родину защищать. | 1 | |
4 | О подвигах женщин в военное время. | 1 | |
5 | Победа деда – моя победа. | 1 | |
6 | Города – герои. | 1 | |
7 | Книга памяти. | 1 | |
Я и планета Земля. | |||
1 | Загадки окружающего мира. | 1 | |
2 | Семь чудес света. | 1 | |
3 | Я - житель планеты Земля. | 1 | |
4 | Конкурс плакатов: «Берегите природу». | 1 | |
5 | Загадки окружающего мира. | 1 | |
6 | Деловая игра: «Мы вместе». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...
Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.
Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...
Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"
Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека к здоровью ребёнка. Реализация проекта - это комплекс ме...
Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"
Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...
«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...
Я – гражданин России
"Я – гражданин России"- это пропедевтический курс по потреотическому воспитанию обучающихся, начиная с первого класса....
Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"
Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....