Социальная адаптация в социуме при условии временного коллектива подростков.
статья (9 класс)
Материал предназначен для педагогов организаторов и воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
адаптация подростков | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБУЗ ВЦДО и Т «Огонек»
Выполнила: воспитатель Ю.С. ЕРМОШКИНА
Социальная адаптация в социуме при условии временного коллектива подростков.
Цель адаптации на отделении – обеспечить освоение детьми базовых коммуникативных компетенций, необходимых для успешной социальной адаптации в социуме.
С момента своего рождения и на протяжении всей жизни перед человеком постоянно стоит задача приспособления к обществу, к окружающим людям, правилам и нормам поведения. Особое значение следует уделить развитию коммуникативных компетенций, как основы для успешной интеграции в социуме.
Сегодня все больше специалистов выражают озабоченность увеличением числа подростков, имеющих трудности в социальной адаптации и одной из причин этого, они видят в неумение ребенка выстраивать правильные коммуникативные связи. Чаще встречаются подростки с несформированной коммуникативной компетенцией, у которых отмечается низкий уровень коммуникативного и познавательного развития, что в свою очередь способствует повышению агрессивности в поведении детей, неумением взаимодействовать на паритетных началах, неумением управлять своими поступками, стремлениями, настроением, не умением налаживать отношения со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативную компетентность в подростковом возрасте следует рассматривать как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Нарушение коммуникативной функции, выражается в снижении потребности в общении, особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм), приводят к стойким нарушениям процесса общения, что сказывается отрицательно на установление и поддержание контактов со сверстниками и взрослыми, и создаются серьёзные проблемы на пути развития и становления подростка.
Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми тех требований, которые предъявляет социум. Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись современные гаджеты, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Кроме того, общение в социальных сетях, заменяет подростку «живое» общение, без возможности придать эмоциональную окраску своей речи. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве в силу низкой педагогической зрелости родителей, их постоянной занятостью, неумением или нежеланием. Из жизни ребенка вытиснуты совместные игры, в которых и происходит социальное «взросление» ребенка, и в которых ребенок получает свой первый опыт взаимодействия.
Особое внимание следует уделить подросткам в возрасте от 14 до 16 лет, так как именно в этом возрасте в их жизни наступает очередной переходный период.
Одним из основных видов деятельности подростка в этот период выступает общение, в котором закладываются основы самоопределения индивида. Влияние на поведение ребенка в этом возрасте оказывают микро-группы, их ценности и идеалы. Подросток сталкивается с проблемами профессионального определения, борется за лидерство, доказывает, что он – не «пустое» место. Он приобщается к взрослой жизни в системе социальных институтов, таких как группа сверстников, семья, школа, спортивная секция. Кроме того, изменившиеся условия обучения, предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности определенных учебных действий, к способности к саморегуляции и выстраиванию коммуникаций как со взрослыми, так и со сверстниками.
Вот почему так важно в этом возрасте подростку уметь взаимодействовать с окружением, налаживать контакты, уметь принимать и соответствовать нормам, и правилам предъявляемым социумом. Таким образом, вовремя оказанная помощь ребенку в формировании коммнуникативных навыков способствует профилактике негативного поведения в подростковом возрасте и дальнейшей успешной адаптации ребенка в обществе.
Участвуя в мероприятиях различной досуговой направленности, подросток в определенной мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые могут спровоцировать неправильные поступки.
На 4 отделение СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонек» приезжают дети со всех районов города и области. Есть дети из неблагополучных и неполных семей, есть дети из вполне обеспеченных, но с определенными трудностями в общении. Зачастую такие дети испытывают дефицит внимания со стороны окружающих, родителей, имеют низкий уровень коммуникативных способностей, заниженную самооценку. В том числе практически у всех детей мы наблюдаем большие проблемы в их поведении, и социальной адаптации в обществе. Это во многом связанно с одной стороны с отсутствием у детей сформированных коммуникативных навыков адаптации в новой социальной среде, недостаточно развитым у детей чувством ответственности за свое поведение, несформированностью осознанного отношения к установленным в обществе нормам и правилам, а с другой стороны - недостаточным вниманием со стороны родителей к этим вопросам.
Поэтому одна из основных задач воспитателей отделения направлена на взаимодействие ребенка с коллективом, где ребенок решает задачи, соответствующие своему возрасту, тем самым приобретая опыт позволяющий ребенку адаптироваться не только к новой жизненной ситуации: выстраиванию новых коммуникаций, взаимодействию с группой, к условиям нахождения в ней и в коллективе незнакомых взрослых и детей, а также помочь продолжить развиваться (в новом для него учреждении, в ином коллективе детей, которые стоят на разных ступенях интеллектуального, морального, эстетического развития, с разным опытом и социальным положением, с разными потребностями и интересами, с разным вероисповеданием).
Особенностью работы является временный состав подростков. Коллектив детей является временным, несовершеннолетние могут находятся до 20 дней, при первичном заезде и 20 дней уже в другом заезде, но коллектив детей обновленный. Таким образом, первоначально поступивший подросток представляет собой субъект с разным уровнем сформированности коммуникативных компетенций, интересов, навыками взаимодействия, знаниями, иногда дурными привычками.
Поэтому воспитатели считают, что одним из ответственных периодов работы с подростком является адаптационный период, который не должен занимать длительный период времени. За короткий срок ребенок проходит все адаптационные этапы при этом получить определенный опыт, который он в дальнейшем может применить, находясь в незнакомой для него социальной группе.
На основе этого выделяем следующие этапы адаптации в коллективе.
