ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ Внеклассное занятие по русскому языку
план-конспект

Дряева Дарья Александровна

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_kvadrat.docx29.4 КБ
Файл volshebnyy_kvadrat.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Внеклассное занятие по русскому языку

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Оборудование: презентация, экран, жетоны

Правила игры:

  1. Играющие делятся на команды. Участники  по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
  2. Среди секторов игрового квадрата есть:
  • - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);

 - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

SOS -  команда может воспользоваться помощью болельщиков;

 - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).

  1. По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
  2. Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:
  • 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»
  • 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»
  • 5 синих секторов – «Морфология»
  • 5 желтых секторов – «Орфография»
  • 5 красных секторов – «Лексика»
  • 5 белых секторов – «Фразеология»
  • 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»
  • 1 черный сектор

Вопросы.

«Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)

  1. SOS Подберите 5 слов с редкой приставкой  ВОЗ-

(Ответ: воздержаться, возвращать, возможность, вознаграждение, возмущаться, возвышать, возмездие, возмужать, возрождать)

    8.  Приставка такая же, как в слове полет,

         Корень такой же, как в слове дарить,

         Суффикс такой же, как в слове дружок,

         Окончание такое же, как в слове лес.

         (Ответ: подарок)

    24. Блиц. Как называются жители:

  • Ставрополя
  • Челябинска
  • Москвы

(Ответ: ставропольчане, челябинцы; москвичи)

    27. Какая приставка омонимична личному местоимению?

         (Ответ: ВЫ)

     35. Почему корень слова называют корнем?

         (Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении  новых морфем.)

«Голубой сектор» (Фонетика и графика)

       2.  Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.

Мимо сада не спеша,

Шли четыре малыша.

- Поигаем, что ли в пятки?

- Луссе в мясик на плоссядке!

- Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!..

«В пятки?»

«В вунки?»

Что такое?!

Ничего не разобрать!

(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ] и [ л ])

        15.                С глухим согласным траву она срезает

                              Со звонким – листья объедает.

(Ответ: Коса – коза.)

18. С буквой «З» - оно блестит,

В сейфах банковских лежит.

С буквой «Б» - гнилое место,

Там земля, как будто тесто

 (Ответ: золото-болото)

        26. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

(Ответ: азбука)

        36. Где нужно поставить ударение в выделенных  словах, чтобы был понятен смысл?

                              На путях я вижу сорок

                              Резво скачущих сорок.

                              Этот вид мне очень дорог

                              Средь неведомых дорог.

                                                            И. Соколов-Микитов

(Ответ:                  На путях я вижу со´рок

                              Резво скачущих соро´к.

                              Этот вид мне очень до´рог

                              Средь неведомых доро´г.)

«Синий сектор» (Морфология)

         9. Корень тот же, что и в слове сказка.

             Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

             Приставка та же, что и в слове расход.

(Ответ: рассказчик)

         13. Корень из слова веточка,

               Приставка из слова отличник,

               Суффиксы взяты из слов мужество,

               Откровенный, смелость.

(Ответ: ответственность)

         16. Мой корень – родственник сраженья,

               Приставка -  в слове заявленье,

               В наборщике есть суффикс мой,

               А весь – тружусь я под землей.

(Ответ: забойщик)

         28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.

(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)

        32. Какие два местоимения мешают автотранспорту?

(Ответ: я – мы)

«Желтый сектор» (Орфография)

         7. Замените следующие словосочетания одним словом:

  • школьный документ об образовании,
  • вид городского транспорта,
  • популярная игра на льду.

(Ответ: аттестат, троллейбус, хоккей)

        11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными.

(Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)

        20. Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету.

(Ответ: и´рис – ири´с)

               29. Делать с И спокойно нужно,

              Если слушаешь урок,

              Будешь с Е еще не скоро:

              Не пришел еще твой срок.

(Ответ: сИдеть – сЕдеть)

                31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей.

(Ответ: Роза, Лилия, Иван-да-Марья, Иван-чай, Ванька-мокрый)

                

«Красный сектор» (Лексика)

  1. Блиц. Найдите омонимы:
  • Прозрачное стекло – молоко стекло по столу
  • Печь пироги – русская печь
  • Старинный замок – дверной замок
  1. Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.

(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио»

22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях:

  • У девочки  синеющие глаза.
  • Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

(Ответ:  У девочки синие глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)

    33. SOS. Расставьте в алфавитном порядке слова:

месяц, год, день, неделя;

час, минута, секунда;

красный, оранжевый, желтый;

яблоня, яблоко, яблочный;

кинотеатр, кинофильм, киноактер.

