«Чистые сердцем». (Николай II и его семья)
план-конспект занятия (8 класс)

Великасова Дарья Александровна

Один из самых важных на свете вопросов – вопрос о смысле человеческой жизни. Смыслом жизни является Любовь. Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу своей семьи. Христианскую семью объединяла любовь к Богу. Она учила маленьких детей любить и почитать своих родителей, умирять свои желания, сочувствовать и помогать братьям и сёстрам. Жертвенная любовь к ближнему постигалась в терпеливом преодолении трудностей семейной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект воспитательного мероприятия

 «Чистые сердцем».  (Николай II и его семья).

8 класс

Форма: этическая беседа

Цель: Расширить представление о семье как величайшей общечеловеческой ценности.

Задачи: 

Образовательные:

-  Познакомить учащихся с семьей Николая II;

-  Сформировать представления о христианской модели семьи.

Развивающие:

- Способствовать развитию внимания и логического мышления;

- Созывать условья для творческого развития.

Воспитательные:

- Формировать представления о семейных ценностях и взаимоотношениях между ребенком и родителем;

 -  Показать, что семья – главное условие благополучия, счастья всех членов семьи;

-  Побудить к размышлениям об своем воспитании.

Оборудование: мультимедиа оборудование, портреты семьи Романовых.

План мероприятия

Таблица 1

№ п/п

Этап мероприятия

Формы и методы

Время, мин

1

Организационный

2

2

Вступительное слово

Рассказ

3

3

Основной  

Рассказ, беседа, разыгрывание сценок

32

4

Подведение итога

Беседа

3

5

Рефлексия

Ниточка

5

Ход мероприятия

1 этап (Организационный)

Ребята рассаживаются, учитель готовит оборудование и запускает презентацию.

2 этап (Вводное слово)

Учитель: Здравствуйте, ребята!  Сегодня мы с Вами поговорим о семейных ценностях (слайд 1). Как вы понимаете, что такое «семейные ценности»?

Ребята высказывают свои мнения.

Учитель: Хотелось бы начать наше мероприятие со следующего стихотворения.

Для чего нам жизнь дана –

Для еды, питья и сна?

Для учёбы и работы,

На житейские заботы?

Сделать нашей чашей дом,

Жить спокойно…

А потом?..

Е. Санин (слайд 2)

2 этап (Основной)

Учитель: Один из самых важных на свете вопросов – вопрос о смысле человеческой жизни. Смыслом жизни является Любовь. Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу своей семьи. Христианскую семью объединяла любовь к Богу. Она учила маленьких детей любить и почитать своих родителей, умирять свои желания, сочувствовать и помогать братьям и сёстрам. Жертвенная любовь к ближнему постигалась в терпеливом преодолении трудностей семейной жизни.

История православной культуры сохраняет свидетельства о жизни многих христианских семей. Семья Николая II, последнего российского императора, может во многом служить примером нам, современным людям (слайд 3).

Христианская семья является первым воспитателем детей в традициях благочестия, прививает добрые качества и, прежде всего, Любовь.

Но чтобы воспитать это чувство, необходимо родителям любить друг друга. Начало семьи – истинная любовь. О истории знакомства и зарождении чувств между Николаем II и его супругой нам расскажет Анастасия.

Ученица: (слайд 4) С наследником российского престола принцесса Алекса́ндра Фёдоровна (Фео́доровна, урождённая принцесса Викто́рия Али́са Еле́на Луи́за Беатри́са Ге́ссен-Дармшта́дтская, дочери британской королевы Виктории) познакомилась в 1884 году, на свадьбе своей старшей сестры Елизаветы с великим князем Сергеем Александровичем. Алике было тогда 12 лет, Николаю — 16. Так началась дружба, которая вскоре переросла в беззаветную, самоотверженную, все возраставшую с годами любовь. В 1889 году Николай окончательно был влюблен в Александру, но о свадьбе еще не могло быть и речи. Ей 17, ему 21: считалось, что они слишком молоды. Родители Николая поначалу не очень одобрительно отнеслись к его выбору. И, хотя Николай и Алике переписывались и посылали друг другу маленькие подарки, они расстались почти на пять лет. Оба они, однако, считали, что эти пять лет упрочили их отношения. Сердце Алике было занято только Николаем; что до него, то он твердо заявил своему отцу, что женится только на Александре.

