Рабочая программа по изотерапии
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по изотерапии для обучающихся с ОВЗ, 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изотерапии для обучающихся с ОВЗ, 1-4 классы | 43.45 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
1. Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изотерапия" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года № 26.
Локальные акты ОУ:
- Учебный план ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год;
- Годовой календарный учебный график ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год;
- Расписание учебных занятий ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год,
В настоящее время уделяется огромное внимание физическому здоровью детей и зачастую без внимания остается его психика, его эмоции, т.е. психологическое здоровье в целом. Родители мало внимания уделяют эмоционально-личностным особенностям детей. Повышенный уровень тревожности, низкая самооценка и наличие каких – либо страхов не являются аргументами для тревоги родителей по поводу здоровья ребенка. Но этому необходимо уделять огромное внимание, так же как и насморку и повышению температуры. Страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей. И если у ребенка проблемы с психоэмоциональным состоянием, то какая речь может идти о его физическом здоровье.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов не только в воспитании и развитии детей, но и стабилизирующих их психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье в целом. И поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как, арт-терапия.
Основная цель изотерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, о его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Цель программы:
Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников арт-терапевтическими методами и техниками.
Задачи программы:
- Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
- Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
- Способствовать расширению эмоционального опыта.
- Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
- Развивать воображение и фантазию.
- Развивать познавательные процессы.
- Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
- Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.
2. Общая характеристика предмета
Данная коррекционно-развивающая программа состоит из 2 тематических блоков с использованием арт-терапевтических техник:
- Блок «Сенсорный мир» - 8 занятий с детьми в условиях интерактивной темной сенсорной комнаты.
- Блок «Изостудия» - 8 занятий с использованием методов изотерапии (рисование нетрадиционными способами).
Структура занятия выстроена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей. Занятие состоит из трех частей:
Часть 1. Вводная.
Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание детей.
Содержание: игры – ритуал приветствия, игры - здоровалки, игры с именами, игры направленные на появление эмоциональной синтонии, пальчиковая гимнастика, упражнения на концентрацию и распределение внимания, психогимнастические этюды.
Часть 2. Основная или рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия, и она зависит от тематического блока, цели и задач занятия.
Содержание: релаксационные упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения, на развитие основных эмоций, и частичную коррекцию эмоционально-волевой сферы и личностного развития ребенка.
- Деятельность самопознания и стабилизации эмоциональной сферы посредством интерактивной темной сенсорной комнаты (упражнения с элементами медитации, слушания музыки и расслабления).
- Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования (изотерапия).
- Песочная терапия (игры с песком с использованием метода sandplay и рисование на песке).
- Творческая деятельность - художественный способ конструирования из бумаги (техника оригами).
Часть 3. Завершающая.
Основная цель – создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Содержание: здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры (ритуал прощания), анализ своих действий и действий сверстников на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось.
Каждое занятие включает в себя здоровьесберегающие технологии, методы и приёмы, способствующие саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию;
- дыхательную гимнастику;
- мимическую гимнастику, пальчиковую гимнастику и самомассаж;
- упражнения на профилактику зрительных нарушений.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 32 часа (1ч. в неделю).
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
- Содержание программы
Коррекционно-развивающая программа с блока занятий «Сенсорный мир». Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков ребенка.
На занятиях в интерактивной среде темной сенсорной комнаты дети учатся расслабляться, медитировать, выполняют различные телесно-ориентированные упражнения, делают самомассаж, слушают умиротворяющую музыку.
В сенсорной комнате проводится рисование на сухом песке. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. В основе данного метода упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. На ровной поверхности песка дети оставляют отпечатки не только своих рук, но и разных предметов (волчок, мяч с шипами, грабельки и т.д.), прячут и отыскивают маленькие игрушки, бусины, камушки и т.д., рисуют любые картины с помощью зеркальной панели.
Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой одну из необычных техник арт-терапии, во время которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Этот метод позволяет решать следующие проблемы в развитии личности ребенка и его взаимоотношениях: нарушение поведения, сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, воспитателями) и сверстниками, психосоматические заболевания, повышенная тревожность, страхи, сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа), неврозы.
Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения, являются эффективным средством для сенсорно-моторного, общего развития детей, а так же коррекции и развития эмоциональной сферы и познавательных интересов.
В блоке «Изостудия» предпочтение отдается разным техникам рисования (изотерапия). Рисовать можно чем угодно, будь то краски, карандаши или же мел, уголь, сыпучие пищевые продукты и песок. Среди техник этого направления в нашей работе используются следующие: эксперименты с цветом, использование контрастных цветов и стилей, монотипии (создание рисунка на стекле и оттиск на бумаге), отпечатки различных предметов, техника раздувания краски, чернильные пятна и бабочки, смешивание красок, рисование пальцами рук и ладошками, кляксография и т. д. Данные техники оказывают благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, обладают релаксационным воздействием, благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии детей, что особенно важно для детей с проблемами в развитии.
