Проект экологической сенсорной тропы «Природа чувств»
проект
Проект экологической сенсорной тропы «Природа чувств»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priroda_chuvstv.docx | 830.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат»
Проект экологической сенсорной тропы «Природа чувств»
Автор проекта: учитель географии и биологии
ОГКОУ «Санаторная школа-интернат
Лунякова Т.С.
Исполнители проекта :
учитель географии и биологии
Лунякова Т.С.
Учитель технологии Махмутова Т.В.
Учитель технологии Смирнов В.А.
Воспитатель Гущина О.В.
Шуя, 2022
1. Пояснительная записка
На базе ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» функционирует ресурсный центр «Школа для всех», одной из целей которого является организация доступного образования обучающихся с ОВЗ.
Сенсорное восприятие-это фундамент личности ребенка, как и ребенка с ОВЗ, в целом. Через сенсорное восприятие ребенок развивается умственно, эстетически, физически и даже нравственно.
ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» имеет уникальную пришкольную территорию площадью 3,7 га. На этой территории сочетается несколько природных и антропогенных ландшафтов. Удаленность от автомобильных дорог, близость к реке и лесу обеспечивает чистый воздух и низкую запыленность территории.
В связи с этим возникла педагогическая необходимость включения природной среды школы-интерната в арсенал специально организованного образовательно-воспитательного процесса, способствующего гармонизации отношений между детьми и природной средой. Такой процесс имеет двойную цель: первая заключается в использовании дополнительных каналов связей с природой для воспитания детей, формирования экологического сознания, мировоззрения, в целом экологической культуры; а вторая – для развития сенсорных систем ребенка средствами ближайшего природного окружения как условия здоровьесбережения, эстетического и духовно - нравственного восхождения развивающейся личности.
Для достижения поставленной цели нами разработан проект сенсорной экологической тропы «Природа чувств» для детей, план обустройства территории.
Целью данной работы является создание условий для гармоничного развития детей ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» средствами полисенсорного восприятия через создание экологической тропы «Природа чувств».
Для достижения цели поставлены ряд задач:
- Создать условия, способствующие воспитанию экологической культуры у детей через объекты экологической сенсорной тропы.
- Повысить экологическую компетентность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Развитие сенсорного восприятия окружающего мира ребенка (включение дополнительных каналов связей с природой);
- Развитие познавательных и эмоционально-волевых процессов на основе общения с природой.
В течение учебного периода на экологической сенсорной тропе будут проводиться комплексные занятия, игры, организуется практическая и исследовательская деятельность с включением всех сенсорных анализаторов (зрительного, звукового, обонятельного, осязательного, вкусового), что способствует развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе. Исследовательская деятельность позволяет обучающимся овладевать методами научного познания и применять эти знания на практике, способствует творческому развитию, формирует интерес и потребность в углубленном изучении природы и методов её охраны.
2. Паспорт на экологическую сенсорную тропу «Природа чувств»
Местонахождение
ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» находится по адресу Ивановская область г.Шуя уд. 5-я Северная д.49
Территория школы-интерната составляет 3,7 гектаров.
Рис. 1 Карта-схема территории ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»
Общие сведения
Школа располагается на бывшей территории школы-интерната для глухих детей. Образована в 2009 году. Правильно посадить деревья и кустарники в парке помогли коллектив школы и ее выпускники
Состояние тропы
Состояние удовлетворительное
Режим пользования
Учебные экскурсии, исследования, отдых. Запрещается: выпас скота, загрязнение.
Необходимые мероприятия
Очистка пришкольной территории от сушняка, систематизация произрастающих деревьев, уборка листьев и мусора.
Характеристика территории
Поверхность территории комплекса.
Поверхность, на которой располагается природный комплекс пришкольного участка ровная.
Школа располагается на вершине холма, в северной части участка находится склон холма.
Горные породы комплекса.
Горные породы комплекса - обломочные. Это песок, глина, гравий.
Почвы комплекса.
Почвы природного комплекса на пришкольном участке дерново-подзолистые, но разные по составу.
В саду и на северо-восточном углу школы более глинистые. Есть песчаные почвы.
