Литературно-музыкальная композиция "Дети - узники концлагерей"
материал
Цель – способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти.
Задачи:
- обратить внимание детей на нелегкие испытания, выпавшие на долю детей в годы войны;
- формирование активной жизненной позиции, чувства патриотизма;
- формирование чувства уважения, гордости, долга, благодарности и памяти перед старшим поколением;
- развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- развитие навыков самоорганизации, самоуправления, соуправления и самовоспитания в коллективе через коллективную деятельность и рефлексию своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕТИ – УЗНИКИ КОНЦЛАГЕРЕЙ
Цель – способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти.
Задачи:
- обратить внимание детей на нелегкие испытания, выпавшие на долю детей в годы войны;
- формирование активной жизненной позиции, чувства патриотизма;
- формирование чувства уважения, гордости, долга, благодарности и памяти перед старшим поколением;
- развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- развитие навыков самоорганизации, самоуправления, соуправления и самовоспитания в коллективе через коллективную деятельность и рефлексию своей деятельности.
Гости: ветераны Великой Отечественной войны, учащиеся школы (5 – 11 класс)
Форма проведения – литературно-музыкальная композиция
Ход мероприятия
Классный руководитель: Здравствуйте. Мы предлагаем проект «Дети – узники концлагерей». Дети войны – мальчики и девочки – их жизнь могла и должна быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла страдания, слезы, лишения. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти. Сегодня у нас есть возможность рассказать о страшном детстве малолетних узников концлагерей. Итак, я предоставляю слово 6-классникам.
Звучит музыка, выходят 4 человека в белых одеждах
- Тебе враги не раз грозили, тебя сметали, не смели,
Любовь моя, земля Россия, тебя порушить не смогли.
- Тебя топтали – не стоптали, тебя сжигали – не сожгли.
Мы все с тобою испытали, и даже больше, чем могли.
- Много разных потрясений пережило человечество в 20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история.
- Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись, стар и млад.
- Что случилось, скажи мне, ветер? Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит, или вянут травы в садах?
- Почему люди все на рассвете вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер, неужели это война?
Звучит музыка. Выходят 4 человека в красных одеждах.. 4 первых становятся лицом к зрителям 4 вторых за их спинами с зажженными свечами
- Я хотел жить, учиться, окончить школу и стать врачом, спасать людей. Я хотел изобрести лекарство от всех болезней.
- Я мечтала стать учителем... Повести в класс своих первых учеников, научить их писать, считать, рассказать о том, как нужно Родину защищать!
- А я мечтала поступить в ГИТИС и стать актрисой, чтобы дарить людям радость.
- Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных медведей.
По очереди выходят из-за спин первых чтецов
- 5 вместе с 1: Мы, замученные в концлагерях...
- 6 вместе с 2: Мы, погибшие на операционных столах...
- 7 вместе с 3: Мы, умершие от голода...
- 8 вместе с 4: Мы, расстрелянные фашистами...
Говорят дети в красных одеждах
- Не доучились и не достроили.
- Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».
- Виной тому стала... ВОЙНА!
Звучит музыка.
- А мы не станем памяти перечить и вспомним дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи огромная, не детская, беда.
Была земля и жесткой, и метельной, была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, а были вместе – детство и война.
- Дети войны… Они были на всех ее дорогах, в партизанских отрядах и в воинских частях. Дети войны надрывались у станков, хоронили своих близких, умирали с голоду.
- А разве можно представить детей за колючей проволокой концлагерей? Разум отказывается воспринимать подобное.
- Целыми эшелонами детей вывозили на работу в Германию. Прямо на перевалочных станциях проводили отбор – кто покрепче – на биржу труда, кто слабый или больной – в концлагерь… на опыты…
- Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах. Дети-доноры. Дети-изгои. «Седые дети» войны…
- О них, не увидевших солнца и неба, не услыхавших пения птиц…
- О них, не узнавших вкус материнского молока, не сделавших ни единого шага…
- О них, прошедших сквозь газовые душегубки и печи крематория фашистских концлагерей…
- О них, безымянных, напоминаем живущим, потому что, если забудем такое, проклята будет наша жизнь!
- Да и можно ли назвать жизнью то, что лишено памяти?
Звучит музыка. Выходят дети в черных одеждах
- Сколько жить доведётся на свете бывшим узникам концлагерей –
Не забыть им ни фабрики смерти, ни фашистов, что злее зверей! - Саласпилс, Бухенвальд и Освенцим, Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,- побывал, прямо скажем, в аду. - Вся Земля содрогалась от горя, не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная – крематорий что ни день, пожирала людей. - И душа леденела от страха, ужас гетто вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху! Разве ж можно такое забыть?! - Всего на территории Германии и захваченных ею стран действовало более 14000 концлагерей.
