Правовой час
методическая разработка (9 класс)
Сценарий профилактического мероприятия по формированию законопослушного поведения о правовой ответственности и обязанностях несовершеннолетних для обучающихся 9-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/pravovoy_chas_9-11_klassy.docx | 62.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Овгортская ШИС ОО»
Цель: развитие правовой культуры школьников, способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности.
Задачи: 1. Знакомство учащихся с основными правами и обязанностями ребенка.
2. Развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни.
3. Уважение к правам человека и нормам международного права.
4. Формирование активной гражданской позиции.
5. Оказание помощи при социальной адаптации личности.
Форма проведения: информационно-правовой практикум
(диспут, дискуссия, выполнение практических заданий в малых группах)
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Роль права в жизни человека, общества, государства» (слайд 1-58); карточки с заданиями для групп-команд (конверты с заданиями).
Вопросы для вступительной беседы:
- Что вы знаете об обязанностях подростков?
- Что, по-вашему, является ответственностью подростка?
- Есть ли разница между этими терминами?
Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью?
Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.
Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия). Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.
Мы с вами знакомились с правами ребенка на прошлом занятии. Однако, подросткам необходимо знать важные правила:
Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.
Правило 2. Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.
Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.
Правило 4. Права без обязанностей не существуют. Хорошо, если в доме распределяются обязанности между всеми членами семьи, в соответствии с их возрастом и возможностями. Уют, благоприятная атмосфера, мир в доме часто во многом зависит насколько ответственно и добросовестно в семье выполняются эти обязанности.
А каковы по Закону обязанности несовершеннолетних?
- работа с нормативными документами:
Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовершеннолетних:
∙ Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (ст 19 Закона РФ»Об образовании»)
∙ В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (ст.1, 10 Законв РФ «О воинской обязанности и военной службе»)
∙ Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (ст 3,6,13 Закона РФ «Об оружии»)
∙ Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.
Ответственность несовершеннолетнего
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.
С какого возраста подросток несет уголовную ответственность за свои действия?
С 14 лет. Но не за все виды преступлений, а только за убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека, изнасилование или насильственные сексуальные действия, все виды хищений, угон автомашины, терроризм, вандализм, хищение или вымогательство оружия, наркотических или психотропных средств, повреждение транспортных средств или путей сообщения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.20 УК). За все остальные преступления ответственность наступает только с 16 лет.
Что такое административная ответственность, в каких случаях, с какого возраста и за какие действия она наступает?
Это наказание за действия, запрещенные Административным кодексом.
К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как
∙ приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
∙ жестокое обращение с животными,
∙ повреждение транспортных средств общего пользования,
∙ групповые передвижения с помехами для дорожного движения,
∙ повреждение телефонов – автоматов,
∙ распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,
Применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.
К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как
∙ мелкое хулиганство,
∙ нарушение правил дорожного движения,
∙ нарушение порядка обращения с оружием,
∙ правил пограничного режима и др.
Применяются меры наказания на общих основаниях с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.13, 14 КАП).
Возраст административной ответственности – 16 лет к моменту совершения административного правонарушения (ст. 13 КАП)
Какие административные наказания могут применяться к несовершеннолетним?
- выступление представителей правоохранительных органов
Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, административный арест на срок до 15 суток.
Однако, к подросткам административный арест применяться не может (ст.24 -32 КАП).
Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофучилище (ст. 18 КАП).
Что произойдет, если в течение 2-х месяцев со дня совершения или обнаружения административного нарушения взыскание не было наложено?
Ничего не произойдет, так как ст.39 КАП запрещает наложение административного взыскания по прошествию этих сроков.
Где рассматриваются дела на несовершеннолетних?
∙ В судах – на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет – в порядке особого производства по делам несовершеннолетних (ст. 391 – 402 УПК);
∙ В комиссиях по делам несовершеннолетних – на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и совершивших в возрасте от 14 до 16 дет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 УК.
Какую материальную ответственность могут нести несовершеннолетние?
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут их родители или лица, их заменяющие (ст.26,28 ГК).
Вопросы для заключительной беседы:
- почему необходимо соблюдать закон?
- с какими обязанностями подростка вы сегодня познакомились?
- какие виды ответственности предусматривает закон?
- почему в подростковом возрасте необходимо знакомить с законом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"
Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...
Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча
Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...
Проект "От правового знания - к правовой компетентности"
Проект раскрывает систему создания правовой школьной службы....