Моя отчизна
творческая работа учащихся (9 класс)

Асият Абдулхаликовна Абдурахманова

Конкурсная работа на тему мой прадед

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Джаванкентская СОШ им. М.Х. Рамазанова»

Материал на конкурс «Моя отчизна»

 Международная выставка инновационных достижений

 «на ВИДУ»

 номинация исследовательская работа

  на тему:

«Мой прадед»

Выполнили: ученица10кл.

Султанмутов М.И.

и ученица  9 кл.

 Хасаева А.Д.

Проверили: учитель географии

 Абдурахманова У.А

и учитель истории

 Султанмутов И.М.

Содержание:

I. Вступительная часть
II.Основная часть

   1. История возникновения села………………………………………………
  2.
Достопримечательности Джаванкента……………………………………        

   3. Археологические сведения по селении Джаванкент…………………….

   4.Хронология основных исторических событий…………………………… 
   5.Долгожители села Джаванкент…………………………………………….

III. Заключение

IV. Использованная литература (источники)

V. Приложения


1. Введение        

Сколько горя и несчастья

Принесла война.

И нам об этом забывать

Никогда, друзья, нельзя.

Актуальность

        Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, тревожа старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Война… Как много говорит это слово. Война- это горе, слезы. Война- страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Война- это смерть каждый час, каждую минуту, но тогда они об этом не думали, для всех было главным остановить врага. Огромное количество солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории. А сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти.

      Оттого долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на глазах».  

      Отгремели бои в далёком прошлом… Но живы воспоминания о тех, кто шестьдесят девять лет назад спас мир на нашей земле. Их помнят дети, внуки, правнуки.

        Наша страна готовится к 75-летию  Великой Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.  На уроках литературы, истории, классных часах  много времени уделяется изучению материала, связанного с Великой отечественной войной. К сожалению, очевидцев этой страшной войны  с каждым годом становится меньше. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.

       Мой прадедушка  Черняев Иван Степанович отстаивал свободу и светлое небо над нашей страной в этой страшной и жестокой войне, но его военный путь оказался очень тяжёлым. Я много знаю о своем прадеде и хочу рассказать о том, сколько испытаний встретилось на его жизненном пути. Этим и было продиктовано мое желание познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.

 Цель моей работы: изучить историю жизни моего прадеда, узнать, какой о его жизни и судьбе и показать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

Задачи:

  1.Изучить подробно биографию моего прадедушки на основе сохранившихся в семейном архиве документов, газетных статей, фотографий.

      При выборе методов исследования, я использовала беседы с прадедушкой, бабушкой, изучала документы и фотографии, награды прадедушки, изучала художественную литературу.

    Самое главное, я поняла, что всё уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

Тема эта актуальна

Во все времена.

Помнить прошлое надо

И детям, и взрослым всегда.

Джаванкент
Живет, расцветает в середине двенадцати гор,
Места роднее на свете мне этого нет.

Уже 130-й год пролетает с тех пор,
Как был основан на этой земле Джаванкент.

  * * *
Хочу написать, рассказать о тебе и воспеть,
На долгие годы твой неизвестный поэт.
Напишу я непросто, чтобы куплетов имели,

А про родное село, чтобы песню запели.

    1.История возникновения  села Джаванкент

              Джаванкент- большое благоустроенное село своим рукотворным озером. В селе много зелени и домов с уютными нависающими над улицами грандами. В архивных записях аул называют город -Башлы. История Джаванкента становится доступным для исследования с 1818 года.  Это много мятежная скопище  говорят, что Джаванкентцы очень храбры и отличные стрелки. За плечами сельчан героическая партизанская прошлое……

             Мы знаем историю, культуру своего народа, у нас народ гостеприимный и уважительный.
   Каждый человек должен знать о том месте, где родились и жили предки, они оставили нам свою веру, убежденность и мужество. Как уже было отмечено выше, Джаванкент  является
одним из древнейших и очень известных населенных пунктов в Дагестане. С его происхождением связаны довольно интересные предания. В 1877 году в Дагестане вспыхнуло крупное антироссийское восстание одним из центра, которым стал  аул Башлы, аул был полностью разрушен, вместо одного аула было образованно три: Башлыкент, Джавайкент, Капкайкент.В честь горы Джаван-тау было названа село Джаванкент.

