Славные богатыри земли русской
классный час

Аничкина Ирина Владимировна

Сценарий квест-игры для детей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_zemli_russkoy.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

внеклассного занятия

в виде квест-игры

 для учащихся 2х классов

«Славные богатыри земли русской!»

Выполнила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №14

г.Красногорска

Аничкина

Ирина Владимировна

2021 год

   Цель: формировать у детей знания о героях былинного фольклора - русских богатырях, о великих полководцах, прославивших нашу Родину, воспитывать патриотизм и любовь к своей стране, к памяти великих предков, преданность и уважение к защитникам Родины, развивать у детей интерес к истории нашей Родины.

Задачи:

- расширить представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем), названия оружия русского воина (меч); воспитывать интерес к истории России; формирование коммуникативных качеств школьников.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, звукозапись русской народной музыки, презентация.

Личностные УУД: ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

        Ожидаемые результаты: Формирование знаний о прошлом нашей Родины, русском фольклоре, о героях прошлого и настоящего времени.

        Ход занятия

1. Орг. момент.

-Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а всё, что услышите, может вам пригодиться.

Попробуйте определить тему нашего занятия.

В этом вам  поможет загадка. О ком так говорят?

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю Русскую стоит. (О богатырях)

2. Актуализация знаний.

- Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь. Мы постараемся дать ответ на следующие вопросы:

- Кто такие богатыри и почему мы до сих пор о них помним?

- В какие времена они жили7

-Есть ли богатыри сейчас?

    Велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом. Много раз враги, нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка.

Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Славяне – это славный народ. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за землю-матушку.

Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Народная мудрость гласит «Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих источников, но защитить Земля себя не может».

– А кто защищал в давние времена наше государство? Отгадайте загадку.

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Богатырь- Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

- Герои-богатыри Руси жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней.

3. Раскрытие основного содержания.

- А откуда вы знаете о богатырях?

- Что такое былина? Былина от слова «быть», но в ней есть и доля вымысла. А рассказывал былины сказитель. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, об их подвигах (фонограмма Гусляры. «Три богатыря»).

Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2.) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

- Учитель: Сегодня наше занятие пройдёт в форме квест - игры. Нам нужно разделиться на 2 команды. Во время игры каждая команда будет перемещаться от одного богатыря к другому и выполнять задания. Команды получат маршрутные листы со схемой продвижения. Время на выполнение задания 5 минут, если задания сделаны быстрее, то команда ждёт отведённое время и по сигналу учителя покидает пункт. Если время вышло, а задание не выполнено работа прекращается.

Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу к слову богатырь. Найдите их среди других слов, которые вы видите на экране.

Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием

       Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в плен детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

       Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой. Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях .Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?» Многие богатыри семьи не заводили, дома не строили, а весь свой век народу служили.

             С детских лет любому русскому человеку известна картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

На экране появляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Богатырь земли родной

И защитник слабых,

Одержал победу он

В злом бою кровавом.

Соловья - разбойника

Он служить заставил

Тот чинить разбой и зло

Навсегда оставил.

-Как зовут нашего богатыря? (Илья Муромец)

1. (Портрет в презентации)

- Трудно пришлось Илье Муромцу одному в битве неравной. Но не испугался богатырь. Выстоял.

- Ребята, отгадайте:

- Что побеждает все преграды на пути?

- Что же ему помогло, ребята? (смелость)

- Правильно. Посмотрим какое нас здесь ждет испытание?

Это Илья Муромец, приготовил для нас задание.

Написаны пословицы. Есть начало, а концовка отсутствует. Я буду читать начало, а вы должны продолжить.

• Тот герой кто за Родину (горой).

• Кто смел тот на коня (сел).

• Один за всех и все (за одного).

• За правое дело стой (смело).

• Храбрый побеждает – трус (погибает).

• Родину предать – воином (не стать).

• Сам погибай, а товарища (выручай).

• Жить – Родине (служить).

- Молодцы, ребята, все пословицы о смелости назвали.

-Кого еще на картине узнаете?

-Кто на горе Сорочинской побывал?

Змеёнышей малых потоптал?

Забаву дочь Путятичну вызволял

В Киев к князю Владимиру доставлял?

- О каком богатыре идёт речь? Назовите его! (Добрыня Никитич)

2.(Портрет на презентации)

- Добрыня Никитич, тоже приготовил для вас задание.

-Нам предлагается отгадать загадки об оружии и снаряжении богатыря.

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга - длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила более 7 килограммов. Кольчуга стоила немалых денег. Её берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком.

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем) 

- Голову богатыря в бою защищал шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали узором. Шлем оберегал голову воина от ударов.

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…Ну что, догадались? конечно же…. (меч).

- Меч был главным оружием воинов-богатырей. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Меч передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел.

- Чтоб грудь защитить от удара врага, уж это вы знаете наверняка,

на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(щит). 

- Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит держат за рукоять или носят на руке, продетой через ремни.

Кто третий богатырь на картине?

- Там, где сил не доставало

Я смекалкой побеждал

Над Тугариным, над змеем

Я победу одержал.