Воды комплекса.
На территории пришкольного участка водоёмов нет. Поэтому воды, которые использует природный комплекс – снеговые и дождевые.
Растительность комплекса.
Растительность комплекса представлена в основном древесной и травяной растительностью.
Кустарников мало.
Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница, кедр.
Лиственные деревья: берёза повислая, рябина, клён остролистный, ива козья, черёмуха обыкновенная, дикая яблоня, осина обыкновенная.
Кустарник: шиповник, ирга
Травы: клевер красный и белый, одуванчик, мать-и-мачеха, лисохвост, манжетка, подорожник, мышиный горошек, котовник, тысячелистник, гусиный лук.
Животные комплекса.
На территории комплекса обитают:
насекомые- бабочки (павлиний глаз, капустница, крапивница, адмирал), осы, мухи, комары, жуки;
пресмыкающие и земноводные – ящерица прыткая, лягушка травяная;
черви – дождевые;
птицы – синица большая, воробей домовой, славка садовая, трясогузка серая, дрозд певчий, скворец обыкновенный; зимой прилетают снегири и свиристели.
млекопитающие – еж обыкновенный, мышь-полевка.
3. Станции маршрута экологической сенсорной тропы
«Природа чувств»
Протяженность 350 метров. Для тропы будут использоваться пешеходные дорожки и тропинки без нарушения природных объектов. На своём маршруте экологическая тропа имеет 6 объектов: парк « Рябинки», цветник, яблоневый сад, «Аллея выпускников» «Уголок леса», «Гость из тайги – кедр». На каждой из станций маршрута ребята могут более подробно ознакомиться с теми или иными видами сенсорных анализаторов, представителями флоры, заняться исследовательской деятельностью.
В начале маршрута рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа, познакомить с карта-схемой тропы. Каждому участнику выдается памятка – обращение к посетителям: «Наедине с природой».
Маршрут начинается в парковой зоне пришкольного участка.
Парк «Рябинки» - станция «Потрогай»
Все деревья на пришкольном участке посажены учениками школы в разное время, начиная с 1981 года. Своими усилиями дети школы превратили строительную площадку в зелёную природную зону, окружающую школу.
Наряду с рябинами, украшенными осенью красными серёжками- кистями ягод, здесь растут берёзы, тополя, черёмуха. По периметру посажены кусты. Между деревьями обильно растут травы лисохвост, мятлик, луговой одуванчик, клевер, мышиный горошек, манжетка.
Осязательное восприятие предметов внешней среды позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость и влажность, положение и перемещение в пространстве. Для развития данного вида ощущений будет создана «Деревня ощущений». На территории парка «Рябинки» планируется постройка сенсорных домиков, на поверхности которых будут располагаться природные объекты разного размера и фактуры (ракушки, камень, пробка, береста и т.д). Внутри домиков будут находиться волшебные мешочки с природным материалом (шишки, керамзит, желуди, песок и т.д.) для тактильных ощущений, но уже без участия зрительного анализатора. Размер домиков 50*50 с окошками-отверстиями для рук. Домики будут находиться на высоте 50 – 100 см от земли. Планируется поставить в парке 8 домиков, которые образуют «Деревню ощущений».
Рис. 2 Школьный парк «Рябинки»
Рис. 3 Схема сенсорного домика для «Деревни ощущений»
«Цветник» - станция «Посмотри»
Здесь растут цветы на клумбах, которые оборудуют сами дети. Цветы разнообразные: лобелия, петуньи, лаватера, бархатцы, циннии, настурции, агератум, амарант, космеи, аспарагус и капуста. Своим разноцветьем и буйством красок цветник всю осень радует нас.
Зрение – получение организмом информации о внешнем мире посредством улавливания отражаемых или излучаемых объектами электромагнитных излучений (световых волн).
Цветовое зрение (цветное зрение) – это способность глаза различать цвета, т.е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. Цветное зрение улучшает различимость объектов и обеспечивает дополнительную информацию о них. Человека окружает многоцветный мир. Любое образовательное пространство и среда насыщены разнообразным цветом, который играет существенную роль в развитии личности и социализации ребенка.
