ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ Внеклассное занятие по русскому языку
план-конспект
Цели:
- повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
- развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
- формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_kvadrat.docx | 29.4 КБ |
volshebnyy_kvadrat.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ
Внеклассное занятие по русскому языку
Цели:
- повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
- развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
- формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Оборудование: презентация, экран, жетоны
Правила игры:
- Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
- Среди секторов игрового квадрата есть:
- - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);
▲ - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);
SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков;
⬛ - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).
- По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
- Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:
- 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»
- 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»
- 5 синих секторов – «Морфология»
- 5 желтых секторов – «Орфография»
- 5 красных секторов – «Лексика»
- 5 белых секторов – «Фразеология»
- 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»
- 1 черный сектор
Вопросы.
«Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)
- SOS Подберите 5 слов с редкой приставкой ВОЗ-
(Ответ: воздержаться, возвращать, возможность, вознаграждение, возмущаться, возвышать, возмездие, возмужать, возрождать)
8. Приставка такая же, как в слове полет,
Корень такой же, как в слове дарить,
Суффикс такой же, как в слове дружок,
Окончание такое же, как в слове лес.
(Ответ: подарок)
24. Блиц. Как называются жители:
- Ставрополя
- Челябинска
- Москвы
(Ответ: ставропольчане, челябинцы; москвичи)
27. Какая приставка омонимична личному местоимению?
(Ответ: ВЫ)
35. Почему корень слова называют корнем?
(Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении новых морфем.)
«Голубой сектор» (Фонетика и графика)
2. Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.
Мимо сада не спеша,
Шли четыре малыша.
- Поигаем, что ли в пятки?
- Луссе в мясик на плоссядке!
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!..
«В пятки?»
«В вунки?»
Что такое?!
Ничего не разобрать!
(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ] и [ л ])
15. С глухим согласным траву она срезает
Со звонким – листья объедает.
(Ответ: Коса – коза.)
18. С буквой «З» - оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» - гнилое место,
Там земля, как будто тесто
(Ответ: золото-болото)
26. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Ответ: азбука)
36. Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл?
На путях я вижу сорок
Резво скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.
И. Соколов-Микитов
(Ответ: На путях я вижу со´рок
Резво скачущих соро´к.
Этот вид мне очень до´рог
Средь неведомых доро´г.)
«Синий сектор» (Морфология)
9. Корень тот же, что и в слове сказка.
Суффикс тот же, что и в слове извозчик.
Приставка та же, что и в слове расход.
(Ответ: рассказчик)
13. Корень из слова веточка,
Приставка из слова отличник,
Суффиксы взяты из слов мужество,
Откровенный, смелость.
(Ответ: ответственность)
16. Мой корень – родственник сраженья,
Приставка - в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землей.
(Ответ: забойщик)
28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.
(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)
32. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
(Ответ: я – мы)
«Желтый сектор» (Орфография)
7. Замените следующие словосочетания одним словом:
- школьный документ об образовании,
- вид городского транспорта,
- популярная игра на льду.
(Ответ: аттестат, троллейбус, хоккей)
11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными.
(Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)
20. Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь я в конфету.
(Ответ: и´рис – ири´с)
29. Делать с И спокойно нужно,
Если слушаешь урок,
Будешь с Е еще не скоро:
Не пришел еще твой срок.
(Ответ: сИдеть – сЕдеть)
31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей.
(Ответ: Роза, Лилия, Иван-да-Марья, Иван-чай, Ванька-мокрый)
«Красный сектор» (Лексика)
- Блиц. Найдите омонимы:
- Прозрачное стекло – молоко стекло по столу
- Печь пироги – русская печь
- Старинный замок – дверной замок
- Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.
(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио»
22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях:
- У девочки синеющие глаза.
- Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.
