Классный час на тему: «Слово о настоящем человеке»
классный час (8 класс)

Девятко Олег Викторович.

При подготовке к проведению  внеклассного мероприятия , в канун 120-летия И.А.Долгова во взводе были сформированы 2 группы суворовцев. Первая группа суворовцев в период осенних каникул провела исследовательскую работу по изучению биографии и судьбы начальника Тверского СВУ в период с 1954 по 1957 год Ивана Александровича Долгова. Вторая группа суворовцев во время каникул познакомилась с книгой И.А. Долгова «Золотые звёзды калининцев». И сегодня обе группы  подготовили свои сообщения, связанные  с общей темой занятия.

С каждым днём всё дальше и дальше в глубь истории уходят суровые годы  Великой Отечественной войны. Многое забывается. Но в памяти народной не должны стереться от  времени имена тех, кто совершил подвиг, отстаивая свободу и независимость нашей Родины, кто в этой священной борьбе отдал самое дорогое -  жизнь. И сегодня я предлагаю вспомнить имена героев, навечно оставшиеся в памяти народной и в частности          И.А. Долгова, а так-же  проанализировать лучшие качества человека способного на совершение героического поступка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

Открытое внеклассное мероприятие

Классный час на тему:

«Слово о настоящем человеке»

                                                            «СОГЛАСОВАНО»

                                                         Методист ОВР

                М.Фетисова

                                                                  Выполнил:  воспитатель  5  курса

                                                                                Девятко Олег Викторович

                                           

           

                                   

Тверь

2017

       

 УТВЕРЖДАЮ

  Заместитель начальника училища                                                       по воспитательной работе

                                           С. Сущев

           «      » ноября  2017 г.

Классный час «Слово о настоящем человеке»

( К 120-летию со дня рождения И.А.Долгова)

Методическая цель: - Показ приемов формирования патриотического сознания обучающихся на основе использования системно-деятельностного подхода.

Цель: воспитывать у суворовцев чувство патриотизма и   уважение к памяти защитников Отечества.

Задачи:

Образовательные:

познакомить воспитанников с биографией и яркой судьбой                          И.А. Долгова;

Развивающие:

развивать коммуникативные и познавательные компетенции обучающихся.

Воспитательные:

воспитывать у суворовцев чувства патриотизма и гордости за свою Родину

воспитывать нравственные качества личности: патриотизм, гражданственность, стремление к миру.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

осознание себя как гражданина, патриота своей страны.

Коммуникативные:

умение вести диалог, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные:

планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно его оценивать.

Познавательные:

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять ее на основе схем, моделей.

         

Применяемые технологии: 

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе

Этапы мероприятия,

на которых технологии применяются

11

Элементы познавательных технологий.

 Организационный этап

22

Элементы технологии проблемного обучения.

Этап мотивации и целеполагания.

33

Элементы информационно-коммуникационных технологий.

 На всех этапах занятия.

44

Элементы технологии развивающего обучения.

 Этап рефлексии

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер. 

Форма проведения: круглый стол.

Класс, взвод:  9 класс 2 взвод

Место проведения: класс самоподготовки

Дата проведения: 22. 11. 2017 г.

Время: 14.10 – 14.55

Воспитатель                                          О.Девятко

Сценарий классного часа

  1. Вступительная часть.

(Классный руководитель)

 Добрый день, товарищи суворовцы!

Нам сегодня очень нужно, чтобы наше настроение было тёплым, светлым, потому что мы сегодня будем говорить о героических людях и их поступках. В частности я хотел, чтобы мы сегодня обсудили не простую, но в тоже время очень интересную судьбу И.А.Долгова, 120-летие которого исполняется 25 ноября. Тема нашего сегодняшнего классного часа «Слово о настоящем человеке».

При подготовке к проведению  внеклассного мероприятия , в канун 120-летия И.А.Долгова во взводе были сформированы 2 группы суворовцев. Первая группа суворовцев в период осенних каникул провела исследовательскую работу по изучению биографии и судьбы начальника Тверского СВУ в период с 1954 по 1957 год Ивана Александровича Долгова. Вторая группа суворовцев во время каникул познакомилась с книгой И.А. Долгова «Золотые звёзды калининцев». И сегодня обе группы  подготовили свои сообщения, связанные  с общей темой занятия.

