ПРОГРАММА развития лидерских качеств у членов «Совета» молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ»
рабочая программа
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
«Нет такого человека, который не смог бы
значительно развить свои способности к лидерству,
немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись».
Лорд Слим
Современное общество нуждается в компетентных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения, готовых брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде.
Особая роль в решении этих задач отводится системе начального профессионального образования, которая на первый план должна поставить возрастание роли воспитания всесторонне-развитой и профессионально-ориентированной личности и раскрытие её потенциальных возможностей.
Необходимым в данном аспекте является развитие лидерских качеств частников молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ», реализуемых программу всесторонне-развитой личности в бюджетном учреждении «Покачевское профессиональное училище». В специально-моделируемых ситуациях опыт лидерского поведения можно формировать, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_programma_razvitiya_liderskih_kachestv.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
развития лидерских качеств
у членов «Совета» молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ»
Руководитель молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ» -
педагог-организатор - Вервейко Марина Викторовна
Данная программа включает в себя методические рекомендации, календарно-тематический план, рассчитана на два года и нацелена на развитие лидерских качеств у членов «Совета» молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
«Нет такого человека, который не смог бы
значительно развить свои способности к лидерству,
немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись».
Лорд Слим
Современное общество нуждается в компетентных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения, готовых брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде.
Особая роль в решении этих задач отводится системе начального профессионального образования, которая на первый план должна поставить возрастание роли воспитания всесторонне-развитой и профессионально-ориентированной личности и раскрытие её потенциальных возможностей.
Необходимым в данном аспекте является развитие лидерских качеств частников молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ», реализуемых программу всесторонне-развитой личности в бюджетном учреждении «Покачевское профессиональное училище». В специально-моделируемых ситуациях опыт лидерского поведения можно формировать, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств.
Обобщенный портрет настоящего лидера таков:
- это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать;
- терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки;
- лидер независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;
- он надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации;
- оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.
Совет Молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ» БУ «ППУ» ХМАО - Югры состоит из учащихся возрастной категории от 16 до 20 лет. Они проявляют инициативу, активно участвуют в училищных, муниципальных, окружных мероприятиях, учатся самостоятельно принимать решения.
А по окончании училища они окончательно осознают насколько важны и необходимы лидерские качества.
Данная программа разрабатывалась с упором на Федеральную целевую программу "Дети России" и на подпрограмму "Одаренные дети".
Участники: учащиеся БУ «ППУ» в возрасте от 16 до 20 лет.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Реализация программы развития лидерских качеств у участников Молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ» обеспечит формирование и развитие у них лидерского, организаторского и интеллектуально-творческого потенциала, при создания комфортных педагогических условий в нашем училище.
«Программа развития лидерских качеств» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в ходе которых старшеклассники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, делать выводы, принимать решения и внедрять основы полученных знаний в малые ученические коллективы, в частности - в свои группы. Именно в этом состоит новизна программы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Образовательная цель: подготовка к успешной и эффективной интеллектуально - творческой деятельности и формирование качеств, умений и навыков, способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность у учащихся.
Задачи:
- формирование у учащихся теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
- формирование способности к рефлексии, самооценке;
- приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность;
- формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
- формирование у учащихся умения строить жизненные планы и корректировать ценностные ориентации.
- Воспитательная цель: воспитание достойного гражданина России, инициативного, самостоятельного, творческого, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Задачи:
- воспитание основ общей культуры личности,
- сплочение ученических коллективов, развитие инициативы, создание условий для раскрытия творческих способностей и выявления талантов;
- воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности.
- Развивающая цель: развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.
Задачи:
- развитие творческих и организаторских способностей учащихся.
- развитие навыков работы в группе, в команде, в коллективе.
- развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
- развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
Главная цель программы – создать педагогические условия для приобретения практического опыта взаимодействия и реализации лидерского, организаторского и интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Занятия по «Программе развития лидерских качеств» дают возможность к саморазвитию, в рамках которых участник приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий активисты смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистами, достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.
Итогом усвоения программы является совместная работа руководителя объединения и членов «Совета» над собственными проектами; проектами интеллектуально-творческого и социального характера, который заказывает администрация БУ «ППУ», социум.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В качестве теоретического и методического основания для разработки данной программы использовались результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также позитивный опыт работы с учащимися старшей возрастной группы.
