Литературно-музыкальная композиция "Дети - узники концлагерей"
материал

Митина Майя Сапарбаевна

Цель – способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти.

Задачи:

  • обратить внимание детей на нелегкие испытания, выпавшие на долю детей в годы войны;
  • формирование активной жизненной позиции, чувства патриотизма;
  • формирование чувства уважения, гордости, долга, благодарности и памяти перед старшим поколением;
  • развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
  • развитие навыков самоорганизации, самоуправления, соуправления и самовоспитания в коллективе через коллективную деятельность и рефлексию своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti-uzniki_kontslagerey.docx46.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕТИ – УЗНИКИ КОНЦЛАГЕРЕЙ

Цель – способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти.

Задачи:

  • обратить внимание детей на нелегкие испытания, выпавшие на долю детей в годы войны;
  • формирование активной жизненной позиции, чувства патриотизма;
  • формирование чувства уважения, гордости, долга, благодарности и памяти перед старшим поколением;
  • развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
  • развитие навыков самоорганизации, самоуправления, соуправления и самовоспитания в коллективе через коллективную деятельность и рефлексию своей деятельности.

Гости: ветераны Великой Отечественной войны, учащиеся школы (5 – 11 класс)

Форма проведения – литературно-музыкальная композиция

Ход мероприятия

Классный руководитель: Здравствуйте. Мы предлагаем проект «Дети – узники концлагерей». Дети войны – мальчики и девочки – их жизнь могла и должна быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла страдания, слезы, лишения. Самые  обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и  в лагерях смерти. Сегодня у нас есть возможность  рассказать о страшном детстве  малолетних узников концлагерей. Итак, я предоставляю слово 6-классникам.

Звучит музыка, выходят 4 человека в белых одеждах

  • Тебе враги не раз грозили, тебя сметали, не смели,

        Любовь моя, земля Россия, тебя порушить не смогли.

  • Тебя топтали – не стоптали, тебя сжигали – не сожгли.

Мы все с тобою испытали, и даже больше, чем могли.

  • Много разных потрясений пережило человечество в  20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история.
  • Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись, стар и млад.
  • Что случилось, скажи мне, ветер? Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит, или вянут травы в садах?

  • Почему люди все на рассвете вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер, неужели это война?

Звучит музыка. Выходят 4 человека в красных одеждах.. 4 первых становятся  лицом к зрителям 4 вторых за их спинами с зажженными свечами

  • Я хотел жить, учиться, окончить школу и стать врачом, спасать людей. Я хотел изобрести лекарство от всех болезней.
  • Я  мечтала стать учителем... Повести в класс своих первых учеников, научить их писать, считать, рассказать о том, как нужно Родину защищать!
  • А я мечтала поступить в ГИТИС и стать актрисой, чтобы дарить людям радость.
  • Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных  медведей.

По очереди выходят из-за спин первых чтецов

  • 5 вместе с 1: Мы, замученные в концлагерях...
  • 6 вместе с 2: Мы, погибшие на операционных столах...
  • 7 вместе с 3: Мы, умершие от голода...
  • 8 вместе с 4: Мы, расстрелянные фашистами...

Говорят дети в красных одеждах

  • Не доучились и не достроили.
  • Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».
  • Виной тому стала... ВОЙНА!

Звучит музыка.

  • А мы не станем памяти перечить и вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи  огромная, не детская, беда.

Была земля и жесткой, и метельной, была судьба у всех людей одна.                                                                                                                                 У нас и детства не было отдельно, а были вместе – детство и война.

  • Дети войны… Они были на всех ее дорогах, в партизанских отрядах и в воинских частях. Дети войны надрывались у станков, хоронили своих близких, умирали с голоду.
  • А разве можно представить детей за колючей проволокой концлагерей? Разум отказывается воспринимать подобное.
  • Целыми эшелонами детей вывозили на работу в Германию. Прямо на перевалочных станциях проводили отбор – кто покрепче – на биржу труда, кто слабый или больной – в концлагерь… на опыты…
  • Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах. Дети-доноры. Дети-изгои. «Седые дети» войны…
  • О них, не увидевших солнца и неба,  не услыхавших пения птиц…
  • О них, не узнавших вкус материнского молока, не сделавших ни единого шага…
  • О них, прошедших сквозь газовые душегубки и печи крематория фашистских концлагерей…
  • О них, безымянных, напоминаем живущим, потому что, если забудем такое, проклята будет наша жизнь!
  • Да и можно ли назвать жизнью то, что лишено памяти?

