Программа кружка "Рукодельница""
рабочая программа

Дмитриева Елена Григорьевна

Направленность программы 

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница» является   первой ступенькой освоения швейного дела. Направлена на подготовку руки для работы с тканью и швейными инструментами, изучение новых нетканых материалов, различных техник работы с ними, выявления и развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Утверждаю»

                                                                                              «Одобрено»

на заседании методсовета

протокол № от  « -------------------2021г.    

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

«Рукодельница»» 

Направленность программы: художественная

Уровень программы: стартовый

Категория и возраст обучающихся:10-12 лет

Срок освоения программы: 1год

 Объем часов: 1 год - 68 часов

        

Программа разработана:

Дмитриевой Еленой Григорьевной,

                                   

                                       

                                                            Республика Марий Эл,

Звениговский район,

п. Красногорский

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

  1. Общая характеристика программы

Пояснительная записка.

      Данная программа представляет собой разработанный  курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление плоских и объемных вязаных игрушек. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках технологии.   На уроках учащиеся получают лишь основные знания.  Для наиболее  полного изучения, овладении большего количества информации в данной  области  в современных школах создаются обьединения, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.

   Направленность программы  

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница» является   первой ступенькой освоения швейного дела. Направлена на подготовку руки для работы с тканью и швейными инструментами, изучение новых нетканых материалов, различных техник работы с ними, выявления и развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

   Новизна и отличительные особенности программы

       Программа предусматривает  обьединение  разных видов деятельности, позволяет организовать обучение, и установить уровень развития умений и навыков учащихся, определить образовательный маршрут каждого. Знакомя обучающихся с видами рукоделия, программа поможет им в дальнейшем выбрать направление в творчестве или работе. Полученные знания и умения они могут впоследствии воплотить в реальной жизни: выполнив творческую работу, создав проектные изделия.

      Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.

     В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, так как они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания.

     Работа по данной программе способствует развитию творческого мышления и воображения; она привлекает детей результатами труда. Сколько радости получают они, когда своими руками выполнят своё изделие, удивляются и восхищаются, рассматривая образцы педагога и изделия, выполненные народными умельцами!

  Программа рассчитана на детей уже имеющих навыки работы с инструментами по рукоделию, знакомых с различными техниками шитья.

Срок освоения программы- 1 год.

 

Адресат программы

     Программа адресована детям (как мальчикам так и девочкам) от 10 до 12 лет. Она особенно будет интересна и полезна тем, кто хочет научиться работать руками, создавать различные проектные изделия.

    Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие без исключения на основании заявления родителя, специальной подготовки не требуется.  

    Форма обучения- очная. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, при реализации программы могут быть использованы дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Видео мастер-классов, конспекты, рекомендации, аудиозаписи, полезные ссылки и задания для электронного обучения будут выставляться в родительских группах в WhatsApp.

 

    Уровень программы- стартовый  

   

     Особенности организации образовательного процесса.

    Формы реализации образовательной программы:

     Форма занятий групповая с чётко выраженным индивидуальным подходом  к каждому ребёнку, так как одни дети работают быстро, другие медленно. Группы формируются из обучающихся одного возраста.

    Таким образом, на занятии детьми могут одновременно выполняться работы на разные темы. Состав группы обучающихся – постоянный (переменный).

     При реализации программы используются разнообразные формы организации педагогического процесса: 

 - коллективная и индивидуальная работа, где учитываются особенности каждого ребенка, исправляются ошибки и недоработки, допущенные на предыдущих занятиях;

- коллективная работа, где происходят процессы взаимообучения, творческого общения и совместной творческой деятельности;

 

Режим занятий 

Продолжительность одного академического часа - 45 мин.  

Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

Общее количество часов в неделю – 2 часа 

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа

1.2.Цель  и задачи программы

  Цель: Формирование у детей потребности создавать произведения декоративно-прикладного творчества; раскрыть потенциальные творческие  способности каждого ребенка через творческий поиск;

  Задачи:

- формировать умениям следовать устным инструкциям и простейшим алгоритмам;

- знакомить с различными типами игрушек: каркасной, плоской, объёмной;

- продолжать знакомство с различными техниками шитья;

- расширить знания об истории игрушки, традиций, творчества, быта народов;

- развивать  мелкую моторику рук, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное  воображение;

- способствовать самостоятельному созданию игрушек;

  Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

- формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной.

Дети должны знать:

– технику безопасности при работе с инструментами;

– исторические сведения о народной игрушке;

– виды ручных швов;

– основы кроя;

– технику изготовления народных кукол и современной игрушки;

– сведения о сувенирных изделиях.