(Ответ: У девочки синие глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)
33. SOS. Расставьте в алфавитном порядке слова:
месяц, год, день, неделя;
час, минута, секунда;
красный, оранжевый, желтый;
яблоня, яблоко, яблочный;
кинотеатр, кинофильм, киноактер.
«Белый сектор» (Фразеология)
- Есть ли ноги у газеты, книги?
(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)
- Каким фразеологизмом мы можем высказать свое отношение к нежданным гостям?
(Ответ: как снег на голову)
10. Подберите фразеологизмы к выражениям:
- «Плохой почерк»
- «Быстро бежать»
(как курица лапой, во весь дух, бежать сломя голову)
12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»
(Ответ: В чужие сани не садись.)
25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
- О том, кто часто меняет свои решения.
(Отве: У него семь пятниц на неделе.)
- О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.
(Ответ: Фома неверующий.)
- О болтливом человеке.
(Ответ: У него язык без костей.)
Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)
14. Расставьте знаки препинания в предложениях:
О чем ты, девочка, плачешь?
Что, царевич, ты не весел?
Здравствуйте, Иван Федорович!
17. Составьте предложение:
1. Из предложения
Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы.
возьмите определение и согласуйте его с существительным листья.
2. Из предложения: Пушкин очень любил осень.
возьмите дополнение.
3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения: Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавьте сказуемое из предложения
Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.
5. Из предложения
Куда ведете нас, дороги?
возьмите имя существительное, которое является обращением.
Ответ: Осень щедро выстлала дороги желтеющими листьями.
21. SOS. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
(Ответ издателя: «!»)
30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха.
(Ответ. Делу время, а потехе час.)
34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно.
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жить строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.
(Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!)
Список использованной литературы и Интернет-источников
- Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496 с. (Серия «Учимся играя») – ISBN 5-85956-032-Х
- Грамоте учиться всегда пригодится: дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы / сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 332 с. – ISBN 978-5-7057-1416-2
- Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова,
З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.: ил. – ISBN 5-09-002253-4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П Р А В И Л А И Г Р Ы Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда. Среди секторов игрового квадрата есть: - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона); - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов); SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков; - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона). По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
« Морфемика и словообразование » «Фонетика и графика» « Морфология» « Орфография» « Лексика» « Фразеология» «Синтаксис и пунктуация» Игровое поле разделено на 36 секторов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Лексика Блиц. Найдите омонимы : Прозрачное стекло – молоко стекло по столу Печь пироги – русская печь Старинный замок – дверной замок 1
Лексика 6 Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.
Лексика 19 Задача-шутка . Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: « Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио»
Лексика 22 Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях: У девочки синеющие глаза. Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.
Лексика 33 SOS Расставьте в алфавитном порядке слова : месяц, год, день, неделя; час , минута, секунда; красный , оранжевый, желтый; яблоня , яблоко, яблочный; кинотеатр , кинофильм, киноактер.