«Белый сектор» (Фразеология)

  1. Есть ли ноги у газеты, книги?

(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)

  1. Каким фразеологизмом мы можем высказать свое отношение к нежданным гостям?

(Ответ: как снег на голову)

    10. Подберите фразеологизмы к выражениям:

- «Плохой почерк»

- «Быстро бежать»

(как курица лапой, во весь дух, бежать сломя голову)

    12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»

(Ответ: В чужие сани не садись.)

    25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

  • О том, кто часто меняет свои решения.

(Отве: У него семь пятниц на неделе.)

  • О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.

(Ответ: Фома неверующий.)

  • О болтливом человеке.

(Ответ: У него язык без костей.)

Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)

     14.      Расставьте знаки препинания в предложениях:

О чем ты, девочка, плачешь?

Что, царевич, ты не весел?

Здравствуйте, Иван Федорович! 

    17. Составьте предложение:

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы. 

возьмите определение  и согласуйте его с существительным листья. 

2. Из предложения: Пушкин очень любил осень. 

возьмите дополнение. 

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения: Осень щедро одаривает леса краской. 

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги? 

возьмите имя существительное, которое является обращением. 

Ответ: Осень щедро выстлала дороги желтеющими листьями.

    21. SOS. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

(Ответ издателя: «!»)

    30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха.

(Ответ. Делу время, а потехе час.)

    34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно.

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно  отдыхаешь умело жить строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.

(Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно,  отдыхаешь умело,-  жизнь строишь правильно.  Сделай же ее интересной и полезной!)

Список использованной литературы и Интернет-источников

  1. Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496 с. (Серия «Учимся играя») – ISBN 5-85956-032-Х
  2. Грамоте учиться всегда пригодится: дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы / сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 332 с. – ISBN 978-5-7057-1416-2
  3. Иванова В.А. и др.  Занимательно  о русском языке / В.А. Иванова,

З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.: ил. – ISBN 5-09-002253-4

  1. http://kosmakova.my-irk.ru/methodical-piggy/17-gaming-technology/58-interesting-jobs-for-russian-language-lessons.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В О Л Ш Е Б Н Ы Й К В А Д Р А Т Внеклассное мероприятие по русскому языку

Слайд 2

П Р А В И Л А И Г Р Ы Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда. Среди секторов игрового квадрата есть: - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);  - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов); SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков;  - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона). По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.

Слайд 3

« Морфемика и словообразование » «Фонетика и графика» « Морфология» « Орфография» « Лексика» « Фразеология» «Синтаксис и пунктуация» Игровое поле разделено на 36 секторов

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Слайд 5

Лексика Блиц. Найдите омонимы : Прозрачное стекло – молоко стекло по столу Печь пироги – русская печь Старинный замок – дверной замок 1

Слайд 6

Лексика 6 Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.

Слайд 7

Лексика 19 Задача-шутка . Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: « Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио»

Слайд 8

Лексика 22 Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях: У девочки синеющие глаза. Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

Слайд 9

Лексика 33 SOS Расставьте в алфавитном порядке слова : месяц, год, день, неделя; час , минута, секунда; красный , оранжевый, желтый; яблоня , яблоко, яблочный; кинотеатр , кинофильм, киноактер.

Слайд 10

Фонетика и графика Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает. Мимо сада не спеша, Шли четыре малыша. - Поигаем , что ли в пятки? - Луссе в мясик на плоссядке ! - Вот пвидумав ! Под говою Вучше в вунки поигвать !.. «В пятки?» «В вунки ?» Что такое?! Ничего не разобрать! 2

Слайд 11

Фонетика и графика С глухим согласным траву она срезает , Со звонким – листья объедает. 15

Слайд 12

Фонетика и графика 18 С буквой «З» - оно блестит, В сейфах банковских лежит. С буквой «Б» - гнилое место, Там земля, как будто тесто

Слайд 13

Фонетика и графика Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? 26

Слайд 14

Фонетика и графика 3 6 Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл? На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок . Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог . И . Соколов-Микитов

Слайд 15

Фразеология Есть ли ноги у газеты, книги? 3

Слайд 16

Фразеология Каким фразеологизмом мы можем высказать свое отношение к нежданным гостям? 5