     Расположено  селение Джаванкент на исторической местности Кайтаг у подножья горы Джавантау, одной из холмов Батуша Бетахули и Алдибет. После разрушения села Башлы ныне Эскигент жителям Джаванкента была дано переселяться в Ачи . В дальнейшем люди начали переселяться в Северную часть реки Кумашарт близ Батуша .  в долине реки Кумашарт в 33 км. к юго-западу г. Избербаш. Они участвовали  и в Кавказкой войне и в восстании 1877 году в Дагестане. Укрепления позволяли жителям их наблюдать за окружающей местностью и быстро организовать оборону в случае вторжения врагов. Равным образом они контролировали проходящие мимо них торговые пути. Так как поселения находились на большой возвышенности, жителям за водой приходилось спускаться в долину реки Башлы-озень, к единственному для этих мест источнику питьевой воды, следовательно, испытывать определенные хозяйственно-бытовые трудности.

Как уже было отмечено выше, Башлы является одним из древнейших и очень известных населенных пунктов в Дагестане. С его происхождением связаны довольно интересные предания. Согласно одной из любопытнейших версий легенды, предки башлынцев жили в трех укрепленных рвами, естественно защищенных поселениях, называвшихся тогда Батырша, Ёгъары-Башлы и Хагуре-Ташлар (букв.: Большие камни). Все они располагались недалеко друг от друга на склонах гор, несколько выше позже возникшего единого аула Башлы. Укрепления позволяли жителям их наблюдать за окружающей местностью и быстро организовать оборону в случае вторжения врагов. Равным образом они контролировали проходящие мимо них торговые пути. Так как поселения находились на большой возвышенности, жителям за водой приходилось спускаться в долину реки Башлыозень, к единственному для этих мест источнику питьевой воды, следовательно, испытывать определенные хозяйственно-бытовые трудности.

Согласно преданию, в селении Хагуре-Ташлар жил некий Алибек, могущественный родовой вожак, развратник. У него якобы было 20 сыновей, а у сыновей еще 40 верных друзей (очевидно, речь шла о дружинниках), да еще немало своих друзей, служивших верой и правдой Алибеку. Его люди ежедневно спускались к источнику, куда приходили за водой, постирать одежду, помыть предметы домашнего быта женщины из названных выше аулов. Красивых женщин, не исключая даже семейных, насильно хватали и увозили на лошадях для ночных утех Алибека. Опасаясь мести, женщины якобы ничего не говорили своим отцам, братьям и мужьям. Однажды Алибеку таким путем была доставлена жена жителя Батырша. Вернувшись утром к взволнованному мужу, она рассказала о случившемся. В связи с этим получили огласку и прежние гнусные дела Алибека. Возмущенное общество решило расправиться с насильником. К жителям Батырша присоединились и жители двух других соседних аулов, и возглавил эту борьбу по просьбе народа известный своей храбростью житель Ёгъары-Башлы – Рустам-Зал. При внезапном нападении на замок Алибек и его сторонники были убиты. «После победы, – гласит предание, – жители всех трех аулов объединились и основали одно крупное поселение у подножья горы Джавантав у реки Башлыозень и назвали его Башлы».

По другим известным преданиям, объединению способствовали оборонные цели, необходимость сплочения в случае нападения неприятеля. Согласно другой версии преданий, предки Башлынцев жили в 5 селениях. Это были:1) Ёгъары-Башлы, на возвышенности, западнее современного селения Башлыкент; 2) Батырша – западнее современного Джаванкента, также на возвышенности Джанантава; 3) Хагуре-Ташлар (Большие камни) – также на возвышенности Джавантава, западнее современного селения Башлыкент; 4) четвертое селение было расположено в ущелье Явушанкъол, недалеко от современного Джаванкента; 5) Чакавуркент располагался на участке Чирми, между двумя пастбищными местностями:Гьажиныкъутан и Гуваныкъутан, т.е. западнее современного Къачалайкъутана (в 20 км к северо-западу от Башлыкента). Это были небольшие поселения, которые нередко подвергались нападению со стороны более сильных соседних обществ. Очевидно, в том и в другом предании отражается определенный исторический этап развития общества Башлы – перехода от родовых форм поселений или малых поселений к более крупным территориальным. Предания о том, что предки башлынцев когда-то жили в нескольких родовых или небольших соседских поселениях, число которых доходило до 7, отразились и в письменных источниках, относящихся к середине XIX в. В одном из них говорится не о трех первоначальных поселениях. «...Прежде, – говорится в нем, – башлынцы жили в семи разных местах, по общему соглашению... поселились в одном месте, где ныне живут, и образовали одну деревню».