Дети должны уметь:

– правильно раскроить материал, используя выкройки  и шаблоны;

– работать индивидуально с методическими картами;

– эстетично оформить игрушку;

– ориентироваться на качество изделий;

– изготовить народную или современную игрушку своими руками из доступных материалов.

- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож, крючок;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

-наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

-добывать необходимую информацию (устную и графическую).

- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.

1.3.Объём программы, срок освоения

     Данная образовательная программа предполагает обучение детей 10-12 лет и рассчитана на один год обучения. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. Комплектование в группу детей одного возраста позволит руководителю построить занятие соответственно с их  возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий  и практических работ. Программа кружка рассчитана на 68учебных часов. Группа занимается по 1 часу в неделю 1 раз. Наполняемость групп от 8-15 человек.

1.4. Содержание программы

   Тема 1. Вводное занятие. (2 ч.)Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.

Правила поведения на занятиях.

    Тема 2. Основные приемы работы с тканью. (4 ч.)

2.1. ТБ при работе. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления.  Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом, клеем, мехом.

2.2.Материаловедение.(4ч.) Виды тканей и их получение.  Свойства тканей и меха.  Способы обработка различных поверхностей тканей.

Практическая работа: определить вид ткани.

2.3. Основные ручные швы.(8ч.)  Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной».

Практическая работа: Выполнить образцы швов

     Тема 4. Игрушки из ткани.

4.1.        Матрешка. Беседа об истории народной игрушки и народного костюма. Анализ образцов - связь материала, формы росписи.
Практическая работа: Зарисовка видов матрешек. Виды тканей и их подбор для выполнения данной работы. Заготовка выкроек-лекал, выполнение чертежей в альбоме, раскрой каркаса и ткани, работа с клеем, сшивание деталей сарафана и кокошника, сшивание
и соединение деталей рукавов и детали головы, оформление игрушки, роспись лица.

      Тема 5. Основные приемы вязания крючком (10 ч.)

Условные обозначения. Правила чтения схем.

Практическая работа: Виды петель:  «убавление петель», «прибавление петель», «полустолбик», «столбик без накида», «петля подъёма», «цепочка».

      Тема 6. Мышка с бантиком ( амигуруми)(20) Знакомство с историей амигуруми. Основы изготовления амигуруми. Изучение схемы описания.

 Основные приемы вязания амигуруми. Выбор схемы-описания;

Практическая работа: Выбор материала и подбор инструментов;

Вывязывание деталей игрушки и набивка их по мере необходимости; Сборка игрушки;

Оформление мордочки, декорирование;

1.5.Планируемые результаты

    Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Рукодельница» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Программа обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

- учебно – познавательный  интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- навык  самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

Школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Предметные:

-уважать и ценить искусство и художественно - творческую деятельность человека;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям, эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства.

Познавательные:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно – прикладного искусства.

Школьники получат возможность научиться:

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.

Школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Раздел 2. Комплекс организационно—педагогических условии

2.1. Учебный план

№п\п

Кол- часов по плану

Наименование раздела, модуля, темы

     Количество часов

Формы формы промежуточной аттестации

Всего

В том числе

практика

Теория

1.

1-2

Вводное занятие

1.Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике.

Правила поведения на занятиях.

2

1

1

2.

Материаловедение.

4

3

1

тест

3-4

1. Виды тканей и их получение.  

2

1

1

5-6

2. Свойства тканей

2

1

1

4.

Основные ручные швы.

8

1

1

Практическая работа

7-8

1.Виды швов и их классификация.

2

2

1

9-10

2.Шов «вперед иголкой»,

2

2

-

11-12

3.«Петельный краевой шов»,

2

2

-

13-14

4.Закрепление нити несколькими способами.

2

20

-

4.

Игрушки из ткани.

Игрушка-матрешка

22

1

2

Творческая работа

15-16

1. Беседа об истории народной игрушки.

2

2

1

17-18

2.Зарисовка видов матрешек.

2

1

-

19-20

3.Виды тканей 

2

2

1

21-22

4. Заготовка выкроек-
лекал

2

2

-

23-24

5. Раскрой каркаса и ткани

2

2

-

25-26

6. Сшивание деталей сарафана

2

2

-

27-28

7. Сшивание кокошника,

2

2

-

29-30

8. Сшивание  и соединение деталей рукавов

2

2

-

31-32

9.Сшивание деталей головы

2

2

-

33-34

10.Сшивание и соединение деталей рукавов и детали головы

2

2

-

35-36

11. Оформление
игрушки. Роспись лица.

2

-

5.

«Основные приемы вязания крючком» 

10

Практическая работа

37-38

1.Условные обозначения пи вязании крючком. Изучение схем.