На этом этапе маршрута педагогу необходимо иметь некоторые представления о свойствах цвета и цветосочетании, так как цветовая информация является основой нейропсихофизиологического состояния человека. Яркий урок всегда многоцветен.
Цвет – один из главных признаков природы. Он имеет самоценность и способствует большей выразительности природы и ее описания, восприятию и оцениванию. Пейзажная живопись в сочетании с красками природы помогут обучающимся на экологической тропе выразить свои впечатления в творческих работах, в конкурсах, которые будут сопровождать развитие экологической сенсорной тропы. Также здесь будут созданы условия для обучения различия форм в природе: легкости и массивности, пластичности и угловатости, изяществу и грубости, грациозности и тяжеловесности.
Благодаря созданной экологической сенсорной тропе педагоги смогут проводить многоцветные занятия. Цвет является средством, которое непосредственно влияет на психологическое состояние ребенка. Размещение цветущих растений производится на основе научных теорий о влиянии цвета на физическое и психическое состояние ребенка. Предусматривается восприятие сочетания высоты, объема кроны, силуэта растений, общей цветовой гаммы, формы, окраски листьев, цветков, плодов растений.
Для более полного включения всех сенсорных систем по восприятию природного окружения желательно также обратить внимание детей к небосводу, включить в сознание цвет неба, формы и цвет облаков, краски восхода и захода солнца.
Рис. 4 Схема школьной клумбы
Педагоги обращаются к эстетической ценности природы, созерцанию творения природы, сотворчества с ней.
Рис. 5 Школьная клумба
Рис. 6 Школьная клумба
«Яблоневый сад» - станция «Ощути вкус»
Это тоже антропогенный объект. Состоит из нескольких рядов яблонь поздних сортов, боярышника, ирги, черной и красной смородины. Почва под яблонями покрыта травой. Здесь растут травы немного другие, чем в парке. Это тысячелистник, полынь, котовник.
Вкус – ощущение, возникающее при действии растворов химических веществ на рецепторы органов вкуса.
Основные вкусовые ощущения – кислое, соленое, сладкое, горькое. Все сложные вкусовые ощущения образуются комбинацией основных ощущений. Зная, что с этим типом ощущений в образовательном учреждении надо соблюдать осторожность, используются те средства и возможности, которые уже имеются в арсенале режимных моментов школы-интерната. Это питьевой режим- проводятся беседы о воде, её свойствах и дети с удовольствием изучают воду на вкус. Также не остаются без внимания фрукты, овощи и другие продукты питания.
На территории яблоневого сада будут располагаться информационные щиты с информацией о вкусовых качествах и полезности яблок, смородины, ирги, боярышника.
Рис. 7 Школьный яблоневый сад
Информация для стенда «Полезные свойства плодов школьного сада»
Яблоня «Штрейфлинг» . олезные свойства яблок трудно недооценить. В состав фрукта входит 86 % воды, при его употреблении утоляется жажда, кроме того, в нем содержатся: калий, кальций, железо фосфор, цинк, более 2 мг йода нормализуют работу щитовидной железы. Витамин С (9мг) в большем количестве содержится именно в кислых плодах. Он укрепляет сосуды, уменьшая их проницаемость, связывает токсические вещества, берет участие в синтезе коллагена. Пектин ускоряет выведение с организма токсических веществ, ядов, излишек холестерина. Кислоты нормализуют работу кишечника, не допускают брожение, развитие гнилостных процессов. Наиболее полезной является яблочная, лимонная кислота. Клетчатка улучшает моторику, препятствует всасыванию вредных веществ. | |
Боярышник обыкновенный. Плоды боярышника (а также листья и цветы) являются источником полифенолов - мощных антиоксидантов, содержащихся в растениях. Полезные вещества плодов снижают риск развития некоторых раковых заболеваний, диабета 2 типа, астмы, сердечно-сосудистых заболеваний, ряда инфекционных заболеваний, а также благотворно влияют на кожу. Известно также, что плоды боярышника обладают противовоспалительными свойствами. | |
Смородина черная считается кладезем полезных веществ и витаминов, так как в ее ягодах содержатся витамины В, Р, Е, каротин (витамин А), пектины, сахара, фосфорная кислота, дубильные вещества, эфирное масло, витамин группы К, соли фосфора, железа и калия. В листьях черной смородины содержатся, помимо витамина С, фитонциды, магний, марганец, серебро, медь, свинец, сера, эфирное масло. В черной смородине так высоко содержание витамина С, что для того, чтобы обеспечить суточную потребность организма в аскорбиновой кислоте, достаточно ежедневно съедать всего 20 ягод. | |
Ирга ольхолистная. Ягоды обладают иммуностимулирующим, общеукрепляющим; успокаивающим; противоопухолевым; вяжущим; тонизирующим; антимикробным; антиоксидантным свойствами. Плоды ирги замораживают, варят, сушат или едят в свежем виде. Они используются в лечебном питании. Сушеные ягоды имеют второе название «северный изюм». Их можно перетирать с сахаром и применять как начинку для кондитерских изделий. |
«Аллея выпускников» - станция «Пройди»
Эта аллея была посажена первым выпуском учеников новой школы в 1990 году.