Звучит музыка. Выходят дети в черных одеждах

  • Сколько жить доведётся на свете бывшим узникам концлагерей –
    Не забыть им ни фабрики смерти, ни фашистов, что злее зверей!
  • Саласпилс, Бухенвальд и Освенцим, Маутхаузен в том же ряду...
    Кто попал в лапы дьявола, к немцам,- побывал, прямо скажем, в аду.
  • Вся Земля содрогалась от горя, не щадило зверьё и детей!
    Пасть чудовищная – крематорий что ни день, пожирала людей.
  • И душа леденела от страха, ужас гетто вовек не избыть!
    Сколько брошено жизней на плаху! Разве ж можно такое забыть?!
  • Всего на территории Германии и захваченных ею стран действовало более 14000 концлагерей.
  • Наиболее печальную известность получили такие концлагеря, как Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Треблинка, Саласпилс, Лидице.
  • В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 3 миллионов детей…
  • Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.
  • Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге: «три тысячи двести девятый –

Обувь детская. Ношена. Правый ботинок. С заплатой…»

  • Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый,

Тот порядковый номер: «три тысячи двести девятый?»

Неужели другой не нашлось в целом мире дороги,

Кроме той, по которой пришли эти детские ноги?!

  • В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно одежды убитых считали?

Здесь впитала земля запах тлена и крови

Сотен тысяч людей разных наций и разных сословий…

  • Среди сотен улик – этот детский ботинок с заплатой,

Снятой Гитлером с жертвы «три тысячи двести девятой».

Звучит музыка

  • Освенцим: концлагерь Аушвиц- Биркенау  – концлагерь на территории оккупированной Польши. Являлся комбинатом уничтожения людей. Ворота концлагеря Освенцим с издевательской циничной надписью «Arbeit macht frei», что означает «Работа дарит освобождение».
  • Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000.
  • Некоторые дети рождались в лагере. Они, как и все, носили номер на полосатой одежде узника. Большинство детей уничтожались сразу же после прибытия.
  • В сентябре 1944 г. 12 300 детей были направлены в газовые камеры.
  • В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.
  • Страшнее мир еще не видел действа, жестокости предела нет на свете

Идут гуськом под планкой дети. Она им отмеряет жизнь и детство.

Придумано забавно, и очень просто недаром автор метода прославлен,-

Кто хоть немного ниже планки ростом без промедленья будет в печь отправлен.

  • И ребятишки знали про условие. О, как они на цыпочки вставали!

Гесс видел всё, он, молча, хмурил брови. И молча цепь детишек разрывали.

Не плакали, пощады не просили. Вытягивались телом выше, выше

Шли дети Украины и России, Варшавы, Братиславы и Парижа.

  • Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.
  • Их расстреляли на рассвете, когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети, и эта девочка была…

Сперва велели им раздеться и встать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский, наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?» - не осуждая, не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя, трехлетней девочки глаза.

  • Чулочки тоже снять мне, дядя? на миг эсэсовец обмяк,

Рука сама  собой, с волненьем, вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим. И, кажется, он в землю врос:

Глаза, как у моей Неминьи – во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью, проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может… И дал он очередь, спеша.

  • Упала девочка в чулочках, снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка твоя вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец; или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо, не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, эта дума в мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился, и всюду чудилось опять,

И не забудется отныне: - Чулочки тоже, дядя, снять?

Звучит музыка

  • В 1937 году открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд, и заработала нацистская фабрика смерти. Именно тогда первые узники увидели на его воротах свой приговор: "Jedem das Seine" - «Каждому – свое».
  • Не дымит крематорий, и в воздухе теплом не чадно.

Цветники пламенеют. Мне больно смотреть на цветы.

Бухенвальд! Среди ран, нанесенных войной беспощадной,

Может, самая страшная рана земли, - это ты.

  • Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах немецких концлагерей. О сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожжённых и расстрелянных людей.
  • Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.
  • Цветут  в Бухенвальде цветы - алые маки.

В музейном покое-  щиты, а рядом бараки.

Цветут в Бухенвальде цветы - алые вспышки.

На маки глядят с высоты бессменные вышки.

  • На вышках эсесовцев нет, дым не клубится…

Цветы пламенеют – и свет ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть, не лают собаки,

А все-таки жутко смотреть на алые маки.

Звучит песня «Бухенвальдский набат»

  1. Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
    Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон.
    Это возродилась и окрепла в медном гуле праведная кровь.
    Это жертвы ожили из пепла, и восстали вновь, и восстали вновь,
    И восстали, и восстали, и восстали вновь! – 2 раза
  2. Сотни тысяч заживо сожжённых строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
    Интернациональные колонны с нами говорят, с нами говорят.
    Слышите громовые раскаты? Это не гроза, не ураган.
    Это вихрем атомным объятый стонет океан, Тихий океан.
    Это стонет, это стонет Тихий океан. – 2 раза
  3. Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
    Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон.
    Звон плывёт, плывёт над всей землёю, и гудит взволнованно эфир:
    Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир, берегите мир,
    Берегите, берегите, берегите мир! – 2 раза
  • 5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди - них учитель, Януш Корчак. По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти – Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».
  • Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!». Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.
  • Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.
  • Синие. Черные и голубые – четыреста глаз, по – детски наивные и смешные…
  • Куда ведут нас?
  • Правду сказать? Жестоко… Лгать? Никогда он не лгал.