При разработке программы использовались концептуальные подходы:
- развитие лидерских качеств у старших школьников Р. Крачфилд, Д.Креч, Г.Хоманс;
- деятельностная теория учения Р.Бейлс, А.Харе;
- технология ситуативного лидерства Н.Жеребовой;
- современные концепции психологического сопровождения Битяновой М. Р.;
- мотивационная теория Марковой А. К.;
- исследования лидерства как неофициального руководства Парыгина Б.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Направление деятельности
Первый год обучения (подготовительный уровень)
"Погружение" в мир в мир общения, общественной жизни.
№ п/п | Тема занятий | Всего | Теория | Практика |
1. | Введение в программу. | 1 | ||
2. | Современное понимание лидерства. Роль лидера в ученическом самоуправлении. Портрет лидера. Творческая работа «Кто такие «лидеры»?» | 1 | 1 | |
3. | Общение. Барьеры в общении. Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся». | 2 | 1 | 1 |
4. | «День самоуправления». Проведение акций: «Солнечны луч пожеланий», «Виртуальное поздравление», «Почта желаний». | 2 | 1 | 1 |
5. | Речевые средства общения. Упражнения: «Семь Я», «Согласие». | 2 | 2 | |
6. | Современный этикет поведения в обществе. Упражнения: «Письмо», «Телефонный разговор», «Новигатор». | 4 | 2 | 2 |
7. | «День первокурсника». Акции: «Посвящение в студенты», «Эстафета передачи проф. символа», эстафета «Преодоление препятствий». | 2 | 1 | 2 |
8. | Основы ораторского искусства. Игровой тренинг «Оратор». Игра «Театр экспромта». | 4 | 1 | 3 |
9. | Спор, его цели и стратегии. Упражнение «Свободная трибуна». Игра «Уступи очередь» | 2 | 1 | 1 |
10. | Дебаты «Права учащегося в училище. Миф или реальность?». | 2 | 1 | 1 |
11. | Механизмы межличностного восприятия. Роль первого впечатления. «Эффект нимба». Игра «Визуальный портрет». | 2 | 1 | 1 |
12. | Здоровый образ жизни. Понятие «здорового образа жизни». Творческая работа «Убеди и победи Трехглавого Змея». | 2 | 1 | 1 |
13. | Дебаты «Если курить – здоровью быть?». | 2 | 1 | 1 |
14. | Приемы расположения к себе. Самопрезентация. Упражнения «Свет мой, зеркальце, скажи…» | 2 | 1 | 1 |
15. | Итоговое занятие. Акция для выпускников - «Наказ выпускника». | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 32 | 16 | 16 |
Второй год обучения (лидерский уровень)
Реализация проектов, проведение коллективно-творческих дел,
тематических акций.
№ п/п | Тема занятий | Всего | Теория | Практика |
1. | Лидерство. Лидерские качества, его роль, деятельность. Упражнение «Предвыборная программа». Деловая игра «Выборы». | 2 | 2 | |
2. | Создание и реализация проектов «Выборы дублеров», «Я – директор училища». | 6 | 2 | 4 |
3. | Коллективно-творческое дело – основное средство сплочения коллектива. | 1 | 1 | |
4. | КТД - классные часы и планирование работы объединения. | 2 | 1 | 1 |
5. | Коллектив и личность. Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе. Игры: «Аукцион», «Лестница», «Дорога в гору». | 2 | 2 | |
6. | КТД «Новогодний капустник». | 2 | 1 | 1 |
7. | Конфликт. Стили разрешения конфликтов. Упражнение «Разногласие». Ролевая игра «Остров». Анализ ситуации. | 2 | 1 | 1 |
8. | «Я – лидер» - презентация. | 3 | 1 | 2 |
9. | Самовоспитание и достижение жизненных целей. Творческая работа «Построение этапов жизненного пути». | 2 | 1 | 1 |
10. | КТД «Первоапрельский калейдоскоп». | 4 | 2 | 2 |
11. | Работаем над проектами. Проект. Предложение (заявка). Презентация. | 6 | 2 | 4 |
| ИТОГО: | 32 | 16 | 16 |
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
Так, на мой взгляд, методы должны:
- быть совместно- деятельными и решающими проблему;
- создавать значимые, важные для учащихся события;
- ставить учащегося в активную позицию и поощрять ее;
- ставить в ситуации ценностного выбора, рефлексивного анализа, получения обратной связи и следующего за этим проектирования дальнейших событий;
- стимулировать саморазвитие.
