статья Формирование гражданственности и патриотизма у подростков с использованием кинолектория.
статья (9 класс)

Ермошкина Юлия Сергеевна

Формирование гражданственнсти и патриотизма у подростков с использованием кинолектория

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданственности и патриотизма у подростков с использованием  кинолектория.

СПб ГБУЗ  ВЦДОиТ «Огонек»

Выполнила: воспитатель Ю.С. ЕРМОШКИНА

Современная государственная политика направлена на возрождение духовных ценностей человека и общества в целом, патриотическое воспитание подрастающего поколения. В период глобальных перемен системы образования, характеризующихся новым пониманием ее целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, приобретает особое значение в деле патриотического воспитания молодежи, которому во все времена все народы отводили важную роль, видя в нем залог безопасности существования государства. Немалую роль в этом воспитании играет искусство кинематографа.

Еще в советское время кино служило средством поднятия патриотических чувств, а так же пропагандой советских идеалов и принципов. Кино являлось самым доступным широким слоям населения зрелищем. Одним из важных аспектов направленности кино было воспитание нравственности и патриотизма подрастающего поколения. Очень многое изменилось с прошлого века.

На сегодняшний момент кинематограф пытается восстановить эти традиции, что можно считать абсолютно правильным, стали появляться фильмы, в которых раскрывается личность героя и его патриотизм. Во все времена и во всех странах кинематограф имел не только развлекательный характер, но воспитательную направленность.

С распространением Интернет сервисов просмотр кинофильмов получил большую популярность, доступность и более широкий охват зрителей.  В связи с этим кино можно считать эффективным средством формирования идеалов и принципов нравственного поведения.

При развитии патриотических чувств у подростков приобщая их к прекрасному, кинолекторий становится познанием искусства, нравственно эстетической направленности, в котором и заключается художественно-педагогическая идея, что позволяет воспитателю совместно с подростками осмыслить фильм через призму общечеловеческих ценностей. Просмотр и обсуждение фильмов способствует формированию у подростков целого спектра таких чувств, как удовольствие, гордость, уверенность, восхищение, уважение, благодарность, сочувствие, чувство долга и ответственности. Что положительно сказывается на взаимоотношениях во временном коллективе, ответственному отношению к своему здоровью и получению процедур, сопереживания к ребятам с серьезными проблемами. Фильмы заставляют подростков сделать выбор в проблемных ситуация, изложенных увлекательно и эмоционально. Воспитателю сложно в столь яркой и доходчивой форме показать подростку без помощи экрана в повседневной жизни: опасность приключений, героизм, мужество и самопожертвование в военных и спортивных подвигах. Именно по этому, на 4 отделении в СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонек» воспитателями успешно используется кинолекторий в качестве материала для воспитательной работы с подростками.

При помощи кинолектория на отделении осуществляется патриотическое воспитание на отделении:

- традиции русского народа и историей Отечества;

- приобщение подростков к миру великих кинорежиссеров;

- расширение сферы воздействия кино на формирование патриотического самосознания;

- дифференцированный подход к выбору фильмотеки, направленной на развитие гражданственности и патриотизма;

  - создание условий для художественно гармонично образованной личности.

Кинолекторий, как одна из форм коллективных занятий достаточно сложна. При проведении кинолекториев необходимо учитывать возможности каждого подроста и общего психологического настроя всей группы. Даже одинаковая по содержанию задача на разных ступенях общего формирования группы, в зависимости от их возраста, времени пребывания на отделении, решается по-разному. В связи с этим для успешного прохождения кинолекториев особо важна эмоциональная насыщенность материала, творческая составляющая,  эстетическое отношение подростков к выполняемым заданиям и активность в проводимых беседах.

При планировании кинолекториев используем три основных подхода:

  1. Беседа с целью заинтересовать подростков, настроить на просмотр фильма, историческими событиями того или иного периода, спортивного достижения.
  2. Непосредственно сам просмотр.
  3. Обсуждение фильма с развитием эмоциональной отзывчивости подростков в момент воспитательного мероприятия.

Роль воспитателя на этих этапах очень важна, только личным примером, искренней заинтересованностью, проявляя уважение к народу, к Родине, уважением к подростку и взаимопониманием, можно приобщить детей к всеобщим и морально-нравственным ценностям.

Программы кинолекториев представлены художественными и документальными военно-патриотической направленности:

- государственные символы России и армии;

- Отечественная война 1812г;

- Первая мировая война 1914-1918г;

- Великая Отечественная война 1941-1945г;

- мир и безопасность;

- герои мирных дней;

- история Руси.

Тематический кинолекторий побед в спортивных соревнованиях и олимпийских играх направленный на формирование и развитие личных качеств подростков.

В кинолекториях в основном используются фильмы отечественного производства. Видеоматериал кинолекториев способствует воспитанию подростков на положительных примерах героев картин. Не менее важны и картины другого содержания, задача в которых не дать пример для подражания, заставить зрителя задуматься в проблемной ситуации, тем самым актуализировать систему морально-ценностных ориентиров, через осмысление предлагаемой ситуации и определение собственной позиции.

Воспитание патриотизма – сложная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, пробудить в подростках чувство сопричастности к великим историческим событиям родной страны, чувство гордости за силу и величие России. Для решения данных задач помогают возможности кинематографа.

При использовании в воспитательных мероприятиях возможностей кинематографии можно получить более эффективный результат педагогической деятельности. Кино заняло значительное место по праву в воспитательных мероприятиях, а также активно создается учебное кино для использования в учебном процессе. В этом направлении сделано много педагогических открытий, форм и методов работы. Все это свидетельствует о том, что возможности кинолекториев в образовательной среде для развития подростков различных возрастов уникальны и расширяются в процессе развития.

Список литературы:

1. Битинас Б.Р., Бочарова В.Г. Социальное воспитание кадет // Опыт разработки концепции воспитания. В 2-х ч. Ч 1 – Ростов н/д 2005-С.342

2. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. «Круглый стол» // Педагогика. – 2008 -№5. С.41-44.

3. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. – М.:ГУВР ВС РФ // 2008 – С.101

4. Мамейчик Г.А., Колпакова А.П. Роль военных фильмов в патриотическом воспитании школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт».–2015.– Т.19 – С.136-140. URL:http // e-koncept/ru / 2015 /95200.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание в школе как условие формирования гражданственности и патриотизма у учащихся кадетских классов

Содержание   стр.Введение ………………………………………………………….....3Глава IТеоретические основы формирования гражданственности и патриотизма …….………………. 9 1.1. Сущностные характеристики гра...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Формирование гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа.

Представлен опыт работы по формированию  гражданственности  и патриотизма в условиях тематического классного часа....

Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»

Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...