Статья - Школа территория без сквернословия
статья (8 класс)

Косенкова Анна Васильевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shkola-territoriya_bez_skvernosloviya.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Школа без сквернословия»


Проблемный вопрос:

«Может ли сквернословие повлиять на здоровье человека?»

Цели:

  • сформировать представление о вредном воздействии сквернословия на физическое и духовное здоровье человека;
  • развивать навыки работы в группе, способность планировать свои действия;
  • вырабатывать навыки культурного общения.

Задачи:

  • познакомить с понятием "сквернословие", механизмом его влияния на человека;
  • научить проводить опыты – наблюдения;
  • научить анализировать вербальные действия участников общения;
  • сформировать привычку употребления в речи вежливых, культурных слов.

Проблемные и исследовательские вопросы

  1. может ли сквернословие повлиять на здоровье человека?
  2. откуда возникло сквернословие?
  3. много ли сегодня ругательных слов присутствует в речи школьников?

        


Л.Н.Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом, можно и разъединить их. Словом, можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Согласно словарю В. Даля «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на наши гены.

  В наши дни очень много говорят о культуре русской речи. Данную тему и мы не обошли стороной. Подготовили и провели для учащихся школы классный час проблемных вопросов «Слова, которые калечат», на котором и шла речь о сквернословии — как пороке и болезни. Где объяснили ребятам, что пороком оно считается, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести его. Но потом постепенно сквернословие становится болезнью. Это когда человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов. А также рассказали, что по мнению психологов ненормативная лексика ограничивает возможность ясно и грамотно выражать свои мысли, и вседозволенность речи уже оборачивается болезнью интеллекта.

Учащиеся узнали, как пагубно влияет мат на организм человека и его здоровье. Ведь наш организм на 80% состоит из воды и под влиянием человеческой речи молекулы воды начинают выстраиваться в сложные структуры. Учёные же сделали вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить красоту.
  На часе проблемных вопросов прозвучали советы: как избавляться от сквернословия и беречь чистоту русского языка.

Познакомили с такими правилами как: не говорить плохих слов самому, осознавать и ценить меру своего авторитета, понять, что сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность, пресечь сквернословие внутри себя, семьи, класса, группы.

Подводя итоги всего сказанного, было определено своеобразное кредо: «Я исключение. Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри».

В заключение прозвучал призыв – беречь и защищать нашу главную силу – родной язык, стараться быть примером его правильного применения в жизни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа- территория Здоровья"

Программа "Школа - Териитория Здоровья"...

ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ - ЭТО ТЕРРИТОРИЯ КОМПЛЕКСНОЙ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАБОТЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ О ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ, А ТАКЖЕ ГРАМОТНОЙ ЗАБОТ...

родительское собрание на тему "Школа-территория здоровья"

Проблема здоровья, особенно здоровья школьников, является одной из самых серьезных. Многие обвиняют во всех бедах школу -  объемный домашние задания, большое количество уроков, непомерная нагрузк...

"Школа территория- здорового жизненного стиля"

Физическая культура - как общественное явление занимает важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования.Вместе с изменением общественных отношений менялись сущность и характ...

Проект "Территория без сквернословия"

Проект "Территория без сквернословия", посвящённый  Году культуры в России. Я - исключение, моя речь - это моё  зеркало, моё достоинство. С меня начинается честь и культура России....

Статья отношение учащихся к сквернословию

материал может пригодиться учителю , классному руководителю в беедах о чистоте языка...