Понятия «кольцо амигуруми»,

2

1

1

39-40

2.Понятия «убавление петель», «прибавление петель», «цепочка».

2

2

-

41-42

3. Обучение вязанию круга

2

2

-

43-44

5.Вязание базовых частей: «голова», «туловище»

2

2

-

45-46

6.Вышивание глаз, носа, бровей,

2

2

-

6.

Мышка с бантиком (амигуруми)

20

15

5

Проектное изделие

47-48

1.Знакомство с историей аммигуруми

2

1

1

49-50

  1. 2. Особенности технологии вязания амигууми

2

1

1

51-52

3.Изучение схемы описания.

2

1

1

53-54

4.Основные приемы вязания амигуруми

2

2

-

55-56

5.Выбор схемы-описания;

2

1

1

57-58

6.Выбор материала и подбор инструментов

2

1

1

59-60

7.Вывязывание деталей игрушки и набивка их по мере необходимости

2

2

-

61-62

8.Сборка игрушки

2

2

-

63-64

9.Оформление мордочки

2

2

-

65-66

10.Декорирование игушки

2

2

-

67-68

Выставка работ.

2

2

-

выставка творческих работ

итого

68

2.2. Календарный учебный график  

п/п

дата

начала

реализаци

и

дата

окончания

реализаци

и

Режим  занятия

Кол- во

недель\дней\ часов

Раздел \ Модуль  

1 год

1 сенктября

 

30 мая

1 раз в неделю по 2 часа

14недель \ 28 дней \ 112 часов

1- 8  января – Новогодние каникулы  

января – Рождество

Христово  

марта - Международный женский день  23 февраля – День защитника отчества 1 мая – Праздник весны и труда  

мая – День Победы  

4 ноября – День Народного

Единства

Возможно участие в организации мероприятия в праздничный день. 

           2.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)  Рабочая программа воспитания с календарным планом воспитания .

    В центре программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы учреждения станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

     Цель программы: создание благоприятных условий для просоциальной самореализации обучающихся, направленное на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

2.4.         Условия реализации программы  

       Программа рассчитана на проведение занятий по 2 часа 1 раз в неделю Набор детей осуществляется без ограничений в плане мастерства и таланта детей, принимаются все желающие.

     На  занятиях  используются  наглядные  пособия, схемы, таблицы, образцы,  чертежи  игрушек,  инструкционные  и  технологические карты.  Возможно      использование      интернет      технологий      и мультимедийного  оборудования  при  проведении занятий.        Также интересно     использование     различных     видов     презентаций. На   занятиях   по   данной   программе   потребуются   следующие материалы и инструменты.

-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;

-ткани, мех;

-нитки катушечные разных цветов;

-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;

-картон;

-поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;

-ножницы, иголки, наперсток;

-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;

-щетка для расчесывания меха;

-электрический утюг;

-спецодежда;

 Информационное обеспечение:  

Для реализации программы используется:

- методическая литература, представленная ниже в списке литературы;

-методика         определения         эффективности         реализации         дополнительной общеобразовательной программы;

- иллюстрации с работами мастеров прикладного творчества;  

- образцы, изготовленные педагогом дополнительного образования;  

- коллекции детских творческих работ;  

- готовые презентации по темам;

 

Кадровое обеспечение.  

В реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Рукодельница» задействован один педагог, имеющий специальное педагогическое  образование,   специальность   «учитель технологии».

2.5. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации

Формы аттестации соответствуют формам, указанным в учебном плане.  

      Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.

     Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя  выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и  изготовление игрушек.

    Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Способы  проверки результатов обучения и формы подведения итогов.

     Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах,  выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия.   Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

      Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как :

- мониторинг результативности участия детей в конкурсах и фестивалях различного уровня;

- педагогические наблюдения;

- педагогический анализ;

- накопление фото- и видео-документов

- анкетирование и тестирование воспитанников

2.6. Оценочные материалы.

Формы аттестации и критерии оценивания:

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень – учащийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с инструментами  и приспособлениями самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

средний уровень – у учащегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с  помощью педагога, выполняет задания на основе образца;

ниже среднего уровень – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины.

ниже среднего уровень - учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе, учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

2.7.Методический материал.

Методы обучения  

В работе с детьми используются методы  и приемы:

- объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, объяснение, показ приемов исполнения педагогом;

- исследовательско-поисковый метод (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование материалов). Этот метод направлен на развитие творческого мышления;    

- игровой метод (использование элементов игры, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей);

- метод анализа и сравнения( анализируют допущенные ошибки, сравнивают готовые изделия, обсуждают выставочные работы других).

