ПРОГРАММА развития лидерских качеств у членов «Совета» молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ»
рабочая программа

Вервейко Марина Викторовна

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 

 «Нет такого человека, который не смог бы

значительно развить свои способности к лидерству,

немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись».

Лорд Слим

 

Современное общество нуждается в компетентных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения,  готовых брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде.

 Особая роль в решении этих задач отводится системе начального профессионального образования, которая на первый план должна поставить возрастание роли воспитания всесторонне-развитой и профессионально-ориентированной личности и раскрытие её потенциальных возможностей.

 Необходимым в данном аспекте является развитие лидерских качеств частников молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ», реализуемых программу всесторонне-развитой личности в бюджетном учреждении «Покачевское профессиональное училище». В специально-моделируемых ситуациях опыт лидерского поведения можно формировать, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_programma_razvitiya_liderskih_kachestv.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

развития лидерских качеств

у членов «Совета»  молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ»

Руководитель молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ» -

педагог-организатор - Вервейко Марина Викторовна

Данная программа включает в себя методические рекомендации, календарно-тематический план, рассчитана на два года и нацелена на развитие лидерских качеств у членов «Совета» молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ».

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 «Нет такого человека, который не смог бы

значительно развить свои способности к лидерству,

немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись».

Лорд Слим

Современное общество нуждается в компетентных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения,  готовых брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде.

 Особая роль в решении этих задач отводится системе начального профессионального образования, которая на первый план должна поставить возрастание роли воспитания всесторонне-развитой и профессионально-ориентированной личности и раскрытие её потенциальных возможностей.

 Необходимым в данном аспекте является развитие лидерских качеств частников молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ», реализуемых программу всесторонне-развитой личности в бюджетном учреждении «Покачевское профессиональное училище». В специально-моделируемых ситуациях опыт лидерского поведения можно формировать, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств.

Обобщенный портрет настоящего лидера таков:

  • это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать;
  • терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки;
  • лидер независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;
  • он надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации;
  • оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

Совет Молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ» БУ «ППУ» ХМАО - Югры состоит из учащихся возрастной категории от 16 до 20 лет. Они проявляют инициативу, активно участвуют в училищных, муниципальных, окружных мероприятиях, учатся самостоятельно принимать решения.

 А по окончании училища они окончательно осознают насколько важны и необходимы  лидерские качества.

Данная программа разрабатывалась с упором на Федеральную целевую программу "Дети России" и на подпрограмму "Одаренные дети".

Участники: учащиеся БУ «ППУ» в возрасте от 16 до 20 лет.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Реализация программы развития лидерских качеств у участников Молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ» обеспечит формирование и развитие у них лидерского, организаторского и интеллектуально-творческого потенциала, при создания комфортных педагогических условий в нашем училище.

«Программа развития лидерских качеств» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в ходе которых старшеклассники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, делать выводы, принимать решения и внедрять основы полученных знаний в малые ученические коллективы, в частности - в свои группы. Именно в этом состоит новизна программы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • Образовательная цель: подготовка к успешной и эффективной интеллектуально - творческой деятельности и формирование качеств, умений и навыков, способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность у учащихся.

Задачи:

  • формирование у учащихся теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
  • формирование способности к рефлексии, самооценке;
  • приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность;
  • формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
  • формирование у учащихся умения строить жизненные планы и корректировать ценностные ориентации.
  • Воспитательная цель: воспитание достойного гражданина России, инициативного, самостоятельного, творческого, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Задачи:

  • воспитание основ общей культуры личности,
  • сплочение ученических коллективов, развитие инициативы,  создание условий для раскрытия творческих способностей  и  выявления талантов;
  • воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности.
  • Развивающая цель: развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Задачи:

  • развитие творческих и организаторских способностей учащихся.
  • развитие навыков работы в группе, в команде, в коллективе.
  • развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
  • развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.

Главная цель программы – создать педагогические условия для приобретения практического опыта взаимодействия и реализации лидерского, организаторского и интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Занятия по «Программе развития лидерских качеств» дают возможность к саморазвитию, в рамках которых участник приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий активисты смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистами, достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.

