Экскурсия в школьном музее
план-конспект занятия (6 класс)

    Образовательный метод «экскурсия в школьном музее» - наиболее совершенная форма наглядного метода,  облегчающая усвоение знаний.

    Экскурсия «Как наши предки жили»  познавательно-эмоциональная, обогащает воображение и память детей новыми интересными фактами.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок - экскурсия в школьный музей23.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Как наши предки жили» - экскурсия в школьном музее

    Образовательный метод «экскурсия в школьном музее» - наиболее совершенная форма наглядного метода,  облегчающая усвоение знаний.

    Экскурсия «Как наши предки жили»  познавательно-эмоциональная, обогащает воображение и память детей новыми интересными фактами.        Ее структура соединяет темы различных научных дисциплин – истории и языкознания. Экскурсия не только дает знание, но и  приучает к анализу. Объекты изучения – изделия русских народных промыслов  14-19 веков.

   Форма изучения объектов – демонстрирование с комментариями, также знакомство с этимологией  слов, дающих название конкретным предметам (подносы, игрушки, посуда, одежда). Данная экскурсия, с одной стороны,   уже базируется на фактическом знании,  которое ученики получили на уроках, а с другой, - она оживлена  дополнениями, обогащающими воображение и память детей новыми интересными фактами.

    Цель экскурсии – способствовать  углублению школьного знания и историческому  просвещению современных школьников.

   Задачи: подробно познакомить с экспонатами музея, которые помогают получить более широкое представление о богатстве культурных традиций,  о быте и занятиях наших предков, об их мастерстве; через этимологию и лексическое значение  слов, называющих изделия русских промыслов, познакомить учащихся с путями развития родного языка как явления.

     Экскурсия помогает получить обучающимся удовольствие от увлеченности ролью экскурсовода, от интересного содержания приводимых фактов и задаваемых вопросов. Происходит развитие  эстетического чувства, чувства патриотизма, уважения к деятельности предков.

    Роль экскурсоводов  выполняют обучающиеся 7-8  классов. Ребята развивают  громкую и четкую речь, учатся  вести экскурсию:  ясно и просто излагать материал, пояснять встречающиеся научные термины, концентрировать внимание слушателей около экспонируемого материала. Важно, чтобы экскурсоводы были в русских национальных костюмах, что поможет им  почувствовать   колорит и атмосферу исторического  времени.

    Воспитательное значение данной экскурсии определено как  возможностями воспитания индивидуальности экскурсантов,  так и объединением личностей в сплоченную общим делом группу.

     Нельзя знакомиться с деятельностью наших предков без демонстрации экспонатов, как нельзя показать достижения русской культуры без погружения в лексический анализ названий. Именно названия побуждают нас проникать в  смысл, почувствовать, что именно стояло за тем или иным словом когда-то. Иными словами, поднимать тему русских народных промыслов полезно  и с лингвистической точки зрения.

    Итак, добро пожаловать  на экскурсию по русским народным промыслам и по этимологии слов!

     Ребята уже знакомились с предметами, выставленными в музее. Спросим у них: а  не задумывались  ли они о том, откуда брали славяне эти предметы?      

      Сначала всё делали сами: сундуки, посуду,  лапти. Даже одежда  была домотканая, и пояса ткали сами. Далее следует подробный рассказ руководителя школьного музея Сластниковой Софьи Николаевны о том, как проходила обработка льна: теребили, сушили, обмолачивали, раскладывали под открытым небом, сушили, мяли, веяли, чесали, пряли, ткали холст и шили из полотнищ одежду. Рассказ сопровождается демонстрацией инструментов для обработки льна: серп, молотило, веялка, цепа, прялка, веретено. Ребятам показывают  образцы сохранившихся домотканых тканей. Девочки в русских сарафанах демонстрирует женскую одежду. Мальчики в мужском народном костюме - мужскую одежду.

    А позже, когда возникли города, отправлялись на ярмарки, везли туда разные  продукты, а покупали то, что было необходимо. Вот и мы сегодня отправимся на ярмарку. Предположите, что наши предки могли купить на  ярмарке в далеком прошлом?  Об этом вам расскажут наши экскурсоводы.

