программа общеразвивающая дополнительная
рабочая программа (10 класс)

densema_5
Цель программы: формирование компетенций для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих обучающимся осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности, выработать навыки здорового образа жизни.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа общеразвивающая450.31 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ»

«ПРИНЯТО»

На педагогическом совете

Председатель: зам. директора по УВР

___________Бальжанова Ф.В.

Протокол № _______

 от «21» января 2022 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор СОШ № 19

___________ Хамнуев В.И.

Печать

                          Приказ № __________

            от «24» января 2022 года

.

                                                                                                                 

                                                             

.                                                                              

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Центр детских инициатив

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст учащихся: 14-16 лет

Срок реализации: 1год (72часа)

Автор/разработчик:

Намсараева Дэнсэма Сергеевна,

Советник директора, учитель физики

г. Улан-Удэ

2022г.

"В сердце волонтерства собраны идеалы служения, солидарности и вера в то,

что вместе мы можем сделать этот мир лучше"

Пояснительная записка

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в нормативно-правовых документах: «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и др.

В современном обществе молодежь является наиболее мобильной социальной группой. Именно она должна стать активным участником решения задач стоящих перед государством и обществом. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть социально-экономическое, культурное развитие страны, ее конкурентоспособность. В современном обществе существует проблема размывания среди подростков моральных, нравственных, социальных общественных критериев, что приводит к дезориентации молодого человека в системе жизненных ценностей и приоритетов, порождает неадекватное восприятие значимости собственной личности.

Активно занимаясь данной проблемой необходимо искать новые формы эффективного взаимодействия и воздействия на подростков. Как показывает практика, на сегодняшний день наиболее продуктивным способом организации  подобной работы является привлечение самих подростков. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Актуальность программы обусловлена новыми социально-экономическими условиями, требованиями к результатам образования в соответствии с ФГОС. Программа разработана с учетом запроса детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально - экономического развития региона и национально - культурных традиций. Решить актуальную проблему отсутствия активной жизненной позиции, слабой вовлеченности молодежи в социально-значимую деятельность поможет использование инновационных форм, позволяющих создать условия для самореализации, и стимулы для включения молодых людей в общественные процессы поможет идея привлечения подростков в волонтерскую, добровольческую деятельность.

Волонтерское движение – это институт воспитания семейственности, честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия и добра. Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых объединений молодежи. С каждым годом труд добровольцев становится все более значимым для экономики многих стран мира и для духовного развития каждого человека. Волонтерская деятельность - общечеловеческая ценность и показатель социального здоровья общества.

Подростки-волонтеры, прошедшие специальное обучение, имеют большой потенциал для работы среди своих сверстников. Волонтера и его собеседников объединяют не только возраст, но и общие проблемы, темы для обсуждения. Они говорят на одном языке, находятся в одинаковом положении по отношению к родителям, учителям, им легче понять мотивацию тех или иных поступков друг друга. Участие в волонтерской работе помогает подросткам реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, позволяет подросткам на какое-то время получить права и функции, которые традиционно принадлежат взрослым. Так, волонтеры самостоятельно планируют свою деятельность, реализуют ее, проводя самооценку, несут ответственность за результаты своей работы.

Подростки, занимающиеся волонтерской деятельностью, самостоятельно могут достичь социальной и гражданской зрелости, стать людьми, приспособленными к жизни, отвечающими не только за себя, но и за общество в целом.

        Новизна. Настоящая программа дает возможность самореализации инициативным и энергичным людям, способствует проявлению социальной активности молодежи в решении общественно значимых проблем.

Отличительной особенностью данной образовательной программы являются личностно-ориентированные, альтернативные формы обучения и системно - деятельностный подход, предоставляющие возможность успешной социализации подростков в обществе. Появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию ключевых и социальных компетентностей подрастающего поколения. В программе заложены три образовательные линии: дидактическая, развивающая и воспитательная.
           - Дидактическая – обучение специальным приемам и методам работы со сверстниками, создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих обучающимся осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. При этом обеспечивается гармонизация интересов общества и интересов каждой личности.
           - Развивающая - развитие универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
           - Воспитательная – воспитание личностных качеств и способностей у обучающихся, направленных на саморазвитие, отражающие их индивидуально-личностную позицию к учению и познанию, социальные компетентности, общую и эстетическую культуру.

                Педагогическая целесообразность программы заключается в воспитании  инициативных, энергичных людей, способных проявлять социальную активность, готовых к самореализации и решению общественно значимых проблем. Что является востребованным в современном обществе.