Итогом усвоения программы является совместная работа руководителя объединения и членов «Совета» над собственными проектами; проектами интеллектуально-творческого и социального характера, который заказывает администрация БУ «ППУ», социум.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        В качестве теоретического и методического основания для разработки данной программы использовались результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также позитивный опыт работы с учащимися старшей возрастной группы.

        При разработке программы использовались концептуальные подходы:

-  развитие лидерских качеств у старших школьников Р. Крачфилд, Д.Креч, Г.Хоманс;

 - деятельностная теория учения Р.Бейлс, А.Харе;

- технология ситуативного лидерства  Н.Жеребовой;

- современные концепции психологического сопровождения  Битяновой М. Р.;

- мотивационная теория Марковой А. К.;

-  исследования лидерства как неофициального руководства  Парыгина Б.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Направление деятельности

Первый год обучения (подготовительный уровень)

"Погружение" в мир в мир общения, общественной жизни.

№ п/п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу.

1

2.

Современное понимание лидерства. Роль лидера в ученическом самоуправлении.

Портрет лидера.

Творческая работа «Кто такие «лидеры»?»

1

1

3.

Общение. Барьеры в общении.

Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся».

2

1

1

4.

«День самоуправления».

 Проведение акций: «Солнечны луч пожеланий», «Виртуальное поздравление», «Почта желаний».

2

1

1

5.

Речевые средства общения.

Упражнения: «Семь Я», «Согласие».

2

2

6.

 Современный этикет поведения в обществе.

Упражнения: «Письмо», «Телефонный разговор», «Новигатор».

4

2

2

7.

«День первокурсника». Акции: «Посвящение в студенты», «Эстафета передачи проф. символа», эстафета «Преодоление препятствий».

2

1

2

8.

Основы ораторского искусства.

Игровой тренинг «Оратор».

Игра «Театр экспромта».

4

1

3

9.

Спор, его цели и стратегии.

Упражнение «Свободная трибуна».

Игра «Уступи очередь»

2

1

1

10.

Дебаты «Права учащегося в училище. Миф или реальность?».

2

1

1

11.

Механизмы межличностного восприятия.

Роль первого впечатления. «Эффект нимба».

Игра «Визуальный портрет».

2

1

1

12.

Здоровый образ жизни. Понятие «здорового образа жизни».

Творческая работа «Убеди и победи Трехглавого Змея».

2

1

1

13.

Дебаты «Если курить – здоровью быть?».

2

1

1

14.

Приемы расположения к себе. Самопрезентация.

Упражнения «Свет мой, зеркальце, скажи…»

2

1

1

15.

Итоговое занятие. Акция для выпускников - «Наказ выпускника».

2

1

1

 

ИТОГО:

32

16

16

Второй год обучения (лидерский уровень)

Реализация проектов, проведение коллективно-творческих дел,

тематических акций.

№ п/п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Лидерство. Лидерские качества, его роль, деятельность.  

Упражнение «Предвыборная программа».

Деловая игра «Выборы».

2

2

2.

Создание и реализация проектов «Выборы дублеров», «Я – директор училища».

6

2

4

3.

Коллективно-творческое дело  – основное средство сплочения коллектива.

1

1

4.

КТД  - классные часы и планирование работы объединения.

2

1

1

5.

 Коллектив и личность. Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе.

Игры: «Аукцион», «Лестница», «Дорога в гору».

2

2

6.

КТД «Новогодний капустник».

2

1

1

7.

Конфликт. Стили разрешения конфликтов.

Упражнение «Разногласие».

Ролевая игра «Остров».

Анализ ситуации.

2

1

1

8.

«Я – лидер» - презентация.

3

1

2

9.

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

Творческая работа «Построение этапов жизненного пути».

2

1

1

10.

КТД «Первоапрельский калейдоскоп».

4

2

2

11.

 Работаем над проектами.

Проект. Предложение (заявка).

Презентация.

6

2

4

 

ИТОГО:

32

16

16

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Так,  на мой  взгляд, методы должны:

  •  быть совместно- деятельными и решающими проблему;
  •  создавать значимые, важные для учащихся события;
  •  ставить учащегося в активную позицию и поощрять ее;
  • ставить в ситуации ценностного выбора, рефлексивного анализа, получения обратной связи  и следующего за этим проектирования дальнейших событий;
  • стимулировать саморазвитие.
  • рефлексивными и одновременно личностно значимыми;
  • отвечать потребностям и интересам учащихся.