Слева располагается ряд берёз. Из-за своего белого ствола, зелёной пушистой листвы берёза любима всеми. Берёзы были посажены тоненькими деревцами и за 30 лет они превратились в стройных больших красавиц в белых сарафанах. У их подножия растут грибы.
Справа – ряд лиственниц. Это таёжные хвойные деревья. Лиственница очень красивое дерево, особенно в весеннюю пору, когда распускаются листочки – хвоинки и в осеннюю пору, когда хвоя желтеет вся разом. Лиственница единственное хвойное дерево, сбрасывающее хвою осенью полностью.
Ребята очень любят гладить мягкие веточки, ведь хвоя лиственницы не колется. Совсем не так, как хвоя сосны, растущей рядом. Это очень удобно для сравнения двух хвойных деревьев.
Для дополнительного включения осязания в познание природы, через тактильные и терморецепторные ощущения, создана «дорожка новых ощущений»- тропа здоровья. Дорожка будет выкладываться поочередно следующими природными материалами: песок, галька, дерн, дерево, щебенка, глина. Хождение по дорожке босиком и есть то главное новое ощущение, которое испытывают дети. Каждая отдельно взятая поверхность, выложенная тем или иным природным материалом, дает особые ощущения. Когда ребенок проходит по глине – он чувствует прохладу и гладкую поверхность, как только его нога вступает на песок, возникает ощущение тепла. Прохождение по гальке или коре дерева позволяет почувствовать шероховатость поверхности и некоторое покалывание стопы и т.д. Причем дети чувствуют как тепло или прохлада, покалывание или поглаживание «расплываются» по всему телу – создается реальное представление о взаимосвязи всех органов человека, о человеческом организме как системе. Такое познание – есть один из путей развития здорового образа жизни, умения управлять своим телом, заниматься только здоровьесбережением. Включение в работу многих рецепторов, расположенных на стопе ноги, укрепляет иммунную систему ребенка, закаляет организм и позволяет более адекватно отражать разнообразие природы.
На станции «Пройди» сенсорная дорожка предполагается сборно-разборная, чтобы можно было убирать ее от снега и дождя. На уроках технологии юноши сколотят ящики подходящего размера. Доски необходимо хорошо зашкурить, покрасить или пропитать маслом. Бортики дорожки должны быть невысокими. В каждый ящичек насыпается разный наполнитель. Устанавливаются ящики на ровной поверхности так, чтобы получилась дорожка. Размер одного ящика – 50*40 см. Размер дорожки – 300*40 см.
Для знакомства с миром животными предлагается создание «Тропы зверей». На уроках технологии обучающиеся изготовят доски, на которых будут изображены следы животных и длина их прыжка. Длина «Тропы зверей» около 6 метров. Для этого понадобится две стандартные доски длиной 3 метра. Благодаря этому аттракциону ребята не только смогут узнать, как выглядят следы диких животных, но и посоревноваться в длине прыжка. Сопровождать «Тропу зверей» будут информационные стенды с описанием диких животных Ивановской области.