     Вот красивая посуда из чудесного села Хохлома.  Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, мастер. Вырезал  деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого золота.

     Расписные подносы стали изготавливать в начале XVIII веке, когда на Руси начали выпуск листового железа. В уральском городе Нижний Тагил красочные подносы и родились. Самыми знаменитыми оказались подносы из подмосковной деревни Жостово. Там возникли  новые формы подносов - круглые, овальные, прямоугольные. Под кистью мастера оживают садовые и полевые цветы.

     А этот промысел вам хорошо известен. Обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. Еще в глубокой древности  женщина покрывала голову куском ткани —  платом. Носила  его поверх головного убора, потом стали класть на мягкий волосник, а затем и прямо на волосы. До появления  промышленности крестьяне ткали платки  на  самодельных станках.

      Как-то очень давно на поросшем лесном берегу реки Вятки выросла слобода под названием Дымковская. Гончары лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки-свистульки.  В старину вятичи встречали  Ярилу - бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек -  весенний праздник  «Свистунья».  И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

     А вот самая известная в мире русская народная игрушка –  матрёшка. Деревянная расписная куколка молода, ей чуть более 100 лет.  Прообразом матрешки могли послужить “писанки” - деревянные, расписные пасхальные полые внутри яйца, их уже много веков делают на Руси.

      В конце XIX века в Абрамцево местный токарь  выточил первую деревянную куколку, а художник  Малютин расписал ее.  Получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!” С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

     Экскурсия по ярмарке изделий народных промыслов оказалась  не только интересной, но и познавательной. Изделия мастеров  показывают богатство культурных традиций России, открывают не только тайны русской души, но и  секреты происхождения и значения некоторых слов, называющих русские народные ремесла.  

     Какой же товар  приобрели  ребята на нашей ярмарке? Знания – один из самых бесценных товаров. Каждому участнику урока подарок с ярмарки – петушок на палочке.

                             Листаем этимологический словарь 

     Слово «кукла» изначально произошло от «куколь или кукуль» и до середины XVIII века обозначало «плащ, верхнюю одежду, а также монашеский головной убор клобук», а позднее стало использоваться в значении «кукольной одежды и фигурки человека в театральных представлениях или игрушку в виде фигурки человека, чаще нарядно одетой девочки».

     Слово «ложка» произошло от древнерусского «лжица», корень «лод» - общеславянский, что значит «выемка».

     Слово «платок» произошло от слова «плат», что значит покрывало, чаще квадратной формы, предназначенное для того, чтобы им покрыть голову или плечи.

     Слово «поднос» - оно образовано от глагола «нести, перемещать ношу», а приставка «под-» обозначает «пол, дно, низ», таким образом поднос – предмет, предназначенный под ношу.

     Слово «посуда» обозначает не только набор предметов для вкушения пищи, но и для хранения чего-то не съестного, а также один предмет из набора. Слово «посуда» произошло от слова «судно», что обозначает «сосуд» (слово древнерусское, с 12 века обозначает предмет для жидкости, а корень в слове «судно» – «суд», общеславянское слово, обозначало «бочку, кадку»).

     Слово «свистулька» имеет корень «свист» - он звукоподражательный, то есть, когда мы свистим, издается звук, напоминающий набор звуков, которые в сумме дают слово «свист».

   

          Автор статьи: Кононова Екатерина Алексеевна, учитель русского языка и литературы, школьный библиотекарь (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гагаринская основная общеобразовательная школа» Тоншаевский муниципальный  район)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".

Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...

Экскурсия по школьному музею "Карбышев и карбышевское движение"

Материал школьного музея даёт возможность проводить классные часы по патриотическому воспитанию учащихся разного возраста....

экскурсия по школьному музею

материалы для проведения экскурсии...

Экскурсия по школьному музею

Экскурсия по школьному музею декоративно-прикладного искусства...

«Экскурсия в школьный музей»

«Экскурсия в школьный музей»...

Презентация "Экскурсия в школьный музей"

Файл представляет собой презентацию экспозиций школьного музея "Память" с их описанием...

Экскурсия в школьный музей.

Отчёт о экскурсии, посвящённой Афганской войне....