Но на последнем уроке Корчак неправду сказал.

  • Куда нас ведут?

Классный руководитель: На прогулку… Послушать, как ветры поют,

          Как в тихих лесных закоулках волшебные травы цветут,

          Как тянутся к солнцу былинки… В газовые камеры Треблинки их ведут.

  • Конвой ощетинился сталью штыков, грохот тяжелых солдатских подков,

Топот усталых, голодных детей, окрики злые: «Быстрей! Быстрей!»

Шагает в колонне детей Януш Корчак, писатель, мыслитель, учитель, борец,

Шагает, как воин, уверенно, молча, слушая трепет ребячьих сердец.

  • …Синим пеплом станут эти брови, руки, губы, щеки, волосы…

Смрадом человечины и крови, гарью захлебнутся небеса.

Ни креста, ни камня, ни могилы, только пепел, сажа, черный прах…

Только, только бы хватило силы встретить смерть достойно, на ногах.

  • Корчак шел с детьми навстречу смерти, потому что жить хотел, дышать.

Никогда и никому не верьте, что спокойно можно умирать.

  • …Эсэсовец. Череп и кости. Тупой немигающий взор.

-«Герр гольдшмит» свободен! – со злостью прогавкал он прямо в упор.

  • …Кружатся, кружатся, кружатся пестрые пятна, круги.

Небо готово обрушиться, отяжелели шаги.

Съежился в грязный комочек под Корчака взглядом палач,

Он «юдише фратце» бормочет под детский надрывистый плач.

Классный руководитель: Спокойнее, дети! Я с вами!

  • Корчака голос гремит.

Классный руководитель: Головы перед врагами не вешать! Стоять, как гранит!

  • …Серые, черные и голубые - четыреста глаз…

Дети, сожженные и живые, это для вас

Старый писатель и педагог дает последний урок.

Звучит музыка

  • Саласпилс – лагерь смерти на территории Латвии. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
  • По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 200 000 детей.
  • Несмотря на зимнее время, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носившей наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком, детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором держали их на холоде по 5-6 суток.
  • Страшный час для детей и матерей в лагере наступил тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми  посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей…
  • …Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5 -7 летние девочки. Грязь, эпидемии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей.
  • В лагере смерти Саласпилс только за один год, с мая 1942 по май 1943 года, мученической смертью погибло около 3 тыс. детей до 5 лет, большинство из них подвергались выкачиванию крови.
  • Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело, трудились – мучили детей.

И  это каждый день опять: кляня, ругаясь, без причины…

А детям было не понять, чего хотят от них мужчины.

  • За что -  обидные слова, побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва, что это за непослушанье.

Они представить не могли того, что было всем открыто:

По древней логике земли, от взрослых дети ждут защиты,

  • А дни всё шли, как смерть страшны, и дети стали образцовы.

Но их всё били. Также. Снова. И не снимали с них вины.

Они хватались за людей. Они молили. И любили.

Но у мужчин «идеи» были, мужчины мучили детей.

  • В октябре 1944 года, стремясь скрыть следы злодеяний, оккупанты уничтожили лагерь.

Видеоролик

  • Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
    Ведь это память — наша совесть. Она, как сила, нам нужна…

Звучит песня «Ты помни»

  1. Я знаю о войне лишь понаслышке, но вновь и вновь в мои приходит сны.
    Безусый паренёк, совсем мальчишка, который не вернулся с той войны.
    Сожмётся больно сердце от печали, хоть с той поры прошло полсотни лет,
    Но снится мне тревожными ночами мой молодой, мой вечно юный дед.

Припев: Над миром вновь ликует светлый май,  который раз мы празднуем Победу.
               Но то, что совершили наши деды, ты помни, никогда не забывай.

  1. Мы знаем о войне лишь понаслышке, но матерям сегодня не до сна.
    Ведь подрастают юные мальчишки, а где-то до сих пор идёт война.
    И сколько их ещё, наверно, будет  солдат, не возвратившихся с войны.
    Пою для Вас, к Вам обращаюсь, люди мы научиться мир беречь должны.

Припев.

  1. Ты помни, путь к Победе был не прост, кровавою была её цена.
    Ты помни Бухенвальд и Холокост и смерть, и страх, что сеяла война.
    Ты помни поседевших матерей, солдат, не возвратившихся домой.
    И похоронки забывать не смей. Всё это надо помнить нам с тобой.

Припев: Какой ценой Победа нам досталась, ты помни, никогда не забывай.

               Ты помни, никогда не забывай.