Рис.8 Аллея выпускников
Схема дорожки «новых ощущений»
Песок | |
Мелкая галька | |
Трава | |
Дерево | |
Мульча | |
Крупная галька |
Рис. 9 Схема «Тропы зверей» (исполняется на доске длиной 6 метров)
«Уголок леса» - станция «Послушай»
Этот участок смешанного леса, где растут и хвойные деревья, сосна и ель, и лиственные деревья и кустарники - берёза, клён, осина, калина, шиповник. Между деревьями растут травы, первоцвет – гусиный лук. Здесь тоже растут грибы подберёзовики, свинушки, сыроежки.
Слух – способность организма человека воспринимать звуки.
Человек не только слышит звук, но и воспринимает его всеми своими органами. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма, гармонии, нотного состава, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно.
Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать возможности человеческого организма, помочь гармоничному взаимодействию внутренних органов.
Особое влияние оказывает звук на психическое и эмоциональное состояние человека. Это необходимо знать педагогу, родителям и обязательно учитывать данное явление при организации занятий.
Во время прогулок по кусочку смешанного леса дети слушают натуральные звуки природы, что повышает их эмоциональное состояние. Также ребята могу насладиться пением пицц, а на уроках биологии научиться определять птиц по издаваемым звукам. Так как известно, что натуральные звуки природы, а иначе говоря «белый шум» снимает нервное напряжение, повышает концентрацию внимания.
Под тенью деревьев буде установлен аттракцион «Поющее дерево». Ребятам будет предложено послушать, как звучат разные породы деревьев, используя деревянный ксилофон. Сопровождать ксилофон «Поющее дерево» будет информационный стенд о звуковых качествах древесины.
Особенность звуков древесины некоторых пород деревьев
Липа – мягкое светлое дерево со средней плотности волокнами. Звучание можно охарактеризовать как «певучее». | |
Ольха-легкое дерево с мягкими тесными порами, в чем сходна с липой. Ольха «держит» больше верхних частот, звучит мягко и напевисто. | |
Клен платановидный. Звук довольно тяжел, с яркой верхней серединой и глухими басами. | |
Болотный ясень. Дерево очень резонансное по всем диапазоне частот, оно обладает чистыми «колокольными» верхами, подчеркнутой серединой и сильным низом. | |
Тополь. Звук у тополя чистый с преобладающими средними частотами, очень похож на ольху, однако без присущего её характера. | |
Сосна. Древесина сосны обладает хорошим звукопоглощением, поэтому издает тонкий глухой звук. | |
Ель. Она прекрасно резонирует и издает красивый, объемный и яркий звук. |
Рис. 10 Схема деревянного ксилофона «Поющее дерево»
Также на деревьях будут развешаны колокольчики для создания «музыки ветра». Дети ведут наблюдения не только за ветром, но и за движением колокольчиков.
Рис. 11 Уголок леса на школьной территории
«Гость из тайги – кедр» - станция «Ощути запах»
Чуть дальше уголка леса растут посадки таёжного кедра. Его длинная хвоя придаёт особенность внешнему виду деревьев. Его хвойные лапы как свечи. Кедры ещё небольшие. Дети ищут кедровые шишки. Но деревья ещё молодые. И лиственница и кедр представители таёжной флоры. Но так как Ивановская область примыкает к природной зоне « тайга», то эти деревья хорошо прижились и радуют нас.
Обоняние – восприятие организмом посредством органов обоняния определенных свойств (запаха) различных веществ.
Организм человека воспринимает посредством органов обоняния определенные свойства, а конкретно запах различных веществ, присутствующих в окружающей среде.
Обоняние, как известно, связано с запахами, которые дети чаще всего называют хорошими или плохими. Гораздо реже вспоминают свежий запах, терпкий, горький, сладкий. В обучении чаще всего используются органы слуха и зрения. Экологическая сенсорная тропа помогает развивать у детей чувство запаха.
