Сценарий игры «Там, на неведомых дорожках…»
материал
Цель: привлечь обучающихся к изучению славянской мифологии.
В игре участвуют две команды.
В мир древних славян ведут три дороги. Правильно отвечая на вопросы ведущего, команды и болельщики получает оберег в виде солнца, который прикрепляется к дороге. Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. Недаром во все времена преступники ожидали наступления ночи, скрываясь от правосудия – не только земного, но и небесного. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
привлечь обучающихся к изучению славянской мифологии. В игре участвуют две команды. | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игры «Там, на неведомых дорожках…»
Цель: привлечь обучающихся к изучению славянской мифологии.
В игре участвуют две команды. Домашнее задание:
придумать название команды и девиз, эмблему;
Объяснение правил игры:
- В мир древних славян ведут три дороги. Правильно отвечая на вопросы ведущего, команды и болельщики получает оберег в виде солнца, который прикрепляется к дороге. Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. Недаром во все времена преступники ожидали наступления ночи, скрываясь от правосудия – не только земного, но и небесного. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.
Представление команд.
Проведение игры.
Звучит пролог из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".
- Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. Почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях, мифах.
Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему, выселяясь в новый дом, первым в него впускают кота?
Все эти обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру – "Там на неведомых дорожках".
И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Ее избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, границей между миром людей и миром мертвых. Кто это? Баба Яга!
Задание 1.
-Как обращались путники к избушке? (Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом.)
Вопрос команде 1:
Почему у избушки нет ни окон, ни дверей? (Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон и дверей – мертвым не нужен солнечный свет, чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.)
Вопрос команде 2:
Почему Баба Яга встречает путников словами: "Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь"? (Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще, стоял маленький домик ("избушка на курьих ножках"). Его называли "домом мертвых".
Вопрос болельщикам:
Что это такое: "Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь"? Как этот предмет связан с Бабой Ягой? (Колобок, указывает путь гостям Бабы Яги.)
Задание 2.
- Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских богов, то этот бог станет вашим покровителем.
Вопрос команде 1:
С именем какого славянского бога связано выражение: "После дождичка в четверг"? (Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)
Вопрос команде 2:
Имя этой славянской богини составлено из следующих слов: Ма – что понятно, мать, мама. А вот вторая часть слова встречается в таких словах, как кошелек, кошара, кошевой. (Макошь – Всеобщая мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая. Одним словом – Земля.)
Задание 3. Звучит шум дождя. (Аудиозапись.)
Вопрос команде 1:
Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры? (Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть ее наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: "Шел, нашел, потерял". А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не из леса, а в лес. Вот Леший и запутается".)
Вопрос команде 2:
Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Иногда Водяной принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это Водяной? (С левой полы его одежды постоянно капает вода.)
Вопрос болельщикам:
Древние славяне считали, что в каждом доме живет домовой. В старину его ласково называли "дедушкой" или "хозяином". А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди сначала запускают кошку? (Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)
Задание 4.
Вопрос команде 1:
У древних славян существовали ритуальные танцы, используемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. (Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)
Вопрос команде 2:
Почему розги на Руси делали из березы? (Береза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства.)
Задание 5.
Конкурс капитанов.
Отгадайте кроссворд "Славянские боги". В столбике по горизонтали имя князя, крестителя Руси, гонителя славянских богов. Их имена – по горизонтали.
1 | |||||||||||
| 2 | ||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 |
1. Покровитель скота.
2. Бог, олицетворяющий весь белый свет.
3. Главное божество славян.
4. Бог дающий.
5. Внук "златой матери", очень почитаемый славянами бог.
7. Бог-мститель.
8. Бог грозы и грома.
Для справок: Перун, Дажбог, Макошь, Велес, Белобог, Стрибог, Сварог, Световид.
Пока капитаны разгадывают кроссворд, игроки собирают пазлы на тему русских народных сказок.
Вопросы болельщикам.
1) Отгадайте загадку:
Лежит брус через всю Русь, на этом брусе 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 яйца, а в каждом яйце по 7 цыплят.
2) По какому небесному светилу выстроили свой календарь славяне? (Солнце.)
3) Отгадайте загадку:
Стоит дуб-стародуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретеница, никто ее поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце, образ Мирового древа.)
4) В одном ли направлении движутся солнце и луна? (В разном.)
Подведение итогов. Определение победителей. Награждение.
- Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с суевериями славян. Напоследок послушайте заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость:
Прочь отступите, чудовища все,
Явится Русь перед вами в красе.
Вам ли, чудовища, наши сокровища –
Молодость, силушку
Спрятать в могилушку!
Вам ли всю Русь погубить?
Вам ли свалить великана-гиганта?
Есть у него три бессмертных таланта:
Верить, терпеть … и любить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Своя игра "Там, на неведомых дорожках..."
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках..." для учащихся 5-6 классов в форме "Своей игры". Даны категории вопросов : "Кто,кто,кто?", "Девочки и мальчики", "Необыкновенные человечки",...
Своя игра "Там, на неведомых дорожках..."
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках..." для учащихся 5-6 классов в форме "Своей игры". Даны категории вопросов : "Кто,кто,кто?", "Девочки и мальчики", "Необыкновенные человечки",...
Пушкинский праздник. Игра по станциям "Там, на неведомых дорожках..."
Игра по станциям - увлекательное соревновательное мероприятие, охватывающее разновозрастные группы детей с 1- 9 классы. Пушкинский праздник - это традиционное ежегодное мероприятие, которое проходит в...
Сценарий "Там на неведомых дорожках"
Сценарий мероприятия, посвященного Дню Рождения А.С.Пушкина...
Внеклассное мероприятие в 5 – х классах интеллектуальной игры-викторины «Там, на неведомых дорожках…»
Внеклассное мероприятие разработано с целью создать условия для развития у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; развивать познавательный интерес к различным...
Сценарий квеста на местности " Там на неведомых дорожках"
Квест посвященный творчеству А.С. Пушкина - «Там, на неведомых дорожках…». Команды, передвигаясь по заданному маршруту, выполняли различные задания и получали буквы, из ...
Игра - путешествие по сказкам А. С. Пушкина "По неведомым дорожкам"
Игра - пушествие по сказкам А. С. Пушкина "По неведомым дорожкам". Данное мероприятие проводилось в форме игры для воспитаников младших классов....