- Отгадайте, как зовут нашего богатыря? (Алёша Попович)

3.(Портрет на презентации)

- Алёша нам оставил тоже свиток с заданием …….

- Вам нужно выбрать те, доблестные качества, которыми должен обладать богатырь.

ХРАБРЫЙ

ТРУСЛИВЫЙ

ДОБРЫЙ

НАДЕЖНЫЙ

ЛОВКИЙ

СМЕЛЫЙ

МУДРЫЙ

ВЫНОСЛИВЫЙ

ГЛУПЫЙ

ОТВАЖНЫЙ

УМНЫЙ

ЗЛОЙ

ЛЮБЯЩИЙ

СИЛЬНЫЙ

МУЖЕСТВЕННЫЙ

- Богатыри любили свою землю, они стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич в одиночку сражались против врагов. Но когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.

4.Следующее задание подготовил вам богатырь Никита Кожемяка

    «Угадай личность»

1Сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. 

-Стал князем в Новгороде , когда ему исполнилось 16 лет.

-Его знаменитыми слова: “Кто к нам с мечом придет тот  от меча и погибнет»

-В1242 г. разгромил  немецких рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере.

(Александр Невский)

2.Первый русский царь

-Взял под контроль Казань, Астрахань, Сибирь (Иван Грозный)

3.Ему посвящён памятник, который расположен на Красной площади в Москве.

-Глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от

  польско-литовских оккупантов. ( Дмитрий Пожарский)

За каждый правильный ответ вы получили слово из песни. Сложите правильно слова и угадайте мелодию.

«Россия-священная наша держава» - это гимн России

(Беседа по картине В.М.Васнецова "Богатыри")

- Ребята, подвиги русских героев - богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину "Богатыри". Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

- Кто изображен на картине художника Васнецова? (Три богатыря)

- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, мудрый и опытный богатырь)

- Правильно, это Илья Муромец, “богатырь богатырей”, мужественный, решительный, уверенный в своих силах. Он зорко смотрит вдаль из-под ладоней.

- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

- Правильно, слева от Ильи Муромца - Добрыня Никитич. Он может выполнить самые сложные поручения. Он умеет спокойной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.

- Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович.)

- Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.

- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы)

- Ребята, есть и другие богатыри с которыми вы можете познакомиться в былинах.

Образ богатыря соединяет в себе все наилучшие черты русского народа. Ведь только тот человек, который любит свою мать, сестру, невесту, свой народ, Родину, сумеет преодолеть все трудности, чтобы встать на защиту от врага и победить!

    Богатыри – это, в первую очередь, воины. Поэтому, защищая Родину, им часто приходилось покидать свой родной дом, родимую сторонушку. А верным подругам: жёнам и невестам, ничего не оставалось делать, как провожать своих любимых мужчин в поход и дожидаться их возвращения.

   Но богатырь – это не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли и силой духа– тоже богатырь.

(на экране появляется портрет А.В. Суворова.)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, сценку в исполнении учениц 5б класса и подумайте, о ком из русских полководцев в ней дёт речь.

Инсценировка (5 кл.)

Девушка – крепостная чистит самовар, вбегает вторая девушка.

1.Ой, что я сейчас видала! Ваш молодой барин скинул тулуп и в прорубь – бултых!

2.Ну и что же?

1.Заболеет!

2.Нет, он это каждый день делает и зимой, и летом. Уж как решил, так и будет. Хороший у нас барин, вот только уедет скоро в армию служить .

1.А что так грустно? Ну и что, что армия?.. Погоны, усы – генерал!

2.Да, генерал! Наш – то барин рядовым пойдёт!

1.Это ещё почему?

2.В господских семьях как родился мальчик – его сразу в армию записывают. Он ещё с няньками гуляет, а числится лейтенантом. Барский сынок растёт – растут его чины да звания. А наш барин так много болел в детстве, что его родители решили: никогда не будет их сын военным. Не стали его никуда записывать. Но наш барин что решит, так тому и быть. Уйдёт в армию рядовым.

1.Ну надо же, какой упорный!

2.Ладно, некогда мне тут с тобой, пора самовар ставить. (Уходят)

- Догадались, кто был таким упорным?(Александр Васильевич Суворов)

-Правильно. А знаете ли вы, кто такой Суворов?

1уч.Александр Васильевич Суворов был потомком древнего дворянского рода. И хотя он родился и рос очень слабым ребёнком, мальчик мечтал о военной карьере и, чтобы добиться своего, поступил на военную службу и дослужился до чина генералиссимуса. Солдаты и офицеры любили Александра Васильевича и были готовы выполнять любой его приказ. Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.

2уч. Суворов в любой обстановке находил единственно возможное решение, которое в конечном счёте приводило к победе. Побеждал Александр Васильевич потому, что уж очень любил и берёг своих родных солдат. « Вы – орлы. Вы – чудо – богатыри. Вы – спасители и защитники Отечества» - говорил он солдатам. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью. Он учил солдат не бояться смерти, ибо они отдают жизнь за «Дом Пресвятой Богородицы», которым виделась русскому человеку Родная Земля. В вере русский солдат черпал несокрушимую силу, на вере основывалось мужество и стойкость его в бою. «Бог нас водит, Он наш генерал, от него победа!»-говорил несгибаемый духом полководец, который верил, молился и побеждал в 200 сражениях и битвах с превосходящими силами противника.

3уч. Суворов славился среди солдат и своими привычками: был нетребователен в быту и каждое утро обливался холодной водой, ел ту же пищу, что и его солдаты. Говорили, что больше всего он любил гречневую кашу.

В1. Александр Васильевич воспитал целую плеяду русских полководцев, среди которых были такие выдающиеся военачальники, как Михаил Кутузов и Пётр Багратион. Знаменитые военные походы Александра Суворова показали всем доблесть, силу духа и мужество Русского Солдата.

     В годы Великой Отечественной войны правительство учредило орден имени великого полководца Александра Васильевича Суворова. Его вручали военачальникам, которые выигрывали крупные сражения.

(На экране изображение ордена )

   Многие слова, когда-то сказанные Суворовым, стали поговорки. Наверняка, они знакомы и вам. Мы сейчас будем произносить начало фразы, а вы должны её закончить.

1.Тяжело в ученье – (легко в бою.)

2.Где пройдёт олень, (там пройдёт и солдат.)

3.Негоден тот солдат, что отвечает («Не могу знать».)

4.Сам погибай – (товарища выручай.)

5.Кто напуган – (наполовину побит.)

6.Ученье – свет, (а неученье – тьма.)

7.Дело мастера – (боится.)

8.Дисциплина – (мать победы.)

9.И в нижнем звании (бывают герои.)

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием

4.Закрепление основного содержания занятия.

Наша родина сильна? (да)

И у нас она одна? (да)

На Руси богатыри есть? (да)

Им всегда хвала и честь? (да)

Илья Муромец герой? (да)

Он был самый молодой? (нет)

Соловья он победил? (да)

Из автомата подстрелил? (нет)

Алеша Попович тоже герой? (да)

Он сильный, смелый, молодой? (да)

На танках боролись богатыри с врагом? (нет)

Они воевали с мечом и копьем? (да)

Добрыня Никитич был слабым и хилым? (нет)

Он змея сумел победить своей силой? (да)

Гордимся мы нашими богатырями? (да)

Хотим ли быть такими же сами? (да)

     Во все времена народ воспевал силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей.

      Память о русских воинах, полководцах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохранились в народных песнях, своеобразных музыкальных памятниках защитникам нашей Родины.

Исполнение песни      «Солдатушки, бравы ребятушки.»

             - Ребята, а как в наши дни узнать богатыря

Без кольчуги, без коня?

1уч. Богатырь всегда готов защитить нас от врагов.

- Скажите, пожалуйста, кто же оберегает наш покой и защищает от врагов?  (Военные)

(Монтаж. БУДУ Я СОЛДАТОМ!-Наталья Майданик)

1.

Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою ...(страну)

2.

Брат сказал: "Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником -

Станешь ...(пограничником

3.Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном ...(корабле) .

4.

Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат - военный ...(летчик)

5.

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется ...(танкистом)

6.

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, ...(пехота)

7.Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было ...(войны)

В1. Как и в старину, на Руси – матушке всегда были и будут чудо – богатыри - защитники и патриоты своей Родины.

В2. Сквозь все тяготы и страдания , горе великое пронёс русский народ веру в силу свою и величие, помогла ему та вера выжить в самое трудное время.

6.Итог занятия. Рефлексия

- А мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

- В каких профессиях их можно встретить?

- Что вам понравилось сегодня?

- Кому было трудно работать?

- Что нового для себя вы извлекли из нашего занятия?

- О чем мы всегда должны помнить?

- И преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

   Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Мы хотим поблагодарить вас за внимание, за активное участие и, напоследок, сказать ещё такие слова напутствия:

Жизни дорога длинна.

Широка она и узка.

И легка она и трудна.

Весела, а порою грустна.

Мы возьмем с собой дружбу и смелость.

Доброту возьмём, верность и честь,

Так по жизни пройти бы хотелось,

Чтоб жалеть ни о чем не пришлось.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Славна богатырями земля русская»

Талантливый русский народ создал богаый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразил...

Сценарий спортивного праздника "Богатыри земли русской"

Спортивный праздник для подготовительной группы " Богатыри земли русской"...

"Славна богатырями Земля Русская"

Внеклассное мероприятие по литературе рекомендуется провести после изучения темы "Былины"....

Славна богатырями земля русская!

Внеклассное занятие по теме "Былины" в 6- м классе....

Литературное состязание "Славна богатырями земля Русская"

Урок внеклассного чтения по литературе или мероприятие для учащихся 5 класса...

КВД Богатыри земли русской

Клуб выходного дня посвящён Дню Защитника Отечества. Детям рассказывают о былинных защитниках земли русской - богатырях. Затем следует конкурсная программа "Легко ли быть солдатом?", также дети показы...

внеклассное мероприятие Славна богатырями земля русская

это занятие удобно проводить после прохождения материала по литературе. Возрастная категория- 5-6 класс. Презентацию можно взять с моей страницы на портале Прошколу.ру...