ДООП "Рампа"
методическая разработка
Цель общеобразовательной общеразвивающей программы "Рампа" - развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_rampa.docx | 313.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Путь через игру, сочинительство и фантазирование - самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению. Все это может дать театрализованная деятельность. В программе «Рампа» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля, но и активизирует у учащихся мышление, познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит сочувствию и сопереживанию. Направленность программы-художественная.
Новизна образовательной программы «Рампа» состоит в комплексном подходе к организации театральной деятельности обучающихся разновозрастной группы через использование методов театральной педагогики и личностно-ориентированного подхода.
Актуальность
Занятия театрально-сценической деятельностью дают ребенку значимый жизненный опыт. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением и инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Отличительные особенности
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение актёрских навыков. Данная дополнительная общеобразовательная программа даѐт возможность каждому учащемуся с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – от 7 до 11 лет.
Срок реализации и объем учебных часов
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Рампа» рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность учебного года составляет не менее 36 недель. Число часов в неделю при 36 учебных неделях составляет 1 час. Всего 36 часов в год.
Формы обучения
Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей. Наполняемость группы до 10 человек.
Ведущей формой организации обучения является групповая, с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально.
Режим занятий
Занятия проходят1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность 1 занятия – 45 минут.
Цель программы - развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.
Задачи:
- Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и
навыками в области актёрской игры.
- Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.
-
Учебный план
Таблица 1.
№ п.п. | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
|
| всего | теория | практика |
|
1 | Вводное занятие. | 1 |
| 1 | Опрос, Игра «Продолжи...» |
2 | Основы театральной культуры. | 3 | 1 | 2 |
|
2.1 | Театр как вид искусства. | 1 | 0,5 | 0,5 | Театр-экспромт «Перед охотой на динозавра», наблюдение. Кроссворд «Виды искусства». Игра «Соедини картинки». |
2.2 | Театр и зритель. | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторина (тест) «Этикет в театре». |
2.3 | Театральное закулисье. | 1 | 1 | Викторина (тест) «Этикет в театре». Загадки, творческое задание «Эскиз костюма сказочного героя». | |
3 | Техника и культура речи. | 4 | 1 | 3 |
|
3.1 | Речевой тренинг. | 2 | 1 | 1 | Речевые упражнения, чтение стихотворений, скороговорок. |
3.2 | Работа над литературно -художественным произведением. | 2 |
| 2 | Наблюдение, конкурс чтецов. |
4 | Ритмопластика. | 3 | 3 |
| |
4.1 | Пластический тренинг. | 1 | 1 | Контрольные упражнения. | |
4.2 | Пластический образ персонажа. | 2 | 2 | Творческие задания- пластические импровизации. | |
5 | Актерское мастерство. | 4 | 4 |
| |
5.1 | Сценическое действие. | 2 | 2 | Этюд, миниатюра. | |
5.2 | Творческая мастерская. | 2 |
| 2 | Сценическое выступление, театрализованное представление, концерт. |
6 | Работа над пьесой и спектаклем. | 20 | 1 | 19 |
|
6.1 | Выбор пьесы. | 1 | 1 |
| Опрос. |
6.2 | Тема, сверхзадача, событийный ряд. | 1 |
| 1 | Творческое задание. |
6.3 | Анализ пьесы по | 1 |
| 1 | Опрос. |
событиям. |
| ||||
6.4 | Работа над отдельными эпизодами. | 2 |
| 2 | Отрывки из спектакля, показ. |
6.5 | Выразительность речи, мимики, жестов. | 4 |
| 4 | Педагогическое наблюдение, анализ. |
6.6 | Изготовление реквизита, декораций. | 4 |
| 4 | Творческое задание. |
6.7 | Прогонные и генеральные репетиции. | 6 |
| 6 | Прогон спектакля, педагогическое наблюдение, анализ. |
6.8 | Показ спектакля. | 2 |
| 2 | Показ спектакля |
7. | Итоговое занятие. | 1 |
| 1 | Творческие задания.
|
Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Рампа»
- Вводное занятие -1 час.
Практика- 1ч. Знакомство с коллективом. Игра «Снежный ком», «Знакомстводразнилка». Выявление уровня и объема знаний о театре. Игра «Продолжи…». Особенности занятий в театральной студии. Театр - коллективное творчество. Игра «Клубок». Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
- Основы театральной культуры -3 часа.
- Театр как вид искусства – 1 час.
Теория -0,5 ч. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства».
Театральные термины: Театр, Опера, Балет, Кукольный Театр.
Практика- 0,5 ч. Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический театр, театр оперы и балета).
- 2.Театр и зритель-1 час.
Теория- 0,5 ч. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки.
Практика- 0,5 ч. Театральная гостиная. Просмотр в/записи спектакля (детский спектакль).
Театральные термины: Этикет, Премьера, Аншлаг, Билет, Афиша, Акт, Антракт, Капельдинер
2.3. Театральное закулисье – 1 час.
Теория-0,5 ч. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные профессии. Просмотр презентации «В театре» (в/ф «Путешествие в театр»).
Театральные термины: Сцена, Актер, Режиссер, Бутафор, Гример. Спектакль,.
Практика- 0,5 ч. Творческая мастерская «Мы - художники».
- Техника и культура речи- 4ч.
- Речевой тренинг-2 ч.
Теория- 1 ч. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса. Полетность голоса.