Образовательная  программа «Центр детских инициатив» имеет социально - гуманитарную направленность и несёт основную идею - воспитать поколение молодёжи, с высокой гражданской позицией, ведущих здоровый образ жизни, строящих со сверстниками отношения на равных и несущих реальную помощь, основанную на уважении к человеку.

Дополнительная образовательная программа «Центр детских инициатив» разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844) и откорректирована в соответствии с Приказами Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,  № 1897  от 17.12.2010г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», №413 от 17.05.2012г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

                Цель программы: формирование компетенций для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих обучающимся осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности, выработать навыки здорового образа жизни.

                Задачи программы:

Обучающие:

  • обучение подростков специальным методам и формам работы со сверстниками;
  • обучение основным приемам профилактики, позволяющим обучающимся своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, пропагандируя здоровый образ жизни;
  • формирование у обучающихся знаний элементарных основ волонтерской и вожатской деятельности;
  • обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам;
  • формирование основ правовой культуры и активной гражданской позиции;
  • формирование умения анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения.

Развивающие:

  • развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
  • предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
  • развитие самодеятельности, социальной и личностной адаптации обучающихся через создание благоприятных условий для проявления инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности в достижении общественно значимых целей;
  • развитие лидерских качеств.

Воспитывающие:

  • воспитание всесторонне развитой личности, имеющей активную жизненную позицию;
  • воспитание сплоченного деятельного коллектива волонтеров;
  • воспитание позитивных личностных качеств обучающихся: целеустремленности, воли, трудолюбия, терпения, настойчивости, коммуникативной культуры.

            Программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся, что позволяет в полном объеме удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребенка в процессе занятий, организуя работу через малые группы сотрудничества, в которых выстроена система обучения, взаимообучения, взаимотренировки и передачи информации по принципу “подросток – подростку”.

           Срок реализации программы - 1 года.

Общее количество часов  обучения - 72 часа, занятия проводятся два раза в неделю по 40 мин.

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. №27 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010г .№189.

Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы

Уровень программы базовый

Объем программы –72час

Срок реализации программы – 1 год

 Режим занятий: _2 раза  в неделю по 40минут (часов)

                Форма занятий групповая. Состав групп постоянный.

        Программа рассчитана на обучение детей среднего и старшего  школьного возраста. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей).  Это те ребята, которые сами изъявили желание пропагандировать здоровый образ жизни, активно проводить досуговые мероприятия, быть организаторами и участниками социально значимых дел не только институционального, но и районного уровня. На основе этого «ядра» и создается в дальнейшем волонтерское движение, участники которого на собственном примере демонстрируют положительные стороны жизни; умеют показать и защитить  себя, а самое главное, научить других; знают, как помочь сверстникам у которого возникли проблемы. Наполняемость в группах– человек.

                Методическое обеспечение программы

Методической основой форм, методов и технологий социально-педагогической деятельности является идея личностно-ориентированного, развивающего обучения способствующего самоопределению и самореализации возможностей личности на основе принципов ее деятельностного развития.

Освоение обучающимися социального опыта в подростковой среде осуществляется через применение в учебно-воспитательном процессе элементов следующих педагогических технологий:

. личностно-ориентированные  педагогические технологии  (изучение психических особенностей, возможностей и интересов обучающихся, педагогическая поддержка, создание ситуации успеха и т.д.);

технологии коррекционной педагогики:

• социально-педагогическое сопровождение (социально-педагогическая диагностика, разработка рекомендаций по организации работы волонтера и вожатого);

игровые технологии:        

• игры-тренинги;        

• игры-драматизации;

• имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения и отражают жизнь общества;

• ролевые игры;

 технологии проблемного обучения (рассмотрение проблемных ситуаций, поиск оптимальных путей решения);

 технологии дифференциации и индивидуализации обучения (определение маршрутов работы волонтерских групп и роли каждого волонтера в группе);

технология «равный  - равному» (по принципу «научился сам – научи другого», волонтёр должен  овладеть материалом данной темы так, чтобы суметь рассказать ему другому и ответить на вопросы);

-технология развития «критического мышления» (рассмотрение ситуации с различных сторон. Создание ситуации выбора);

- технология «дебаты» (проведение занятий в форме диспута, дискуссий, круглого стола);

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая);

- проектно-исследовательские технологии объединяют в себе исследовательскую, креативную и реализационную деятельность. Это способствует самостоятельной работе обучающегося по отбору теоретического и иллюстративного материалов, поиска вариантов решения проектной цели, формирует умение переносить знания в новую ситуацию, т.е. умения разрабатывать идеи по общей схеме. Обучающиеся разрабатывают и воплощают индивидуальные  и групповые проекты;

         - информационно-коммуникационные технологии. Использование интернет-ресурсов, программного обеспечения расширяет возможности обучающихся в разработке и проведении мероприятий;

- технология КТД - коллективно-творческие дела (работа микрогрупп при подготовке и проведении мероприятий различной направленности).

