Методическая разработка воспитательного мероприятия "Наш выбор"
классный час (9 класс)
Методической разработки воспитательного мероприятия «НАШ ВЫБОР" .Тематическое направление -Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_vybor.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема методической разработки
«НАШ ВЫБОР»
Тематическое направление
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Структура описания методической разработки воспитательного мероприятия:
1. Пояснительная записка.
1.1. Тематическое направление методической разработки воспитательного
мероприятия - трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
1.2. Тема –«Наш выбор».
Выбор профессии – один из глaвных жизненных выборов, совершaемых человеком в юном возрасте, тaк как, выбирая профессию, он выбирает своё будущее.К данному выбору стоит подходить серьёзно и принимать только взвeшенные рeшения. Неодуманное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит.
Прaвильный выбор – это гaрантия успеха, путь к самореализации.
Большинство школьников остро нуждаются в помощи при выборе профессии. Данная проблема является актуальной на сегодняшний день.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 9 класса, возраст 15-16 лет
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Внеклассное мероприятие проводится в рамках мероприятий по профориентации.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: привлечение внимания подростков и их родителей к сознательному выбору профессии.
Задачи:
- дать представление учащимся о факторах, влияющих на выбор профессии;
- способствовать развитию умения соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;
- создать положительную мотивацию выбора профессии;
- воспитание чувства ответственности за свое будущее.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Форма проведения воспитательного мероприятия -классный час с элементами психологического тренинга.
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы и приёмы: беседа, анкетирование, рассказ, обсуждение
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).
Для обучающихся и родителей: раздаточный материал (листы с анкетой), ручки, листы бумаги, памятка с рекомендациями психолога.
Для классного руководителя: ноутбук, экран, проектор.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
классные руководители 9-11 классов могут использовать методическую разработку для проведения мероприятий, посвящённых профориентации. По желанию классные руководители могут внести изменения.
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
В день проведения воспитательного мероприятия - необходимо подготовить помещение для проведения мероприятия, в котором организуется классный час.
На экране подготовлен эпиграф к мероприятию:
«Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой». Г. Белинский.
План подготовки:
-разработка анкет для диагностики и различных материалов к мероприятию;
- анкетирование родителей накануне мероприятия;
- поручить ученикам подготовить доклад о последствиях неправильного выбора профессии;
- привлечение психолога школы – рекомендации родителям и детям по профориентации.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
Сценарий воспитательного мероприятия
1.Организационный момент
- Вступительное слово учителя
Ежедневно миллионы людей спешат на работу. С удовольствием ли они идут на работу? Был ли продуманным и осознанным выбор их профессии. Как выбирали они свою профессию, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы другой вид деятельности?
Выбор профессии относится к одному из самых важных в жизни. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и круг общения,и материальный достаток, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.
2. Основной этап.
Перед проведением мероприятия, ваши родители ответили на вопросы.
да | нет | |
Довольны ли вы своей профессией | ||
Работаете вы по профессии на которую учились | ||
Хотели бы вы переучиться | ||
Выбирали вы профессию сами (если нет то кто (или что) повлияли на выбор вашей профессии) |
Результаты опроса: довольны своей профессией - 53%, хотели бы переучиться, не смотря на наличие диплома - 26 %, работают по профессии на которую они обучались - 58%, выбирали сами профессию – 30%, выбирали профессию под воздействием родителей - 64%.
Исходя из этого можно сделать вывод, что мнение родителей играет большую роль в выборе профессии и не всегда их выбор совпадает с выбором детей.
Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию?
Доклад ученика о последствиях неправильного выбора профессии.
Посмотрите вокруг и вы заметите большое количество людей, которые занимаются не своим делом. Выполняя работу, которая не нравится, трудно чувствовать себя успешным и счастливым.Как следствие всего, что делается без души – ошибки в работе, некачественное ее выполнение. Акакие ещё последствия неправильного выбора профессии ожидают человека:
- пять лет в пустую;
- нулевая эффективность;
- стресс и раздражительность.
Избежать подобной ситуации можно, если подходить к выбору профессии осознанно, понимая какие последствия он повлечет за собой
Учитель:Да, дeйствитeльно все начинаeтся с вaших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом.
Делаем вывод: профессия должна приносить радость и доход.
Проблема выбора профессии очень сeрьёзна. И кто жe как не родители помогут с выбором профессии, но помогая детям вы должны учитывать их желания.
Уважаемые родители!Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь.
Вашему вниманию представлены анкеты. Смысл анкетирования заключается в том, чтобы родители могли сравнить свое мнение и мнение сына (дочери) по вопросам подготовки к будущей профессии. При aнкетировании родители и их ребенок независимо друг от друга отвечают на похожие по содержанию вопросы.
"Каким я вижу своего ребенка"
Вопросы для родителей:
1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка;
а) на следующий год после окончания школы;
б) через 5-7 лет;
в) через 20 лет.
2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее.
__________________________________________________________________
3. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.
__________________________________________________________________
4. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?
__________________________________________________________________
5.Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?
__________________________________________________________________
6. Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителя, мнение друзей; занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации; решил сам; другое (дописать)?______________________________________________
7. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое…?________________________________________
8. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?______________________________________________
9. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен)?_______________________________________________________
10. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.____________
Вопросы для школьника:
1. Кем бы ты хотел быть:
а) на следующий год после окончания школы;
б) через 5 - 7 лет;
в) через 20 лет.
2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именное?
__________________________________________________________________
3. Каковы твои увлечения?
__________________________________________________________________
4. Какие свои качества ты считаешь положительными?
__________________________________________________________________
5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?
__________________________________________________________________
6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера производственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать))?________________________
7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое)?______________________________
8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?_______________________________________
9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)_________________________________________________________
10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.________
Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.
Совет родителям: говорите с ребёнком о профессиях, не критикуйте его выбор! Присмотритесь, прислушайтесь к своему ребёнку и корректируйте, если в его выборе есть ошибки!
Учитель: Как сделать правильный выбор? Какая профессия мне подойдёт? Что нужно для получения данной профессии? И ещё многими вопросами задаются выпускники.
Тренинг «Хочу-могу-надо»
Чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах:
- определить, какиеу вас профессиональные интересы и склонности. Назовём их коротко «надо»
- оценить, ваши профессионально важные качества: здоровье, способности, возможности. «Могу»
- узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, возможность трудоустройства, т.е. что сегодня обществу "надо".
Если совместить все эти три вещи, то профессиональный выбор будет удачен, и удовлетворённость в своем выборе и отдача своей трудовой деятельности будет составлять 100%. Если же нет интереса к профессии, то 87%. А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 35 %.
Учитель: Ребята, возьмите листы бумаги разделите его на 3 колонки:
в первой колонке «Хочу» напишите 2-3 профессии, которые вам интересны; во второй колонке «Могу» то, что вам по силам, по способностям;
в третьей колонке «Надо» возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.
Психолог:Правильный выбор — необходимое условие профессионального и социального роста личности.
Рекомендации психолога для старшеклассников по профориентации
• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым сложным выбором в твоей жизни.
• Постaрайся не поддаваться на уговоры родитeлей стать нeпременнотем кем они хотят.
• Подумай, чем бы хотелось зaнимaться имeнно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду самым богатым и крутым!»
• Cтарайся не поступать «за компанию»с друзьями. Будь уверен, ты найдешь новых друзей, друзей по интересам.
• Узнай больше о той профессии, какую хочешь выбрать. Если будет возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать в будущем.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть 100% верным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Проходипсихологические тесты, которые помогут определить твои способности и выбрать правильное направление.
• Постарайся реально оцениватьсвои возможности. Лучше подниматься по лестнице постепенно, чем падать с высоты, которую не сможешь осилить.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Рекомендации родителям по профориентации
- Информацию о профессиональном будущем ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Во время беседы старайтесь проявлять терпение, заинтересованность.
- Если ваш ребёнок не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
- Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
- Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
- Помогите своему рeбенку подготовить «запасной вариант» на случай неудaчи на выбранном пути.
Психолог. Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.
Учитель:Уверена, что каждый из вас задумался о том, как сложно выбрать профессию. И как это важно для наших детей. Здоровья, благополучия, удачи в воспитании и образовании детей. Успехов в выборе профессии!
И закончить наше мероприятие хочется словами К.Д. Ушинского
«Если вы удачно выберете труд
и вложите в него душу,
то счастье само вас отыщет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"
Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...
методическая разработка программа "Мой выбор"
методическая разработка, программа профилактики зависимого поведения у подростков....
Методическая разработка урока «Нравственный выбор героини рассказа А.П. Чехова «Анна на шее»
Данная методическая разработка посвящена теме « Нравственный выбор героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Автор указывает на актуальность и значимость проблемы в русской литературе ХIХ века....
Учебно-методическая разработка по теме «Выбор профессии»
Для работы со старшеклассниками школ с углублённым изучением немецкого языка, направленная на развитие умений говорения на основе видеоматериала „ Das Vorstellungsgespräch: So bekommen Sie den J...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...