С каждым днём всё дальше и дальше в глубь истории уходят суровые годы  Великой Отечественной войны. Многое забывается. Но в памяти народной не должны стереться от  времени имена тех, кто совершил подвиг, отстаивая свободу и независимость нашей Родины, кто в этой священной борьбе отдал самое дорогое -  жизнь. И сегодня я предлагаю вспомнить имена героев, навечно оставшиеся в памяти народной и в частности          И.А. Долгова, а так-же  проанализировать лучшие качества человека способного на совершение героического поступка.

  1. Основная часть.

СЛАЙД -3

( Вице-сержант Карпов А.)

Иван Александрович Долгов родился  25 ноября 1897 в чувашской деревне Юманай, Симбирской губернии, Российской империи. Закончил сельскую школу, поступил в местное (Ядринское) реальное училище. В 1915 году он всё лето проработал в госпитале для раненных, прибывших с фронтов Первой мировой войны. После окончания реального училища, в тревожном 1917 году, он использует предоставленный жизнью шанс и по мобилизации отправляется поступать в военное училище в Санкт-Петербург, так как туда стали набирать и крестьянских детей. С1 июля 1917 года начинается его воинская служба. Гражданскую войну он пройдет под началом Василия Ивановича Чапаева.

В третью войну полковник Иван Долгов вошёл военным не только с огромным боевым опытом, но и серьезными теоретическими знаниями: в промежутке между войнами он учился, расширял военный кругозор. Настоящий кадровый офицер, он смог в неразберихе первых месяцев войны, умело маневрируя оставшимися в его подчинении силами, пройти путь от Кобрина до Брянска. Воевал в составе Западного, Центрального, Брянского фронтов. Участвовал в Курской битве, в боях за Днепр, в Гомельско - Речицкой и Восточно-Прусской операциях.

СЛАЙД-4

( Суворовцы Пилипенко А., Демидов В.)

Являясь с 1942 года начальником оперативного отдела штаба 48-ой армии, И.А.Долгов принимал активное участие в разработке планов боевых операций на полях орловщины, в 1943 году - в планировании и проведении зимней наступательной операции в направлении Дросково, Сосны, станция  Змиевка Орловской области.

С весны 1943 года большая работа была проведена в планировании и организации обороны армии под командованием генерала Бирюзова Сергея Семеновича, впоследствии Маршала Советского Союза, который командовал на восточном фланге Курской дуги.

      Воинское звание «майор» И.А.Долгов получил в 1935 году, «полковник» - в январе 1939 года и «генерал-майор» -1 сентября 1943 года.

День Победы встретил в боях на косе Фриш-Нерунг в устье реки Вислы.

Багаж командирских, управленческих, штабных знаний и умений генерал-майора Ивана Александровича Долгова был востребован и в послевоенной жизни. Отслужив на ряде высших должностей Северо-Кавказского военного округа, в 1954 году он становится начальником Калининского суворовского училища. В 1957 году

закончилась военная карьера Ивана Александровича Долгова и началась общественная.

СЛАЙД -5 ГЕРОИ

(Классный руководитель)

Иван Александрович  провёл большую исследовательскую работу, собрав данные о Героях Советского Союза — уроженцах Калининской области.

«Собирая материал для данной работы, я и подумать не мог, сколько неизвестных мне книг издано о героях войны. Перечитывая биографии участников великих сражений и всматриваясь в их лица, я как будто знакомлюсь с ними лично. Невольно задаю себе вопрос: «А смог бы я как они?» Они отдали свои жизни, а все жизни равно велики.

СЛАЙД-6

(Суворовец Рыбка Е.)

В результате многолетних поисков (более 10 лет) получилась книга «Золотые Звезды калининцев», впервые вышедшая в 1961 году в Калининском областном книжном издательстве и тепло встреченная читателями, прессой, общественностью.

.В первое издание книги «Золотые звезды калининцев», включены описание подвигов  254-х (двухсот пятидесяти четырех) Героев Советского Союза, участниках гражданской войны в Испании, событий на оз. Хасан, финской войны и Великой Отечественной.

Открывается книга разделом о Дважды Героях Советского Союза, в дальнейшем материалы  группируются  по разделам, соответствующим основным операциям Советской Армии, в которых наши земляки совершали  свои героические подвиги.

(Суворовец Медведев В.)

Второе, дополненное издание опубликовано в 1969 году издательством «Московский рабочий». В ней учтены имена уже 279 (двухсот семидесяти девяти человек) Кроме того, в настоящую книгу включены описание подвигов 19 человек, не являющихся  уроженцами  Калининской области, но после войны они стали постоянными жителями.