Система социально - педагогической работы и организация образовательно-воспитательного процесса основана на применении разнообразных методов
обучения:      

1. Репродуктивные (усвоение и воспроизведение понятий).

2. Наглядные (кинолектории, экскурсии, схемы, таблицы, иллюстрации).

3. Словесные (беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, диспут, лекция).

4.Практические (подготовка и проведение  мероприятий различной направленности, нравственные упражнения, тренинги).

5.Частично-поисковые, проектно - исследовательские (индивидуальный и коллективный поиск информации, доказательств, фактов).

6.Творческие (создание стенгазет, стихотворений, рисунков, буклетов, презентаций, памяток).

7. Проектные методы (создание и защита  проектов).

8.Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры, создание благоприятного психологического микроклимата, поощрение; предъявление требований к поведению, ответственности, осознание риска при общении с другими людьми; публикация в СМИ и на сайте сведений о деятельности волонтёров, съемка и демонстрация видеофильмов).

9. Активные и интерактивные методы обучения (работа с малыми группами, групповая дискуссия, анализ случая, ситуации; викторина и др.).

Методика занятий предусматривает проведение консультаций, собеседования, практикумов, самостоятельной работы, тестирования, тренингов, предпроектных работ.

Эффективными и педагогически целесообразными при реализации программы являются следующие формы проведения занятий:

- беседа;

- дискуссия;        

- диспут;

 - кинолекторий;    

- конкурсно - игровые и познавательные программы;

- ролевая и деловая игра;  

- круглый стол (в том числе с приглашением специалистов);

- интерактивная лекция («обучающийся в роли педагога», «каждый учит каждого»);

- акции;

 - марафоны;      

- викторины;

- гостиная;

- «мозговой штурм»;

- выставки (рисунков, плакатов).

В программе предусмотрены и внеаудиторные методы обучения (участие в городских социальных проектах, конференциях).

Занятия по типу комбинированные, теоретические, практические, диагностические, контрольные, репетиционные, тренировочные и строятся на основе межпредметных связей с обществознанием, историей, информатикой и другими дисциплинами.

Образовательный процесс осуществляется на основе дидактических принципов:

  • принцип доступности;
  • принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью;
  • принцип научности;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип систематизации (последовательное усложнение материала);
  • принцип наглядности;
  • принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
  • принцип интеграции.

Предполагаемый конечный  результат реализации программы

1.В ходе реализации дополнительной образовательной программы у обучающихся формируются следующие ключевые компетенции:

  • ценностно-смысловые - умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение обучающегося в ситуациях учебной и иной, в том числе профессиональной, деятельности;
  • общекультурные компетенции - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, владение эффективными способами организации свободного времени.
  • учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,  овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях);
  • информационные -  владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером и другими  IT-средствами, способность критического отношения к распространяемой в СМИ  информации и рекламе; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
  • личностного самосовершенствования – готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности;
  • коммуникативные – обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе;
  • социально-трудовые компетенции - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи, знание прав и обязанностей в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Специальные компетенции:

- овладение знаниями социально - педагогической  работы со сверстниками и практическими навыками организационной, профилактической и социальной работы;

- достаточный уровень сформированности образовательных учебных действий обучающихся в области волонтерской деятельности.

2. Результатами освоения обучающимися содержания образовательной программы являются:

Личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию, личностное самоопределение, устойчивая мотивация на здоровый образ жизни, сформированность основ гражданской идентичности и социальных компетенций.

Метапредметные результаты: освоение универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, сформированность логического мышления, навыки продуктивного сотрудничества, организации и проведения разного рода мероприятий, самопрезентация, владение культурой коллективного общения со сверстниками и взрослыми, навыки контроля и самоконтроля, самокритичность в оценке своих способностей.

Предметные результаты: владение специальной терминологией, освоение опыта специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.

                Механизм промежуточной и итоговой оценки результатов

реализации программы

Для определения эффективности освоения программы проводится начальный и стартовый контроль знаний, умений и навыков обучающихся, промежуточная и итоговая аттестация.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся проводится два раза в год.

Начальный контроль ЗУН – в начале освоения программы, с 10 по 20 сентября.

Итоговая аттестация – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях.      

