Интегрированное занятие "Путешествие капельки"
план-конспект
Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка интегрированного занятия в подготовительной группе ЗПР | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Путешествие капельки».
Цели и задачи занятия:
1. Образовательные:Уточнить представления детей об использовании воды.
Активизировать и расширять словарь детей по темам: «Вода», «Зима».
Познакомить детей со свойствами воды: «течёт», «испаряется», «замерзает».
Учить подбирать слова—признаки к словам: «снег», «лёд», «вода».
Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом.
Закреплять элементарные представления о круговороте воды в природе.
Совершенствовать пространственные ориентировки ребёнка.
2. Развивающие: Развивать познавательные способности ребёнка.
Продолжать учить составлять рассказ по опорной схеме.
Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов.
Продолжать учить выкладывать простые слова из букв.
Развивать внимание, память, зрительно- двигательную координацию.
Развивать воображение, сообразительность, диалогическую речь.
3. Воспитательные:
Воспитывать доброе, заботливое отношение к не живой природе.
Создавать атмосферу взаимопонимания, сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование: Магнитная доска, изображение капельки, солнца, ручейка. Мячик, Разрезная азбука на каждого ребёнка. Иллюстрации рыб: кит, сом, щука для показа. Схема круговорота воды в природе.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре.
Логопед- ребята, а вы любите путешествовать?
Дети - (ответы).
Логопед - Давайте и мы с вами отправимся сегодня в путешествие.
Сидя глазки закрываем
Руки вверх мы поднимаем
Ручками- похлопали,
Ножками- потопали
Глазки- тихо открываем,
И куда-то-попадаем.
(На доску крепится изображение капельки)
Логопед - хотите узнать к кому мы попали в гости?
Д. (О)
Логопед. - Тогда отгадайте загадку:
Загадка:- все сидим мы в маме- тучке.
Крепко держимся за ручки.
Но когда нам тесно станет,
Мама в путь всех нас отправит.
Землю- матушку умыть и водичкой напоить.
Д. -(капельки.)
Логопед - Да ребята, это капельки. А как вы понимаете слово капельки.
Д - (Дождь, вода.)
Логопед. - Правильно капельки - это вода. И вода бывает разной. Она может бежать ручейком, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот такая она волшебница.
А ещё капельки любят путешествовать. Давайте и мы с вами отправимся в путешествие вместе с ними.
1. Артикуляционная гимнастика:
- «Шарик»- надувание поочерёдно и обеих сразу щёк (капельки собираются в тучке, тучка становится всё больше). Шарик лопнул. (Выпускаем воздух) из тучки проливается дождь.
- «Качели»- капельки капают на землю.
- «Змейка»- капельки собираются в тонкие ручейки, затем образуется широкая река.
- «Лопатка»- из реки капельки попадают в широкое море.
- «Горка»- в море капельки катались по высоким волнам.
- «Почистим зубки»- из-за туч выглянуло солнце.
- «Качели»- капельки стали лёгкими и потянулись к маме тучке.
2. Рассказ о путешествии воды
- Сегодня мы поговорим о воде, о ее чудесных превращениях, как она путешествует.
Узнаем, где встречается в природе, и для чего она нам нужна.
(показ глобуса)
-Вот так наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, уменьшенная во много раз и называется глобус. То, что обозначено на нем голубым цветом – это вода. Как вы видите, на Земле очень много воды, но не вся она пригодна для животного, растительного мира и человека.
А где в природе можно встретить воду?
(В реке, океане, море, роднике).
Вода в океане называется океаническая, в море, в реке, в роднике? (морская, речная, родниковая).
Дефектолог: А чем отличается морская вода от речной? (в море соленая, а в реке пресная).
Ребенок: пресная вода - это вода без солей. А в морях и океанах, вода солёная. Жить в такой воде и питаться могут только морские обитатели.
Вопитатель: Для людей такая вода непригодна, поэтому человек берет воду из подземных скважин - это в небольших населенных пунктах, таких как, посёлки и деревни. А в городах, где население гораздо больше нужно много воды. Вода из рек поступает на водоочистительные предприятия, где проходит очистку и далее поступает в краны.
Логопед:
Также вода в природе встречается в виде дождя и снега.
В природе есть такое явление как туман.
А что такое туман? (- это вода в виде маленьких пузырьков, которые, собираясь, делают воздух менее прозрачным). Туман образуется, когда холодный воздух опускается на теплую поверхность земли.
Следующее природное явление – радуга.
Что такое радуга? (Радуга - это, когда солнце освещает множество водяных капелек дождя).
Ночью или рано утром мы можем наблюдать такое природное явление как роса.
Что такое роса? ( Роса - это превращение водяного пара в капельки воды), и происходит это обычно ночью, когда воздух охлаждается.
Еще вода встречается в виде града. Что такое град? (это маленькие кусочки льда).
Воспитатель- Дети, кому нужна вода?
Дети: Рыбам (они в ней живут);
-растениям, чтобы расти;
-животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут;
- насекомым;
-человеку.
Воспитатель: Значит, без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому ее надо беречь. Как же человек может беречь воду?
Дети: не оставлять без надобности открытым кран, не засорять водоемы.
Дефектолог
4. - Игра назови ласково. Дефектолог бросает мяч называю слово, ребёнок возвращает мяч с изменённым словом. (ручей-ручеёк.). (Облако, снег, дождь, вода льдина)
С. А- Сейчас мы с вами вспомним, какой бывает вода.
Д. -(О.)- чистая, грязная, холодная, горячая, тёплая.
С.А - А снег, какой?