- Тематическое планирование
Раздел Тема | Цели | Кол. ч. | Дата провед. | Виды деятельности | ||
план | факт | |||||
1 четверть | 9 | |||||
Блок «Сенсорный мир» | - стимуляция сенсорной деятельности и двигательной активности детей; - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и душевного равновесия; -развитие двигательных функций; - создание положительного эмоционального состояния и развития детей. | 10 | ||||
1 | Рисование манкой | 1 | 1.09 | Рисование манкой | ||
2 | Знакомство с песком. Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое. | 1 | 8.09 | Словарная работа. Упражнения с песком. | ||
3 | Песочные сказки | 1 | 15.09 | Использование песка для создания изображений, применение различных приемов рисования (наброс, щепотка) | ||
4 | Узоры на песке | 1 | 22.09 | Рисование узоров по образцу | ||
5 | «Времена года» | 1 | 29.09 | Рисование на песке под музыку | ||
6 | «Пластилиновая композиция» | 1 | 6.10 | рисование пластилином | ||
7 8 | Игры с сыпучими материалами | 2 | 13.10 20.10 | Рисование крупой, проговаривание | ||
9 | Игры с мозаикой | 1 | 27.10 | Игры с мозаикой. Выполнение узоров по образцу. | ||
Запланировано: Проведено: | Отставание: Причина: | |||||
2 четверть | 7 | |||||
10 | Игры с мозаикой | 1 | 10.11 | Игры с мозаикой. Выполнение узоров по образцу. | ||
Блок «Изостудия» | Развитие изобразительных способностей; мелкой моторики, тактильного восприятия; раскрытие творческого потенциала. | 11 | ||||
11 | Простые очертания «Овощи» | 17.11 | Обводка, лекало раскраски. «Знакомая форма» | |||
12 | Фрукты | 1 | 24.11 | Обводка, лекало раскраски. «Знакомая форма» | ||
13 | «Печать листьев» | 1 | 1.12 | Разнообразные листья. Панно «Осенний лес». «Осенний букет» Обводка по контуру, рисование по памяти. Техника «Отпечатки листьев» | ||
14 | «Гроздь рябины» | 1 | 8.12 | Рисование с натуры и по представлению методом «тычка»(жесткой кисточкой) | ||
15 | «Веселый утенок» | 1 | 15.12 | Рисование образцу методом «тычка» | ||
16 | «Новогодняя Ёлка» | 1 | 22.12 | Техника «Смешанная живопись». | ||
17 | «Праздничный салют» | 1 | 29.12 | Техника «Смешанная живопись». | ||
Запланировано: Проведено: | Отставание: Причина: | |||||
3 четверть | ||||||
18 | «Дождь идет» | 1 | 19.01 | Рисование по образцу и по представлению методом «набрызг» | ||
19 | Цветы | 1 | 26.01 | Рисование по образцу и по представлению методом «набрызг» | ||
20 21 | «Пальцевая живопись» | 2 | 2.02 9.02 | Рисование пальцами, ладошкой | ||
22 | «Разноцветные пятна» | 1 | 16.02 | Рисование по мокрой бумаге | ||
23 | Раскраски «Герои сказок» | 1 | 2.03 | Раскраска-терапия | ||
24 | Раскраски «Узоры» | 1 | 9.03 | Раскраска-терапия | ||
25 | Упражнение «Цветок» | 1 | 16.03 | Представление цветка, составление сказки, рисование цветка | ||
26 | «Что такое мальчик? Что такое девочка?» | 1 | 23.03 | Работа в группах. Создание коллажа. | ||
Запланировано: Проведено: | Отставание: Причина: | |||||
4 четверть | ||||||
27 28 | «Яичная мозаика» | 2 | 6.04 13.04 | Выполнение рисунка яичной скорлупой, развитие мелкой моторики | ||
29 | «Невидимка. Рисование свечой» | 1 | 20.04 | дети рисуют свечой, затем на лист наносится акварель способом размыва. | ||
30 31 | «Витраж» | 2 | 27.04 4.05 | Выполнение клеевых картинок | ||
32 | «Волшебный клубок» | 1 | 11.05 | Рисование клубками ниток | ||
33 | Рисование в паре | 1 | 18.05 | Коллективное рисование. Учение договариваться друг с другом. | ||
34 | Веселое лето. | 1 | 25.05 | Техника «Смешанная живопись». | ||
Запланировано: Проведено: Отставание: Причина: |
7.Материально- техническое оснащение
Оборудование:
- столы и стулья, соответствующие ростовым показателям детей;
- магнитная доска,
- интерактивная доска, проектор;
- мячи, обручи;
- стол для песочной терапии с подсветкой.
Музыкальный ряд:
К. Орф «Осень. Гномы»
Д. Христов «Золотые капельки»
Е. Ботляров «Драчун»
П. И. Чайковский «Вальс цветов»
Л. Шестакова «Сказка про дождик и тучу» (фрагмент)
П. И.Чайковский «Времена года», «Лето».
Список литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов Вузов - М.: издат. Центр "АКАДЕМИЯ", 1997.
- Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. Торговый центр Сфера. М.: 2001г.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008. – 128 с.
- Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001 .
- Стрелкина В.Л. Нетрадиционная техника изодеятельности в школе. 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Программа по изотерапии "Красочный мир" 1-4 класс
Программа педагогической арт-терапии «Красочный мир» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую пере...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...