Для осуществления контроля ЗУН используются следующие методы:

 - анкетирование, собеседование, наблюдение (начальный  контроль);

- индивидуальный опрос, тестирование (текущий контроль);

- «контроль  рабочей  пары», опрос (текущий контроль);

-фронтальный и индивидуальный опрос, мониторинг (текущий контроль);

- представление продукта деятельности, анализ проведения мероприятия, защита проекта (итоговая аттестация).

Итоговая аттестация проводится по завершении полного курса обучения по образовательной программе.

Форма итоговой аттестации - защита социального проекта.

        Формы и методы оценки социального проекта  в рамках итоговой аттестации: анализ проведенного мероприятия, устный опрос.

Критерии оценки теоретических знаний обучающихся:

   –   соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.

       Формы и методы оценки практических навыков в рамках итоговой аттестации: представление продукта деятельности.

        Критериями оценки результатов обучения являются:

  • самостоятельная творческая деятельность;
  • композиционное построение (выбор размера рисунка, расположения изображения в формате);
  • передача пространственных соотношений предметов (ближе - дальше, ниже - выше);
  • выразительность цветового решения, (гармоничные цветовые сочетания).

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся являются:

  • участие в конкурсах институционального, районного и всероссийского уровней;
  • участие в акциях, конференциях, фестивалях институционального, районного и всероссийского уровней;
  • овладение теоретическими и практическими знаниями и навыками.

                Мониторинг личностного развития обучающихся в процессе освоения ими образовательной программы осуществляется на основе диагностики личностного развития. В ходе реализации программы отслеживается уровень сформированности организационно-волевых качеств (терпение, воля, самоконтроль); ориентационных качеств (самооценка, интерес к занятиям); поведенческих качеств (конфликтность, тип сотрудничества). Применяются следующие  диагностические методики

- Диагностика межличностных отношений;

- Твой темперамент (тест Айзенка);

- Волевой ли вы человек?;

-Я лидер (методика самооценки лидерских качеств)

- Коммуникативные организаторские способности.

                Уровень усвоения содержания образования и развития демонстрируется при проведении волонтёрами мероприятий.

Воспитательная работа.

В рамках программы предусмотрены беседы об истории волонтерства, современных формах работы с молодежью, организация и проведение встреч со специалистами профилактической, просветительской и организационно - досуговой деятельности, проведение конкурсов, экскурсий, выставок и т.д. Эти знания являются основой для дальнейших формообразований в работе над социальными проектами.

Для воспитательного  пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

        Воспитательная работа имеет социально-ориентированную направленность и осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым комплексным планом воспитательной работы.

Работа с родителями.

Эффективно решить учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждается интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебного процесса.

Работа с родителями предусматривает:

  • индивидуальные консультации с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку в обучении;
  • обсуждение результатов продвижения ребенка в условиях педагогического воздействия;
  • участие родителей в подготовке и проведении мероприятий.

Учебно-тематический план

Задачи:

  • овладение основами социально значимой деятельности;
  •  формирование активной жизненной позиции;
  • овладение обучающимися элементарных основ распознавания проблем в социуме;
  • развитие коммуникативных навыков общения;
  • ознакомление с основами социального проектирования;
  • воспитание  самостоятельной и инициативной позиции у обучающегося;
  • формирование социальных компетенций.

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Основы социально значимой деятельности

Понятие социально-значимой деятельности и её виды.

3

1

2

Как организовать социально-значимую деятельность.

4

2

2

Особенности социума, микросоциума (школы, группы, семьи и др.)

4

2

2

3.

Социально значимые проблемы

Здоровый жизненный стиль

4

1

3

Экстремизм и ксенофобия в молодежной среде

3

1

2

Благоустройство и инфраструктура

2

1

1

Гражданско - патриотическое сознание

3

1

2

Правовая культура

4

1

3

Экология

3

1

2

4.

Лидер - волонтер

Основы волонтерской деятельности

2

1

1

Информационно-издательская деятельность волонтёров

2

2

Агитационная, просветительская и профилактическая работа волонтера.

4

2

2

5.

Технология социального проектирования

Сущность понятия "социальное проектирование"

4

2

2

Цели, задачи и результаты социального проектирования

2

1

1

Выбор социально значимой проблемы

2

1

1

Объект и субъект социально значимой деятельности

2

1

1

Разработка варианта решения проблемы

2

1

1

Реализация плана действий

4

2

2

6.

Разработка социально значимого проекта

9

3

6

7.