- Наиболее печальную известность получили такие концлагеря, как Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Треблинка, Саласпилс, Лидице.
- В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 3 миллионов детей…
- Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.
- Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге: «три тысячи двести девятый –
Обувь детская. Ношена. Правый ботинок. С заплатой…»
- Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый,
Тот порядковый номер: «три тысячи двести девятый?»
Неужели другой не нашлось в целом мире дороги,
Кроме той, по которой пришли эти детские ноги?!
- В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно одежды убитых считали?
Здесь впитала земля запах тлена и крови
Сотен тысяч людей разных наций и разных сословий…
- Среди сотен улик – этот детский ботинок с заплатой,
Снятой Гитлером с жертвы «три тысячи двести девятой».
Звучит музыка
- Освенцим: концлагерь Аушвиц- Биркенау – концлагерь на территории оккупированной Польши. Являлся комбинатом уничтожения людей. Ворота концлагеря Освенцим с издевательской циничной надписью «Arbeit macht frei», что означает «Работа дарит освобождение».
- Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000.
- Некоторые дети рождались в лагере. Они, как и все, носили номер на полосатой одежде узника. Большинство детей уничтожались сразу же после прибытия.
- В сентябре 1944 г. 12 300 детей были направлены в газовые камеры.
- В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.
- Страшнее мир еще не видел действа, жестокости предела нет на свете
Идут гуськом под планкой дети. Она им отмеряет жизнь и детство.
Придумано забавно, и очень просто недаром автор метода прославлен,-
Кто хоть немного ниже планки ростом без промедленья будет в печь отправлен.
- И ребятишки знали про условие. О, как они на цыпочки вставали!
Гесс видел всё, он, молча, хмурил брови. И молча цепь детишек разрывали.
Не плакали, пощады не просили. Вытягивались телом выше, выше
Шли дети Украины и России, Варшавы, Братиславы и Парижа.
- Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.
- Их расстреляли на рассвете, когда вокруг редела мгла…
Там были женщины и дети, и эта девочка была…
Сперва велели им раздеться и встать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский, наивный, чистый и живой:
«Чулочки тоже снять мне, дядя?» - не осуждая, не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя, трехлетней девочки глаза.
- Чулочки тоже снять мне, дядя? на миг эсэсовец обмяк,
Рука сама собой, с волненьем, вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим. И, кажется, он в землю врос:
Глаза, как у моей Неминьи – во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью, проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить её не может… И дал он очередь, спеша.
- Упала девочка в чулочках, снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка твоя вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце пробито пулею твоей.
Ты – человек, не только немец; или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо, не поднимая волчьих глаз…
Впервые, может, эта дума в мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд её светился, и всюду чудилось опять,
И не забудется отныне: - Чулочки тоже, дядя, снять?
Звучит музыка
- В 1937 году открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд, и заработала нацистская фабрика смерти. Именно тогда первые узники увидели на его воротах свой приговор: "Jedem das Seine" - «Каждому – свое».
- Не дымит крематорий, и в воздухе теплом не чадно.
Цветники пламенеют. Мне больно смотреть на цветы.
Бухенвальд! Среди ран, нанесенных войной беспощадной,
Может, самая страшная рана земли, - это ты.
- Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах немецких концлагерей. О сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожжённых и расстрелянных людей.
- Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.
- Цветут в Бухенвальде цветы - алые маки.
В музейном покое- щиты, а рядом бараки.
Цветут в Бухенвальде цветы - алые вспышки.
На маки глядят с высоты бессменные вышки.
- На вышках эсесовцев нет, дым не клубится…
Цветы пламенеют – и свет ложится на лица.
Не ходит по лагерю смерть, не лают собаки,
А все-таки жутко смотреть на алые маки.
Звучит песня «Бухенвальдский набат»
- Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла в медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла, и восстали вновь, и восстали вновь,
И восстали, и восстали, и восстали вновь! – 2 раза - Сотни тысяч заживо сожжённых строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны с нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты? Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет Тихий океан. – 2 раза - Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт над всей землёю, и гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите, берегите мир! – 2 раза
- 5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди - них учитель, Януш Корчак. По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти – Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».
- Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!». Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.
- Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.
- Синие. Черные и голубые – четыреста глаз, по – детски наивные и смешные…
- Куда ведут нас?
- Правду сказать? Жестоко… Лгать? Никогда он не лгал.
Но на последнем уроке Корчак неправду сказал.
- Куда нас ведут?
