Мое имя - мое право
план-конспект
Занятие с детьми. Тема: Мое имя-мое право. Цель: формирование у детей основ правового сознания. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, дать представление о праве на имя. Развивающие: развивать умение выслушивать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_imya_-_pravo.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие:
Тема: «Моё имя – моё право»
Цель: формирование у детей основ правового сознания.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка, как основным документами по защите прав детей; дать представление о праве на имя;
Развивающие: развивать умение выслушивать друг друга;
Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, формировать основы толерантности.
Методы и приемы:
- словесные (объяснение, рассказывание)
- логические (выводы, обобщение)
- организационные (групповая работа)
- практические ( игровые)
Оборудование для проведения занятия: глобус, мяч, Конвенция о правах ребенка, свидетельства о рождении, сообщения детей об именах, карточки с изображением цветов.
Ход занятия:
Дети вместе с педагогом садятся в круг, в центре которого расположен глобус. Проводится приветствие в форме игры с мячом. Педагог прокатывает мяч каждому ребенку со словами приветствия: «Здравствуй, Ваня. Здравствуй, Аня». При этом дети, возвращая мяч педагогу, тоже здороваются с ним, обращаясь по имени.
Педагог, (показывая на глобус): Что это? (Глобус)
- Что такое глобус? (Это модель нашей планеты)
- Как называется наша планета? (Земля)
- Покажите страну, в которой мы с вами живем, и назовите её имя. (Ярким кружочком отмечают Россию).
- Есть ли имя у народа, который населяет нашу страну? (Россияне)
- Итак, ребята, у всего, что нас окружает, у большого и маленького, есть своё имя. У каждого гражданина любой страны тоже есть имя. Вы являетесь маленькими гражданами большой страны, и у вас у каждого есть имя.
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у внучки есть,
И у кошки есть,
А чтоб его узнать,
Надо вслух сказать. (Имя)
- Ваше имя принадлежит только вам, потому что вы имеете на него право. Может быть, кто-то из вас знает, что значит «право»? (Педагог выслушивает ответы детей, даёт понятие «право – это то, что принадлежит только вам, и это у вас никто не может отнять).
- Значит и те имена, которые есть у вас, тоже никто не может забрать.
- Право на имя – одно из самых важных прав. Все ваши права написаны в особой книге, которая называется Конвенция о правах ребенка. (Педагог показывает Конвенцию). Конвенция - это документ, который доказывает, что у вас, детей, есть свои права.
- Ребята, когда мы с вами здоровались, как мы обращались друг к другу?
(По имени)
- Приятно ли вам, когда произносят ваше имя? Когда к вам обращаются по имени? (Да. Имя – самое приятное для человека слово)
- Как вы думаете, что будет, если я вас буду называть не вашими именами? Например, Ваню я назову Сережей, а Сережу- Ваней.
- Могу ли я так делать?
(Нет, не можете).
- Почему?
(Потому что вы забираете у нас наше право на имя).
Далее проигрывается ситуация:
Педагог, не обращаясь к конкретному ребенку по имени, просит: «Принеси мне, пожалуйста, стул»
Дети не выполняют данную просьбу, так как не понимают, кому она адресована. Если кто-либо из детей все же выполнит просьбу, педагог задает вопрос: А почему именно ты решил это сделать? (еще раз акцентируя внимание на то, что ничье имя не звучало)
Педагог: Так зачем же каждому человек свое имя? Дети дают различные ответы, рассуждают. (Без имени трудно общаться друг с другом, невозможно понять о ком идет речь, нельзя обратиться к кому – либо.)
Педагог делает обобщение: У каждого человека есть свое имя. Оно дается сразу, как только рождается ребенок. Имя отличает человека от других людей. У людей разных национальностей свои неповторимые имена. Имя каждого ребенка записано в документ, который называется «Свидетельство о рождении».
Совместно с детьми педагог подробно рассматривает их свидетельства о рождении, а также сравнивает старый и новый образцы документа.