На первом этапе основное внимание уделяется прояснению актуального состояния несовершеннолетнего, определению уровня его коммуникативных способностей, формированию умения ориентироваться в пространстве, осознанно подходить к выполнению требований пребывания в на отделении, находить позитивные моменты в сложившейся ситуации.
Важно сформировать у несовершеннолетнего чувство уверенности в новой обстановке, организовать общение и взаимодействие между «старичками» и новенькими, что поможет в дальнейшем сформировать дружный коллектив.
На втором этапе проводится работа по формированию навыков конструктивного общения со взрослыми и сверстниками, выработка и принятие тех норм, по которым будет взаимодействовать в дальнейшем несовершеннолетний с коллективом ребят.
На этом этапе важно показать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками и акцентировать внимание подростка на том, что именно он делает выбор как ему общаться, какие поддерживать отношения, от него зависит, какие это будут взаимоотношения с ребятами при посещении отделения и участие в мероприятиях. Именно на этом этапе большое значение имеет активное участие воспитателя в установление доверительных отношений с подростками.
На третьем этапе главной задачей является раскрытие положительного потенциала каждого члена группы, осознание его роли в жизни коллектива, формирование общности, осмысление личных целей, раскрытию его коммуникативных навыков.
К заключительному этапу несовершеннолетний подходит уже достаточно подготовленным к решению коллективных проблем и свободно взаимодействует с ребятами из коллектива и участвует в финальном мероприятии (итоговый концерт).
Для того, чтобы ребенок смог раскрыть свои коммуникативные способности он должен занимать интересным для себя делом, чувствовать уверенность в своих силах и способностях.
Задача адаптации решается путем привлечения несовершеннолетних к серии мероприятий воспитательной направленности, включающих в себя ряд диагностических процедур, а также интерактивные и познавательные занятия позволяющие включить подростка в работу группы, а также помогающих развитию навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения, формирования навыков осознания себя как уникальной и полноценной личности, со своими взглядами, убеждениями и ценностями, навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и собственную жизнь, развития самостоятельности. Также воспитателями используется проведение индивидуальных занятий и бесед, взаимодействие с родителями, с образовательными учреждениями, участие подростка в общественно значимых, досуговых занятиях.
В процессе реализации допускается изменение количества и форм мероприятий в зависимости от запросов ближайшего окружения ребенка по интересующим их темам.
По форме организации процесса мероприятия подразумевают проведение коллективно- групповых форм работы и проведение игр, кинолектории с обсуждением.
При групповой форме работы у подростков зарождаются новые идеи, совместная работа над проблемой, поиск решения, накопление материала, отработка сюжета.
В процессе участия в занятиях подросток приобретает навыки общения, учится работать сообща, делить успех и ответственность, развивают свои коммуникативные качества.
Для повышения эффективности усвоения подростком предлагаемого материала используются следующие методы: просмотр слайдов, викторины, соревнования, выполнение творческих работ, беседы, дискуссии, игры и инсценировки.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием и спецификой деятельности подростков. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, рабочая часть - ход занятия (процесс) и окончание.
1. Начало занятия. Настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию подростка: необходимо переключить его внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть тему.
2.Рабочая часть.
Ход (процесс) занятия – это либо самостоятельная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые были поставлены темой занятия. На данном этапе подросток учится взаимодействовать с группой.
3.Окончание. Завершающая часть. Подведение итогов
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов деятельности детей.
Методика проведения занятий, направлена на сближение друг с другом и специалистом. Среди методов игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей адаптации ребенка к условиям группы.
За время нахождении в санатории у подростка успешно формируются коммуникативные навыки, он свободно чувствует себя в группе, не испытывает чувство тревоги при взаимодействии со сверстниками. Во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, подросток станет более свободным в сфере общения, он принимает установленные правила работы отделения. Подросток осваивает и отрабатывает совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, при этом, он ощущает поддержку, комфорт и защищенность. Подросток учится быть самим собой.
Список литературы
1.Литература Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001).
2.Елагина, М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9.
Игра в коррекции психического развития детей /Под ред. О.А. Карабановой. – М., 1997.
Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка/Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение,1985.
2. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
3. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002.
4. Александровская, Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э.Александровская, И.Куренкова // Журнал прикладной психологии. – 2000. – № 6.
Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса / под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. – М., 1980.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.,1997.
6.Макаревич В. Н., «Групповая работа как метод конструктивной социологии» Социальные исследования, № 10, 1993 г.
7. Павлова М.П., «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа», 1972 г.
8. Петровский А. В., «Психологическая теория коллектива», Педагогика, 1979 г.
9. Рожкова М. И., «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.
10.Уманский Л. П., «Психология организаторской деятельности», Москва, Просвещение, 1980 г.
11.Энциклопедия социологии. http://slovari.yandex.ru/dict/ sociology/article/soc/soc-1031.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности
применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...
"Социальная адаптация воспитанников в изменившихся условиях."
Целью воспитательной работы в детском доме является социальная адаптация воспитанников.Она может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот проц...
Проблема социальной адаптации детей-сирот в условиях детского дома.
в статье описываются причины низкой социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и социально-педагогическая работа по данному направлению...
Презентация "Социальная адаптация ребенка к современным условиям жизни"
В современном мире проблема социальной адаптации подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот ми...
«Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного коллектива»
laquo;Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного кол...
"Духовно - нравственное воспитание в условиях временного коллектива"
quot;Духовно - нравственное воспитание в условиях временного коллектива"...
Программа социальной адаптации детей - мигрантов в условиях образовательной организации
Особенность данной программы заключается в ориентировании на формирование у детей-мигрантов навыков культуры речи и освоение психолого-педагогических приемов общения....