Классный руководитель: На прогулку… Послушать, как ветры поют,
Как в тихих лесных закоулках волшебные травы цветут,
Как тянутся к солнцу былинки… В газовые камеры Треблинки их ведут.
- Конвой ощетинился сталью штыков, грохот тяжелых солдатских подков,
Топот усталых, голодных детей, окрики злые: «Быстрей! Быстрей!»
Шагает в колонне детей Януш Корчак, писатель, мыслитель, учитель, борец,
Шагает, как воин, уверенно, молча, слушая трепет ребячьих сердец.
- …Синим пеплом станут эти брови, руки, губы, щеки, волосы…
Смрадом человечины и крови, гарью захлебнутся небеса.
Ни креста, ни камня, ни могилы, только пепел, сажа, черный прах…
Только, только бы хватило силы встретить смерть достойно, на ногах.
- Корчак шел с детьми навстречу смерти, потому что жить хотел, дышать.
Никогда и никому не верьте, что спокойно можно умирать.
- …Эсэсовец. Череп и кости. Тупой немигающий взор.
-«Герр гольдшмит» свободен! – со злостью прогавкал он прямо в упор.
- …Кружатся, кружатся, кружатся пестрые пятна, круги.
Небо готово обрушиться, отяжелели шаги.
Съежился в грязный комочек под Корчака взглядом палач,
Он «юдише фратце» бормочет под детский надрывистый плач.
Классный руководитель: Спокойнее, дети! Я с вами!
- Корчака голос гремит.
Классный руководитель: Головы перед врагами не вешать! Стоять, как гранит!
- …Серые, черные и голубые - четыреста глаз…
Дети, сожженные и живые, это для вас
Старый писатель и педагог дает последний урок.
Звучит музыка
- Саласпилс – лагерь смерти на территории Латвии. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
- По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 200 000 детей.
- Несмотря на зимнее время, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носившей наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком, детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором держали их на холоде по 5-6 суток.
- Страшный час для детей и матерей в лагере наступил тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей…
- …Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5 -7 летние девочки. Грязь, эпидемии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей.
- В лагере смерти Саласпилс только за один год, с мая 1942 по май 1943 года, мученической смертью погибло около 3 тыс. детей до 5 лет, большинство из них подвергались выкачиванию крови.
- Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело, трудились – мучили детей.
И это каждый день опять: кляня, ругаясь, без причины…
А детям было не понять, чего хотят от них мужчины.
- За что - обидные слова, побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва, что это за непослушанье.
Они представить не могли того, что было всем открыто:
По древней логике земли, от взрослых дети ждут защиты,
- А дни всё шли, как смерть страшны, и дети стали образцовы.
Но их всё били. Также. Снова. И не снимали с них вины.
Они хватались за людей. Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были, мужчины мучили детей.
- В октябре 1944 года, стремясь скрыть следы злодеяний, оккупанты уничтожили лагерь.
Видеоролик
- Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь это память — наша совесть. Она, как сила, нам нужна…
Звучит песня «Ты помни»
- Я знаю о войне лишь понаслышке, но вновь и вновь в мои приходит сны.
Безусый паренёк, совсем мальчишка, который не вернулся с той войны.
Сожмётся больно сердце от печали, хоть с той поры прошло полсотни лет,
Но снится мне тревожными ночами мой молодой, мой вечно юный дед.
Припев: Над миром вновь ликует светлый май, который раз мы празднуем Победу.
Но то, что совершили наши деды, ты помни, никогда не забывай.
- Мы знаем о войне лишь понаслышке, но матерям сегодня не до сна.
Ведь подрастают юные мальчишки, а где-то до сих пор идёт война.
И сколько их ещё, наверно, будет солдат, не возвратившихся с войны.
Пою для Вас, к Вам обращаюсь, люди мы научиться мир беречь должны.
Припев.
- Ты помни, путь к Победе был не прост, кровавою была её цена.
Ты помни Бухенвальд и Холокост и смерть, и страх, что сеяла война.
Ты помни поседевших матерей, солдат, не возвратившихся домой.
И похоронки забывать не смей. Всё это надо помнить нам с тобой.
Припев: Какой ценой Победа нам досталась, ты помни, никогда не забывай.
Ты помни, никогда не забывай.
Классный руководитель: 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли восстание. В результате лагерь был ликвидирован. Этот день и стал считаться Международным днем освобождения узников концлагерей.
- В этот день мы чтим память тех, кто выдержал муки фашистского ада, и не забудем никогда эти страшные события. А память нам поможет понять, какой ценой завоеван мир на нашей земле.
Классный руководитель: Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира.