Физминутка.
Дети встают в свободном порядке и выполняют команды педагога, услышав свое имя:
Аня топает ногами,
Федя машет нам руками.
Денис громко засмеется,
А Ванюша наш проснется.
Никита высоко подпрыгнет,
И Алёша звонко крикнет.
Алиса глазками моргает,
А Лера Аню обнимает,
Стеша здорово танцует,
Надюша что-то нарисует.
И все мы вверх потянемся,
А потом расслабимся.
Проводится два раза и на второй раз можно поменять имена и команды (Называются имена детей, присутствующих на занятии)
Дети садятся на коврик.
Педагог: Имена у детей разными бывают.
Почему, отчего так нас называют?
Вот Виктория- победа-
Названа по просьбе деда.
Леонид - подобный льву,
Ленькой я его зову.
А Мариночка - морская,
Имя это слух ласкает.
Почему, отчего так нас называют?
Почему имена разными бывают?
Педагог: Каждое имя что-то обозначает. Вот, например, мое имя Юлия означает «пушистая, кудрявая, волнистая». Таким именем называли девочек, рожденных в июле или в Рождество. Мама назвала меня Юлией, потому что я родилась в июле.
Александр – мужественный, сильный, смелый. Алексей – защитник: поможет защитить слабого, хороший друг. Ирина – мирная, добрая, хорошая, ласковая.
- Ребята, наши дети вместе с родителями подготовили краткие сообщения о своих именах. Давайте их послушаем. (Дети рассказывают подготовленные ими сообщения – не более двух сообщений).
Педагог предлагает игру «Цепочка имен».
Педагог: Человек растет, и вместе с ним растет и его имя. Вспомните, как вас называли родители, когда вы были совсем маленькими, как вас будут называть в школе. Подумайте, как вас будут называть, когда вы будете взрослыми. Например, в детстве меня называли Юлечка, в школе - Юля, а сейчас ко мне обращаются Юлия.
Каждый ребенок выстраивает свою цепочку.
Педагог: Наше имя со временем становится еще более значимым, когда к нему добавляется отчество. Знаете ли вы свое отчество, и откуда оно появляется? (От имени папы).
Педагог: Отчество дает каждому ребенку его отец. Например, если папу зовут Владимиром, то его сын носит отчество Владимирович. Если папу зовут Антоном, то отчество у его дочери – Антоновна. Имя моего папы - Александр, поэтому отчество у меня Александровна, а мое полное имя – Юлия Александровна. А теперь каждый из вас встанет и представится, назвав свое имя и отчество. Начните с полного имени папы.
Каждый ребенок называет имя своего папы, затем свое отчество и полностью представляется. Например, «Моего папу зовут Денис, значит, я – Алексей Денисович».
- Ребята, вы, наверное, слышали выражение: «Дети – цветы жизни»? Как вы думаете, почему так говорят? (Ответы детей)
Педагог: Может быть, поэтому некоторые имена схожи с названиями цветов. Из предложенных вам карточек с цветами выберите те, которые обозначают имена людей.
Каждый ребенок выбирает карточку цветка и говорит, с каким именем он связан.
Название цветов | Имена |
Маргаритка | Маргарита |
Роза | Роза |
Ромашка | Рома |
Астра | Астра |
Василек | Василиса, Василий |
Лилия | Лиля |
Георгин | Георгий |
Подснежник | Снежана |
Иван - Чай | Иван |
Педагог: Имена есть не только у людей, но и у сказочных персонажей. Давайте подумаем, почему так назвали Красную Шапочку, Царевну – Несмеяну, Дюймовочку, Лунтика, Мальчика-с-пальчик, Кикимору Болотную? (Дети дают свои ответы)
Итог: Вы сегодня узнали о том, что есть специальный документ, который защищает вас и ваши права. Одно из таких прав – право на имя. О других правах вы сможете узнать на следующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.
Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...
Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): право: основы правовой культуры ...
Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования
презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила»...
Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).
Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...