Реализация социально значимого проекта

6

2

4

8.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

72

32

40

К концу первого года обучения обучающиеся знают:

  • технику безопасности на занятиях при работе с медиаоборудованием;
  • элементарные основы ведения здорового образа жизни;
  • основные правила и средства конструктивного общения;
  • особенности работы волонтеров по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании;
  • важнейшие принципы толерантности, которые необходимо применять в повседневной жизни;
  • культурно-историческое наследие своего народа, своего края и страны;
  • основы социально ответственного поведения в обществе и в семье;
  • основные приемы развития  в себе лидерских качеств: общительность, уверенность в себе, целеустремленность, настойчивость;
  • особенности социально значимой деятельности и её виды;
  • основные Международные документы о правах ребёнка (Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка).

 

умеют:

  • свободно пропагандировать здоровый жизненный стиль;
  • выстроить правильно межличностные взаимоотношения в группе и коллективе и на равных общаться со сверстниками;
  • правильно организовать свой досуг и досуг сверстников;
  • толерантно взаимодействовать с окружающим миром, ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
  • разрешать конфликты и нести ответственность за свои поступки;
  • организовать и провести мероприятие, имеющее социально-значимую направленность;
  • выполнять обязанности и осуществлять свои права, не ущемляя прав других людей;
  • помочь сверстникам социально адаптироваться в обществе с помощью полученных знаний по праву.

Содержание программы

Раздел  № 1 Вводное занятие

Теория:

Знакомство с обучающимися, поступившими в учебное  объединение. Ознакомление обучающихся с программным содержанием курса "Центр детских инициатив".

Форма организации занятия: групповая.

Методы и приёмы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные. Применение игровых приемов для знакомства с обучающимися.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: Видеоролик о роли  социально активной молодежи в современном мире в сложившихся социально - экономических условиях.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование.

Методы контроля: опрос (с элементами игры).

Раздел № 2. Основы социально значимой деятельности

Тема 2.1. Понятие социально значимой деятельности и её виды (3 ч.)

Теория:

Понятие о социально значимой деятельности. Специфика данной деятельности. Общие сведения о классификации видов  социально значимой деятельности.

Практические занятия: 

Участие в социально значимой акции "За свой успех благодарю".

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, интерактивная беседа "вопрос - ответ", консультация.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: презентация о социально значимой деятельности.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, принтер, бумага.

Методы контроля: наблюдение, беседа-опрос, анализ участия в акции, выставление поурочного балла.

Тема 2.2. Как организовать социально значимую деятельность (4 ч.)

Теория:

Знакомство с основными правилами организации социально значимой деятельности.

Практические занятия:

Составление алгоритма организации социально значимой деятельности. Подготовка к участию в социальной акции "Помоги пожилому человеку".

Форма организации занятия: интерактивная лекция, групповая, индивидуальная работа, участие в акции.

Методы и приёмы обучения: беседа, мозговой штурм, лекторий. Практическая работа по составлению алгоритма организации социально значимой деятельности, консультация, поиск информации.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал:  схемы, таблицы, презентация.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, бумага, маркеры.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Тема 2.3. Особенности социума, микросоциума (школы, группы, семьи и др.) (4 ч.)

Теория:

Знакомство с понятием социум, микросоциум.

Практические занятия:

Изучить социальную ситуацию в микрорайоне. Провести социальный опрос, анкетирование, изучения материалов печати, телевидения. Составить подробный отчет о проведенном исследовании. 

Форма организации занятия: интерактивная беседа, групповая, индивидуальная работа над мини-исследованием.

Методы и приёмы обучения: интерактивная беседа, анализ ситуации.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал:  видеофильм "Я и социум вокруг меня".

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, бумага, маркеры.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла

Раздел №3 Социально значимые проблемы

Тема 3.1. Здоровый жизненный стиль (4ч.) 

Теория:

        Понятие здорового жизненного стиля в молодежной среде. Вредные привычки и способы их профилактики. Наркомания, табакокурение и алкоголизм.

Практические занятия: 

Ролевая игра – разыгрывание конфликтной ситуации, разрешение ситуации методом «мозгового штурма», имитационные упражнения и игры. Участие в профилактической акции "Береги себя для жизни". Подбор материала для буклетов по здоровому образу жизни.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация, профилактические видеоролики о последствиях употребления наркотиков, алкоголя и табака.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, ватман, маркеры.

Методы контроля: наблюдение, беседа-опрос, выставление поурочного балла.

Тема 3.2. Экстремизм и ксенофобия в молодежной среде( 3ч.)

Теория:

        Знакомство с понятиями экстремизм и ксенофобия. Рост ксенофобных и экстремистских установок в молодежной среде. Субкультуры.

Практические занятия: 

Разработка и составление молодежного информационного справочника "Молодёжные субкультуры".

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, работа в парах, практическое занятие.

Методы и приёмы обучения: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, коррекционная педагогика, объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение,

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация, видеоролики.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, бумага, принтер.

Методы контроля: наблюдение, беседа-опрос, выставление поурочного балла.

Тема 3.3. Благоустройство и инфраструктура.

Теория:Изучение инфраструктуры современных городов. Разновидности инфраструктуры. Выявление социальных и экономических проблем, влияющие на комфортность проживания в городской среде. Определены возможные пути решения благоустройства городов. 

Практические занятия:

Методы и приёмы обучения: тестирование, объяснение, познавательная беседа, практическая работа, стимулирование и мотивация.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: презентация, видеоролики, рисунки, плакаты.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, ватман, маркеры.

Методы контроля: наблюдение, блиц-опрос, тестирование, выставление поурочного балла.

Тема 3.4. Гражданско - патриотическое сознание.

Теория:Изучать историю родного края. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин  города». Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного города.

Практические занятия: составление родословной  « Пишем родословную своей семьи»;

- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- сбор материалов, запись воспоминаний родственников о ВОВ «Загляните в семейный альбом»;

Методы и приёмы обучения:  объяснение, познавательная беседа, практическая работа, стимулирование и мотивация.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: презентация, видеоролики, рисунки, плакаты.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, ватман, маркеры.

Методы контроля: наблюдение, блиц-опрос, тестирование, выставление поурочного балла.

Тема 3.5. Правовая культура.

Теория:знать систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. 

Практические занятия:

Методы и приёмы обучения: тестирование, объяснение, познавательная беседа, практическая работа, стимулирование и мотивация.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: презентация, видеоролики, рисунки, плакаты.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, ватман, маркеры.

Методы контроля: наблюдение, блиц-опрос, тестирование, выставление поурочного балла. 

Тема 3.6. Экология.

Теория:Взаимоотношения общества и природы .Борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды.Защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы.

Практические занятия:

Методы и приёмы обучения: тестирование, объяснение, познавательная беседа, практическая работа, стимулирование и мотивация.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: презентация, видеоролики, рисунки, плакаты.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, ватман, маркеры.

Методы контроля: наблюдение, блиц-опрос, тестирование, выставление поурочного балла

Раздел № 4.

Тема 4.1. Основы волонтерской деятельности. 

Теория:

Понятие «волонтёр». История возникновения и развития волонтёрского движения. Волонтёрское движение в России. Основные виды и принципы волонтёрской работы. Значение волонтёрской деятельности в развитии личности подростка. Права и обязанности волонтёров в детской организации. Правила и нормы поведения волонтёров

Практические занятия: 

Игры тренинги «Знакомство», «Свеча», «Круг».

Форма организации занятия: круглый стол, тренинг, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: тестирование, объяснение, познавательная беседа, практическая работа, стимулирование и мотивация.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: презентация, видеоролики, рисунки, плакаты.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, ватман, маркеры.

Методы контроля: наблюдение, блиц-опрос, тестирование, выставление поурочного балла.

Тема 4.2 Информационно-издательская деятельность волонтёров.

Теория:

        Информационные ресурсы (Интернет, кино, телевидение, печатные издания). Работа с литературой. Виды информационных изданий: буклеты, листовки, информационные плакаты, тематические подборки. Принципы создания информационных изданий.

Практические занятия:

Создание тематических папок по изученным темам. Разработка рекламного буклета «Волонтеры», буклетов по профилактике алкоголя, наркомании и табакокурения. Изготовление информационных плакатов и листовок.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: беседа, практическая работа.

Материал и оборудование: материал на выбор обучающихся.

Методы контроля: наблюдение, анализ практических работ.

Тема 4.3 Агитационная, просветительская и профилактическая работа волонтера.

Теория:

        Понятие и суть агитационной, просветительской и профилактической работы. Виды, уровни, стратегии, принципы и формы работы волонтёра по данным направлениям. Технология «равный - равному».

Практические занятия:

Участие в  мероприятиях различной тематической направленности. Подготовка волонтёрами информационного материала.

Форма организации занятия: тренинг, диспут, групповая дискуссия,

Методы и приёмы обучения: анализ ситуации, интерактивное обучение, объяснение, интерактивная беседа, наблюдение, практические упражнения, ситуация выбора.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация, видеоролики, схемы.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование.

Методы контроля: наблюдение, беседа-опрос, анкетирование, самостоятельная работа, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Раздел № 5. Технология социального проектирования

Тема 5.1 Сущность понятия "социальное проектирование".