Книга открывается рассказами о первых Героях Советского Союза – калининцах.

Основной раздел - описание подвигов Героев Великой Отечественной войны, последняя глава посвящена подвигам, совершенным в послевоенное время. И в конце книги дан алфавитный список Героев Советского Союза с указанием даты указа о присвоении этого звания и места рождения награжденного.

Настоящее, третье издание, состоящее из двух книг, значительно переработано: уточнены и выделены биографические сведения, о подвигах многих Героев рассказано подробнее. Третье издание пополнено новыми именами. Биографические справки и очерки по исследовательским материалам И. А. Долгова написаны журналистом заслуженным работником культуры РСФСР, ветераном Великой Отечественной войны Аркадием Федоровичем Ростковым.

         (Суворовец Туманов М.)


В конце каждой книги дается алфавитный список Героев – калининцев, с указанием района, где родился или проживал Герой.
К сожалению, большинства героев этого издания уже нет в живых. Но подвиги их, совершенные во имя Отечества, свободы и независимости нашей Родины будут жить в веках!

«У меня часто спрашивают, почему я, не уроженец Калининской области  и не Герой Советского Союза взялся собирать материалы о Героях Советского Союза – калининцах. На этот вопрос можно ответить очень коротко: я взялся за эту работу, потому, что за плечами имею свыше сорока лет военной службы и, кроме того, мне удалось участвовать в четырех войнах. А те, кто участвовал в войне, не хуже меня знают, что заслужить звание Героя Советского Союза – дело нелегкое, оно требует от человека напряжения всех сил: и физических, и моральных.

Материал для книги Иван Александрович брал вначале из источников: областной военкомат  (пенсионный отдел), краеведческий музей, Калининский Дом офицеров.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Однако сведений было недостаточно и он обратился в Главное управление кадров при Министерстве обороны, и военный отдел Государственной библиотеки им. В.И.Ленина.

СЛАЙД- 7 ВОЕННЫЙ КАЛИНИН 

(Классный руководитель)

Достойный, весомый вклад в общее дело Победы внесло население Калининской области. Боевые действия советских войск, партизан и подпольщиков на калининской земле, участие трудящихся области в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. нельзя рассматривать вне исторической обстановки, в которой жила вся страна. Калининская область была лишь малой пядью той большой территории, на которой разворачивались события огромной важности. Многие сыны сложили свои головы вдали от «малой родины»

Кадры из фильма «Офицеры»

СЛАЙД –9  НАГРАДЫ 

(Суворовец Герасимов А.)

Как известно, в нашей стране высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза была установлена советским правительством 16 апреля 1934 года за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.

Великая отечественная война 1941-1945  явила миру многих героев.

         СЛАЙД-10

Из уроженцев Калининской области впервые звание Героя Советского Союза было присвоено политруку Гвоздеву Ивану Владимировичу из Оленинского района за доблесть и геройство, проявленные в 1938 году в боях в районе озера Хасан.

СЛАЙД-11

Алексей Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора Тверской губернии  в семье рабочего. Закончив начальную школу , работал на Московской фабрике канцелярских товаров и одновременно учился в планёрной школе.

За время войны Алелюхин совершил 601 боевой вылет, проведя 258 воздушных боёв, лично уничтожил 40 вражеских самолётов и ещё 17 — в составе группы.

СЛАЙД-12

(Суворовец Сёмин К.)

Аболихин Алексей Тимофеевич родился в 1918 году в деревне Дмитрово-Черкассы. 
Призван в 1939 году. С первых дней войны сапер Аболихин стал грозой для гитлеровских захватчиков. В 1945 году наши войска готовились к прорыву севернее Варшавы. Он расчистил проходы и подал сигнал: « Путь свободен! » Операция завершилась успешно. При форсировании реки Одер в западной части Германии, 28 марта 1945 года отважный сапер погиб. На фотографии родным  незадолго, до смерти  Алексей написал: «На память всем родным. Пусть этот мертвый отпечаток вспомнит о душе живой. От Леши. Вспоминайте. Он и не знал, что пишет это не только своим близким, а всем людям, оставшимся на земле. Похоронен в деревне Клемцово Калининградской области.


СЛАЙД-13

(Суворовец Шевченко О.)