- Почтите минутой молчания безвинно погибших детей,
И пусть не вернутся на Землю страдания страшных военных дней!
Классный руководитель: В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется Минута молчания
Минута молчания, включается метроном. Дети читают стихотворение и как символ вечной памяти передают друг другу горящую свечу
- Склонитесь и молод, и стар в честь тех, кто за счастье,
- Что жизнь ради жизни отдал. Летнее небо над нами
- Горечью пахнет полынь, черными колоколами
- Стонет бездонная синь. Стонет земною печалью
- Тех, чьи сердца не стучат. Колокола не молчат.
- Звенят колокола… их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат.
- Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:
«Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!»
Классный руководитель (берет свечу): 2015 год – год празднования 70-летия великой Победы. Как вы считаете, может, пора уже обо всем забыть и не тревожить старое?
Учащиеся высказывают своё мнение
- Я не хочу, чтоб грохот орудийной канонады услышал мой ребенок, мой и твой,
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда коснулся их невидимой рукой.
- Как хорошо проснуться на рассвете, как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета, как хорошо на свете без войны.
- Как хорошо влюбляться и смеяться, как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться и просто хорошо на свете жить.
- 75 лет прошло со дня великой Победы. 75 лет наш народ живет в мире…Но…
- В мире далеко не все спокойно! И сейчас где-то идет война. Рассыпаются дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то хочется большой войны, в огне которой, дети бы испарялись, как капли воды.
Классный руководитель: «Я родом из детства» – говорил о себе Антуан де Сент Экзюпери. Так должен говорить о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.
- Для дружбы, для улыбок и для встреч в наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь и землю удивительную эту.
- Завещано беречь нам этот мир - такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил, за будущее мира мы в ответе.
- Мы не дадим стать пеплом и золой того, что красотой у нас зовется.
Пусть будет мирным небо над землей, пусть вечно детство звонкое смеется!
Звучит песня «Мир без войны»
- Что-то в мире случилось такое, сердце стало у всех ледяное,
О любви и мечте забываем и все чаще близких теряем за идею слепую не близкую нам.
Мы не слышим и спорим друг с другом, но опомнись и протяни руку,
Ведь неважно какого-то ты цвета, на каком ты конце планеты, ведь для нас для всех Земля одна
Припев: Дети всей Земли, если б ваши сны мир наш изменить смогли,
Жили чтоб не врозь, небо чтоб без слез,
В мире без войны, предательства и вины,
Мы все изменить должны, должны.
- Если будем мы в светлое верить, станет в мире немножко добрее,
Мы не будем жалеть со слезами, будут дома папы и мамы,
И все дети счастливее станут чуть – чуть.
Припев: Люди всей Земли, будьте же детьми, чтоб мир изменить смогли,
Жили чтоб не врозь, небо чтоб без слез,
В мире без войны, предательства и вины,
Мы все изменить должны, должны.
Люди на Землі, будьте же дітьми, щоб світ змінити теж змогли.
Жили разом скрізь, небо щоб без сліз в світі без війни.
People on the Earth, keep your souls unclosed, change the world i`m begging please
Hide away your, fears skies without a tear,s living lasting peace
Без страха и без вины мы все изменить должны. Этот мир без войны.
Классный руководитель: Мы должны чтить память павших в той войне, потому что залогом их бессмертия является наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она – нам, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.
Я надеюсь, что наше мероприятие заставило кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-107969-1484724528.jpg)
сценарий встречи учащихся с узниками концлагерей в годы ВОВ«С болью в сердце вспоминая…»
«С болью в сердце вспоминая…» встреча учащихся с узниками концлагерей в годы ВОВ. 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.Организация объединенных наций учр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/11/picture-240692-1365694178.jpg)
Памяти узников концлагерей посвящается
11 апреля отмечается Международный День памяти узников фашистских концлагерей.Мероприятие посвещено узникам Бухенвальда и Освенцим....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/11/picture-240692-1365694178.jpg)
Памяти узников концлагерей посвящается
Общешкольне мероприятие, посвященное памяти узников концлагерей...
Концерт, посвященный Международному дню освобождения узников концлагерей фашизма
Сценарий концерта...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/23/picture-447150-1666544342.jpg)
устный журнал "Узники концлагерей"
Разработка устного журнала "Узники концлагерей" для проведения классного часа о годах ВОВ для учащихся 7-9 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/23/picture-447150-1666544342.jpg)
презентация "Узники концлагерей"
Презентация к устному журналу "Узники концлагерей" для проведения классного часа о ВОВ для учащихся 7-9 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/30/picture-1454007-1675075002.png)
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»...