- рефлексивными и одновременно личностно значимыми;
- отвечать потребностям и интересам учащихся.
В качестве развивающих техник, методик, форм в рамках данного подхода могут быть использованы:
- дебаты;
- групповая дискуссия (обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия);
- техники совместного принятия решения;
- мозговой штурм;
- самоанализ;
- погружения;
- ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды, например «обиженный и обидчик»; «учитель и ученик»).
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом принципов, поставленной цели, задач программы и с учетом возраста.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
развития лидерских качеств
- Первый год обучения (подготовительный уровень)
- "погружение" в мир в мир общения, общественной жизни.
Занятия в группах первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания о лидерстве, средствах общения, методах ораторского искусства. Осуществляется формирование творческого объединения. По программе воспитанники узнают себя, научатся понимать друг друга, работать в коллективе. Смогут проводить акции и мероприятия.
- Второй год обучения (лидерский уровень)
- реализация проектов, проведение коллективно-творческих дел, тематических акций.
Второй год обучения дает воспитанникам возможность проявить свои способности, применить приобретенные навыки. Подводятся итоги работы. Каждый учащийся выбирает приоритетное направление дальнейшей деятельности. Обучающиеся принимают участие в избирательной кампании в активы групп и молодежное объединение училища. Происходит погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач. Осуществляется анализ и самоанализ проделанной работы
Организованная таким образом работа по программе «Разбуди в себе лидера» имеет ряд положительных моментов:
- У лидеров, участников программы, сформированы ключевые навыки и умения:
- аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
- проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
- коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
- рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
- исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).
- Содержание деятельности воспитанников предусматривает обязательное участие обучающихся в работе своей группы, училища, сотрудничество с Комитетом по делам молодежи и другими социальными партнерами.
У участников данной программы существует перспектива роста:
Лидер в группе – Лидер в объединении – Лидер в училище.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Адаир Д. Психология лидерства. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с.
- Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995. – 208 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с.
- Кахарова Л. Хорошие организаторы нужны сейчас как никогда // Народное образование.-2002.-№7.-с.161-162.
- Кашкаров С.Н. Начнём всё сначала // Классный руководитель.-2003.-№8.-с.103.
- Козьмина Е.Г. Роль взрослых в самодеятельных общественных объединениях детей и подростков // Дополнительное образование.-2000.-№11.- с.53-55.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2001 года: приказ министерства образования Р. Ф.№393 от 11.02.02.
- Корягина О.П. Изучение личности учащихся // Классный руководитель 2003.-№6.- с.138.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой М., 1986.
- Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллективе // народное образование 2001.-№8.-с.151- 159.
- Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование.- 2001.-№4.-с.121- 124.
- Тебе, вожатый! Выпуск №2. – Н. Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2004 г. – 96с.
- Тубельский А. Школьное самоуправление и его правовая основа. // Народное образование.-2001.- №2.-с.120- 127.
- Филиппова Г. Г. Как обучить искусству общения. // Классный руководитель. - 2001.- №8.
- Хочу быть лидером. Выпуск 2.- Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.- 96 с.
- Шуман С. Вожатый и дети: Научитесь понимать друг друга. // Народное образование 2001.- №3.- с. 115- 116.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста
Конспекты и тематическое планирование уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...
Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее
В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для лю...
Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...
Мастер-класс по лидерству «Развитие лидерских качеств»
Лидерство – сложное и неоднозначное по составу элементов явление социальной психологии, включающее совокупность трех основных составляющих его компонентов (факторов...
Концептуальный подход к развитию лидерских качеств у обучающихся
Данный материал был использован на педагогическом совете "Работа с одарёнными детьми", а также на методическом объединении классных руководителей. Рассматривается понятие "лидер", основные качества ли...
Развитие лидерских качеств подростка в объединении ООДО. Мастер-класс
Пояснительная записка Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятс...