Исследовательская работа "Масленица"
творческая работа учащихся

Валиахметова Татьяна Георгиевна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МАСЛЕНИЦА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isl_rab_nov_masl.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИХАЙЛОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА_ ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЫМИ ЗДОРОВЬЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

«МАСЛЕНИЦА»

Выполнил:

обучающийся 5а класса

ГБОУ Михайловская КШИ

__________________

Руководитель:

учитель

ГБОУ Михайловская КШИ

Валиахметова Татьяна Георгиевна

Михайловка 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

  1. Что такое «Масленица»……………………………………………………4
  2. История возникновения праздника «Масленица»…………………….....5
  3. Традиции  празднования «Масленицы»…………………………………..5
  4. Русские народные масленичные  игры и состязания…………………….6

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.   Организация исследования………………………………………………..7

2.2.   Участие в празднике………………………………………………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОЧНИКИ…...……………………………….....9

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….10

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России, который направлен на сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры всех народов, проживающих на территории России.

В Башкортостане живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские, чуваши, и многие другие. Все они уважают традиции друг друга и живут в мире и согласии.   У каждого народа есть свои национальные праздники

Каждый год мы празднуем Масленицу, и совсем не задумываемся, о происхождении этого праздника. 

При изучении традиций русского народа, мы узнали, что празднование Масленицы уходит в далёкие века, нам стало интересно узнать, как праздновали Масленицу раньше, когда начинается масленичная неделя и как называется каждый ее день, чем люди занимались на этой неделе, и я решил исследовать историю этого праздника, узнать особенности празднования.

Цель работы:  Изучить русские традиции празднования Масленицы.

Задачи:

- изучить литературу и материалы сети Интернет по данной теме;

- познакомиться с традициями праздника;

- провести анкетирование обучающихся;

Гипотеза: знание истории и традиций проведения народного праздника «Масленица», позволит нам организовать и провести мероприятие в нашей школе.

Гипотеза: знание истории и традиций проведения народного праздника «Масленица», позволит нам организовать и провести мероприятие в нашей школе.

Объект исследования: праздник Масленица

Предмет исследования: история, традиции празднования Масленицы.

Участниками исследования стали обучающиеся нашей школы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие формы работы:  изучение литературы, наблюдение, анкетирование, практическая часть, анализ работы.

Теоретическая значимость проекта в том, что его результаты позволяют расширить и углубить знания о традициях и обычаях своего народа.

Практическая значимость проекта заключается в том, что при проведении праздника «Масленица» можно использовать народные игры, рассмотренные в работе.

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Что такое «Масленица»

Масленица — один из самых интересных, долгожданных, весёлых и самых «вкусных» праздников в году. По сложившейся традиции, отмечают праздник семь дней. Многим людям полюбился этот праздник, и его можно назвать народным или даже международным, так как отмечают его не только в России, но и в других странах. [5].

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова я выяснил, что Масленица - это старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения. [2].

В Большой Российской энциклопедии дается следующее определение: «Масленица - цикл календарных обрядов, у народов Европы и Америки. Приурочен к началу Великого поста, обычно занимает неделю. [1] .

Набрав это слово в интернете я узнал, что Ма́сленица - восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны. [6]         

С Татьяной Георгиевной мы изучили материалы  Интернета, и выяснили, что многие писатели упоминали Масленицу в своих произведениях.

А. С. Пушкин в произведении "Евгений Онегин" называет Масленицу «жирной»:

«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины».

Воспоминания С.А. Аксакова,1856г.: «Начало пригревать солнышко, начала лосниться дорога, пришла масленица, и началось катанье с гор».

Главным символом Масленицы являются блины, их пекли круглыми, как солнце и подавали со сметаной, вареньем, маслом.

Сжигание чучела – это еще один обряд, который означал конец всего старого и встречу нового. Особенно важно было делать чучела из березы и соломы с блином в руке, так как это означало плодородие.

Чтобы год был богатым, было принято устраивать на Масленицу народные гуляния, которые длились всю неделю.

Таким образом,  мы выяснили, праздник «Масленица» - один из светлых и радостных праздников. Обычаи на Масленицу: поедание блинов и сжигание чучела.

1.2.        История возникновения праздника Масленица

Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».

По одной версии в основе появления самого слова «Масленица» лежит традиция выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а так же при помощи блинов уговорить его побольше греть замершую русскую землю. Вот и для этого стряпали блины, которые были символом солнца.

Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять - вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. [3].

  1. Традиции  празднования Масленицы

Как известно, «Масленица семь дней гуляет». Каждый день праздника имеет свое название:

Первый день - «встреча», гостей встречали, и масленицу тоже. Дети строили ледяные горки. Взрослые ставили качели, посещали родных, начинали печь блины. Ребятишки, скатываясь на салазках с гор, кричали: «Приехала Масленица!» В этот день изготовляли чучело Масленицы.