 Ефимов Вячеслав Борисович родился в 1923 году в городе Тверь. В начале мая 1943 года минёров 43-ей армии забросили в тыл врага в Смоленской области. Смельчаки, нанося ответные удары, ускользали от карателей. 12 мая в районе деревни Княжино гитлеровцы окружили советских минёров. Бой длился около 2-х часов. Бойцы погибли, но не сдались карателям. Местные жители похоронили их на высотке. На могиле установлен монумент, на котором высечены их имена. 4 июня 1944 года Вячеславу Борисовичу Ефимову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Более 300-сот наших земляков удостоены звания Героя Советского Героя. Четверо из них удостоены звания Героя дважды.

 (Классный руководитель)

О каждом не скажешь, ибо велика земля, велик пройденный ими с боями путь. Каждый из них хотел жить, спасать Родину, своими глазами увидеть Победу. Зажить новой жизнью – без воя авиабомб и тротиловой гари.

СЛАЙД-14

(Суворовец Митрохин А.)

Из 254 -х Героев дольше всех, до 2012 года дожил один – Павел Иванович Сидоров. Будучи совсем юным, он был призван служить Родине. В военкомате из-за излишней худобы, весил всего 48 килограммов, даже не знали куда направить. И похлопав по плечу, решили: в конную. Когда началась война, Павел был на 4-ом курсе. Но закончить учёбу не довелось. Отправили на фронт и сказали: « Теперь вы офицеры, и от вас зависят жизни людей». Ему было всего 18 лет. Всегда голодные, без сна и покоя, бойцы стойко выполняли свой долг. И защищая Родину, одни умирали от вражеской пули, другие от голода. Не редко ели лошадей. Своим скакуном по кличке Кара очень дорожил и сберёг её до конца войны. Павел был командиром взвода, потом сабельного эскадрона, а под конец войны стал начальником разведки полка. На этой должности он и получил это высокое звание – Герой Советского Союза.

 
СЛАЙД -15

(Суворовец Пенкин И.)

 Находясь на заслуженном отдыхе, генерал Иван  Александрович Долгов продолжал оставаться в боевом строю. Вёл активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Его часто  можно было видеть в трудовых коллективах, среди  молодёжи, суворовцев, где он выступал с лекциями и беседами. Регулярно выступал со статьями и корреспонденциями в местной и центральной прессе, по радио и телевидению.

СЛАЙД-16

(Суворовец Пенкин И.)

Поддерживал тесную связь и с коллективом учителей и учащихся Юманайской средней школы. Одно из писем, адресованное школьникам . «Дорогие юные друзья:

С праздником Днем Советской Армии и Военно-Морского флота! Больших успехов Вам и воспитания стойкого и образованного защитника Родины! Генерал-майор в отставке И.А.Долгов февраль,1977 год.

СЛАЙД - 17

(Суворовец Пенкин И.)

Автор книги «Золотые звезды калининцев» Иван Александрович Долгов  скончался  20 апреля 1986 года  в Калинине.

СЛАЙД - 18-19

(Классный руководитель)

 На доме в Твери, где с марта 1954 года по апрель 1986 года жил Долгов (Новоторжская улица, дом 7), в 2014 году была установлена мемориальная доска. Её торжественное открытие состоялось  24 ноября 2014 года. Инициаторами установки памятной доски выступили ветераны военно-морского флота, проживающие в Твери.

СЛАЙД- 20,21,22

(Суворовец Александров В.)

Награды:

Орден Ленина.

Три ордена Красного Знамени (12 августа 1943 года, 1944, ...)

Орден Кутузова II степени (10 апреля 1945 года)

Орден Отечественной войны I степени (8 мая 1944 года)

Орден Красной Звезды (31 января 1943 года)

пять медалей

СЛАЙД- 23,24  

(Суворовцы Аракелов Д., Громов В.)

По традиции в День народного единства — 4 ноября 2015 года — в Золотую книгу Твери было вписано еще одно имя. Глава города Твери Александр Корзин поставил подпись под текстом, посвященным участнику трёх войн, генерал-майору, начальнику Калининского суворовского училища в 1954-1957 гг., автору книги «Золотые звезды калининцев» Ивану Александровичу Долгову.
Мероприятие состоялось в библиотеке Тверского суворовского училища, к становлению и развитию которого Иван Александрович Долгов приложил немало усилий.

Память о героях, павших в боях, живет в сердце каждого из нас. А это значит, что она бессмертна. Ведь и книги пишутся не для прошлого, они воспитывают грядущие поколения. Красные гвоздики на братских могилах, на постаментах памятников героям — это дань уважения нашей доблестной и славной Советской Армии.