Классный руководитель: 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли восстание. В результате лагерь был ликвидирован. Этот день и стал считаться Международным днем освобождения узников концлагерей.

  • В этот день мы чтим память тех, кто выдержал муки фашистского ада, и не забудем никогда эти страшные события. А память нам поможет понять, какой ценой завоеван мир на нашей земле.

Классный руководитель: Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира.

  • Почтите минутой молчания  безвинно погибших детей,
    И пусть не вернутся на Землю страдания страшных военных дней!

Классный руководитель: В память о  миллионах замученных,  расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется  Минута молчания

Минута молчания, включается метроном. Дети читают стихотворение и как символ вечной памяти передают друг другу горящую свечу

  • Склонитесь и молод, и стар в честь тех, кто за счастье,
  • Что жизнь ради жизни отдал. Летнее небо над нами
  • Горечью пахнет полынь, черными колоколами
  • Стонет бездонная синь. Стонет земною печалью
  • Тех, чьи сердца не стучат. Колокола не молчат.
  • Звенят колокола… их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат.
  • Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:

«Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!»

Классный руководитель (берет свечу): 2015 год – год празднования 70-летия великой Победы. Как вы считаете, может, пора уже обо всем забыть и не тревожить старое?

Учащиеся высказывают своё мнение

  • Я не хочу, чтоб грохот орудийной канонады услышал мой ребенок, мой и твой,

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда коснулся их невидимой рукой.

  • Как хорошо проснуться на рассвете, как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета, как хорошо на свете без войны.

  • Как хорошо влюбляться и смеяться, как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться и просто хорошо на свете жить.

  • 75 лет прошло со дня великой Победы. 75 лет наш народ живет в мире…Но…
  • В мире далеко не все спокойно! И сейчас где-то идет война. Рассыпаются дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то  хочется большой войны, в огне которой, дети бы испарялись, как капли воды.

Классный руководитель: «Я родом из детства» – говорил о себе Антуан де Сент Экзюпери. Так  должен  говорить о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.

  • Для дружбы, для улыбок и для встреч в наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь и землю удивительную эту.

  • Завещано беречь нам этот мир - такой неповторимый на рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил, за будущее мира мы в ответе.

  • Мы не дадим стать пеплом и золой того, что красотой у нас зовется.

Пусть будет мирным небо над землей, пусть вечно детство звонкое смеется!

Звучит песня «Мир без войны»

  1. Что-то в мире случилось такое, сердце стало у всех ледяное,

О любви и мечте забываем и все чаще близких теряем за идею слепую не близкую нам.

Мы не слышим и спорим друг с другом, но опомнись и протяни руку,

Ведь неважно какого-то ты цвета, на каком ты конце планеты, ведь для нас для всех Земля одна

Припев: Дети всей Земли, если б ваши сны мир наш изменить смогли,

    Жили чтоб не врозь, небо чтоб без слез,

    В мире без войны, предательства и вины,

    Мы все изменить должны, должны.

  1. Если будем мы в светлое верить, станет в мире немножко добрее,

Мы не будем жалеть со слезами, будут дома папы и мамы,

И все дети счастливее станут чуть – чуть.

Припев: Люди всей Земли, будьте же детьми, чтоб мир изменить смогли,

    Жили чтоб не врозь, небо чтоб без слез,

    В мире без войны, предательства и вины,

    Мы все изменить должны, должны.

    Люди на Землі, будьте же дітьми, щоб світ змінити теж змогли.

    Жили разом скрізь, небо щоб без сліз в світі без війни.

    People on the Earth, keep your souls unclosed, change the world i`m begging please

    Hide away your, fears skies without a tear,s living lasting peace

    Без страха и без вины мы все изменить должны. Этот мир без войны.

Классный руководитель: Мы должны чтить память павших в той войне, потому что залогом их бессмертия является наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она – нам, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

Я надеюсь, что наше мероприятие  заставило кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий встречи учащихся с узниками концлагерей в годы ВОВ«С болью в сердце вспоминая…»

«С болью в сердце вспоминая…» встреча учащихся с узниками концлагерей в годы ВОВ. 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.Организация объединенных наций учр...

Памяти узников концлагерей посвящается

11 апреля отмечается Международный День памяти узников фашистских концлагерей.Мероприятие посвещено узникам Бухенвальда и Освенцим....

Памяти узников концлагерей посвящается

Общешкольне мероприятие, посвященное памяти узников концлагерей...

устный журнал "Узники концлагерей"

Разработка устного журнала "Узники концлагерей" для проведения классного часа о годах ВОВ для учащихся 7-9 классов...

презентация "Узники концлагерей"

Презентация к устному журналу "Узники концлагерей"  для проведения классного часа о ВОВ для учащихся 7-9 классов...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»

Литературно-музыкальная композиция,  посвященная памяти узников  фашистских концлагерей  «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»...