Исследовательская работа "Масленица"
творческая работа учащихся
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИХАЙЛОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА_ ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЫМИ ЗДОРОВЬЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«МАСЛЕНИЦА»
Выполнил:
обучающийся 5а класса
ГБОУ Михайловская КШИ
__________________
Руководитель:
учитель
ГБОУ Михайловская КШИ
Валиахметова Татьяна Георгиевна
Михайловка 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
- Что такое «Масленица»……………………………………………………4
- История возникновения праздника «Масленица»…………………….....5
- Традиции празднования «Масленицы»…………………………………..5
- Русские народные масленичные игры и состязания…………………….6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Организация исследования………………………………………………..7
2.2. Участие в празднике………………………………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОЧНИКИ…...……………………………….....9
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….10
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России, который направлен на сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры всех народов, проживающих на территории России.
В Башкортостане живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские, чуваши, и многие другие. Все они уважают традиции друг друга и живут в мире и согласии. У каждого народа есть свои национальные праздники
Каждый год мы празднуем Масленицу, и совсем не задумываемся, о происхождении этого праздника.
При изучении традиций русского народа, мы узнали, что празднование Масленицы уходит в далёкие века, нам стало интересно узнать, как праздновали Масленицу раньше, когда начинается масленичная неделя и как называется каждый ее день, чем люди занимались на этой неделе, и я решил исследовать историю этого праздника, узнать особенности празднования.
Цель работы: Изучить русские традиции празднования Масленицы.
Задачи:
- изучить литературу и материалы сети Интернет по данной теме;
- познакомиться с традициями праздника;
- провести анкетирование обучающихся;
Гипотеза: знание истории и традиций проведения народного праздника «Масленица», позволит нам организовать и провести мероприятие в нашей школе.
Гипотеза: знание истории и традиций проведения народного праздника «Масленица», позволит нам организовать и провести мероприятие в нашей школе.
Объект исследования: праздник Масленица
Предмет исследования: история, традиции празднования Масленицы.
Участниками исследования стали обучающиеся нашей школы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие формы работы: изучение литературы, наблюдение, анкетирование, практическая часть, анализ работы.
Теоретическая значимость проекта в том, что его результаты позволяют расширить и углубить знания о традициях и обычаях своего народа.
Практическая значимость проекта заключается в том, что при проведении праздника «Масленица» можно использовать народные игры, рассмотренные в работе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Что такое «Масленица»
Масленица — один из самых интересных, долгожданных, весёлых и самых «вкусных» праздников в году. По сложившейся традиции, отмечают праздник семь дней. Многим людям полюбился этот праздник, и его можно назвать народным или даже международным, так как отмечают его не только в России, но и в других странах. [5].
В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова я выяснил, что Масленица - это старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения. [2].
В Большой Российской энциклопедии дается следующее определение: «Масленица - цикл календарных обрядов, у народов Европы и Америки. Приурочен к началу Великого поста, обычно занимает неделю. [1] .
Набрав это слово в интернете я узнал, что Ма́сленица - восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны. [6]
С Татьяной Георгиевной мы изучили материалы Интернета, и выяснили, что многие писатели упоминали Масленицу в своих произведениях.
А. С. Пушкин в произведении "Евгений Онегин" называет Масленицу «жирной»:
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины».
Воспоминания С.А. Аксакова,1856г.: «Начало пригревать солнышко, начала лосниться дорога, пришла масленица, и началось катанье с гор».
Главным символом Масленицы являются блины, их пекли круглыми, как солнце и подавали со сметаной, вареньем, маслом.
Сжигание чучела – это еще один обряд, который означал конец всего старого и встречу нового. Особенно важно было делать чучела из березы и соломы с блином в руке, так как это означало плодородие.
Чтобы год был богатым, было принято устраивать на Масленицу народные гуляния, которые длились всю неделю.
Таким образом, мы выяснили, праздник «Масленица» - один из светлых и радостных праздников. Обычаи на Масленицу: поедание блинов и сжигание чучела.
1.2. История возникновения праздника Масленица
Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».
По одной версии в основе появления самого слова «Масленица» лежит традиция выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а так же при помощи блинов уговорить его побольше греть замершую русскую землю. Вот и для этого стряпали блины, которые были символом солнца.
Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять - вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. [3].
- Традиции празднования Масленицы
Как известно, «Масленица семь дней гуляет». Каждый день праздника имеет свое название:
Первый день - «встреча», гостей встречали, и масленицу тоже. Дети строили ледяные горки. Взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины. Ребятишки, скатываясь на салазках с гор, кричали: «Приехала Масленица!» В этот день изготовляли чучело Масленицы.