Из приведенного выше видно, что Башлы в отдаленном прошлом занимали сравнительно большую территорию, в составе которой находились земельные угодья и три относительно хорошо укрепленных поселения.

                 

           

 Хронология основных исторических событий  

1.Вторая половина 4-2 тысячелетия до нашей эры ( эпоха ранней бронзы ) – Башлыкентское древнее поселение .

2.1921 год – переименование селения Александркент в селение Джалалкент  

3.1923 год- открытие в селение Джалалкент начальной четырехлетней школы.

4. 1882 год – расселение башлынцев в трех новых селениях : Александркенте , Джалалкенте и Капкайкенте.

5. 1928 год – организация в селении Джалалкент сельскохозяйственных артелей «11 Октября» и «Ворошилов».

6.Середина 50-х годов – организация сельской врачебной амбулатории.

7. 1991 год – открытие в селении Джаванкент средней школы.

8.1966- 1971 годы – образование на землях Башлыкента и Джаванкента совхоза «Кировский» и на землях Капкайкента совхоза имени Уллубия Буйнакского.

9. 1988 год – принятие решения о проведении 3-мая ежегодного праздника «День-Башлы».

 Археологические сведения по селении Джаванкент

Джаванкентский курган . В 0,5 км к северо – западу от с.. Джаванкент , у дороги в с. Алходжакент , находится большой курган удлиненной формы , основание которого окружено камнями в два ряда . На склонах кургана видны края каменных ящиков ( Исаков М.И., 1959. С.215,№231).

Джаванкентская находка. В 3 км . от с. Джаванкент найдена бронзовая головная булавка с невершие в виде круторогого горного козла , датируемая» первой половиной 5 тысячелетия до н.э.( Фонды ДРОИАМ , инв. №22926). 

                      Мухтаров  Магомед  Мухтарович

                     Мухтаров  Магомед  Мухтарович в 1926 году в селении Джаванкент .

Отца звали Халидов  Мухтар , мать Пари . Сестры Умият и Бурлият. Братья Эльдар и Абдулкадыр.

  Он имеет полное среднее образование , по специальности бухгалтер, учился на вечернем    обучении в городе Махачкала на главного бухгалтера.

-1947тгоду работал секретарем сельсовета и одновременно был депутатом

-работал в горпиша Комбинат заведующем  склада в городе Махачкала 5 лет

-работал Хлебозаводе №1 заместителем склада

- Дагестанский  Холодо-камбинат заведующем склада

-проработал 1 год  заведующем  магазине в городе Кизляр

-Министерство местной промышленности  автохозяйство заведующим складом (ДАССР)

-городе Огни заведующим склад Берекейский  МТС машино - транспортная станция

-Каякенте – заведующем магазина в районе (заведующем района )

-1962 году член партии

Был секретарем « Комсомольской организации» в трех селах Джаванкент Башлыкент и Капкайкент (4-5 лет )

Имеет 53 года безперерывный  стаж. В 1986 году вышел на пенсию , после выхода на пенсию в ДОСС автостанции старшим охранником .

          Служил в городе Краснодаре три месяца. Вышел приказ от Сталина  26-27 года рождения мужчин не взять на войну так , как было нехватка мужчин чтобы проработали  в колхозах

совхозах и т.д.

    В 1949 году женился на свою односельчанку Адавовой Гурият и имеет 6 детей.

