статья Формирование гражданственности и патриотизма у подростков с использованием кинолектория.
статья (9 класс)
Формирование гражданственнсти и патриотизма у подростков с использованием кинолектория
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование гражданственности и патриотизма у подростков с использованием кинолектория.
СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонек»
Выполнила: воспитатель Ю.С. ЕРМОШКИНА
Современная государственная политика направлена на возрождение духовных ценностей человека и общества в целом, патриотическое воспитание подрастающего поколения. В период глобальных перемен системы образования, характеризующихся новым пониманием ее целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает особое значение в деле патриотического воспитания молодежи, которому во все времена все народы отводили важную роль, видя в нем залог безопасности существования государства. Немалую роль в этом воспитании играет искусство кинематографа.
Еще в советское время кино служило средством поднятия патриотических чувств, а так же пропагандой советских идеалов и принципов. Кино являлось самым доступным широким слоям населения зрелищем. Одним из важных аспектов направленности кино было воспитание нравственности и патриотизма подрастающего поколения. Очень многое изменилось с прошлого века.
На сегодняшний момент кинематограф пытается восстановить эти традиции, что можно считать абсолютно правильным, стали появляться фильмы, в которых раскрывается личность героя и его патриотизм. Во все времена и во всех странах кинематограф имел не только развлекательный характер, но воспитательную направленность.
С распространением Интернет сервисов просмотр кинофильмов получил большую популярность, доступность и более широкий охват зрителей. В связи с этим кино можно считать эффективным средством формирования идеалов и принципов нравственного поведения.
При развитии патриотических чувств у подростков приобщая их к прекрасному, кинолекторий становится познанием искусства, нравственно эстетической направленности, в котором и заключается художественно-педагогическая идея, что позволяет воспитателю совместно с подростками осмыслить фильм через призму общечеловеческих ценностей. Просмотр и обсуждение фильмов способствует формированию у подростков целого спектра таких чувств, как удовольствие, гордость, уверенность, восхищение, уважение, благодарность, сочувствие, чувство долга и ответственности. Что положительно сказывается на взаимоотношениях во временном коллективе, ответственному отношению к своему здоровью и получению процедур, сопереживания к ребятам с серьезными проблемами. Фильмы заставляют подростков сделать выбор в проблемных ситуация, изложенных увлекательно и эмоционально. Воспитателю сложно в столь яркой и доходчивой форме показать подростку без помощи экрана в повседневной жизни: опасность приключений, героизм, мужество и самопожертвование в военных и спортивных подвигах. Именно по этому, на 4 отделении в СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонек» воспитателями успешно используется кинолекторий в качестве материала для воспитательной работы с подростками.
При помощи кинолектория на отделении осуществляется патриотическое воспитание на отделении:
- традиции русского народа и историей Отечества;
- приобщение подростков к миру великих кинорежиссеров;
- расширение сферы воздействия кино на формирование патриотического самосознания;
- дифференцированный подход к выбору фильмотеки, направленной на развитие гражданственности и патриотизма;
- создание условий для художественно гармонично образованной личности.
Кинолекторий, как одна из форм коллективных занятий достаточно сложна. При проведении кинолекториев необходимо учитывать возможности каждого подроста и общего психологического настроя всей группы. Даже одинаковая по содержанию задача на разных ступенях общего формирования группы, в зависимости от их возраста, времени пребывания на отделении, решается по-разному. В связи с этим для успешного прохождения кинолекториев особо важна эмоциональная насыщенность материала, творческая составляющая, эстетическое отношение подростков к выполняемым заданиям и активность в проводимых беседах.
При планировании кинолекториев используем три основных подхода:
- Беседа с целью заинтересовать подростков, настроить на просмотр фильма, историческими событиями того или иного периода, спортивного достижения.
- Непосредственно сам просмотр.
- Обсуждение фильма с развитием эмоциональной отзывчивости подростков в момент воспитательного мероприятия.
Роль воспитателя на этих этапах очень важна, только личным примером, искренней заинтересованностью, проявляя уважение к народу, к Родине, уважением к подростку и взаимопониманием, можно приобщить детей к всеобщим и морально-нравственным ценностям.
Программы кинолекториев представлены художественными и документальными военно-патриотической направленности:
- государственные символы России и армии;
- Отечественная война 1812г;
- Первая мировая война 1914-1918г;
- Великая Отечественная война 1941-1945г;
- мир и безопасность;
- герои мирных дней;
- история Руси.
Тематический кинолекторий побед в спортивных соревнованиях и олимпийских играх направленный на формирование и развитие личных качеств подростков.
В кинолекториях в основном используются фильмы отечественного производства. Видеоматериал кинолекториев способствует воспитанию подростков на положительных примерах героев картин. Не менее важны и картины другого содержания, задача в которых не дать пример для подражания, заставить зрителя задуматься в проблемной ситуации, тем самым актуализировать систему морально-ценностных ориентиров, через осмысление предлагаемой ситуации и определение собственной позиции.
Воспитание патриотизма – сложная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в подростках чувство сопричастности к великим историческим событиям родной страны, чувство гордости за силу и величие России. Для решения данных задач помогают возможности кинематографа.
При использовании в воспитательных мероприятиях возможностей кинематографии можно получить более эффективный результат педагогической деятельности. Кино заняло значительное место по праву в воспитательных мероприятиях, а также активно создается учебное кино для использования в учебном процессе. В этом направлении сделано много педагогических открытий, форм и методов работы. Все это свидетельствует о том, что возможности кинолекториев в образовательной среде для развития подростков различных возрастов уникальны и расширяются в процессе развития.
Список литературы:
1. Битинас Б.Р., Бочарова В.Г. Социальное воспитание кадет // Опыт разработки концепции воспитания. В 2-х ч. Ч 1 – Ростов н/д 2005-С.342
2. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. «Круглый стол» // Педагогика. – 2008 -№5. С.41-44.
3. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. – М.:ГУВР ВС РФ // 2008 – С.101
4. Мамейчик Г.А., Колпакова А.П. Роль военных фильмов в патриотическом воспитании школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт».–2015.– Т.19 – С.136-140. – URL:http // e-koncept/ru / 2015 /95200.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое воспитание в школе как условие формирования гражданственности и патриотизма у учащихся кадетских классов
Содержание стр.Введение ………………………………………………………….....3Глава IТеоретические основы формирования гражданственности и патриотизма …….………………. 9 1.1. Сущностные характеристики гра...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Статья "Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания в условиях модернизации российского образования"
Это статья об опыте работы по данной теме...
Формирование гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа.
Представлен опыт работы по формированию гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа....
Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»
Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...
статья "Воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся с ОВЗ в системе СПО"
Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ в системе СПО предусматривает формирование нравственного уклада жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...