Экскурсия в школьном музее
план-конспект занятия (6 класс)
Образовательный метод «экскурсия в школьном музее» - наиболее совершенная форма наглядного метода, облегчающая усвоение знаний.
Экскурсия «Как наши предки жили» познавательно-эмоциональная, обогащает воображение и память детей новыми интересными фактами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как наши предки жили» - экскурсия в школьном музее
Образовательный метод «экскурсия в школьном музее» - наиболее совершенная форма наглядного метода, облегчающая усвоение знаний.
Экскурсия «Как наши предки жили» познавательно-эмоциональная, обогащает воображение и память детей новыми интересными фактами. Ее структура соединяет темы различных научных дисциплин – истории и языкознания. Экскурсия не только дает знание, но и приучает к анализу. Объекты изучения – изделия русских народных промыслов 14-19 веков.
Форма изучения объектов – демонстрирование с комментариями, также знакомство с этимологией слов, дающих название конкретным предметам (подносы, игрушки, посуда, одежда). Данная экскурсия, с одной стороны, уже базируется на фактическом знании, которое ученики получили на уроках, а с другой, - она оживлена дополнениями, обогащающими воображение и память детей новыми интересными фактами.
Цель экскурсии – способствовать углублению школьного знания и историческому просвещению современных школьников.
Задачи: подробно познакомить с экспонатами музея, которые помогают получить более широкое представление о богатстве культурных традиций, о быте и занятиях наших предков, об их мастерстве; через этимологию и лексическое значение слов, называющих изделия русских промыслов, познакомить учащихся с путями развития родного языка как явления.
Экскурсия помогает получить обучающимся удовольствие от увлеченности ролью экскурсовода, от интересного содержания приводимых фактов и задаваемых вопросов. Происходит развитие эстетического чувства, чувства патриотизма, уважения к деятельности предков.
Роль экскурсоводов выполняют обучающиеся 7-8 классов. Ребята развивают громкую и четкую речь, учатся вести экскурсию: ясно и просто излагать материал, пояснять встречающиеся научные термины, концентрировать внимание слушателей около экспонируемого материала. Важно, чтобы экскурсоводы были в русских национальных костюмах, что поможет им почувствовать колорит и атмосферу исторического времени.
Воспитательное значение данной экскурсии определено как возможностями воспитания индивидуальности экскурсантов, так и объединением личностей в сплоченную общим делом группу.
Нельзя знакомиться с деятельностью наших предков без демонстрации экспонатов, как нельзя показать достижения русской культуры без погружения в лексический анализ названий. Именно названия побуждают нас проникать в смысл, почувствовать, что именно стояло за тем или иным словом когда-то. Иными словами, поднимать тему русских народных промыслов полезно и с лингвистической точки зрения.
Итак, добро пожаловать на экскурсию по русским народным промыслам и по этимологии слов!
Ребята уже знакомились с предметами, выставленными в музее. Спросим у них: а не задумывались ли они о том, откуда брали славяне эти предметы?
Сначала всё делали сами: сундуки, посуду, лапти. Даже одежда была домотканая, и пояса ткали сами. Далее следует подробный рассказ руководителя школьного музея Сластниковой Софьи Николаевны о том, как проходила обработка льна: теребили, сушили, обмолачивали, раскладывали под открытым небом, сушили, мяли, веяли, чесали, пряли, ткали холст и шили из полотнищ одежду. Рассказ сопровождается демонстрацией инструментов для обработки льна: серп, молотило, веялка, цепа, прялка, веретено. Ребятам показывают образцы сохранившихся домотканых тканей. Девочки в русских сарафанах демонстрирует женскую одежду. Мальчики в мужском народном костюме - мужскую одежду.
А позже, когда возникли города, отправлялись на ярмарки, везли туда разные продукты, а покупали то, что было необходимо. Вот и мы сегодня отправимся на ярмарку. Предположите, что наши предки могли купить на ярмарке в далеком прошлом? Об этом вам расскажут наши экскурсоводы.
Вот красивая посуда из чудесного села Хохлома. Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, мастер. Вырезал деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого золота.
Расписные подносы стали изготавливать в начале XVIII веке, когда на Руси начали выпуск листового железа. В уральском городе Нижний Тагил красочные подносы и родились. Самыми знаменитыми оказались подносы из подмосковной деревни Жостово. Там возникли новые формы подносов - круглые, овальные, прямоугольные. Под кистью мастера оживают садовые и полевые цветы.
А этот промысел вам хорошо известен. Обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани — платом. Носила его поверх головного убора, потом стали класть на мягкий волосник, а затем и прямо на волосы. До появления промышленности крестьяне ткали платки на самодельных станках.
Как-то очень давно на поросшем лесном берегу реки Вятки выросла слобода под названием Дымковская. Гончары лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки-свистульки. В старину вятичи встречали Ярилу - бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек - весенний праздник «Свистунья». И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
А вот самая известная в мире русская народная игрушка – матрёшка. Деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет. Прообразом матрешки могли послужить “писанки” - деревянные, расписные пасхальные полые внутри яйца, их уже много веков делают на Руси.
В конце XIX века в Абрамцево местный токарь выточил первую деревянную куколку, а художник Малютин расписал ее. Получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.
Экскурсия по ярмарке изделий народных промыслов оказалась не только интересной, но и познавательной. Изделия мастеров показывают богатство культурных традиций России, открывают не только тайны русской души, но и секреты происхождения и значения некоторых слов, называющих русские народные ремесла.
Какой же товар приобрели ребята на нашей ярмарке? Знания – один из самых бесценных товаров. Каждому участнику урока подарок с ярмарки – петушок на палочке.
Листаем этимологический словарь
Слово «кукла» изначально произошло от «куколь или кукуль» и до середины XVIII века обозначало «плащ, верхнюю одежду, а также монашеский головной убор клобук», а позднее стало использоваться в значении «кукольной одежды и фигурки человека в театральных представлениях или игрушку в виде фигурки человека, чаще нарядно одетой девочки».
Слово «ложка» произошло от древнерусского «лжица», корень «лод» - общеславянский, что значит «выемка».
Слово «платок» произошло от слова «плат», что значит покрывало, чаще квадратной формы, предназначенное для того, чтобы им покрыть голову или плечи.
Слово «поднос» - оно образовано от глагола «нести, перемещать ношу», а приставка «под-» обозначает «пол, дно, низ», таким образом поднос – предмет, предназначенный под ношу.
Слово «посуда» обозначает не только набор предметов для вкушения пищи, но и для хранения чего-то не съестного, а также один предмет из набора. Слово «посуда» произошло от слова «судно», что обозначает «сосуд» (слово древнерусское, с 12 века обозначает предмет для жидкости, а корень в слове «судно» – «суд», общеславянское слово, обозначало «бочку, кадку»).
Слово «свистулька» имеет корень «свист» - он звукоподражательный, то есть, когда мы свистим, издается звук, напоминающий набор звуков, которые в сумме дают слово «свист».
Автор статьи: Кононова Екатерина Алексеевна, учитель русского языка и литературы, школьный библиотекарь (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гагаринская основная общеобразовательная школа» Тоншаевский муниципальный район)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".
Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...

Экскурсия по школьному музею "Карбышев и карбышевское движение"
Материал школьного музея даёт возможность проводить классные часы по патриотическому воспитанию учащихся разного возраста....
Презентация "Экскурсия в школьный музей"
Файл представляет собой презентацию экспозиций школьного музея "Память" с их описанием...