Д. (О.)- белый, пушистый, холодный, мягкий, рыхлый…
С. А- А лёд, какой?
д. -(О.)- толстый, тонкий, скользкий, гладкий…
Логопед
5.- Физкультминутка.
Туча по небу плывёт (качаем вверху руками.)
Капельки в себе везёт (руки вверху разводим широко.)
Капельки сидеть устали
На землю дождиком упали.
(стряхивая кисти с раздвинутыми пальцами, опускаем руки вниз).
В ручеёк превратились. (волнообразные движения руками на уровне груди).
К морю синему пустились (руки широко в стороны).
А там солнышко пригрело
Капельки на лучик сели
К тучке быстро поднялись.
Спать на тучку улеглись (руки поднять вверх, сложив, их под щекой.)
А на утро, чтоб опять,
Ручейком весёлым стать. (руки вниз).
Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули, а вот чтобы лучше понять, как же происходит круговорот воды в природе, я приглашаю вас пройти к столам и убедиться в этом на практике.
Опыт №1.
Перед вами стоят миски с водой. Представим, что это водоем. Возьмите губки. Что можно сказать о весе губки? (губка легкая). Губка будет служить нам тучкой. Опустите губку в миску и подождите, чтобы она впитала воду. Поднимите и скажите, какая по весу стала губка (тяжелая). Сожмите ее над миской. Что произошло? Из тучки пошел дождь. Мы с вами наблюдали, как образовывается туча и идет дождь. По окончании опыта дети вытирают руки салфеткой.
Опыт №2.
На ваших столах стоят лейки с водой и землей. Представим себе, что это наша земля. Теперь возьмите лейку с водой и перелейте в стакан с землей, как - будто идет дождь. Посмотрите, вся влага впиталась? (ответы детей). Вода просочилась через почву, напоила растения, и пополнила запасы грунтовых вод. Затем, что происходит? Солнышко пригревает землю, под ее лучами влага, которая попала в почву, постепенно превращается в пар, сейчас мы это с вами увидим.
Воспитатель показывает емкость с горячей водой. Кладет сверху зеркалo и наблюдаем. Чтo oбразовалось на зеркале? (пар). При нагревании вoды образуется пар. Как известно, пар поднимается вверх. Высоко в небе температура окружающей среды гораздо ниже. При охлаждении пар превращается в капельки воды. Когда их собирается много, образуется дождевая тучка, и снова на землю выпадает дождь.
В: Чтo можно сказать о воде, дети? Oна стoит на месте?
Вода в природе все время движется и меняет свои формы.
В: Вам, пoнравились опыты? Я предлагаю поиграть в
игру «Хoдят капельки пo кругу». (Игра сoпровождается звуками дoждя, ручейка, речки, моря, океана). Сейчас вы превратитесь в капельки (дети oдевают шапочки капелек), а я в тучку (воспитатель одевает шляпу).
Чтo интересного вы сегодня узнали?
Дефектолог
8. Работа с «квадратной сеткой» .
С,А. - Ребята, у вас есть изображение капельки, возьмите сетку и положите капельку в центр.
Задания:
Капля в центре.
Капля в правом верхнем квадрате.
Капля в правом нижнем квадрате.
Капля в левом верхнем квадрате
Капля в левом нижнем квадрате… (задание можно выполнить 2-3 раза.)
9. Итог:
Логопед. - Вспомните, о чём мы сегодня говорили?
Д-(О.) о воде.
Дефектолог. - Какой должна быть вода?
Д. (О.) чистой, прозрачной)
Воспитатель. - А как путешествует вода (капелька в природе)
Д. (О) по кругу.
Логопед. - Нужно ли беречь воду и как это можно сделать?
Д. (О.) её нельзя загрязнять, её нужно экономить…
Дефектолог. - Теперь вы знаете, что без воды никто не проживёт, не человек, не животное, не растение… Вода нам всем нужна, вода- это жизнь давайте её беречь.
Воспитатель:
На этом наше занятие закончено. Молодцы ,ребята!
Логоритмическая песенка «Злую тучку наказали»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая сказка "Путешествие Капельки"
Экологическая сказка "Путешествие Капельки" к экологическому конкурсу "Живая земля". Работа выполнена учащейся 5 "Б" класса МКОУ "СОШ № 1 р.п.Дергачи" Бикмухаметовой Лилианой.Руководитель : Исказиева ...
Видеоурок "Путешествие Капельки воды"
Обобщающий урок по теме "Гидросфера" география 6 класс...
Проект "Капелька жизни"
Данная работа является небольшим исследованием, в результате которого учащиеся знакомятся с проблемами донорства. Узнают кто такие доноры, какое значение имеет донорская кровь в жизни че...
Сценарий спектакля "Один день из жизни капельки".
Спектакль направлен на формирование личности с экологически ориентированным мышлением и стремлением активно участвовать в действиях по защите окружающей среды; привлекает внимание общественности к эко...
Идея творческого проекта для учащихся 6-7 классов. (мини сочинение) Тема: «Путешествие капельки воды»
Цель: сформировать у учащихся представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе; связать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое)...
Рисуем капельки. Акварель.
Реалистичные капли воды, акварель Меня часто спрашивают, как мне удается нарисовать акварелью капли воды, выглядящие настолько реалистично. Некоторое время назад я обещала раскрыть эту тайну...На...
Интегрированный инновационный проект «Библиотека – территория безграничных возможностей» Психологический библиотечный клуб для детей и подростков с ОВЗ «Капельки солнца»
Цель проекта: создать в библиотеке информационную, культурно-творческую и психологически комфортную среду, способствующую развитию информационной культуры, коммуникативных навыков, творческого и духов...