ДООП технической направленности "Мир роботов"
рабочая программа
программа по робототехнике для младших классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_robotov_dlya_razmeshcheniya.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Первомайская СШ»
Рассмотрено на методическом совете Протокол № 1 | «Согласовано» Рук. Центра «Точка Роста» _____________/Мельникова К.И./ ФИО «30 » августа 2021г. | «Утверждаю» Директор школы: ____________/Фадеева Е.А./ ФИО Приказ № ______ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МИР РОБОТОВ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТЕХНИЧЕСКАЯ
2021-2022 уч.год
Уровень программы: ознакомительный
Тип программы: модифицированная
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Жинь Андрей Павлович,
педагог дополнительного образования
с. Первомайский
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мир роботов» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа эколого-биологической направленности «Цветоводство и ландшафтный дизайн» разработана в соответствии:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы - письмо Минобрнауки Росси от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»;
- СанПина 2.4.43172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельноcти по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196);
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р»
Уровень программы: базовый.
Направленность: техническая
Новизна Учащиеся начальной школы, используя наборы-конструкторы по робототехнике, могут не только создавать различные конструкции, но и создавать для них простейшие программы, выполняя которые конструктор становится не просто стационарной игрушкой, а настоящим исполнителем, который управляется человеком. Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте.
Актуальность. Программа актуальна, поскольку конструирование и робототехника значимы в свете внедрения и реализации ФГОС, так как являются великолепным средством для интеллектуального развития школьников. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей обучающихся. Конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что конструктор знакомит детей с миром моделирования и конструирования. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии. В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания. Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что способствует их успехам в освоении новых знаний. Конструкторы улучшают моторику и воображение ребенка: кирпичики позволяют создать множество конструкций, начиная от тех, что изображены на идущей в комплекте схеме, так и придуманных самостоятельно. Конструкторы учат планировать и выстраивать последовательность своих действий. Для ребенка, это осознание, что именно от него зависит то, насколько правильной и красивой будет то или иное сооружение, все это настраивает его на проявление особой внимательности и сосредоточенности при изучении схемы и соединения деталей.
Отличительной особенностью данной программы является то, что содержание программы спланировано по принципу от простого к сложному. Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения. Самостоятельная работа выполняется обучающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.
Адресат программы Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 7 – 9 лет.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы составляет 2 года. С нагрузкой по 72 часа в год.
Режим занятий
Обучения предусматривает групповые занятия – 1 раза в неделю по – 2 часа, согласно санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.4. 1251 03.
Формы и методы организации занятий:
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
- групповые, индивидуальные, фронтальные.
Формы проведения занятий: плановые занятия, долгосрочные и краткосрочные проекты, строительная игра, самостоятельное конструирование, соревнования, мастер-классы, фестивали.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский; по образцу; конструирование: по модели, по условиям, по карточкам-схемам, по свободному замыслу, тематическое конструирование.
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора, овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.
Задачи:
образовательные:
- Познакомить с историей возникновения конструктора, названиями основных деталей конструктора;
- Обучить основным приемам, принципам конструирования, моделирования и программирования;
- Учить созданию моделей трех основных видов конструирования: по образцу, условиям, замыслу;
Воспитательные:
- Повысить мотивацию обучающихся к изобретательству, стремлению достижения цели;
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе;
- Формировать коммуникативную культуру
Развивающие:
- Развивать творческие способности и интерес к занятиям с конструктором;
- Развивать мелкую моторику, изобретательность;
- Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, зрительное восприятие, воображение;
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Формировать целостное восприятие окружающего мира.
Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.
Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
Выделять существенные признаки предметов.
Обобщать, делать несложные выводы.
Классифицировать явления, предметы.
Определять последовательность.
Давать определения тем или иным понятиям.
Осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов.
Формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности
Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная (итоговая) аттестация проводиться в конце учебного года. Формы проведения промежуточной аттестация: выставка работ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Форма контроля (аттестации) | |
теория | практика | ||||
1 | Знакомство с наборами-конструкторами | 8 | 2 | 6 | Опрос |
2 | Строительство. | 8 | 1 | 7 | Выставка работ |
3 | Что нас окружает. | 14 | 1 | 13 | Беседа |
4 | Транспорт. | 12 | 1 | 11 | Выставка работ |
5 | Твори, фантазируй, выдумывай. | 14 | 1 | 13 | Презентация творческих работ. |
6 | Животные. | 12 | 1 | 11 | Опрос |
Итого: | 68 | 7 | 61 |
Учебный план 2 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Форма контроля (аттестации) | |
теория | практика | ||||
1 | Введение в робототехнику. Программное обеспечение | 6 | 2 | 4 | Опрос |
2 | Первые шаги в робототехнике | 22 | 11 | 11 | Тест. |
3 | Забавные механизмы. | 40 | 10 | 30 | Выставка работ |
Итого | 68 | 23 | 45 |
Содержание учебного плана
1 год обучения
- Знакомство с наборами-конструкторами. Правила внутреннего распорядка. Изучение правил техники безопасности. Путешествие по стране конструирования. Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики: цвет, форма, размер. Геометрическая мозаика: бабочка, домик.
- Строительство. Я – строитель. Строим стены и башни. Мой дом. Мой класс и моя школа. Мосты.
- Что нас окружает. Детская площадка. Парк развлечений. Улица полна неожиданностей. Ледяной городок. Сельский пейзаж. Городской пейзаж.
- Транспорт. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Военная техника. Дорога в космос.
- Твори, фантазируй, выдумывай. Морское путешествие. Волшебный лес. Фантастические звери. Пришельцы с других планет. Волшебный замок. Город будущего.
- Животные. Домашние животные. Дикие животные. Птицы. Морские обитатели. Проект «Зоопарк».
2 год обучения
- Введение в робототехнику. Программное обеспечение. Правила внутреннего распорядка. Изучение правил техники безопасности. Что входит в состав конструктора? Программное обеспечение: палитра, блоки, вкладки.
- Первые шаги в робототехнике. Мотор и ось. Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача . Датчик наклона . Шкивы и ремни . Перекрёстная ременная передача . Снижение скорости . Увеличение скорости. Датчик расстояния . Коронное зубчатое колесо . Червячная зубчатая передача . Кулачок . Рычаг . Блок «Цикл» .
- Забавные механизмы. Танцующие птицы. Умная вертушка. Обезьянка-барабанщица. Голодный аллигатор. Рычащий лев. Порхающая птица. Нападающий. Вратарь. Ликующие болельщики. Спасение самолёта. Спасение от великана. Непотопляемый парусник. Катер. Трамбовщик. Лягушка. Шлагбаум. Конструирование и демонстрация собственных моделей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Технический прогресс (Роботы) в старших классах.
На уроке представлена работа с текстом с последующей групповой работой на основе прочитанного материала....
ДООП "Начальное техническое моделирование"
Программа «Начальное техническое моделирование» направлена наразвитие интереса к техническому моделированию, развитие образного илогического мышления, освоение обучающимися навыков работы ...
ДООП технической направленности «Конструирование технических объектов»
Настоящая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Конструирование технических объектов»(далее – программа) разработана с учетом Федерального Закона Российской...
Презентация учебно-методического комплекса ДООП "Конструирование технических объектов".
Презентация представляет собой обощение педагогического опыта по разработке, подготовке и систематическому обновлению учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей ...
ДООП технической направленности"Медиа"
Программа создаёт условия, обеспечивающие развитие способностей детей в компьютерной деятельности с учётом их возможностей....
ДООП ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «3D ручка»
Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений ЗD-моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе изучения программного материала, готовят обучающихся к решению ряда задач, связанны...