Доклад "Театральные игры и упражнения"
статья (5 класс)
Предварительный просмотр:
МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов»
АМР РТ
Тема:
«Театрализованные игры и упражнения как современные формы организации работы с учащимися в дополнительном образовании»
Выполнила:
Кузнецова Любовь Витальевна,
руководитель театрального кружка «Зазеркалье»
педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов»
Агрыз, 2022
Для современного этапа развития системы школьного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная игра.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованную игру делит на две группы: игры-драматизации и режиссёрские
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием.
Виды драматизации:
– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Игры драматизации.
Игра «Дедушка молчок».
Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.
Игра «Тень»
Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.
Игра «Зеркало»
Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Игра «Сам себе режиссёр»
Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.
Игра «Представьте себе»
Цель. Развивать имитационные способности.
Игра «Угадай, чей голосок»
Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.
Игра с воображаемыми предметами
Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном действии.
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов)
Цель. Развивать пантомимические навыки.
Этюд «Утешение».
Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Мини-сценка «Ёж-чистюля».
Мини-сценка «Жук».
И др.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)
Театр кукол на столе
Самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе.
Игрушки для него можно сшить из кусочков:
ткани, меха, кожи, поролона, они не должны быть большими.
При изготовлении необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру и фактура.
Настольно-плоскостной театр.
Он представляет собой картонные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скользя по столу. Этот театр привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей.
Настольно-плоскостной театр.
Настольно-плоскостной театр подходит детям начиная с 4-х лет. Он представляет собой картонные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скользя по столу . Этот театр привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями. Играя, ребенок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей.
Театр на фланелеграфе.
Фланелеграф это большая доска куда можно прикрепить различные картинки. Животные, цифры, фигурки, овощи, фрукты. Сделать фланелеграф очень просто. Нужно взять тонкую деревянную квадратную доску или плотный картон и обтянуть его фланелью. Фланелеграф можно прислонять к стене, а играть с ребёнком на полу. Картинки можно либо купить (дидактические картинки), либо нарисовать и вырезать, либо распечатать на принтере и вырезать. Чтобы картинки крепились к фланелеграфу достаточно с обратной стороны картинок приклеить липучки от памперсов или швейную липучку
Можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Приложение
Игры, которые я использую:
ТЕНЬ
Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре — это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок — его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие.
Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп —это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм — это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук-тук».
Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре — мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок — его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.
Игра «Зеркало»
Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист?
(Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?
САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР
Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.
Педагог объясняет детям: «Режиссер — это руководитель, организатор номера или спектакля,
или циркового выступления артистов».
Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает
сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке,
придумывают свои сценки.
Игра «Представьте себе»
Цель. Развивать имитационные способности.
-Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети
перечисляют.) Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать.
Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть
цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.
— Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией.
Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроени...
Игры и упражнения, способствующие развитию речи
Ум ребенка – в пальчиках....
Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, не дифференцированность зрительного восприятия и пам...
Игры и упражнения
Представлены игры и упражненрия на развитие навыков саморегуляции...
Диагностичесие игры и упражнения
Диагностические игры и упражнения применяют на лидерских занятиях активистов....
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
Эти занятия и упражнения помогут родителям занять ребенка дома полезным и нужным делом, а также подготовить руку к письму в игровой занимательной форме. ...
Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"
игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...