Литературно-музыкальная композиция "Дети - узники концлагерей"
материал
Цель – способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти.
Задачи:
- обратить внимание детей на нелегкие испытания, выпавшие на долю детей в годы войны;
- формирование активной жизненной позиции, чувства патриотизма;
- формирование чувства уважения, гордости, долга, благодарности и памяти перед старшим поколением;
- развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- развитие навыков самоорганизации, самоуправления, соуправления и самовоспитания в коллективе через коллективную деятельность и рефлексию своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti-uzniki_kontslagerey.docx | 46.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕТИ – УЗНИКИ КОНЦЛАГЕРЕЙ
Цель – способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти.
Задачи:
- обратить внимание детей на нелегкие испытания, выпавшие на долю детей в годы войны;
- формирование активной жизненной позиции, чувства патриотизма;
- формирование чувства уважения, гордости, долга, благодарности и памяти перед старшим поколением;
- развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- развитие навыков самоорганизации, самоуправления, соуправления и самовоспитания в коллективе через коллективную деятельность и рефлексию своей деятельности.
Гости: ветераны Великой Отечественной войны, учащиеся школы (5 – 11 класс)
Форма проведения – литературно-музыкальная композиция
Ход мероприятия
Классный руководитель: Здравствуйте. Мы предлагаем проект «Дети – узники концлагерей». Дети войны – мальчики и девочки – их жизнь могла и должна быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла страдания, слезы, лишения. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти. Сегодня у нас есть возможность рассказать о страшном детстве малолетних узников концлагерей. Итак, я предоставляю слово 6-классникам.
Звучит музыка, выходят 4 человека в белых одеждах
- Тебе враги не раз грозили, тебя сметали, не смели,
Любовь моя, земля Россия, тебя порушить не смогли.
- Тебя топтали – не стоптали, тебя сжигали – не сожгли.
Мы все с тобою испытали, и даже больше, чем могли.
- Много разных потрясений пережило человечество в 20 веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история.
- Великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись, стар и млад.
- Что случилось, скажи мне, ветер? Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит, или вянут травы в садах?
- Почему люди все на рассвете вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер, неужели это война?
Звучит музыка. Выходят 4 человека в красных одеждах.. 4 первых становятся лицом к зрителям 4 вторых за их спинами с зажженными свечами
- Я хотел жить, учиться, окончить школу и стать врачом, спасать людей. Я хотел изобрести лекарство от всех болезней.
- Я мечтала стать учителем... Повести в класс своих первых учеников, научить их писать, считать, рассказать о том, как нужно Родину защищать!
- А я мечтала поступить в ГИТИС и стать актрисой, чтобы дарить людям радость.
- Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных медведей.
По очереди выходят из-за спин первых чтецов
- 5 вместе с 1: Мы, замученные в концлагерях...
- 6 вместе с 2: Мы, погибшие на операционных столах...
- 7 вместе с 3: Мы, умершие от голода...
- 8 вместе с 4: Мы, расстрелянные фашистами...
Говорят дети в красных одеждах
- Не доучились и не достроили.
- Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».
- Виной тому стала... ВОЙНА!
Звучит музыка.
- А мы не станем памяти перечить и вспомним дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи огромная, не детская, беда.
Была земля и жесткой, и метельной, была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, а были вместе – детство и война.
- Дети войны… Они были на всех ее дорогах, в партизанских отрядах и в воинских частях. Дети войны надрывались у станков, хоронили своих близких, умирали с голоду.
- А разве можно представить детей за колючей проволокой концлагерей? Разум отказывается воспринимать подобное.
- Целыми эшелонами детей вывозили на работу в Германию. Прямо на перевалочных станциях проводили отбор – кто покрепче – на биржу труда, кто слабый или больной – в концлагерь… на опыты…
- Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах. Дети-доноры. Дети-изгои. «Седые дети» войны…
- О них, не увидевших солнца и неба, не услыхавших пения птиц…
- О них, не узнавших вкус материнского молока, не сделавших ни единого шага…
- О них, прошедших сквозь газовые душегубки и печи крематория фашистских концлагерей…
- О них, безымянных, напоминаем живущим, потому что, если забудем такое, проклята будет наша жизнь!
- Да и можно ли назвать жизнью то, что лишено памяти?
Звучит музыка. Выходят дети в черных одеждах
- Сколько жить доведётся на свете бывшим узникам концлагерей –
Не забыть им ни фабрики смерти, ни фашистов, что злее зверей! - Саласпилс, Бухенвальд и Освенцим, Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,- побывал, прямо скажем, в аду. - Вся Земля содрогалась от горя, не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная – крематорий что ни день, пожирала людей. - И душа леденела от страха, ужас гетто вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху! Разве ж можно такое забыть?! - Всего на территории Германии и захваченных ею стран действовало более 14000 концлагерей.