                                                1.Мухтаров Мухтар

                                                2.Адавова Умият

                                                3.Адавов Эльдар

                                                4.Адавов Гусенкади

                                                5.Адавов Якуб

                                                6.Адавов Магомед-Саид

Прожив  долгие годы они развелись. Затем он женился на другой и живет с тех пор в городе Махачкала , с детьми хорошие отношения. Каждый год 2-3 раза приезжает в свое родное село Джаванкент в гости к дочке. До сих пор помнит о своей прошлой жизни и каждый раз он рассказывает внукам разные истории о селе и о близких людях.

У продедушки есть внуки и правнуки и они гордятся им.

   Прадедушка любит казачьи песни, сколько его помню, всегда поёт, и с прабабушкой у них был изумительный дуэт. Всю свою жизнь прадедушка по характеру прямолинеен, принципиален, и сейчас в свои 92 года по-прежнему остается самым главным человеком в нашей большой семье.

           

                                                       

 Заключение:

 Завершилась многодневная работа….Признаюсь , что местами было нелегко.

Тема трагической судьбы людей никогда не будет исчерпана. Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится война, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. Пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности.

       Девятое мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле. Для нашей Родины всегда будет светлым майский день 1945 года. И наш человеческий долг, поздравляя друг друга с праздником, всегда помнить о тех, кто воевал, защищал Родину от врагов, кого нет с нами, кто погиб на этой войне, ведь без их мужества и стойкости не было бы нас!

                Поэтому я стремилась собрать как можно больше материала .Освещая важные события в истории нашего прадедушки , я старалась быть объективной . не отступать от правды.Бывает так , что прочитаешь кокое-либо произведение , перевернешь последнюю страницу – и никаких мыслей и эмоций. Хочется надеяться , что подобного не произойдет с этой работой , что она вызовет у вас интерес , заставит задуматься о прошлом и настоящем родного края , родит желание внести свой вклад в его процветание. И тогда я буду считать свою миссию выполненной.
В своей иследовательской деятельности, изучив историю прадеда  местность и известных людей Джаванкента, я пришла к выводу, что эта прекрасная местность, очень красивый райский уголок в Дагестане. А люди, да известные люди, о них можно многое сказать: это трудолюбивые, мужественные, талантливые, образованные люди. И нам, молодежи надо равняться на таких, чтобы в нашем селении было больше знаменитых и известных людей.

Безусловно, многие вопросы, связанные с ранней историей, образованием и развитием башлынского поселения, остаются еще не ясными, нуждаются в дальнейших исследованиях. Здесь мы обрисовали общие контуры отдельных вопросов из исторического прошлого этого крупного аула в Дагестане.

Более поздние периоды истории Башлы относительно хорошо отражены как в фольклоре, так и в документах. Сохранилось много преданий о пребывании здесь Тимура. В 2-3 км к юго-востоку от старого Башлы находится большой высокий холм (тёбе), который башлынцы до сих пор называют «Темир-хан-тёбе».

Использованная литература

  1. С.Ш. Гаджиева «Башлы», г. Махачкала.
  2. В.Г. Гаджиев, М.Ш. Шигабудинов «История Дагестана» РД г. Махачкала ул. Пушкина д.№6  23.09.1993 г.  
  3. Книга Башлы и Башлынцы (история и современность)

 Авторы Я.Б.Гамзатов М.Р.Рашидов

  1. Wikiped 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люблю Отчизну я..."

Урок развития речи...

Отчизны верные сыны

Сценарий классного часа...

Презентация "Отчизны верные сыны"

Презентация к классному часу - http://depositfiles.com/files/l119fucml...

Литературная гостиная «Люблю Отчизну я…»

Мероприятие проводилось к 195-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова....

Литературная гостиная "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!"

Интегрированный урок английского языка и русской литературы в 7 классе...

Эссе "Денис Давыдов: не подвига ради, но во имя Отчизны"

Сочинение ученика 6го класса МБОУ Обходской ООШ Сметанина Артёма о ратных подвигах героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова, размышление о дне сегодняшнем....

Методическая разработка военно-спортивного состязания "Отчизны верные сыны" на Кубок Витязя.

Данная разработка - результат поиска оптимальных форм работы по допризывной подготовке юношей. Так же мероприятие носит ярко выраженную патриотическую направленность. За 4 года, в течение проводится о...