Второй день - «заигрыши», в этот день начинаются самые веселые игры и карнавальные шествия ряженых.
Третий день - «лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и старалась держать его в секрете. В этот день катались на лошадях захватывали снежные городки.
Пятый день - «тещины вечера», в этот день зятья угощали своих тещ блинами, а тещи, в свою очередь, приглашали к обеду зятьев.
Шестой день - «золовкины посиделки». Золовка - это сестра мужа. Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам. Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.
Седьмой день - «прощеный день», или «целовальник». Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновением», просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие, добрые отношения. В этот день весело прощались с Масленицей. [4].
- Русские народные масленичные игры и состязания
Масленичные праздники на Руси всегда сопровождались различными играми и забавами. Одно из самых любимых развлечений – катание на санках.
Русские народные масленичные игры и состязания:
- игра в снежки;
- борьба за место на санках;
- перетягивание каната;
- взятие снежного городка;
- петушиные бои;
- "Горелки" – догонялки;
- игра с Солнцем – хороводная игра;
- метла – бег верхом на метле.
Анализ изученной литературы показал, что «Масленица» является одним из самых массовых народных гуляний, любимым праздником и взрослых и детей разных национальностей. Обычаи на Масленицу: поедание блинов и сжигание чучела.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Организация исследования
I этап – анкетирование
Для того, чтобы узнать, что знают воспитанники нашей школы об истории возникновения праздника «Масленица» и его традициях, была разработана анкета. (Приложение 1).
Анкетирование проводилось среди 20 обучающихся. По итогам анкетирования выяснилось:18 человек знают праздник «Масленица», эти же ребята знают традиционное масленичное блюдо - блины. Никто из опрошенных детей не знает историю появления этого праздника, традиций празднования Масленицы, названий дней масленичной недели и когда празднуется Масленица.
Выяснилось, что все ребята хотят узнать традиции праздника Масленицы и поучаствовать в массовом гулянии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Масленица пока не известны обучающимся школы.
II этап – участие в празднике
Задачи:
1. Посетить школьный праздник «Масленица».
- Сделать фоторепортаж с праздника.
Перед проведением Масленицы я всю неделю готовился к этому событию: посещал репетиции, готовил в столовой блины, подобрал для наших ведущих список игр.
Чтобы лучше изучить обычаи празднования, мы всем классом принимали активное участие в подготовке и праздновании Масленицы, участвовали в русских народных играх, состязаниях. Сделали фоторепортаж.
Вывод
По итогам практического этапа мы выяснили, что школьный праздник «Масленица» соответствует исторически сложенным традициям русского народа. На празднике проводились народные игры состязания, пели. В конце праздника было сожжено чучело Зимы и всех угощали блинами.
Заключение
Выдвинутая мною гипотеза, что проведя исследование, я узнаю историю происхождения праздника, традиции празднования в России подтвердилась. Проведенная мною работа позволила мне собрать много полезной информации о празднике «Масленица».
В ГБОУ Михайловская КШИ ежегодно празднуют праздник «Масленица», соблюдая обряды и традиции: выпекают блины, жгут чучело, проводят народные игры.
Подборка народных игр и состязаний, собранных мною пригодилась нашим педагогам при проведении праздника.
Список литературы, источники
- Большая Российская Энциклопедия 19-М.: Большая Российская Энциклопедия, 2012.-767 с.
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» -М.:ООО «А ТЕМП», 2017.-896 с.
- Интернет ресурс https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/205974-proekt-maslenica
- Интернет ресурс https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/17/detskiy-issledovatelskiy-proekt-prazdnik-maslenitsa
- Интернет ресурс https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/maslenitsa/
- Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Масленица
Приложение 1
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Что такое «Масленица»?
название мультфильма
девочка, которая любит есть масло
древний славянский (народный) праздник
2. От чего получила свое название Масленица?
от того, что разрешается употребление в пищу сливочного масла
от слова мало
от названия чучела
3. Праздник Масленицы – это праздник…
встречи лета и проводов весны
встречи весны и проводов зимы
встречи зимы и проводов осени
4. Как ещё на Руси называли Масленицу?
сметанница
хороводница
блиноеда
5. Сколько дней длится праздник Масленица?
7 дней
5 дней
1 день
6.Каким блюдом принято угощаться в масленичную неделю?
шашлыками
бутербродами
блинами
7. Из какого материала обычно делают чучело на Масленицу?
соломы
пластиковых бутылок
бумаги
8. Каким было главное развлечение у молодежи на Масленицу?
катание на коньках
поедание блинов
катание с ледяных горок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте
Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...
От исследовательской деятельности на уроке к индивидуальной исследовательской деятельности ученика
Из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.
Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...