- Наиболее печальную известность получили такие концлагеря, как Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Треблинка, Саласпилс, Лидице.
- В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 3 миллионов детей…
- Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.
- Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге: «три тысячи двести девятый –
Обувь детская. Ношена. Правый ботинок. С заплатой…»
- Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый,
Тот порядковый номер: «три тысячи двести девятый?»
Неужели другой не нашлось в целом мире дороги,
Кроме той, по которой пришли эти детские ноги?!
- В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно одежды убитых считали?
Здесь впитала земля запах тлена и крови
Сотен тысяч людей разных наций и разных сословий…
- Среди сотен улик – этот детский ботинок с заплатой,
Снятой Гитлером с жертвы «три тысячи двести девятой».
Звучит музыка
- Освенцим: концлагерь Аушвиц- Биркенау – концлагерь на территории оккупированной Польши. Являлся комбинатом уничтожения людей. Ворота концлагеря Освенцим с издевательской циничной надписью «Arbeit macht frei», что означает «Работа дарит освобождение».
- Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000.
- Некоторые дети рождались в лагере. Они, как и все, носили номер на полосатой одежде узника. Большинство детей уничтожались сразу же после прибытия.
- В сентябре 1944 г. 12 300 детей были направлены в газовые камеры.
- В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.
- Страшнее мир еще не видел действа, жестокости предела нет на свете
Идут гуськом под планкой дети. Она им отмеряет жизнь и детство.
Придумано забавно, и очень просто недаром автор метода прославлен,-
Кто хоть немного ниже планки ростом без промедленья будет в печь отправлен.
- И ребятишки знали про условие. О, как они на цыпочки вставали!
Гесс видел всё, он, молча, хмурил брови. И молча цепь детишек разрывали.
Не плакали, пощады не просили. Вытягивались телом выше, выше
Шли дети Украины и России, Варшавы, Братиславы и Парижа.
- Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.
- Их расстреляли на рассвете, когда вокруг редела мгла…
Там были женщины и дети, и эта девочка была…
Сперва велели им раздеться и встать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский, наивный, чистый и живой:
«Чулочки тоже снять мне, дядя?» - не осуждая, не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя, трехлетней девочки глаза.
- Чулочки тоже снять мне, дядя? на миг эсэсовец обмяк,
Рука сама собой, с волненьем, вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим. И, кажется, он в землю врос:
Глаза, как у моей Неминьи – во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью, проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить её не может… И дал он очередь, спеша.
- Упала девочка в чулочках, снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка твоя вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце пробито пулею твоей.
Ты – человек, не только немец; или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо, не поднимая волчьих глаз…
Впервые, может, эта дума в мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд её светился, и всюду чудилось опять,
И не забудется отныне: - Чулочки тоже, дядя, снять?
Звучит музыка
- В 1937 году открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд, и заработала нацистская фабрика смерти. Именно тогда первые узники увидели на его воротах свой приговор: "Jedem das Seine" - «Каждому – свое».
- Не дымит крематорий, и в воздухе теплом не чадно.
Цветники пламенеют. Мне больно смотреть на цветы.
Бухенвальд! Среди ран, нанесенных войной беспощадной,
Может, самая страшная рана земли, - это ты.
- Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах немецких концлагерей. О сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожжённых и расстрелянных людей.
- Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.
- Цветут в Бухенвальде цветы - алые маки.
В музейном покое- щиты, а рядом бараки.
Цветут в Бухенвальде цветы - алые вспышки.
На маки глядят с высоты бессменные вышки.
- На вышках эсесовцев нет, дым не клубится…
Цветы пламенеют – и свет ложится на лица.
Не ходит по лагерю смерть, не лают собаки,
А все-таки жутко смотреть на алые маки.
Звучит песня «Бухенвальдский набат»
- Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла в медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла, и восстали вновь, и восстали вновь,
И восстали, и восстали, и восстали вновь! – 2 раза - Сотни тысяч заживо сожжённых строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны с нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты? Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет Тихий океан. – 2 раза - Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт над всей землёю, и гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите, берегите мир! – 2 раза
- 5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди - них учитель, Януш Корчак. По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти – Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».
- Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!». Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.
- Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.
- Синие. Черные и голубые – четыреста глаз, по – детски наивные и смешные…
- Куда ведут нас?
- Правду сказать? Жестоко… Лгать? Никогда он не лгал.
