День народного единства
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тютрина Людмила Анатольевна

День народного единства-сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_narodnogo_edinstva.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: День народного единства

Внеклассное мероприятие «Историческая викторина для учащихся 8-11 классов по теме «День народного единства. Смутное время в России».

Формат игры «Что? Где? Когда?»

 

Формы организации деятельности детей: викторина, брейн-ринг.

Цель: создание условий для формирования положительного отношения к истории Отечества, актуализация исторических знаний, формирование положительной мотивации к изучению гуманитарных предметов.

Задачи:

  • закрепить, систематизировать знания учащихся об истории Смутного времени;
  • развивать умение работать в команде, навыки аргументированного суждения;
  • воспитывать чувство уважения к истории нашей, сопричастности к истории своей страны;
  • активизировать познавательный интерес к истории Отечества;
  • способствовать формированию навыков широкой интеллектуальной деятельности.

Подготовительный этап:  за две недели до мероприятия происходит формирование команд учащихся 8-11-х классов; выбор названия и эмблемы каждой  командой, состав команды не более 6 человек. Команды начинают самостоятельную тематическую подготовку.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, подготовленные карточки для написания ответа, черный ящик, хронометр, таблица результатов (может быть использована доска), где фиксируются правильные ответы команд.

Условия проведения викторины:  команды отвечают  на вопросы ведущего на заранее подготовленных карточках. На первом этапе игры предлагается 10 вопросов (формат исторической викторины), время ответа команд – 30 секунд, во втором туре – 10 вопросов повышенной сложности, время ответа команд – 1 минута. После истечения обозначенного времени, помощник ведущего собирает карточки с ответами. Зачитывается правильный ответ. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Три команды, набравшие большее количество баллов, проходят в финал (брейн-ринг). В финале игры очки команд обнуляются, в брейн-ринге после вопроса ведущего право ответа получает команда, первая поднявшая руку. Полноту и правильность ответа оценивает жюри.  Финальная игра состоит из 10 вопросов. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

В качестве членов жюри могут быть приглашены учителя-предметники,   работники Дома Культуры.

Игра рассчитана на 60 минут.

Ход мероприятия

Ведущий: День народного единства отмечается в нашей стране ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

Сегодня мы с вами совершим небольшое историческое путешествие в историю Смутного времени. Попрошу поприветствовать команды! (идет представление команд).

Ведущий напоминает регламент игры и представляет помощников и членов жюри.

1 тур.

Вопрос 1. Назовите год, который принято считать окончанием Смутного времени. 1613.

Вопрос 2. «Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом». О ком идет речь? Борис Годунов.

Вопрос 3. Какой общественной организации принадлежит инициатива сделать 4 ноября праздником – Днем народного единства? Межрелигиозный совет России.

Вопрос 4. Какое имя принял в монашестве Фёдор Никитич Романов – отец основателя царской династии? Филарет.

Вопрос 5. Как по имени-отчеству величали дворянского сына Отрепьева? Юрий Богданович Отрепьев  – в миру.

Вопрос 6. Назовите фамилию польского монарха, активно вмешивавшегося в дела России в период Смутного времени. Ваза.

Вопрос 7. «Его избрали на царство, потому что он  доводился  племянником последнему царю старой династии Фёдору… Собор присягал не только избранному им царю, но и его будущей царице и их будущим детям, видя в своем избраннике если не наследственного,  то потомственного государя… Служилые люди обет давали быть без прекословия во всяких государевых делах». О ком идет речь? Михаил Романов.

Вопрос 8. В 1600 году в Перу произошло извержение вулкана Уайнапутина, которое стало крупнейшим за всю историю южноамериканского континента и привело к глобальным последствиям во всем мире. Назовите природно-социальное явление Смутного времени, спровоцированное эти извержением. Голод.

Вопрос 9. Видео-вопрос. Учащимся демонстрируется фотография памятника Минину и Пожарскому на Красной площади.  Восстановите известную всем надпись на известном вам памятнике. Гражданину Минину и князю Пожарскому.

Вопрос 10. Назовите один из крупнейших центров русской духовной жизни, который в годы Смуты выдержал почти шестнадцатимесячную польскую осаду. Троице-Сергиева лавра.

2 тур.

Вопрос 1.Опера о судьбе одного из героев Смутного времени, написанная М.В. Глинкой, поменяла свое «идеологически неправильное» название в советское время. Укажите первоначальное название произведения. «Жизнь за царя».

Вопрос 2.В 1591 году царевич Дмитрий был убит в Угличе. В городе произошли беспорядки, многие были сурово наказаны. Кому отрезали язык (по другой версии ухо) и сослали в Сибирь, где еще 200 лет демонстрировали как самого известного сибирского преступника? Угличский колокол, сообщивший горожанам о гибели  царевича

Вопрос 3.21 февраля 1598 года, когда очередная манифестация прибыла к Годунову уговаривать его на престол, он, выйдя на паперть, обернул шею тканым платком. Что означал этот жест? Скорее удушится, чем примет корону.

Вопрос 4.По легенде, узнав о смерти сына, ОНА прокляла новую династию в России – проклятие это коснулось последнего императора и его детей, погибших летом 1918 года. А кто ОНА? Марина Мнишек, её сын, 4-хлетний «Ворёнок» был повешен по приказу Романовых.

Вопрос 5. В истории России их было три. Последнего первой звали Фёдор, последнего второй – Фёдор, последнего третьей – Николай. А как звали первого третьей? Михаил, речь о правящих династиях: Рюриковичи, Годуновы, Романовы.