Теория:Основные понятия социального проектирования. Сущность социального проектированияЭтапы проектирования -- система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) -- социальный заказ -- социальный паспорт -- цели проекта -- задачи проекта -- изыскательский прогноз -- нормативный прогноз -- верификация и корректировка -- модель -- конструкт -- проект. 

Практические занятия: Составление плана

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: фотографии, Материал и оборудование: мультимедийное оборудование.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Тема 5.2 Цели, задачи и результаты социального проектирования.

Теория:сформултровать основную цель проекта, Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы.

Практические занятия:Составление краткого резюме проекта.Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта

Методы и приёмы обучения: объяснение, познавательная беседа, наблюдение,  консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: презентация «Цели,задачи проекта»,

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование,

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Тема 5.3 Выбор социально значимой проблемы.

Теория: Информационные ресурсы (Интернет, кино, телевидение, печатные издания). Работа с литературой.

Практические занятия: Виды информационных изданий: буклеты, листовки, информационные плакаты, тематические подборки. Принципы создания информационных изданий.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: презентация «Цели,задачи проекта», литература, интернет - ресурсы

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование,

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Тема 5.4 Объект и субъект социально значимой деятельности.

Теория: Определение проекта, его виды (исследовательский, социальный, творческий, приключенческий, практико-ориентированный). Социальное проектирование, основные понятия социального проектирования. Применение социального проекта в работе волонтера.

Практические занятия: Определить ответственных за каждый пункт плана

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, познавательная беседа, наблюдение, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: презентация «Цели,задачи проекта», литература, интернет - ресурсы

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Тема 5.5 Разработка варианта решения проблемы.

Теория: Проблема – это разница между реально существующей ситуацией и желаемым (необходимым) состоянием в рамках этого же процесса. Паспорт социальной проблемы ,группы по интересам .Сбор и анализ информации. 

Практические занятия: разработка варианта решения проблем

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: презентация «Цели,задачи проекта», литература, интернет - ресурсы

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, 

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ.

Тема 5.6 Реализация плана действий.

Теория: 

Практические занятия:

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: 

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, акварельная бумага, картон, холст, живописные материалы: акварель, гуашь, пастель, масляные краски, разбавитель для масляных красок.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Раздел №6. Разработка социально значимого проекта.

Теория:

        Краткосрочный и долгосрочный проекты. Разделение проектов по направленности
или форме деятельности, проект комплексного характера (сочетание иных форм деятельности). Структура  социального проекта. Объект, цель, средства, методы. Результаты проектирования. Ч

Практические занятия:Этапы проекта: выбор проблемы, сбор информации о проблеме, разработка собственного варианта решения проблемы, реализация плана действий, подготовка проекта к защите, презентация.

Форма организации занятия: интерактивная лекция, тренинг, парная, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: стимулирования и мотивации, деятельностный.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: видеофильм, презентация.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование,

Методы контроля: наблюдение, письменный опрос, анализ тренингов.

Раздел №7. Реализация социально значимого проекта

Теория: Краткосрочный и долгосрочный проекты. Разделение проектов по направленности или форме деятельности, проект комплексного характера (сочетание иных форм деятельности). Структура  социального проекта. Объект, цель, средства, методы. Результаты проектирования. что такой социальный проект, цели, задачи и реализация проекта

Практические занятия: Деловая игра «Багаж идей». Определение социальных ролей участников.   Выбор направления и темы социального проекта. Постановка проблемы. Определение цели и задач проекта. Выделение основных этапов. Постановка задач для каждого этапа. Создание проекта в микрогруппах. Рефлексия.создание социально значимого проекта ( на выбор)

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, познавательная беседа, наблюдение,  консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: видеофильм, презентация.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование,

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ, выставление поурочного балла.

Раздел №9. Итоговое занятие.

Теория:  Оформление портфолио. Компоновка собранного материала по разделам. Подготовка презентации портфолио.

 

        Форма организации занятия: защита проекта.

Методы и приёмы обучения: практическая работа, наглядные, творческие.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: материал на выбор обучающихся.

Материал и оборудование: материал на выбор обучающихся.

Условия реализации программы

Материально – техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда

Оценка достижений результатов

Методы педагогической диагностики: наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности). Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении промежуточной аттестации обучающихся, анализа достижений учащихся.

Образовательные технологии, используемые на занятиях:

  • дифференцированного и разноуровневого обучения;
  • коллективного и группового взаимодействия;
  •  технология проектного обучения;
  •  здоровьесберегающие технологии;
  •  информационно – коммуникативная технология;
  • личностно – ориентированная технология;
  • игровые технологии;
  •  технология проблемного обучения.