Но на последнем уроке Корчак неправду сказал.
- Куда нас ведут?
Классный руководитель: На прогулку… Послушать, как ветры поют,
Как в тихих лесных закоулках волшебные травы цветут,
Как тянутся к солнцу былинки… В газовые камеры Треблинки их ведут.
- Конвой ощетинился сталью штыков, грохот тяжелых солдатских подков,
Топот усталых, голодных детей, окрики злые: «Быстрей! Быстрей!»
Шагает в колонне детей Януш Корчак, писатель, мыслитель, учитель, борец,
Шагает, как воин, уверенно, молча, слушая трепет ребячьих сердец.
- …Синим пеплом станут эти брови, руки, губы, щеки, волосы…
Смрадом человечины и крови, гарью захлебнутся небеса.
Ни креста, ни камня, ни могилы, только пепел, сажа, черный прах…
Только, только бы хватило силы встретить смерть достойно, на ногах.
- Корчак шел с детьми навстречу смерти, потому что жить хотел, дышать.
Никогда и никому не верьте, что спокойно можно умирать.
- …Эсэсовец. Череп и кости. Тупой немигающий взор.
-«Герр гольдшмит» свободен! – со злостью прогавкал он прямо в упор.
- …Кружатся, кружатся, кружатся пестрые пятна, круги.
Небо готово обрушиться, отяжелели шаги.
Съежился в грязный комочек под Корчака взглядом палач,
Он «юдише фратце» бормочет под детский надрывистый плач.
Классный руководитель: Спокойнее, дети! Я с вами!
- Корчака голос гремит.
Классный руководитель: Головы перед врагами не вешать! Стоять, как гранит!
- …Серые, черные и голубые - четыреста глаз…
Дети, сожженные и живые, это для вас
Старый писатель и педагог дает последний урок.
Звучит музыка
- Саласпилс – лагерь смерти на территории Латвии. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
- По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 200 000 детей.
- Несмотря на зимнее время, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носившей наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком, детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором держали их на холоде по 5-6 суток.
- Страшный час для детей и матерей в лагере наступил тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей…
- …Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5 -7 летние девочки. Грязь, эпидемии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей.
- В лагере смерти Саласпилс только за один год, с мая 1942 по май 1943 года, мученической смертью погибло около 3 тыс. детей до 5 лет, большинство из них подвергались выкачиванию крови.
- Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело, трудились – мучили детей.
И это каждый день опять: кляня, ругаясь, без причины…
А детям было не понять, чего хотят от них мужчины.
- За что - обидные слова, побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва, что это за непослушанье.
Они представить не могли того, что было всем открыто:
По древней логике земли, от взрослых дети ждут защиты,
- А дни всё шли, как смерть страшны, и дети стали образцовы.
Но их всё били. Также. Снова. И не снимали с них вины.
Они хватались за людей. Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были, мужчины мучили детей.
- В октябре 1944 года, стремясь скрыть следы злодеяний, оккупанты уничтожили лагерь.
Видеоролик
- Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь это память — наша совесть. Она, как сила, нам нужна…
Звучит песня «Ты помни»
- Я знаю о войне лишь понаслышке, но вновь и вновь в мои приходит сны.
Безусый паренёк, совсем мальчишка, который не вернулся с той войны.
Сожмётся больно сердце от печали, хоть с той поры прошло полсотни лет,
Но снится мне тревожными ночами мой молодой, мой вечно юный дед.
Припев: Над миром вновь ликует светлый май, который раз мы празднуем Победу.
Но то, что совершили наши деды, ты помни, никогда не забывай.
- Мы знаем о войне лишь понаслышке, но матерям сегодня не до сна.
Ведь подрастают юные мальчишки, а где-то до сих пор идёт война.
И сколько их ещё, наверно, будет солдат, не возвратившихся с войны.
Пою для Вас, к Вам обращаюсь, люди мы научиться мир беречь должны.
Припев.
- Ты помни, путь к Победе был не прост, кровавою была её цена.
Ты помни Бухенвальд и Холокост и смерть, и страх, что сеяла война.
Ты помни поседевших матерей, солдат, не возвратившихся домой.
И похоронки забывать не смей. Всё это надо помнить нам с тобой.
Припев: Какой ценой Победа нам досталась, ты помни, никогда не забывай.
Ты помни, никогда не забывай.
Классный руководитель: 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли восстание. В результате лагерь был ликвидирован. Этот день и стал считаться Международным днем освобождения узников концлагерей.
- В этот день мы чтим память тех, кто выдержал муки фашистского ада, и не забудем никогда эти страшные события. А память нам поможет понять, какой ценой завоеван мир на нашей земле.