Слайд 17

Фразеология Подберите фразеологизмы к выражениям: - «Плохой почерк» - «Быстро бежать» 10

Слайд 18

Фразеология Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.» 12

Слайд 19

Фразеология Блиц . Подберите подходящий по смыслу фразеологизм . О том, кто часто меняет свои решения. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. О болтливом человеке. 25 

Слайд 20

Морфемика и словообразование Подберите 5 слов с редкой приставкой ВОЗ- 4 SOS

Слайд 21

Морфемика и словообразование Приставка такая же, как в слове полет , Корень такой же, как в слове дарить , Суффикс такой же, как в слове дружок , Окончание такое же, как в слове лес . 8

Слайд 22

Морфемика и словообразование Блиц. Как называются жители: Ставрополя Челябинска Москвы 24 

Слайд 23

Морфемика и словообразование Какая приставка омонимична личному местоимению? 27

Слайд 24

Морфемика и словообразование Почему корень слова называют корнем? 35

Слайд 25

Морфология Корень тот же, что и в слове сказка . Суффикс тот же, что и в слове извозчик . Приставка та же, что и в слове расход . 9

Слайд 26

Морфология Корень из слова веточка , Приставка из слова отличник , Суффиксы взяты из слов мужество, Откровенный , смелость. 13

Слайд 27

Морфология Мой корень – родственник сраженья , Приставка - в слове заявленье , В наборщике есть суффикс мой, А весь – тружусь я под землей. 16

Слайд 28

Морфология Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные. 28

Слайд 29

Морфология Какие два местоимения мешают автотранспорту? 32

Слайд 30

Орфография Замените следующие словосочетания одним словом с удвоенной согласной: школьный документ об образовании вид городского транспорта популярная игра на льду 7

Слайд 31

Орфография Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными 11

Слайд 32

Орфография Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь я в конфету. 20

Слайд 33

Орфография Делать с И спокойно нужно, Если слушаешь урок, Будешь с Е еще не скоро: Не пришел еще твой срок. 29

Слайд 34

Орфография Укажите три названия растений, содержащие имена людей. 31

Слайд 35

Синтаксис и пунктуация Расставьте знаки препинания в предложениях: О чем ты девочка плачешь? Что царевич ты не весел? Здравствуйте Иван Федорович! 14

Слайд 36

Синтаксис и пунктуация Составьте предложение: 1 . Из предложения Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы. возьмите определение и согласуйте его с существительным листья. 2 . Из предложения: Пушкин очень любил осень. возьмите дополнение . 3 . Добавьте обстоятельство образа действия из предложения: Осень щедро одаривает леса краской. 4 . Добавьте сказуемое из предложения Весна выстлала на лугу разноцветный ковер . 5 . Из предложения Куда ведете нас, дороги? возьмите имя существительное, которое является обращением. 17

Слайд 37

Синтаксис и пунктуация 21 SOS Рассказывают , что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

Слайд 38

Синтаксис и пунктуация 30 Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха .

Слайд 39

Синтаксис и пунктуация 34 Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно. Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной

Слайд 40

ПЕРЕХОД ХОДА

Слайд 41

http://artestom.ru/images/other/graznulya2.jpg - карапуз http://www.1semena.ru/published/publicdata/SHOPDB/attachments/SC/products_pictures/geran%20delta%20782579_enl.jpg – герань http://img-fotki.yandex.ru/get/5505/valenta-mog.144/0_6f4e9_d621b22b_orig.jpg - девочка http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou65/DocLib25/%D0%9F%D0%A0%D0%A1/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8.jpg – дети http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/769/77769595_large_1.png - буква А http://img-fotki.yandex.ru/get/6004/valenta-mog.ba/0_675b7_9475329a_orig.jpg - буква В http ://chmag.ru/images/stories/Alfaviti/Rus1/russkiy-alfavit-v-kartinkah-bukva-k.png - буква К http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=374951047-16-72&n=21 – книги http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=40359158-47-72&n=21 – табл. Умножения http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=50373185-36-72&n=21 – газета 11. http:// im5-tub-ru.yandex.net/i?id=97601108-27-73&n=21 – баран 12. http:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=132346552-70-73&n=21 - дуга Интернет источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс

Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его  языковых особенностей и содержания....

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...

Внеклассное занятие по русскому языку «Знатоки русского языка»

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся.Задачи:1.      Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.2....

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся. Задачи:Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.Развивать речь, мышление учащихс...

Внеклассное занятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"...