Вопрос 6.Черный ящик. 19 марта 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против оккупировавших её поляков. Одним из руководителей восстания был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Тогда поляки подожгли Москву, а затем принялись грабить русскую столицу. Как пишет Ключевский из спеси поляки заряжали мушкеты вовсе не пулями, чтобы стрелять в русских. Вопрос: в черном ящике находится предмет, которым поляки, “из спеси” заряжали свои мушкеты после разграбления Москвы. Что это? Жемчуг.

Вопрос 7.Веселуха, Орел, Зимбулка, Бублейка, Донец… Что объединяет эти странные названия. Башни смоленского кремля.

Вопрос 8. 2 октября 1612 года ополчение К.М. Минина и Д.М. Пожарского наголову разбило войско польского полководца Я. Струся. В каком крылатом народном выражении из двух слов закрепилось торжество этой победы? В выражении: «Праздновать труса».

Вопрос 9. Еремей Па́рнов пишет, что 25 августа, когда ОН родился, над столицей якобы звучали раскаты грома. В одном из своих писем ОН сравнивает себя с Кро́носом. Назовите ЕГО. Иван Грозный, зачет Иван 4.

Вопрос 10. Что объединяет даты: 18 апреля, 10 июля, , 8 сентября, 21 сентября, 5 декабря? Дни воинской славы в России.

Подводятся итоги 1-2 туров, 3 команды по результатам приглашаются в финал.

Финал.

Вопрос 1. Точное происхождение названия ЭТОГО РАЙОНА до сих пор неясно. Некоторые полагают, что оно произошло от итальянского cittadelle, т. к. строительством занимался итальянец. Взятие этого района вторым ополчением привело к капитуляции польско-литовских интервентов. Назовите ЕГО. Китай – город.

Вопрос 2: Во время венчания на царство Фёдора Ивановича случилась оказия, в которой позже усматривали чудесное предзнаменование. Во время венчания от Фёдора ИКС получил боярин Мстилавский, а ИГРЕК - Борис Годунов. Назовите ИКС и ИГРЕК. Шапка Мономаха и Держава, пояснение: Федор устал их держать.

Вопрос 3: Когда Иова избрали первым патриархом всея Руси, он въехал в Кремль верхом на осле, которого вел под уздцы Годунов. Почему на осле? На осле въехал в Иерусалим Христос.

Вопрос 4. Он - один из первых русских картографов. Его царствование — кратчайшее пребывание лица мужского пола на российском престоле. Незадолго до вступления Лжедмитрия в Москву низложенный царь был задушен в своём кремлёвском доме. А она слыла первой красавицей и умницей Москвы, одним из претендентов на её  руку был Густав Ваза, шведский принц. Однако, жизнь свою она окончила как инокиня Ольга.  Назовите фамилию брата и сестры. Годуновы, речь о Фёдоре и Ксении.

Вопрос 5. Борис Годунов: «Красотой неизглаголенной, подобно которой нет во всей поднебесной, ибо как на важной боярине красовито лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так ОНА станет теперь ожерельем всея Руси Православной на зависть врагам и на гордость Московского государства». Назовите ЕЁ двумя словами начинающимися на одну букву. Смоленская стена.

Вопрос 6: Марина  о Марине:

«Дмитрий! Марина! В мире

Согласнее нету ваших

Единой волной вскинутых

Единой волной смытых

Судеб! Имен!

…Марина!..

Тебя пою

Злую красу твою

Лик без румянца

Во славу твою грешу

Царским грехом гордыни.  

Славное твое имя    

Славно ношу».    

Назовите фамилии тезок-Марин. Мнишек и Цветаева.

Вопрос 7: Лжедмитрий 1: Шуйский = Николай 1:Достоевский. Решите историческое уравнение. Лжедмитрий 1 приговорил к смертной казни Шуйского, а затем смягчил наказание,  аналогично Николай 1 и Достоевский.

Вопрос 8. Известно, что русские цари шагу не могли ступить без бояр, которые повсюду их сопровождали, поддерживали под  руки. Лжедмитрию Iкое-что удалось отменить. Например, было два места в городе, куда он заходил без слуг и телохранителей. Назовите эти два места. Ювелирные лавки и аптеки.

Вопрос 9. Черный ящик: На коронации Михаила Романова его дядя Иван Романов держал перед ним шапку Мономаха. Трубецкой нес скипетр. Князь Мстиславский как самый знатный из бояр осыпал молодого царя золотыми монетами. Князю Дмитрию Пожарскому в этой церемонии также была отведена роль: Он нес золотое яблоко. В черном ящике находится изображение этого “золотого яблока”. Что называлось “золотым яблоком” в церемонии? Держава.

Вопрос 10.Племянник Царя Василия Шуйского, несмотря на свою молодость, обладал "многолетним разумом" и душевным благородством. Царь Василий Шуйский и вся столица с величайшим торжеством встречали 12 марта 1610 г. своего молодого освободителя; «народ падал перед ним ниц и называл его отцом Отечества». Имя князя Скопина было у всех на устах; он был тем героем, которому предстояло окончательно очистить Московское государство от поляков и воров. После его гибели россияне еще раз отметили его заслуги, выбрав место захоронения. Какое? Архангельский собор московского Кремля – усыпальница русских царей.

Подведение итогов, награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября - День народного единства

Презентация создана с целью познакомить первоклассников с историей и значением Дня народного единства....

День народного единства

Материал для проведения классного часа с использованием ИКТ...

День воинской славы России. День народного единства.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника;  подчеркнуть значимость событий 1612...

Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».

Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Классный час "ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"

ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.            2. Патриотическое воспитание школьников....