Классный руководитель: Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира.
- Почтите минутой молчания безвинно погибших детей,
И пусть не вернутся на Землю страдания страшных военных дней!
Классный руководитель: В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется Минута молчания
Минута молчания, включается метроном. Дети читают стихотворение и как символ вечной памяти передают друг другу горящую свечу
- Склонитесь и молод, и стар в честь тех, кто за счастье,
- Что жизнь ради жизни отдал. Летнее небо над нами
- Горечью пахнет полынь, черными колоколами
- Стонет бездонная синь. Стонет земною печалью
- Тех, чьи сердца не стучат. Колокола не молчат.
- Звенят колокола… их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат.
- Он взывает не только к памяти погибших, ко всем живущим на земле, он призывает:
«Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний фашизма!»
Классный руководитель (берет свечу): 2015 год – год празднования 70-летия великой Победы. Как вы считаете, может, пора уже обо всем забыть и не тревожить старое?
Учащиеся высказывают своё мнение
- Я не хочу, чтоб грохот орудийной канонады услышал мой ребенок, мой и твой,
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда коснулся их невидимой рукой.
- Как хорошо проснуться на рассвете, как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета, как хорошо на свете без войны.
- Как хорошо влюбляться и смеяться, как хорошо порою погрустить,
Как хорошо встречаться и прощаться и просто хорошо на свете жить.
- 75 лет прошло со дня великой Победы. 75 лет наш народ живет в мире…Но…
- В мире далеко не все спокойно! И сейчас где-то идет война. Рассыпаются дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то хочется большой войны, в огне которой, дети бы испарялись, как капли воды.
Классный руководитель: «Я родом из детства» – говорил о себе Антуан де Сент Экзюпери. Так должен говорить о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.
- Для дружбы, для улыбок и для встреч в наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь и землю удивительную эту.
- Завещано беречь нам этот мир - такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил, за будущее мира мы в ответе.
- Мы не дадим стать пеплом и золой того, что красотой у нас зовется.
Пусть будет мирным небо над землей, пусть вечно детство звонкое смеется!
Звучит песня «Мир без войны»
- Что-то в мире случилось такое, сердце стало у всех ледяное,
О любви и мечте забываем и все чаще близких теряем за идею слепую не близкую нам.
Мы не слышим и спорим друг с другом, но опомнись и протяни руку,
Ведь неважно какого-то ты цвета, на каком ты конце планеты, ведь для нас для всех Земля одна
Припев: Дети всей Земли, если б ваши сны мир наш изменить смогли,
Жили чтоб не врозь, небо чтоб без слез,
В мире без войны, предательства и вины,
Мы все изменить должны, должны.
- Если будем мы в светлое верить, станет в мире немножко добрее,
Мы не будем жалеть со слезами, будут дома папы и мамы,
И все дети счастливее станут чуть – чуть.
Припев: Люди всей Земли, будьте же детьми, чтоб мир изменить смогли,
Жили чтоб не врозь, небо чтоб без слез,
В мире без войны, предательства и вины,
Мы все изменить должны, должны.
Люди на Землі, будьте же дітьми, щоб світ змінити теж змогли.
Жили разом скрізь, небо щоб без сліз в світі без війни.
People on the Earth, keep your souls unclosed, change the world i`m begging please
Hide away your, fears skies without a tear,s living lasting peace
Без страха и без вины мы все изменить должны. Этот мир без войны.
Классный руководитель: Мы должны чтить память павших в той войне, потому что залогом их бессмертия является наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она – нам, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.
Я надеюсь, что наше мероприятие заставило кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий встречи учащихся с узниками концлагерей в годы ВОВ«С болью в сердце вспоминая…»
«С болью в сердце вспоминая…» встреча учащихся с узниками концлагерей в годы ВОВ. 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.Организация объединенных наций учр...
Памяти узников концлагерей посвящается
11 апреля отмечается Международный День памяти узников фашистских концлагерей.Мероприятие посвещено узникам Бухенвальда и Освенцим....
Памяти узников концлагерей посвящается
Общешкольне мероприятие, посвященное памяти узников концлагерей...
Концерт, посвященный Международному дню освобождения узников концлагерей фашизма
Сценарий концерта...
устный журнал "Узники концлагерей"
Разработка устного журнала "Узники концлагерей" для проведения классного часа о годах ВОВ для учащихся 7-9 классов...
презентация "Узники концлагерей"
Презентация к устному журналу "Узники концлагерей" для проведения классного часа о ВОВ для учащихся 7-9 классов...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»...