 Наконец Александр III дал свое согласие на брак. Одновременно и королева Виктория осчастливила внучку своим благословением. Оставалось одно препятствие — приверженность невесты и жениха разным религиям.

Учитель: После сделанного предложения наследник записал в дневнике: «Говорили до 12 часов, но безуспешно, она все противится перемене религии. Она, бедная, много плакала. Она плакала все время и только время от времени про износила шепотом: „Нет, я не могу"».

Инсценировка: У доски за партой сидит девочка и мальчик, исполняя роли Николай II и Алекса́ндры Фёдоровны.

Учитель: Но на третий день случилось почти чудо. В то утро Николай заговорил с принцессой с особенным одушевлением, вложив в слова всю силу своего убеждения.

Ученик: «Алике, я понимаю Ваши религиозные чувства и благоговею перед ними. Но ведь мы веруем в одного Христа; другого Христа нет. Бог, сотворивший мир, дал нам душу и сердце. И мое сердце и Ваше он наполнил любовью, чтобы мы слились душа с душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой в жизни. Без Его воли нет ничего. Пусть не тревожит Вас совесть о том, что моя вера станет Вашей верой. Когда Вы узнаете после, как прекрасна, благодатна и смиренна наша православная религия, как величественны и великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, — Вы их полюбите, Алике, и ничто не будет нас разделять».

Учитель: Выслушав цесаревича и увидев непритворные слезы в его глазах, принцесса тихо произнесла.

Ученица: «Я согласна. Годы только усилили мою любовь к тебе, и я желаю только одного быть достойной твоей любви и нежности». (слайд 5)

Учитель: Итак, через десять лет после знакомства в 1884 году Царевич Николай и принцесса Алиса были обручены.

Инсценировка: Ребята я вам раздала отрывки из письма, которые писали Николай и Александра друг другу (мальчикам от Николая, а девочкам от Александры), давайте по очереди их прочтём.   А остальные послушайте выдержки из нежных трогательных писем, которые возлюбленные адресовали друг другу.

Ученик 1 (слайд 6) Красное Село, 3/15 августа 1894 года, письмо Н-66.   Моя дорогая любимая Алики, Мы только что закончили завтрак, и, так как я сейчас свободен, имею желание сесть и поболтать с моей малышкой. Дорогая, не считай меня глупым, но я не могу начать ни одного письма, не повторив то, что постоянно чувствую и о чем думаю: я люблю тебя, я люблю тебя. О, милая, что это за сила, которая навсегда сделала меня твоим пленником? Я ни о чем не могу думать, кроме тебя, моя родная, и я отдаю свою жизнь в твои руки, большего я не могу отдать. Над моей любовью, каждой ее капелькой, ты имеешь полную власть! Хоть мы и в разлуке, но наши души и мысли едины, не правда ли, дорогая?

Ученица 1 (слайд 7) (Май 1894 года. Из писем Алике Николаю.

Бесценное мое сокровище, не могу уснуть, не написав тебе, так как поговорить, увы, мы не можем. Невозможно описать, как я по тебе скучаю и тоскую по тем двум часам, которые мы проводили с тобой наедине каждый вечер.