 

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

 

Педагогические технологии:

Основными педагогическими технологиями данной образовательной программы являются:

- технологии личностно-ориентированного подхода

- здоровьесберегающие технологии

- игровые технологии

- технология проектной деятельности

Формы учебных занятий: 

    по особенностям         коммуникативного         взаимодействия         педагога         и         детей:

практические групповые, подгрупповые, индивидуальные,  конкурс, фестиваль.

по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

 

Алгоритм  учебного занятия 

Краткое описание структуры занятия и его этапов

Время в минутах

Повторение пройденного материала, т/безопасности  

5

Объяснение нового материала.

7

Практическое занятие.

30

Рефлексия

3

Общее время занятия

45

  Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные задания, упражнения и т.п.  

2.8.  Иные компоненты: Приложения  

Методические рекомендации.

Выполнение графических работ.

     На занятиях ведутся альбомы для выполнения зарисовок игрушек, чертежей. Выкройки-лекала переводятся на альбомные листы карандашом, затем контуры каждой детали выкройки обводят тушью или гелевой ручкой. При расположении выкроек на листе надо следить затем, чтобы детали не находили друг на друга. Если этого не избежать, необходимо воспользоваться цветными ручками или фломастерами, чтобы разграничить детали выкройки. На листах обычно вначале располагают детали выкроек больших размеров, а между ними помещают маленькие. На чертежах каждой модели делают соответствующую надпись — название детали с указанием количества частей, которые необходимо будет выкроить из материала. В верхней части листа делается надпись — название модели и ее краткая характеристика.

      Качество выполнения игрушек из ткани и меха в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки-лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих.

      Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. ть (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.

     Раскрой материала.

     Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя.

     При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят    карандашом     или     мелом.     При     размещении     на материале  парных деталей  нужно  следить  за тем,  чтобы  они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.

     При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру.    В первую очередь   на   материале   надо   располагать   наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав   по фактуре   и    направлению  ворса,   нитей.

     Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.

    Детали  игрушек  из   сукна,  драпа,   войлока раскраиваются  без припуска на швы а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина — с припуском 0,5—1 см.

     Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха.

     Соединение деталей.

      Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных деталей из тонкой ткани.

      Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани — ситца, бязи и т.д. вначале сметывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на швейной машине.

     Затем   их   выворачивают   на   лицевую   сторону   и   набивают синтепоном.

     Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине.    Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.

    Набивка деталей.

     Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти  всегда  остаются  от раскроя  игрушек.   Набивать   формы следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.

Оформление глаз, носа.

      Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек выполненных из ткани могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.

Санитарно-гигиенические требования при занятии рукоделием


-Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

- Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа. 
- Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон. 
-  Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

Техника безопасности трудa.

     На    занятиях    учащиеся    постоянно    пользуются    ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно  соблюдать  правила безопасности труда и пожарной безопасности.

1.При работе  ножницами,   иголками,   булавками:

   -Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.

   -Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
  -Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении
они могут поранить тебя и твоего товарища.

   -Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

   -Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

   -Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

   -При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо

прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

   -Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в

стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную

подушечку.

   -Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

   -Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной
подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

   -Сломанную иглу следует отдать руководителю.

2.При работе   с крючком.

- Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных пеналах.

-  При осуществлении деятельности нужно быть аккуратным и внимательным.

-  Следует стремиться не допустить: прокалывания пальцев рук; беречь глаза и другие части тел, особенно — от осколков сломавшихся крючков; плохого освещения; травмирования рядом сидящего человека.


Тестовые вопросы по программе

 

1. Как сокращенно пишется:                                  

а) столбик с накидом ______

б) полустолбик с накидом _______

в) воздушная петля _______

г) соединительный столбик _______

д) столбик без накида ________

  1. Какими столбиками чаще всего вяжут игрушки?______________________________

3. Расположи столбики по порядку от самого большого к самому маленькому.

а) столбик без накида ___

б) столбик с двумя накидами  ___

в) соединительный столбик ___

г) полустолбик с накидом ___

д) столбик с накидом ___

4. При вязании круглого полотна делаются:

а) прибавки;

б) убавки.

5. Что используют для набивки игрушек?______________________________

 2.9.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Литература для учителя

1.Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации.- Волгоград;Учитель,2008.

2.Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М.: Просвещение, 1990.

3.Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство Книга для учителя =М. Просвещение, 1984

Литература для учащихся:

1.Майкова Л.Е. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям –Йошкар-Ола:»Вертикаль», 2007

2.Ткаченко Т., Стародуб К. Мягкая игрушка для начинающих. Лучшие модели и вы.Ростов –на –Дону: Издательский ДОМ «Владис», М.: Издательский Дом «РИПОЛ классик», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...