Клубный час для 4 класса "Толерантность."
план-конспект

Гончаренко Валерия Вадимовна

На данном мероприятии обучающиеся 4 класса познакомятся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_4_kl._tolerantnost.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ 4 КЛАССА

Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Задачи:

Образовательные:

  • Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
  • Формировать толерантные отношения одноклассников между собой;
  • Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающие:

  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
  • Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий
  • Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Воспитательные:

  • Воспитание уважительного отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
  • Воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
  • Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

Оборудование: раздаточный материал (листочки), мультимедийное оборудование, фонограмма песни "Дорогою добра»

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

Организационный момент

- Здравствуйте. Я рада встрече с вами.

-Давайте возьмем друг друга за руки. Улыбнемся друг другу.

Приветствуют учителя и друг друга

Вводная беседа

-Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном.

- Посмотрите, на столе у вас лежат фишки и листочки. Они нам понадобятся во время нашей беседы. Когда, я скажу. Пока давайте не будем обращать на них внимание.

-Наш разговор я хочу начать с демонстрации фрагментов мультфильма по сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок».

- Кто читал эту сказку?

- А кто ещё не читал, обязательно прочитайте.

Демонстрация 3-х фрагментов сказки.

После 1-го фрагмента:

- Вы догадались, кто «гадкий утенок»?

После показа – пауза.

2 фрагмент:

- Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно?

- Почему утенка обижают?

- А какие черты гадкого утенка называет его мать?

- А это важно иметь доброе сердце?

2) Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок?

-Нас могут обижать?

-А почему?

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг?

3) Игра.

- Давайте мы с вами поиграем в такую игру.

-Вы по кругу будете называть хорошие, положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то есть то, чем он отличается от других.

( Проводится игра)

- А теперь сделайте вывод: хорошо ли ,что все мы такие разные?

- Конечно, хорошо, что мы все такие разные!

- Давайте возьмемся за руки и скажем все вместе: « Как хорошо, что мы все такие разные!»

- Молодцы, вы все правильно поняли.

- Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качеством- это толерантностью.

- Произнесите это слово.

- Кто знает, что значит быть толерантными?

Ответы детей

Ответы детей

-Он не похож на других

-У него доброе сердце, он умеет хорошо плавать

Ответы детей

-Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться

-Нет

-Да

Ответы детей

История слова

- Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен. Понятие толерантность имеет свою историю.

-На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый , но, более всего, - он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться.

С именем этого человека и связано понятие "толерантность".

- Как вы поняли, что такое толерантность, исходя из истории возникновения этого слова?

-Толерантность – это умение жить в мире и согласии со всем миром.

- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

- Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются.

- Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия.

- Это значит, быть внимательным к другим.

- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению.

Слушают учителя

Упражнения для закрепления понятия

- А чем ещё, кроме внешности, могут отличаться люди?

-Как вы думаете,  для нас с вами, проживающими в большом городе, в котором живут люди разных национальностей, о чем важно помнить?

1)Игра «Давайте поприветствуем друг друга» ( как это делают в разных странах люди разных национальностей)

1)Сложить руки лодочкой на уровне груди и поклониться (Япония);

- Так приветствуют друг друга в Японии.

2)Потереться носами (Новая Зеландия);

3)Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

4)Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

5)Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ?

-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.

-Толерантность, или по-другому терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

-Как поступает терпимый человек?

- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными?

-Толерантность начинается с семьи.

- Я хочу прочитать вам китайскую притчу.

2)Китайская притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.

- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

-Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом, каким?

- Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья?

-Продолжи фразу «В моей семье …»

Толерантность в школе.

-Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

 Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

а)Решение проблемной ситуации.

- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

-Из - за чего разгораются конфликты?

-Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?

Ответы детей

-Нужно быть толерантными к людям других национальностей

-нет

Ответы детей

-В семье

-Любовь, прощение, терпение

-Толерантность

Ответы детей

- В моей семье  все терпимые и терпеливые; здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой;

 внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

 успешные, независимые, счастливые.

- Нет, часто ссоримся

- Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос.

- ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам.Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.

Анализ ситуаций

- Давайте все вместе проанализируем такие ситуации.

Ситуация 1.

 В класс пришёл новенький ученик. Впервые два дня он успевает получить три двойки. Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить. Как поступишь ты?

Ситуация 2.

Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетрадь. Предположите развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг?

Ситуация 3.

Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить ему о долге или лучше промолчать?

-Но нужно прояснить, что терпеть неуважительное отношение к себе и быть терпимым по отношению к другим людям, разные вещи. Как вы это понимаете?

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Определение качеств толерантной личности.

- А хотите узнать, толерантный ли вы человек?

- Для этого нам понадобятся фишки, которые лежат на столе.

-Я называю ситуацию, а вы выкладываете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

1.Младший брат сломал твою игрушку.

  • Ты его прощаешь
  • Ты ругаешь его.

2.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

  • Ты все-таки идешь с ними гулять.
  • Ты противишься и остаешься дома.

3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • ты стремишься лучше узнать его, ведь он же отличается от тебя.
  • ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4.Пожилая женщина медленно идет…

  • ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • ты обгоняешь её

5.На твоих глазах нападают на малыша…

  • ты пытаешься защитить его.
  • ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6.К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • ты просто разговариваешь с ним.
  • ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Анализ ответов:

  1. У тебя 6 красных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что мнения и взгляды других людей надо тоже уважать.

  1. Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

  1. Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

-Да

Решение проблемной ситуации

-Вы играете с игрушкой или в игру, а кто - то подходит и забирает её, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как вы поступите в этой ситуации?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

- Может быть у вас в жизни были такие ситуации, когда надо было проявлять любовь, уважение, терпение, или одним словом толерантность?

-Я хочу вам подарить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка 

1.Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

2.Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

3.Имей терпение выслушать собеседника.

4.Спокойно объясни свою точку зрения.

5.Подумай, из- за чего возник спор.

-Быть толерантным, значит:

  • уважать другого;
  • не злиться;
  • любить ближнего своего;
  • быть добрым, терпимым;
  • сострадать.

-"Толерантность" я изобразила в виде солнышка. Солнышко обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.

Ответы детей.

-Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Работа в группах

- Давайте и мы вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности.

- Посмотрите, чего не хватает на нашем дереве?

-Давайте сделаем так, что наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки проклеим на дерево.

-Итак, толерантная личность обладает следующими качествами (Дети читают)

(Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.)

-А теперь давайте приклеим ваши листочки.( Под музыку « Дорогою добра»)

-Листочков

Подведение итогов

-Вот и подошёл к концу классный час.

-Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

Рефлексия

-Понравился ли им классный час?

- Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?

-Что было самым запоминающимся?

Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем: «Как хорошо, что мы все разные».

Или «Мы все разные, но мы равны»

- Спасибо за внимание!

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час

Проведения мероприятия с группой продленого дня в рамках года ребёнка, права ребенка быть здоровым, права на информацию о пагубных привычках . Н.А Алимова, воспитатель группы продлён...

КЛУБНЫЙ ЧАС«КУРЕНИЕ - ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА»

Клубный час рассчитан на 8-9 класс....

Клубный час: «Курение – вредная привычка»

Клубный час: «Курение – вредная привычка» Беседа формирует навыки самоанализа и поиска приемлемых способов избавления от вредной привычки - курения....

Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе. Автор Василевская Т.Н.

Данная статья была создана педагогом-организатором Василевской Татьяной Николаевной сотрудником ГБОУ СОШ № 251...

Клубный час «Зимние загадки природы»

Проведение мероприятия преследует цель знакомства детей с круговоротом воды в природе в зимнее время, обобщение, закрепление и углубление экологических знаний и представлений учащихся о зимних яв...

Клубный час"Приключения ребят накануне Нового года"

"Приключения ребят накануне Нового года"...

Мастер - класс по хореографии.Тема "Клубные танцы".

Теоретическая часть мастер-класса по хореографии,проведённого в рамках Дня открытых дверей для клубов молодых семей муниципальных образований Кировской облати....