"Социальная адаптация воспитанников в изменившихся условиях."
статья по теме
Целью воспитательной работы в детском доме является социальная адаптация воспитанников.Она может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основным результатом работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация воспитанников в изменившихся условиях.
Успехи и проблемы.
Целью воспитательной работы в детском доме является социальная адаптация воспитанников.
Она может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основным результатом работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.
Можно выделить несколько факторов, мешающих или тормозящих процесс социализации детей в детских домах.
Частая сменяемость взрослых в учреждении.
Многие воспитатели и педагоги оказываются психологически не готовыми к данным условиям работы и очень часто уходят. Дети вынуждены привыкать к тому, что взрослые вокруг них – это временщики, которые постоянно меняются, что является фактором, негативно влияющим на развитие и социализацию ребенка.
Эмоционально-личностные деформации.
Материнская, коммуникативная, эмоциональная и сенсорная депривация ребёнка является одной из существенных причин социальной дезадаптации воспитанников детских домов. Хотя круг общения детей достаточно широк с раннего детства, потребность в эмоционально тёплом контакте не находит удовлетворения, так как ребёнок нуждается в специфически материнском типе эмоциональной стимуляции. При широком круге общения адекватные поведенческие стереотипы вырабатываются у таких детей с большим трудом. Опека нескольких взрослых сосредоточенная в раннем детстве на уходе за ребёнком, а позже - на контроле за ним, многочисленные контакты со сверстниками, перегружающие и истощающие психику ребёнка, не могут иметь позитивного значения для формирования личности и её безболезненной социальной адаптации.
«Закрытость» пространства детских домов.
Воспитанники детских домов являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений. Им свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях.
Межличностные отношения.
В детских домах к воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют либо в сочетании с фамилией, либо мотивом обращения выступает приказ, порицание, а обращение с целью похвалы или проявления любви используются редко, в результате этого у ребенка появляется негативная установка в отношении своего имени. Возможно поэтому детдомовские дети часто используют в общении клички и прозвища. Негативное отношение к детям из детских домов.
Еще одним последствием социализации в детском доме является негативное отношение к детям из детских домов, которое рассматривается социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, когда в обществе восприятие человека происходит через призму того, что он находился и воспитывался в детском доме. Кроме того, такое отношение ребенок встречает не только по выходе из детского дома, он растет и воспитывается в такой атмосфере.
Неприспособленность к самостоятельной жизни.
Длительное проживание в детском учреждении затрудняет формирование у воспитанников необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Дети знают, что их накормят и оденут – государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, а зачастую это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне - это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция: дети не умеют ни готовить, ни убирать, ни штопать свои вещи. Когда ребенок выходит из детского дома, он совершенно не приспособлен к жизни: получает квартиру, но не может жить один – в детском доме в комнате с ним рядом постоянно находилось четыре-пять человек, он не знает, как расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях, т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома.
Таким образом, социализация детей в сиротских учреждениях, это системная проблема и ее решение должно состоять из комплекса мер, которые успешно применяются в нашем центре. Мы стараемся обучить детей всему, что поможет им безболезненно влиться в наше общество. А именно:
- азам планирования бюджета,
- ведению домашнего хозяйства (кулинарии, изготовлению и ремонту одежды, основам ремонта помещений и т.д.),
- прикладным видам творчества (разным видам рукоделия, технологии изготовления изделий из дерева, стекла и т.д.),
- начальным практическим знаниям в медицине и фармакологии (как правильно закапать нос, или по каким симптомам отличить легкую простуду от серьезного заболевания),
- умению пользоваться услугами учреждений обслуживания населения: больницей, банком, почтой, магазином, парикмахерской и т.д.,
- ориентации в мире профессий,
- знанию своих гражданских прав.
Лучший способ для этого – дружба между взрослыми и детьми, общение с элементами наставничества, совместные мероприятия: походы, праздники, экскурсии, где вместе участвуют и взрослые, и дети.
В этом году в нашем учреждении произошли изменения, связанные с приходом новых детей. Существенно поменялся состав групп. Причем изменения коснулись не только детского коллектива, но и воспитательского состава.
Конечно появились проблемы, это курение в открытую, упорное желание новеньких во всем проявлять абсолютную самостоятельность, даже когда она не к месту. Воровство, самовольные уходы. Очень неприятно, что дети, давно воспитывающиеся в нашем доме, оказываются втянутыми в такие ситуации.
Но даже при таких изменениях нам удалось создать благоприятные условия для новых детей. Все вновь прибывшие дети выразили желание остаться в нашем центре, хотя раньше заявляли о желании уйти, и чем раньше, тем лучше. Они активно участвуют в жизни детского дома. Принимают участие в праздниках, групповых мероприятиях.
Эти изменения заставили воспитателей пересмотреть прежние ориентиры, более тщательно отбирать направления формы и методы работы с детьми, исходя из уровня развития детей, их возрастных и психологических особенностей, возникающих проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"
Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
социальная адаптация воспитанников детских домов
материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...
Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений как условие успешной интеграции в общество
Выступление на августовской педагогической конференции...
Доклад "Тема: «Использование коррекционно-развивающих упражнений как условие социальной адаптации воспитанников»"
Адаптировать детей к группе сверстников помогают задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жес...