Ученик 2 (слайд 8)   О, моя Алики, если бы ты только знала, сколько счастья ты мне дала, ты была бы рада и ничто не потревожило бы мира твоего сердца. Как бы мне хотелось быть рядом с тобой, шептать тебе на ушко нежные слова любви и утешения; ничто не печалит меня больше, чем мысль, что по моей вине, хотя и невольной, ты терзаешься, а я не могу тебе помочь, находясь от тебя вдали! Молитва так облегчает всем тяжесть земного бремени. И, милая, пожалуйста, всегда пиши мне, если тебе понадобиться что-то узнать. Говори прямо и откровенно. Никогда не бойся сказать мне все, что захочешь. Мы должны все знать друг о друге и всегда помогать друг другу, правда, ведь, дорогая.                   

Ученица 2 (слайд 9): Я так хочу, чтобы ты был здесь. Без тебя я чувствую себя такой одинокой. О, если бы только ты знал, как я тебя обожаю, и годы только укрепили мою любовь к тебе, и я желаю только одного: быть достойной твоей любви и нежности. Да благословит тебя Бог, моя дорогая любовь. Множество нежных поцелуев от твоей глубоко преданной маленькой девочки.  Алике. Твоя невеста! Как необычно это звучит, милый. Я все время думаю о тебе.    

Учитель: Представляете, эти трепетные любовные послания написаны Николаем II и английской принцессой Алисой (будущей женой царя). Как вы думаете, сколько писем было написано ими за полгода помолвки?

Учитель: Аликс написала Николаю133 письма, а Николай невесте – 127.

Бракосочетание вошедшего на престол Николая Александровича и Алисы, принявшей в православии имя Александры Фёдоровны, состоялась 27 ноября 1894года (слайд 10).

Жизнь Их Величеств была безоблачным счастьем взаимной безграничной любви.  Государь называл Ее Величество Sunny (Солнышко). Приходя в ее комнату, он отдыхал, и Боже сохрани какие-нибудь разговоры о политике или о делах. Через год родилась дочь Ольга, а потом, с перерывом в полтора – два года стали появляться другие дети: Татьяна, Мария, Анастасия.

 - Ольга поражает искренностью горячей любви и заботы, добровольным беспрекословным послушанием. На всех производила чарующее впечатление своим ласковым и милым обращением (слайд 11).

- Татьяна обладала большой силой характера, сдержанная. Девушка удивительной прямоты и честности, с твёрдо устоявшимися идеалами, с самостоятельным, живым и ясным умом (слайд 12).

- Мария, её смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, ярким румянцем на открытом лице. Она весела и жива (слайд 13).

- Анастасия. Её личико полно живости и лукавства. Быстрые глазки всегда сверкают неудержимым весельем и задором, они неустанно и зорко высматриваю, где бы ей нашалить (слайд 14).

Учитель: Трудно было бы найти четырёх сестёр с более разными характерами, и всё же так совершенно едиными в любви друг к другу, что не исключало личной независимости каждого, и, несмотря на разные темпераменты, делало их самой сплочённой семьёй.

Великие княжны были очаровательны — воплощение свежести и здоровья. Режим для детей был обычным, не отягощенным обязанностями, привычными для Царской Семьи. Император и Императрица были верны принципам их собственного воспитания: большие, хорошо проветренные комнаты, где жили девочки, жесткие походные кровати без подушек, холодные купания (теплые разрешались вечером). Подрастая, дети обедали вместе с родителями. Еда была простая: говядина, борщ или гречневая каша, вареная рыба, фрукты. Не принимая расточи тельного образа жизни большей части высшего общества России, Николай Александрович и Александра Федоровна хотели постепенно привить чувство настоящих ценностей и своим детям.

Родители считали, что дети не должны сидеть без дела. В светских приемах, балах, развлечениях дети редко принимали участие и посещали их, если этого требовал Дворцовый этикет. Уроки, рукоделие, молитвы, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры – вот их обычный круг занятий.

Учитель: Николай II и Александра Фёдоровна долго и терпеливо ждали появления наследника. Император и императрица посетили Саров, где горячо молились преподобному Серафиму Саровскому о даровании им сына. Ровно через год родился царевич Алексей (слайд 15).