Фонетика и графика Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает. Мимо сада не спеша, Шли четыре малыша. - Поигаем , что ли в пятки? - Луссе в мясик на плоссядке ! - Вот пвидумав ! Под говою Вучше в вунки поигвать !.. «В пятки?» «В вунки ?» Что такое?! Ничего не разобрать! 2
Фонетика и графика С глухим согласным траву она срезает , Со звонким – листья объедает. 15
Фонетика и графика 18 С буквой «З» - оно блестит, В сейфах банковских лежит. С буквой «Б» - гнилое место, Там земля, как будто тесто
Фонетика и графика Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? 26
Фонетика и графика 3 6 Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл? На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок . Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог . И . Соколов-Микитов
Фразеология Есть ли ноги у газеты, книги? 3
Фразеология Каким фразеологизмом мы можем высказать свое отношение к нежданным гостям? 5
Фразеология Подберите фразеологизмы к выражениям: - «Плохой почерк» - «Быстро бежать» 10
Фразеология Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.» 12
Фразеология Блиц . Подберите подходящий по смыслу фразеологизм . О том, кто часто меняет свои решения. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. О болтливом человеке. 25
Морфемика и словообразование Подберите 5 слов с редкой приставкой ВОЗ- 4 SOS
Морфемика и словообразование Приставка такая же, как в слове полет , Корень такой же, как в слове дарить , Суффикс такой же, как в слове дружок , Окончание такое же, как в слове лес . 8
Морфемика и словообразование Блиц. Как называются жители: Ставрополя Челябинска Москвы 24
Морфемика и словообразование Какая приставка омонимична личному местоимению? 27
Морфемика и словообразование Почему корень слова называют корнем? 35
Морфология Корень тот же, что и в слове сказка . Суффикс тот же, что и в слове извозчик . Приставка та же, что и в слове расход . 9
Морфология Корень из слова веточка , Приставка из слова отличник , Суффиксы взяты из слов мужество, Откровенный , смелость. 13
Морфология Мой корень – родственник сраженья , Приставка - в слове заявленье , В наборщике есть суффикс мой, А весь – тружусь я под землей. 16
Морфология Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные. 28
Морфология Какие два местоимения мешают автотранспорту? 32
Орфография Замените следующие словосочетания одним словом с удвоенной согласной: школьный документ об образовании вид городского транспорта популярная игра на льду 7
Орфография Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными 11
Орфография Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь я в конфету. 20
Орфография Делать с И спокойно нужно, Если слушаешь урок, Будешь с Е еще не скоро: Не пришел еще твой срок. 29
Орфография Укажите три названия растений, содержащие имена людей. 31
Синтаксис и пунктуация Расставьте знаки препинания в предложениях: О чем ты девочка плачешь? Что царевич ты не весел? Здравствуйте Иван Федорович! 14
Синтаксис и пунктуация Составьте предложение: 1 . Из предложения Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы. возьмите определение и согласуйте его с существительным листья. 2 . Из предложения: Пушкин очень любил осень. возьмите дополнение . 3 . Добавьте обстоятельство образа действия из предложения: Осень щедро одаривает леса краской. 4 . Добавьте сказуемое из предложения Весна выстлала на лугу разноцветный ковер . 5 . Из предложения Куда ведете нас, дороги? возьмите имя существительное, которое является обращением. 17
Синтаксис и пунктуация 21 SOS Рассказывают , что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
Синтаксис и пунктуация 30 Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха .
Синтаксис и пунктуация 34 Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно. Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной
ПЕРЕХОД ХОДА
http://artestom.ru/images/other/graznulya2.jpg - карапуз http://www.1semena.ru/published/publicdata/SHOPDB/attachments/SC/products_pictures/geran%20delta%20782579_enl.jpg – герань http://img-fotki.yandex.ru/get/5505/valenta-mog.144/0_6f4e9_d621b22b_orig.jpg - девочка http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou65/DocLib25/%D0%9F%D0%A0%D0%A1/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8.jpg – дети http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/769/77769595_large_1.png - буква А http://img-fotki.yandex.ru/get/6004/valenta-mog.ba/0_675b7_9475329a_orig.jpg - буква В http ://chmag.ru/images/stories/Alfaviti/Rus1/russkiy-alfavit-v-kartinkah-bukva-k.png - буква К http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=374951047-16-72&n=21 – книги http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=40359158-47-72&n=21 – табл. Умножения http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=50373185-36-72&n=21 – газета 11. http:// im5-tub-ru.yandex.net/i?id=97601108-27-73&n=21 – баран 12. http:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=132346552-70-73&n=21 - дуга Интернет источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"
Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...
Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс
Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его языковых особенностей и содержания....
Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"
Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...
Внеклассное занятие по русскому языку «Знатоки русского языка»
Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся.Задачи:1. Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.2....
Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс
Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...
Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"
Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся. Задачи:Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.Развивать речь, мышление учащихс...
Внеклассное занятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
Внеклассное занятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"...