В качестве развивающих техник, методик, форм в рамках данного подхода могут быть использованы:

  • дебаты;
  • групповая дискуссия (обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия);
  • техники совместного принятия решения;
  • мозговой штурм;
  • самоанализ;
  • погружения;
  • ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды, например «обиженный и обидчик»; «учитель и ученик»).

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом принципов, поставленной цели, задач программы и с учетом возраста.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

развития лидерских качеств

  • Первый год обучения (подготовительный уровень)

     -  "погружение" в мир в мир общения, общественной жизни.

Занятия в группах первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания о лидерстве, средствах общения, методах ораторского искусства. Осуществляется формирование творческого объединения. По программе воспитанники узнают себя, научатся понимать друг друга,  работать в коллективе. Смогут проводить акции и мероприятия.

  • Второй год обучения (лидерский уровень)

    - реализация проектов, проведение коллективно-творческих дел, тематических акций.

Второй год обучения дает воспитанникам возможность проявить свои способности, применить приобретенные навыки. Подводятся итоги работы. Каждый учащийся выбирает приоритетное направление дальнейшей деятельности. Обучающиеся принимают участие в избирательной кампании в активы групп и молодежное объединение училища.  Происходит погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач. Осуществляется анализ и самоанализ проделанной работы

Организованная таким образом работа по программе «Разбуди в себе лидера»  имеет ряд положительных моментов:

  • У лидеров, участников программы, сформированы ключевые навыки и умения:
  • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
  • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
  • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
  • рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
  • исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).
  • Содержание деятельности воспитанников предусматривает обязательное участие обучающихся в работе своей группы, училища, сотрудничество с Комитетом по делам молодежи и другими социальными партнерами.

У участников данной программы существует перспектива роста:

Лидер в группе – Лидер в объединении – Лидер в училище.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Адаир Д. Психология лидерства. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с.
  • Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995. – 208 с.
  • Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
  • Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с.
  • Кахарова Л. Хорошие организаторы нужны сейчас как никогда // Народное образование.-2002.-№7.-с.161-162.
  • Кашкаров С.Н. Начнём всё сначала // Классный руководитель.-2003.-№8.-с.103.
  • Козьмина Е.Г. Роль взрослых в самодеятельных общественных объединениях детей и подростков // Дополнительное образование.-2000.-№11.- с.53-55.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2001 года: приказ министерства образования Р. Ф.№393 от 11.02.02.
  • Корягина О.П. Изучение личности учащихся // Классный руководитель 2003.-№6.- с.138.
  • Лутошкин А.Н. Как вести за собой М., 1986.
  • Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллективе // народное образование 2001.-№8.-с.151- 159.
  • Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование.- 2001.-№4.-с.121- 124.
  • Тебе, вожатый! Выпуск №2. – Н. Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2004 г. – 96с.
  • Тубельский А. Школьное самоуправление и его правовая основа. // Народное образование.-2001.- №2.-с.120- 127.
  • Филиппова Г. Г. Как обучить искусству общения. // Классный руководитель. - 2001.- №8.
  • Хочу быть лидером. Выпуск 2.- Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.- 96 с.
  • Шуман С. Вожатый и дети: Научитесь понимать друг друга. // Народное образование 2001.- №3.- с. 115- 116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста

Конспекты и тематическое планирование  уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...

Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее

В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для лю...

Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»

Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...

Мастер-класс по лидерству «Развитие лидерских качеств»

Лидерство – сложное и неоднозначное по составу элементов явление социальной психологии, включающее совокупность трех основных составляющих его компонентов (факторов...

Концептуальный подход к развитию лидерских качеств у обучающихся

Данный материал был использован на педагогическом совете "Работа с одарёнными детьми", а также на методическом объединении классных руководителей. Рассматривается понятие "лидер", основные качества ли...

Развитие лидерских качеств подростка в объединении ООДО. Мастер-класс

Пояснительная записка     Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятс...