Классный час "По улочкам родного города"
классный час
Расширение знаний учащихся о культуре и истории родного края. Приобщение к истории, культуре и традициям города посредством культурно-образовательной среды, способствующей духовному и нравственному развитию ребенка. Воспитание чувства любви, гордости, уважения к своей Малой Родине. Обучение поиску материалов, связанных с историей и культурой родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 666.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «По улочкам родного города»
Цель: Расширение знаний учащихся о культуре и истории родного края. Приобщение к истории, культуре и традициям города посредством культурно-образовательной среды, способствующей духовному и нравственному развитию ребенка. Воспитание чувства любви, гордости, уважения к своей Малой Родине. Обучение поиску материалов, связанных с историей и культурой родного края.
Задачи:
1. Развивать кругозор обучающихся, прививать любовь к родному городу путем выполнения групповых исследовательских работ на заданную тему.
2. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за родной край, город, бережное отношение к нему.
Оборудование и материалы:
Выставка: Книги о Саратове, фотографии с видами города; карта Саратова. Мультимедиа.
Ход мероприятия :
Звучит песня О. Газманова «Саратов»
Саратов
Русский город на матушке Волге
Весь в сиреневой пене весной
Расцветает в Поволжье раздольном
Мой Саратов — мой город родной.
Институты, театры, музеи
В окружении светлых церквей.
Продолжается поступь столетий
От начала до нынешних дней.
Саратов — Волга плещет волной,
Саратов — расцветает весной,
Саратов — с Соколовой горы
Голос предков летит над тобой.
Не забудем на Волге закаты,
Плеск волны в тишине о причал,
Как на фронт уходили солдаты,
Как Саратов бойцов провожал.
Не сломили пожары и войны,
Русский дух, сохраненный в церквях,
Возвратились не все наши воины,
Но Саратов остался в веках.
Вот наступят весенние ночи,
Город будет сиренью дышать
И девчонки опять между прочим
Всем парням будут спать не давать.
Пусть всегда пахнет хлебом Поволжье,
Рыбой полнится Волга-река,
Пусть стоит русский город Саратов
На века, на века, на века.
Вступительное слово учителя :
-Ребята, как вы уже, наверное, догадались наша сегодняшняя встреча будет посвящена ,пожалуй, самому дорогому и важному, что есть у человека : сегодня мы поговорим о нашей Малой Родине – о городе Саратове.
-Как вы думаете , почему Родина важна для человека? (Учащиеся по желанию дают ответы)
-А как вы понимаете высказывание :«Где прошло детство, там и начинается Родина»? (Учащиеся по желанию дают ответы)
- Я предлагаю сегодня совершить виртуальную обзорную экскурсию «По улочкам родного города». А помогут нам в этом гиды по городу Саратову. (Учащиеся заранее получили задание подготовить сообщение об одной из достопримечательностей нашего города)
Основная часть :
«Виртуальная обзорная экскурсия» – сообщения учащихся об одной из достопримечательностей города
На доске прикреплены маршрутные листы с фотографиями улиц и достопримечательностей, о которых пойдет речь.
Фоном идет показ видеоролика «Саратов с высоты птичьего полета»
1 маршрут - «Парк Победы» (+Презентация «Парк Победы». Ее учащиеся готовят самостоятельно, слайды должны сопровождать иллюстрировать сообщения учеников-экскурсоводов)
1 ученик-экскурсовод :
-Самый большой парк Саратова открылся на горе над городом почти полвека назад: к 30-му юбилею Победы на площади 80 га посадили более 60 видов деревьев и кустарников, привезенных со всей страны. К концу 90-х рекреационная зона превратилась в масштабный мемориальный комплекс с Вечным огнем, монументами и огромной экспозицией военной техники под открытым небом.
2 ученик -экскурсовод:
-Парк обновляется по сей день: на его территории открывают новые памятники, музеи и другие сооружения, а в 2018 г. здесь построили православный храм. У входа на гранитном постаменте возвышается советский истребитель Як-38, который выпускали уже после войны на Саратовском авиазаводе. От самолета вглубь парка ведет длинная аллея, слева от нее установлен санитарный поезд времен Великой Отечественной.
3 ученик-экскурсовод :
-Смысловой центр мемориального комплекса — памятник «Журавли». В День Победы к нему тянется нескончаемый поток людей: саратовцы несут сюда цветы в память о земляках, не вернувшихся с войны. У подножия монумента расположен фонтан слез — черный куб, по которому стекает вода. Рядом на площади горит Вечный огонь, неподалеку стоит памятник «Молчащий колокол». На аллеях парка более 180 единиц боевой техники: танки, артиллерийские орудия, вертолеты, самолеты-истребители и стратегические бомбардировщики, военные корабли и даже спускаемые космические аппараты.
4 ученик -экскурсовод:
-Тут можно увидеть легендарные военные машины — танк Т-З4 и «Катюшу». Один из самых редких экспонатов — сверхмалая подводная лодка Тритон-1М: в 70-е гг. их было выпущено всего 32. В экспозиции представлена и мирная техника: пожарные автомобили, тракторы и комбайны, экскаваторы и дождевальные установки, трамвай и троллейбус. В парке работают Музей боевой и трудовой славы и Национальная деревня. С высоты 165 м хорошо просматриваются центр Саратова, Волга, мост и острова.
2 маршрут - Городской парк «Лукоморье» (+Презентация «Городской парк», учащиеся ее готовят самостоятельно, слайды должны сопровождать и иллюстрировать сообщения учеников-экскурсоводов)
Слово учителя :
-Несомненно, одним из красивейших мест в Саратове многие считают городской парк. Под вековыми дубами прогуливаются люди, в пруду плавают утки и лебеди, дети катаются на аттракционах. Но всё это природное великолепие не задумывалось как общедоступный парк. Экскурсоводы сейчас познакомят нас с историей создания всеми известного парка. (Фоном идет презентация «Городской парк»)
1 ученик-экскурсовод:
-Саратовский губернатор Алексей Панчулидзев, заступивший в должность с 1808 года, выбрал это место под свою загородную усадьбу . К 1812 году здесь были построены основные строения: главное здание, флигеля, конюшни, каретники, пекарня, теплица. А после прибытия в Саратов пленных французов, губернатор использовал их знания, умения и труд для благоустройства территории усадьбы. Тогда были посажены дубы, ручей с оврагами были запружены, сформировав каскад прудов.
Именно сюда он звал многочисленных гостей. Его современники отмечали его любовь к праздникам, балам, маскарадам. Здесь он проводил банкеты, устраивал театральные представления, почему его и прозвали «местным Людовиком XIV», а усадьбу с парком «саратовским Версалем».
Однако за растраты и взяточничество в 1826 году он был снят с должности, а после его смерти в 1834 году хозяева усадьбы начали меняться. Сначала это был купец Мещанинов, потом Мариинский институт благородных девиц, возведённый на месте усадебных построек в 1855–1857 годах. Земли, не нужные институту, продали купцам Вакурову, Парусинову и Артамонову.
Артамонов продал свой участок Рязано-Уральской железной дороге под больницу. Вакуров на своём наделе земли сделал развлекательный парк с летним театром "Фантазия" и рестораном. А Парусинов, который владел рощей, оставил её нетронутой.
2 ученик -экскурсовод:
- В 1927 году ставился вопрос о том, чтобы либо вырубить Вакуровский парк совсем, либо сделать его местом общественных гуляний. Для разрешения вопроса комиссия в составе членов горсовета профессора и городского лесовода обследовала парк, Парусиновую и Институтскую рощи, и заключила, что растения погибают. Лесной участок, с преобладанием дубовых деревьев, возрастом свыше 100 лет, заброшен. Листва пожирается шелкопрядом, а появляющаяся поросль уничтожается козами. Увеличивается количество сухих деревьев. Было принято решение о благоустройстве рощи: определении границ, сносе ветхих построек и старой ограды. Мотивацией к такому решению послужило то, что рабочий район нуждался в месте общественного отдыха, а также отнесение Парусиновской и Институтской рощ к революционным памятникам.
3 ученик -экскурсовод:
-Работы начались в 1928 году. Железнодорожниками были очищены 2 пруда, расчищены аллеи, проложены новые дорожки, парк огорожен колючей проволокой от коз, свиней и коров.
В следующем году в газетах появилась заметка «Из очага хулиганства - в очаг культуры», где сотрудник завода имени Ленина по фамилии Корольков сетует на то, что рабочие с удовольствием посещали бы Вакуровский парк, если бы он не был очагом хулиганства: «Вечерами в парке опасно ходить. Света там нет. Сейчас парк превращен в летнюю ночлежку всякой шпаны». В общем следующим вопросом стала электрификация парка.
Как раз в это время по примеру Москвы в Саратове было решено организовать городской парк культуры и отдыха. Первоначально это хотели сделать рядом с Клиническим посёлком на бывших садах Громова, Шумилина, где так же сохранились пруды. Но было выбрано другое место – Вакуровский парк.
По первоначальному проекту в парке должны были располагаться закрытый театр, две киноплощадки, детский уголок, площадки для игр в крокет, теннис и др., пруды использовать под катание на лодках. Построенный рядом первый саратовский городской стадион (ныне «Спартак») позволял проводить совместные мероприятия.
4 ученик -экскурсовод:
-Первое название парка, данное ему вслед за дореволюционным «Вакуровским» - Октябрьский. В его саду было символично посажено 1917 деревьев и 21 тысяча единиц декоративного кустарника. На клумбы высадили около 300 тысяч летних цветов. Внутрь парка было велено поставить киоски и павильоны для торговли кондитерскими изделиями и игрушками, выстроить образцовую парикмахерскую и душ, моментальную фотографию, книжный и газетный ларек.
Открытие парка в итоге задержалось из-за нерасторопности строителей павильонов. Лишь 17 августа 1935 года он официально распахнул свои двери всем желающим. На открытие пришло более 35 тысяч человек.
Первоначально он носил имя первого секретаря обкома партии А. И. Криницкого, но после объявления его ареста и расстрела в 1937 году парк получил имя писателя Максима Горького.
В 1990-е годы он утратил фамилию Горького в своём названии, но до сих пор служит ярким и приятным местом для отдыха жителей со всего Саратова.
3 маршрут - Автомобильный мост Саратов –Энгельс (+Презентация «Мост Саратов-Энгельс», ее учащиеся готовят самостоятельно, слайды должны сопровождать и иллюстрировать сообщения учеников-экскурсоводов)
Слово учителя:
- Саратовский мост - это не только современная автомагистраль, но и настоящее украшение Волги. Не сомневаюсь, что каждый из вас уже успел проехаться по нему на автомобиле, автобусе или троллейбусе. А как прекрасен он в ночное время, когда подсвечивается сотнями золотых огней! Конечно же, его тоже относят к достопримечательностям нашего родного горда.
1 ученик -экскурсовод:
- Саратовский автомобильный мост соединяет два города – Энгельс и Саратов, которые расположены на левом и правом берегу Волги. Саратовский мост стал самым длинным в Европе на момент его открытия. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Саратова. Кроме него через Волгу в районе острова Сазанка перекинут Саратовский железнодорожный мост.
2 ученик-экскурсовод :
-В 1958 году был утвержден проект Саратовского моста – уникальный в мировом мостостроении. Главным проектировщиком стал В.М. Иодзевич. Почти полностью мост сконструирован из железобетонных элементов, включающих тридцать девять мостовых опор. Мост должен был обеспечить пропуск автотранспорта по четырем полосам. Для пешеходов предназначалось два тротуара. Стоимость строительства составила более двухсот пятидесяти миллионов рублей. Сразу после открытия 11 июля 1965 года по мосту проехали первые автомобили. Позже пустили линию троллейбусов. Они перевозили пассажиров вплоть до 2004 года. За всю свою историю Саратовский мост несколько раз реконструировался.
3 ученик-экскурсовод :
-Визуально мост выглядит горбатым, так как на разных участках его высота различается. Пролеты, прилегающие к Саратову, предусмотрены для пропуска пароходов и высоких судов. На этих участках мост выше, а расстояние между опорами больше. Ближе к Энгельсской стороне высота Саратовского моста плавно снижается. Практически на середине расположился искусственно намытый Покровский остров – сегодня это городской пляж. С моста открывается великолепный вид на многие окрестности города. Отсюда можно увидеть Речной вокзал, Набережную Космонавтов, башню Елена и другие примечательные объекты.
4 ученик -экскурсовод:
Саратовский мост благодаря грандиозному проекту и мастерству исполнения может конкурировать с большинством гидросооружений мира. Мост создан из крупных железобетонных элементов. Это первое гидросооружение, в строительстве которого не принимали участие кессонщики. Вместо них работали монтажники, обеспечивающие управление мощными механизмами. Судоходная часть реки перекрыта решетчатыми пролетными строениями, длина которых доходит до 710 метров, эстакадная часть моста – сборными двух ребристыми балками. Длина Саратовского моста через Волгу достигает 2825,8 метров.
5 ученик-экскурсовод :
-Многие проектировщики и строители моста были отмечены высшими правительственными наградами. –
-Интересным фактом из истории данного сооружения является то, что на строительстве моста велись съемки фильма «Строится мост» (актеры – Л. Гурченко, О. Даль, О. Табаков).
-За полгода до открытия на мосту оказался Юрий Гагарин, который приехал в Саратов на празднование юбилея родного техникума.
-Мост «Саратов-Энгельс» в конкурсе «Чудеса Приволжья – своими глазами» в 2011 году признан одной из 20 популярных архитектурно-исторических достопримечательностей.
Слово учителя:
- Наше сегодняшнее виртуальное путешествие подходит к концу, надеюсь, вы узнали много нового и интересного. Нам осталось подвести итог.
«Журавли» (учитель читает стихотворение вслух)
Летят журавли высоко над землёй
И что-то курлычут друг другу.
Вновь держат они путь намеченный свой
К далёкому тёплому югу!
Стремятся они в ту далёкую даль
Где солнцем всё щедро согрето,
И где не бывает пурги никогда,
А только лишь вечное лето!
Но будут скучать по родной стороне
На землях чужих, незнакомых,
И снова вернутся они по весне
В места, где приволье и дом их!
Ведь нет ничего в этом мире милей,
Родного, любимого края.
И снова послышится клич журавлей,
Приход теплоты возвещая! ( Кузнецова Инна )
- Зачем же нам знать историю родного края, своей Малой Родины? (Учащиеся по желанию дают ответы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)
В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...
Классный час "Мой родной город Электросталь"
Цели:Познакомить с историей возникновения города, его становления и развития.Развивать кругозор обучающихся, прививать любовь к родному городу путем выполнения групповых исследовательских работ ...
классный час по теме "Наш родной город Ковров"
занкомит детей с историей города, с реалиями современной жизни. дает понятие краеведения и герба...
классный час «Родной город - Гусь-Хрустальный. Что мы знаем о нем?»
патриотическое воспитание учащихся, приобщение их к познанию истории родного города, воспитание духа соревнования, коллективизма....
Мой родной город Новосибирск. Классный час
Классный час Мой родной город Новосибирск....
методическая разработка классного часа"Экскурсия по родному городу"
.Краткое описание.Классный час «Экскурсия по родному городу» рассчитан на обучающихся 4-6 классов.Материал классного часа посвящён 75-летию города Магадана, способствует всестороннему разв...
Презентация к классному часу "История родного города" для 7 класса
Презентация содержит краткую историю города Тейково....