Методическая разработка «Роль игрового фольклора в воспитании подрастающего поколения»
методическая разработка
Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества - деятельности во имя возрождения в ребёнке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущения счастья бытия и творчества.
Приобщение детей к народным традициям помогает воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрым тело и дух, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Незаменимый педагогический материал для такой работы – детские фольклорные игры, как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль игрового фольклора на занятиях в фольклорном объединении | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Роль игрового фольклора в воспитании подрастающего поколения»
Автор: Гурьянова
Александра Александровна
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ»
Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества - деятельности во имя возрождения в ребёнке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущения счастья бытия и творчества.
Приобщение детей к народным традициям помогает воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрым тело и дух, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Незаменимый педагогический материал для такой работы – детские фольклорные игры, как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников. Большая часть народных игр предназначена для открытых площадок: в них играют на полянке, во дворе. Особую группу составляют, так называемые, посиделочные игры, проводившиеся в помещениях, во время посиделок. Фольклорная игра – явление синтетическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение.
Детям очень нравится играть в старинные игры. Опыт показывает, что уже спустя короткое время год они чувствуют себя более уверенно, свободно, так как понимают происходящее. Народные игры они воспринимают как свои и их не смущают архаичные формы. В традиционных играх нет деления на исполнителей и зрителей. На занятиях и на праздниках родители также принимают активное участие.
Важным элементом в воспитании является знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и ношение во время праздника. В народном костюме у ребят меняется внутреннее состояние, осанка, движения становятся плавными и грациозными.
Непременное условие обряда и праздника — его ожидание, приготовление необходимых аксессуаров, костюмов, ритуальной выпечки и др.. Система праздников создаёт духовную общность детей и взрослых — ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных и инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе ребёнка. Дети органично познают новые музыкальные образы, приобретают умения, навыки, развивают фантазию. При этом развитие творческих способностей происходит само собой, в занимательной игровой форме.
Преимущества народных игр с пением и движением состоят в том, что они развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное — через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети.
Цель:
гармоничное интеллектуальное, духовное и физическое развитие детей в рамках традиционной русской культуры.
Задачи:
Предметные:
развить навыки музыкальной импровизации;
овладеть простейшими элементами народной плясовой пластики;
Метапредметные:
передать общетрудовые умения и навыки, традиционные отношения;
Личностные:
предоставить возможность самовыражения в творчестве;
создать дружный коллектив единомышленников – педагогов, родителей и детей;
сформировать у детей умение работать в коллективе.
Методы и формы обучения
На занятиях используются:
словесные методы (лекции, объяснение, беседа, диалог);
методы практической работы (упражнения, игры, песни, танцы);
наглядные методы (картины, рисунки, фотографии, аудиозаписи, видеоматериалы, изделия народного промысла и декоративно-прикладного искусства);
Обучение строится по трем направлениям:
Знакомство с народно-обрядовой культурой России
Вокально-хоровое обучение
Хореография, обучение основам народного танца
Возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. Во время игры используются такие формы обучения, как:
- упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении;
- упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений;
- творческие задания песенного и музыкально-игрового направлений.
Содержание занятий
Занятия начинаются со знакомства с певческой установкой: пение сидя, стоя, техника вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием небольших попевок на трех звуках, тренировка мягкой атаки звука.
Далее переходят к освоению народной манеры пения.
Используются скороговорки с движениями, притопами и прихлопами:
Игра: «Бабка сеял горох»
Водящий произносит слова, а участники выполняют те движения, о которых идёт речь в тексте
Бабка сеяла горох.
Прыг-скок, прыг-скок.
Провалился потолок
Прыг-скок, прыг-скок..
Она шла, шла, шла, пирожок нашла.
Села, поела, опять пошла.
Проводится артикуляционная гимнастика:
Игра «Как на улице гагара да кулик»
Играют несколько человек. Начинают петь медленно, затем увеличивают темп, кто ошибается — выходит из игры.
Как на улице гагара да кулик,
На покосе две старухи да старик.
Накосили стожок сенца, да,
Эта песенка опять с конца.
Осваиваются дикционные упражнения для мягкого нёба:
Игра «Горелки»
Дети встают парами друг за другом. Впереди лицом к участникам стоит водящий. Все выкрикивают слова. После слов «беги, как огонь» последняя пара разбегается, а водящий должен поймать одного из них. Кого поймали - тот встает на место водящего. Образовавшаяся новая пара встает впереди всех.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди в поле.
Едут там трубачи, да едят калачи.
Посмотри на небо, звезды горят, гуси летят.
Гу-гу-гу, убегу.
Раз, два, не воронь, беги как огонь.
Тренируется правильное дыхание:
Игра «Как на горке, на пригорке»
Каждый участник произносит слова:
Как на горке, на пригорке
Стоят двадцать два Егорки.
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка....
Выигрывает тот, кто на одном дыхании сосчитает больше Егорок.
Все навыки в комплексе отрабатываются в игровой форме:
Игра «Дударь»
Играющие образуют круг и берутся за руки. Выбирается водящий — Дударь, который встает в центр круга. Держась за руки, дети идут по кругу и поют:
Дударь, дударь, дударище!
Старый, старый старичище!
Его под колоду, его под сырую, его под гнилую!
Дударь, Дударь, что болит?
Дударь отвечает, что него болит (голова, рука, спина, живот, колено, пятка....) . Играющие должны взяться за больное место у соседа и продолжить движение по кругу.
Игра «Золотые ворота»
2 человека образуют ворота, стоя лицом друг к другу и подняв сомкнутые руки. Через эти воротца пробегает цепочка остальных игроков, тоже взявшихся за руки.
Стоящие произносят нараспев речитатив:
Золотые ворота!
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается!
Второй раз — запрещается!
Третий раз — не пропустим вас!
После слов «не пропустим вас!» воротца опускают руки. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая его. Не пойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Последних 2-3 игроков чествуют как победителей.
Заключение
Русские народные игры, как часть праздников — уникальная возможность для ребят ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, закличек, танцев, игр, обрядов. Праздники помогают без труда овладеть большим репертуаром народных игр и песен. И благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества
Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...
«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»
Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...
Методическая разработка "Роль туризма в воспитании подрастающего поколения"
Роль туризма в воспитании подрастающего поколенияТуризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в пользе туризма. Представьте себе… “Ночь в лесу. Костер жадно перебирает...
РОЛЬ КУДО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Кудо (яп. «путь пустоты») или Дайдо Дзюку (реже Дайдо Джуку) (яп. «школа великого пути») — современное полноконтактное боевое единоборство......
Роль волонтерства в экологическом воспитании подрастающего поколения
В статье расказывается какую роль играет волонтёрский отряд"Дети добра" в экологическом воспитание. Подробно описано какие мероприятия проводят волонтёры....
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...