Список литературы для педагогов:

Аргановский А.А. Своего дела мастер: заметки писателя. М., 1980 г.

Аграновский А. Призвание./ А.Аграновский. – М.: Пресс-центр, 2010 – 136 с.

Барщевская И.И., Кучумова И.В., Живая О.А.  / «Дополнительные образовательные программы» (приложение к журналу Внешкольник») - М., ООО «Новое образование», 2014. - 88с.

Барашев П. Свидетельствует репортёр. М., 1985 г.

Беневольская Т.А. О языке и стиле очерка. / Т.А. Беневольская. – М.: Наука, 2009

Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. / Б.А. Буяльский. - М.: Просвещение, 1986. – 74 с.

Ворошилов В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов. — СПб., 2009. – 226 с.

Ворошилов В.В. История журналистики России. конспекты лекций /В.В. Ворошилов. — СПб., 2009. – 620 с.

Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции / Ж. Гоне: сб.: Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. – М.: ЮНПРЕСС, 2009. – 212 с.

Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства./ В.М. Горохов. - М.: Вентана-граф, 2012

Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога. учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.Ц. Десяева, Т.А. Васильева, Л.А. Делаем новости! Теория журналистики.  учебное пособие. / Л.А. Васильева – М.: Аспект Пресс, 2010. - 190 с.

Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. / – М.: Айс, 2008.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) 

Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) 

Зелинская Г.Е. Отделение журналистики на УПК // Школа и производство, 2000, №1.

Игры: обучения тренинга, досуг/ под ред. В.В. Петрусинского. К. 6,7. – М., 1995 г.

Кеворков В.В. Рекламный текст. / В.В. Кеворков.– СПб.: Нева, 2009.

Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. / И.Н.Кемарская, - М.: Аспект Пресс, 2010. - 112 с.

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения.  / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. -128 с.

Кин Д. Средства массовой информации и демократия.  /Д. Кин. - СПб.: Открытая книга, 2010.

Крутова О.Н. Человек и мораль. / О.Н. Крутова – М.: Умная книга, 2009.

Козлова С.В. Как работать над заметкой в газету // Начальная школа, 1999, №3.

Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста, СПб., 2000 г.

Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. / Г.В. Кузнецов. – М.: МГУ, 2010.

Маленкова Л.И. Человековедение. / Л.И. Маленкова - М.: Статус, 2009.

Минеева С.А. Полемика, диспут, дискуссия. М., 1990 г.

Правовое поле журналиста.  / - М: Столица, 2011.

Ропель К. Как научить детей сотрудничать.

Рухленко Н.П. Организация работы кружка юных корреспондентов //Практика административной работы в школе. / №6.2010

Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы: программы, материалы к занятиям /авт.-сост. Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2010.

Субботина Н.Н. "Детская газета в образовательном учреждении (из опыта работы) " – Ярославль, 1996

Тарасенко Т.Е., Тарасенко С.Н. Школьные СМИ как фактор развития и воспитания школьников («Неугомонному перу 15 лет») : Из опыта работы руководителей школьного медиацентра. Т.Е. Тарасенко, С.Н. Тарасенко. – Барнаул: «САМИ», 2013. - 56с.

Тодорова Т.П. Дом детской прессы: итоги и перспективы // Бюллетень программно – методических материалов для УДОД, 2001, №4.

Список литературы для обучающихся:

Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001 г.

Варустин Л. Тайна газетной строки. / Л. Варустин. – М.: Юность, 2010

Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.

Вельц Д.Я., Дорожкина Т.Н. Основы риторики. Уфа 1997 г.

Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов н/Д., 1999 г.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991 (с последующими редакциями) 

Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями) 

Земцова З.Г. Искать себя // Внешкольник, 2001, №7.

Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс. учеб. пособие для студентов. / М.Н. Ким / - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 340 с.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983

Литературная энциклопедия терминов и понятий/Гл.ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

Мирошниченко М. Азбука журналистики. /М. Мирошниченко. – М. Журфак, 2009.

Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.

Пичугов Ю.С. Родное слово. Учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 1995 г.

Поль Л. Сапер. Основы искусства речи. М., 1992 г.

Работа современного репортёра, Под ред. проф. Я.Н. Засурского.  - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, / 2010.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

Система средств массовой информации России/под ред. проф. Я.Н. Засурского. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Толчёнов О. Активизация творческой фантазии // Репертуарно – методическая библиотечка, я вхожу в мир искусств. 2002, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...