Клубный час для 4 класса "Толерантность."
план-конспект
На данном мероприятии обучающиеся 4 класса познакомятся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_4_kl._tolerantnost.docx | 38.6 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ 4 КЛАССА
Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Задачи:
Образовательные:
- Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
- Формировать толерантные отношения одноклассников между собой;
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающие:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
- Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий
- Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Воспитательные:
- Воспитание уважительного отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
- Воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
- Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Оборудование: раздаточный материал (листочки), мультимедийное оборудование, фонограмма песни "Дорогою добра»
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
Организационный момент | - Здравствуйте. Я рада встрече с вами. -Давайте возьмем друг друга за руки. Улыбнемся друг другу. | Приветствуют учителя и друг друга |
Вводная беседа | -Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном. - Посмотрите, на столе у вас лежат фишки и листочки. Они нам понадобятся во время нашей беседы. Когда, я скажу. Пока давайте не будем обращать на них внимание. -Наш разговор я хочу начать с демонстрации фрагментов мультфильма по сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». - Кто читал эту сказку? - А кто ещё не читал, обязательно прочитайте. Демонстрация 3-х фрагментов сказки. После 1-го фрагмента: - Вы догадались, кто «гадкий утенок»? После показа – пауза. 2 фрагмент: - Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно? - Почему утенка обижают? - А какие черты гадкого утенка называет его мать? - А это важно иметь доброе сердце? 2) Создание проблемной ситуации. - Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок? -Нас могут обижать? -А почему? - А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? 3) Игра. - Давайте мы с вами поиграем в такую игру. -Вы по кругу будете называть хорошие, положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то есть то, чем он отличается от других. ( Проводится игра) - А теперь сделайте вывод: хорошо ли ,что все мы такие разные? - Конечно, хорошо, что мы все такие разные! - Давайте возьмемся за руки и скажем все вместе: « Как хорошо, что мы все такие разные!» - Молодцы, вы все правильно поняли. - Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качеством- это толерантностью. - Произнесите это слово. - Кто знает, что значит быть толерантными? | Ответы детей Ответы детей -Он не похож на других -У него доброе сердце, он умеет хорошо плавать Ответы детей -Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться -Нет -Да Ответы детей |
История слова | - Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен. Понятие толерантность имеет свою историю. -На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый , но, более всего, - он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться. С именем этого человека и связано понятие "толерантность". - Как вы поняли, что такое толерантность, исходя из истории возникновения этого слова? -Толерантность – это умение жить в мире и согласии со всем миром. - Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. - Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются. - Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. - Это значит, быть внимательным к другим. - Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению. | Слушают учителя |
Упражнения для закрепления понятия | - А чем ещё, кроме внешности, могут отличаться люди? -Как вы думаете, для нас с вами, проживающими в большом городе, в котором живут люди разных национальностей, о чем важно помнить? 1)Игра «Давайте поприветствуем друг друга» ( как это делают в разных странах люди разных национальностей) 1)Сложить руки лодочкой на уровне груди и поклониться (Япония); - Так приветствуют друг друга в Японии. 2)Потереться носами (Новая Зеландия); 3)Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); 4)Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); 5)Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия). - Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ? -У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей. -Толерантность, или по-другому терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. -Как поступает терпимый человек? - Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? -Толерантность начинается с семьи. - Я хочу прочитать вам китайскую притчу. 2)Китайская притча "Ладная семья" Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже. - Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? -Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом, каким? - Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья? -Продолжи фразу «В моей семье …» Толерантность в школе. -Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет. а)Решение проблемной ситуации. - Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? -Из - за чего разгораются конфликты? -Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать? | Ответы детей -Нужно быть толерантными к людям других национальностей -нет Ответы детей -В семье -Любовь, прощение, терпение -Толерантность Ответы детей - В моей семье все терпимые и терпеливые; здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой; внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга; успешные, независимые, счастливые. - Нет, часто ссоримся - Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос. - ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам.Относится ко всем людям, как относимся к самим себе. |
Анализ ситуаций | - Давайте все вместе проанализируем такие ситуации. Ситуация 1. В класс пришёл новенький ученик. Впервые два дня он успевает получить три двойки. Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить. Как поступишь ты? Ситуация 2. Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетрадь. Предположите развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг? Ситуация 3. Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить ему о долге или лучше промолчать? -Но нужно прояснить, что терпеть неуважительное отношение к себе и быть терпимым по отношению к другим людям, разные вещи. Как вы это понимаете? | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
Определение качеств толерантной личности. | - А хотите узнать, толерантный ли вы человек? - Для этого нам понадобятся фишки, которые лежат на столе. -Я называю ситуацию, а вы выкладываете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе. 1.Младший брат сломал твою игрушку.
2.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
4.Пожилая женщина медленно идет…
5.На твоих глазах нападают на малыша…
6.К тебе подходит ребенок – инвалид…
Анализ ответов:
| -Да |
Решение проблемной ситуации | -Вы играете с игрушкой или в игру, а кто - то подходит и забирает её, даже не спросив, закончили вы играть или нет. - Как вы поступите в этой ситуации? - Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации? - Может быть у вас в жизни были такие ситуации, когда надо было проявлять любовь, уважение, терпение, или одним словом толерантность? -Я хочу вам подарить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации. Памятка 1.Сохраняй спокойствие, когда сердишься. 2.Владей собой, имей выдержку и хладнокровие. 3.Имей терпение выслушать собеседника. 4.Спокойно объясни свою точку зрения. 5.Подумай, из- за чего возник спор. -Быть толерантным, значит:
-"Толерантность" я изобразила в виде солнышка. Солнышко обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь. | Ответы детей. -Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся. |
Работа в группах | - Давайте и мы вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности. - Посмотрите, чего не хватает на нашем дереве? -Давайте сделаем так, что наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки проклеим на дерево. -Итак, толерантная личность обладает следующими качествами (Дети читают) (Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.) -А теперь давайте приклеим ваши листочки.( Под музыку « Дорогою добра») | -Листочков |
Подведение итогов | -Вот и подошёл к концу классный час. -Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. - Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе. | |
Рефлексия | -Понравился ли им классный час? - Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности? -Что было самым запоминающимся? Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем: «Как хорошо, что мы все разные». Или «Мы все разные, но мы равны» - Спасибо за внимание! | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клубный час
Проведения мероприятия с группой продленого дня в рамках года ребёнка, права ребенка быть здоровым, права на информацию о пагубных привычках . Н.А Алимова, воспитатель группы продлён...
КЛУБНЫЙ ЧАС«КУРЕНИЕ - ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА»
Клубный час рассчитан на 8-9 класс....
Клубный час: «Курение – вредная привычка»
Клубный час: «Курение – вредная привычка» Беседа формирует навыки самоанализа и поиска приемлемых способов избавления от вредной привычки - курения....
Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе. Автор Василевская Т.Н.
Данная статья была создана педагогом-организатором Василевской Татьяной Николаевной сотрудником ГБОУ СОШ № 251...
Клубный час «Зимние загадки природы»
Проведение мероприятия преследует цель знакомства детей с круговоротом воды в природе в зимнее время, обобщение, закрепление и углубление экологических знаний и представлений учащихся о зимних яв...
Клубный час"Приключения ребят накануне Нового года"
"Приключения ребят накануне Нового года"...
Мастер - класс по хореографии.Тема "Клубные танцы".
Теоретическая часть мастер-класса по хореографии,проведённого в рамках Дня открытых дверей для клубов молодых семей муниципальных образований Кировской облати....