Запахи экологической сенсорной тропы «Природы чувств» - это запахи почвы и хвои. Особенно приятно вдыхать смолистые ароматы под тенью пышных кедров. Фитонциды сосны, лиственницы сибирской, ели обыкновенной и кедровой сосны стимулируют кроветворение и деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливают биотоки головного мозга, снижают уровень сахара в крови, снимают головную боль, усталость, улучшают самочувствие и настроение.
Так же будет установлен аттракцион «Копилка запахов». Он представляет собой емкости (стеклянные в деревянных ящиках), которые наполнены листьями и цветами разных пород деревьев и кустарников, имеющие разные запахи).
Рис. 12 Пример деревянных ящиков для аттракциона «Копилка запахов»
Разнообразие хвойных деревьев и кустарников пригодится для организации исследований в саду и для ароматерапии.
Рис. 12 Кедровые сосны
Рис.13 Схема экологической сенсорной тропы «Природа чувств»
4. Направления экологической работы
Работа на экологической тропе построена по трем основным, тесно переплетающимся направлениям:
Наблюдения. Внимательно вглядываться в окружающий мир природы, замечать интересные факты. Основной объект наблюдений та природа, которая непосредственно окружает нас.
Практические работы. Выдвигать и подтверждать гипотезы, проверять их практическим путям. Строить причинно-следственные связи.
Созидание. Воспитанник не должен быть только наблюдателем. Для ощущения своей неразрывной связи с природой он должен быть созидателем, т.е. принимать непосредственное участие в решение экологических проблем. Работа на экологической тропе способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих, формированию экологического мышления, пониманию неразрывности связей человека с природой, привлечению к практической экологической деятельности.
Обращение к посетителям экологической сенсорной тропы «Природа чувств».
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
П.Гвездослав
Дорогие друзья!
Мы приветствуем Вас на экологической тропе «Природа чувств» и желаем новых открытий, больших и маленьких. Пусть Ваше общение с природой не омрачит настроение ни Вам, ни Ей. И как сказал поэт,
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце умным будет.
Вы пришли в мир природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а вам – здоровыми и счастливыми.
Пожалуйста:
- Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.
- Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.
- Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.
- Не заготавливайте «дары природы», не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, птиц и насекомых, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.
- Берите на память о природе тех станций, что вы посетили, только фотографии.
- Не оставляйте после себя надписи на деревьях. Такие автографы – нехорошая «память» на долгие времена.
В заключение хочется отметить, что экологическая сенсорная тропа «Природа чувств» - это специально разработанный маршрут, который предназначен для знакомства обучающихся через природные объекты с простейшими исследованиями, для развития эмоционально-чувственной сферы и базовых анализаторов. Каждый педагог ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» может построить на экологической сенсорной тропе работу, направленную на развитие моторных и сенсорных навыков, а также пополнить простейшие экологические знания.
Список используемой литературы
- Афонин А.В. Экологические тропы Росси Заповедные территории и люди. Формы и методы работы. и. – М.: ПК Литфонда России, 1993. – 36
- Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой // Наука и образование, 2001 г. – С. 35–37.
- Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие. А.Б.Шипунов. – Москва, 1998.
- Новиков Г.А. Полевые исследования экологии наземных позвоночных животных.
- Сайт Учебно-методического центра «Экосистема» (http://www.ecosystema.ru).
- Сайт, посвященный зоологическим экскурсиям (http://vegun.ru).
- http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm)
- Тропа в гармонии с природой: сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. – Москва: Р.Валент, 2007
- Чернышев Ю.Н. Сенсорная экологическая тропа как одно из направлений формирования культуры здоровья школьников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"
Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....
Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»
Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...
Проект "Экологический фотоконкурс «Сохраним природу родного края»
Проект направлен на формирование представлений у подрастающего поколения о том, что мы имеем огромнейшую ценность - первозданную природу, к которой необходимо относиться ответственно и с уважением, чт...
Тезисы к экологическому проекту "Экологическим тропам не будет конца"
Экологическая тропа "Экологическим тропам не будет конца" разработана на территории памятника природы "Залесенный овраг у д. Власьево". Памятник природы имеет ботаническое и г...
Проект экологическая тропа "Природа наш дом!"
Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования де...