СЛАЙД- 25,26,27

(Классный руководитель)

И  наш коллектив 7 роты, чтобы   как-то выразить свою признательность в память о великом подвиге старшего поколения и в частности И.А.Долгову в канун 9 Мая участвует в проекте « Никто не забыт, ничто не забыто» и по возможности осуществляет благоустройство могил ветеранов ВОВ.

(Суворовец Блинов Н.)

РАЙКОВ В .   «Военная память»

Чтоб дать нам право жить на этом свете,
Вы шли сражаться, грудью на врага,
Вас ждали дома мамы, жены, дети
Храня тепло родного очага…
За то, чтоб звезды в небе нам сияли,
За то, чтоб на дворе цвела весна,
Сражались вы, и «за ценой не постояли»,
Но непомерно высока цена…

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Я думал, какими бы словами закончить наш рассказ о героях Великой Отечественной войны. Словом, в котором бы отразились чувства большинства фронтовиков, тружеников тыла, мужчин, женщин, и остановился на замечательной песне « Военная память», написанную уже после войны Владимиром Райковым.

И в завершении нашего классного часа я хотел бы услышать ваше мнение по планированию классных часов, их тематике.

Заслушиваю мнение суворовцев.

СЛАЙД- 28

Звучит песня «Военная память».

 Всем огромное спасибо за активную работу на нашем классном часе. До новых встреч.

Воспитатель                               О.Девятко

Самоанализ классного часа

по теме «Слово о настоящем человеке»

Общие сведения

  1. Классный час подготовлен для обучающихся  9 класса.
  2. Тема классного часа «Слово о настоящем человеке».
  3.  Материал, выбранный для классного часа соответствует возрасту и уровню развития обучающихся.
  4. Основной компонент данного классного часа – организационно – деятельностный. На данном классном часе главный организатор – классный руководитель. Взаимодействие участников строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. Совместная деятельность регламентировалась и осуществлялась в соответствии с планом.

Методическая цель: - Показ приемов формирования патриотического сознания обучающихся на основе использования системно-деятельностного подхода.

Цель: воспитывать у суворовцев чувство патриотизма и   уважение к памяти защитников Отечества.

Задачи:

Образовательные:

познакомить воспитанников с биографией и яркой судьбой                          И.А. Долгова;

Развивающие:

развивать коммуникативные и познавательные компетенции обучающихся.

Воспитательные:

воспитывать у суворовцев чувства патриотизма и гордости за свою Родину

воспитывать нравственные качества личности: патриотизм, гражданственность, стремление к миру.

  1. Тематика классного часа входит  в систему работы по:

«Осуществлению компетентностного подхода к обучающимся на основе использования инновационных образовательных технологий.»

Реализация цели

Вводная часть

                   

  • Эмоциональный настрой на классном часе. Получилось.
  • Развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Получилось.

                   

Основная часть

 Развитие интереса к данной тематике реализовалось через решение поставленных задач, вовлечение в самостоятельную работу максимального количества суворовцев.

  • Материалы классного часа были подготовлены на основе реальных исторических событий.

В ходе классного часа суворовцы расширили свой кругозор и приобрели новые знания о периоде нашей истории в годы ВОВ.

Заключительный этап

Подведение итогов показало:

  • Новые знания усвоены.
  • Обучающиеся проявили активность.
  • Микроклимат занятия благоприятный.
  • Настрой суворовцев доброжелательный, заинтересованный.
  • Использование мультимедийной установки позволяет увидеть на большом экране сопровождающий видеоряд, что способствует лучшему запоминанию.

Завершение занятия на яркой эмоциональной ноте способствует сохранению интереса к новым встречам и занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Что такое настоящая дружба?»

«Без  дружбы  никакое общение между  людьми не имеет ценности»...

Классный час на тему "Что такое настоящая дружба?"

Данная разработка может быть полезной для учителей, являющихся классными руководителями 5-7 классов....

Классный час по теме «Что значит настоящая дружба»

Классный час по теме «Что значит настоящая дружба»...

Классный час на тему:«Что такое настоящая дружба?»

Классный час на тему:«Что такое настоящая дружба?»Форма проведения классного часа – деловая игра.Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. В резуль...

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."...

Классный час на тему:«Что такое настоящая дружба?»

Классный час на тему:«Что такое настоящая дружба?»...

Классный час на тему: "Что такое настоящая дружба"

Этот материал можно использовать для классного часа в младших классах....