Второй день - «заигрыши», в этот день начинаются самые веселые игры и карнавальные шествия ряженых.

Третий день - «лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и старалась держать его в секрете. В этот день катались на лошадях захватывали снежные городки.

Пятый день - «тещины вечера», в этот день зятья угощали своих тещ блинами, а тещи, в свою очередь, приглашали к обеду зятьев.

Шестой день - «золовкины посиделки». Золовка - это сестра мужа. Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам. Молодая невестка дарила своим золовкам подарки.

Седьмой день - «прощеный день», или «целовальник». Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновением», просили прощения за огорчения и обиды. Самым главным было восстановить хорошие, добрые отношения. В этот день весело прощались с Масленицей. [4]. 

  1. Русские народные масленичные  игры и состязания         

Масленичные праздники на Руси всегда сопровождались различными играми и забавами. Одно из самых любимых развлечений – катание на санках.

Русские народные масленичные  игры и состязания:

  • игра в снежки;
  • борьба за место на санках;
  • перетягивание каната;
  • взятие снежного городка;
  • петушиные бои;
  • "Горелки" – догонялки;
  • игра с Солнцем – хороводная игра;
  • метла – бег  верхом на метле.

Анализ изученной литературы показал, что «Масленица» является одним из самых массовых народных гуляний, любимым праздником и взрослых и детей разных национальностей. Обычаи на Масленицу: поедание блинов и сжигание чучела.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.  Организация исследования

I  этап – анкетирование

Для того, чтобы узнать, что знают воспитанники нашей школы об истории возникновения праздника «Масленица» и его традициях, была разработана анкета. (Приложение 1).

         Анкетирование проводилось среди  20 обучающихся.  По итогам анкетирования выяснилось:18  человек  знают праздник «Масленица», эти же ребята знают традиционное масленичное блюдо - блины. Никто из опрошенных детей не знает историю появления этого праздника, традиций празднования Масленицы,  названий дней масленичной недели и когда празднуется Масленица.

Выяснилось, что все ребята хотят узнать традиции праздника  Масленицы и поучаствовать в массовом гулянии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Масленица пока не известны обучающимся школы.

II  этап – участие в празднике

Задачи:

1.   Посетить школьный праздник  «Масленица».

  1. Сделать фоторепортаж с праздника.

Перед проведением Масленицы я всю неделю готовился к этому событию: посещал репетиции, готовил в столовой блины, подобрал для наших ведущих список игр.

Чтобы лучше изучить обычаи празднования, мы всем классом принимали активное участие в подготовке и праздновании Масленицы, участвовали в русских народных играх, состязаниях. Сделали фоторепортаж.

Вывод

По итогам практического этапа мы выяснили, что школьный праздник  «Масленица» соответствует исторически сложенным традициям русского народа. На празднике проводились народные игры состязания, пели. В конце праздника было сожжено чучело Зимы и всех угощали блинами.

Заключение

Выдвинутая мною гипотеза, что проведя исследование, я узнаю историю происхождения праздника, традиции празднования в России подтвердилась. Проведенная мною работа позволила мне собрать много полезной информации о празднике «Масленица».

В ГБОУ Михайловская КШИ ежегодно празднуют праздник «Масленица», соблюдая обряды и традиции: выпекают блины, жгут чучело, проводят народные игры.

Подборка народных игр и состязаний, собранных мною пригодилась нашим педагогам при проведении праздника.

Список литературы, источники

  1. Большая Российская Энциклопедия 19-М.: Большая Российская Энциклопедия, 2012.-767 с.
  2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» -М.:ООО «А ТЕМП», 2017.-896 с.
  3. Интернет ресурс https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/205974-proekt-maslenica
  4. Интернет ресурс https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/17/detskiy-issledovatelskiy-proekt-prazdnik-maslenitsa
  5. Интернет ресурс https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/maslenitsa/
  6. Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Масленица

Приложение 1

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Что такое «Масленица»?

        название мультфильма

        девочка, которая любит есть масло

        древний славянский (народный) праздник

2. От чего получила свое название Масленица?

        от того, что разрешается употребление в пищу сливочного масла

        от слова мало

        от названия чучела

3. Праздник Масленицы – это праздник…

        встречи лета и проводов весны

        встречи весны и проводов зимы

        встречи зимы и проводов осени

4. Как ещё на Руси называли Масленицу?

        сметанница

        хороводница

        блиноеда

5. Сколько дней длится праздник Масленица?

        7 дней

        5 дней

        1 день

6.Каким блюдом принято угощаться в масленичную неделю?

        шашлыками

        бутербродами

        блинами

7. Из какого материала обычно делают чучело на Масленицу?

        соломы

        пластиковых бутылок

        бумаги

8. Каким было главное развлечение у молодежи на Масленицу?

        катание на коньках

        поедание блинов

        катание с ледяных горок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...