Практика -1 ч. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи.
- Работа над литературно-художественным произведением 2 ч.
Практика- 2 ч. Нормы произношения. Говорим правильно. Логикоинтонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов.
- Ритмопластика- 3ч.
- Пластический тренинг -1ч.
Практик -1 ч.. Ритмопластический тренинг: Осанка. Построение позвоночника. Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация.
- Пластический образ персонажа – 2 часа.
Практика -2 ч.Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела.
Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр д/ф о природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения. Пластические импровизации на передачу образа животных.
- Актерское мастерство- 4 часа.
- Сценическое действие - 2 часа.
Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
Практика -2 часа. Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды. Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение.
- Творческая мастерская – 2 часа.
Практика- 2 часа. Новогоднее театрализованное представление. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Костюм и грим. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов. Репетиции. Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.
- Работа над пьесой и спектаклем – 20 часов.
- 1.Выбор пьесы – 1 час.
Теория- 1 час.. Работа за столом. Чтение пьесы. Обсуждение пьесы. Что понравилось. Какие вызвала чувства.
- Тема, сверхзадача, событийный ряд – 1 час.
Практика -1 час. Определение темы пьесы. Основная идея пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».
- Анализ пьесы по событиям – 1 час.
Практика -1 ч. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
- Работа над отдельными эпизодами – 2 часа.
Практика -2 ч. Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Составление графика репетиций. Работа над отдельными сценами. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции. Групповая, подгрупповая, индивидуальная работа.
- Выразительность речи, мимики, жестов – 4 часа.
Практика -4 ч. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор музыкального оформления. Подбор грима.
- Изготовление реквизита, декораций – 4 часа.
Практика- 4 ч. Эскизы декораций и костюмов. Оформление сцены. Изготовление костюмов, реквизита, декораций.
- Прогонные и генеральные репетиции – 6 часа.
Практика- 6 ч. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
- Показ спектакля – 2 часа.
Практика- 2 ч. Премьера. Показ спектакля зрителю (младшим школьникам, одноклассникам, родителям (законным представителям несовершеннолетнего учащегося)). Творческие встречи со зрителем. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».
- Итоговое занятие- 1 час.
Практика- 1 ч. Подведение итогов обучения. Творческие задания: Викторина о театре, тест на знание специальной терминологии, творческие задания по речи, ритмопластике и актерскому мастерству. Лучшие творческие работы за год. Награждение.
- Планируемые результаты.
Предполагаемые результаты реализации по данной программе можно оценить по трём уровням:
Результаты первого уровня (Приобретение учащимся социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия): учащийся может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у учащихся будут сформированы
Предметные результаты:
научатся:
- выразительному чтению;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Метапредметные результаты
научатся:
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные результаты
будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
К концу обучения учащиеся будут знать:
- Историю возникновения театрального искусства.
- Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера», «Сцена», «Актер», «Режиссер», «Бутафор», «Гример».
- Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
- Правила зрительского этикета.
Учащиеся будут уметь:
- Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
- Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
- Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
- Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
- Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.
- Определять замысел, сценическую задачу этюда.
- Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
- Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.
- Коллективно выполнять задания.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Таблица 2.
Календарный учебный график
№ | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения итоговой аттестации |
1 | 1 | 01.09 | 31.05 | 36 | 36 | 36 | 1ч. в неделю | 28.05-30.05 |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки, в соответствии с нормами СанПиН.
- Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы.
- Компьютер, проектор, экран.
- Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны
Информационное обеспечение
Аудио-, видео-, фото-,интернет источники в поиске нужной темы, видео материал.
Кадровое обеспечение
Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования учащихся и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Формы аттестации (на выбор педагога):
Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео.
Способы проверки результатов
участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программ; участие в районных мероприятиях.
Методические материалы.
Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности.
Цель: выявление мотивов участия в театральной деятельности.
Ход проведения:
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа на вопрос используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что тебя привлекает в театральной деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение.
3. Помочь товарищам.
4. Возможность показать свои способности.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность проявить организаторские качества.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов:
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
в) мотивы престижа (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой
"Справочная книга школьного психолога")
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "–". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:
1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
- низкий уровень – 0,1 – 0,45;
- ниже среднего – 0,46 – 0,55;
- средний уровень – 0,56 – 0,65;
- выше среднего – 0,66 – 0,75;
- высокий уровень – 0,76 – 1.
Формы организации образовательного процесса:
Групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Формы организации учебного занятия:
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- просмотр видео,
- спектакли,
- праздники.
Педагогические технологии
Лично-ориентированное обучения, игровые технологии.
Алгоритм работы над пьесой.
- Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
- Премьера.
Дидактические материалы (Приложение 1).
Список литературы для педагога
1.Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15.Педагогика /Под редакцией Пидкасисто/ – Педагогическое наследие России – М.: Владас,2007.
16. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.
17. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
Список литературы для детей
1.Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высш. школа, 2009
Список литературы для родителей
1.. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.— 1966.— № 6.
2. Гарбузов В.И Воспитание ребенка.- СПб.: Дельта, М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 г.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2009.
4.Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях школьниках самое лучшее. - М.: «ЛомоносовЪ», 2010.
5.Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб, Петербург XXI век, 1997.
6. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб, «Питер», 2004.
7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.— М.,СПб, 1988.
8. Экман П. Почему дети лгут?- М.: Педагогика пресс, 1993.