Вскоре радость супругов сменилась почти что от чаянием: оказалось, что ребенок унаследовал от матери ужасную, неизлечимую болезнь — гемофилию. За ребенком нужен был постоянный присмотр. Стоило ему удариться головкой или рукой о мебель, сразу же появлялась огромная синяя опухоль, показывающая на внутреннее кровоизлияние, причинявшее ему тяжкие страдания.

Царевич Алексей рос живым и подвижным ребенком, и доглядеть за ним было трудно.

Любимой игрой царевича были солдатики, которых у него было огромное количество. Он часами расставлял их на большом столе, устраивая войны, маневры и парады, Наследник обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке.

Учитель: К воспитанию детей родители относились серьезно. Они старались привить им чувство благочестия, благородства, любви, уважительного отношения к окружающим.

Инсценировка: к доске выходят девочки и 2 мальчика, девочка в роли Ольги, а мальчики солдат и Николай Александрович.  

 Учитель: Однажды привезли новую партию раненых. Их, как всегда, на вокзале встретили Великие Княжны Ольга и Татьяна. Они исполняли все, что им приказывали доктора, и даже мыли ноги раненым, чтобы тут же, на вокзале, очистить раны от грязи и предохранить от заражения крови. После долгой и тяжелой работы Княжны с другими сестрами размещали раненых по палатам. Усталая Великая Княжна Ольга Николаевна присела на постель одного из вновь привезенных солдат.

Солдат: Умаялась, сердечная?

Ольга: Да, немного устала. Это хорошо, когда устанешь.

Солдат: Чего же тут хорошего?

Ольга: Значит, поработала.

Солдат: Этак тебе не тут сидеть надо. На фронт бы поехала.

Ольга: Да моя мечта — на фронт попасть.

Солдат: Чего же. Поезжай.

Ольга: Я бы поехала, да отец не пускает, говорит, что я здоровьем для этого слишком слаба.

Солдат: А ты плюнь на отца да поезжай. (Княжна рассмеялась.)

Ольга: Нет, уж плюнуть-то не могу. Уж очень мы друг Друга любим.

Учитель: Ольга Николаевна, как и всегда, и словом не обмолвилась, что она дочь царя. Государь приехал в лазарет, в кото ром работали Великие Княжны. Сев у постели одного из солдат, он заботливо начал расспрашивать его.

Николай: Всем ли ты доволен и хорошо ли за тобой ухаживают?

Солдат: Так точно, Ваше Величество, всем доволен; прямо хоть и не поправляйся.

 Вот только, Ваше Величество, сестры малость забывчивы...  Дал я вот этой сестричке... вон, что там стоит, веселенькая такая... курносенькая... дал я ей десять копеек на папиросы, а она ни папирос, ни денег не несет...

Николай: Ольга, что же ты поручения не исполняешь? Папиросы обещала принести и забыла?

Ольга: За это вели купить ему на рубль.

Учитель: Бедный солдат после этого целый день все охал: — На кого пожаловался-то... На царскую дочку... Господи, грех-то какой».

Учитель: Царь и царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их и к предстоящему труду и подвигу. Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения. Такими должны быть и мои дети, - говорил государь (слайд 16).

В этой христианской семье вера в Бога определяла отношения между отцом, матерью, сёстрами и братом. Послушание детей выражало их безграничную любовь и почитание родителей.

После отречения царя Николая II от престола вся Царская семья была арестована и содержалась под стражей. Но, как и в дни своего величия, они проявляли христианское мужество, терпение, смирение и любовь. Императрица писала о детях: «Они делили все наши волнения» Самым главным утешением семейства была православная вера. И каждый в этой семье думал, прежде всего, о других, а не о себе.  

Учитель: Последние 53 дня своей жизни семья проведет в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме среди наглых, разнузданных головорезов, в атмосфере непрекращающихся издевательств. Условия заключения все ухудшались, а Царская Семья не только не озлобилась, но проявляла щедрое милосердие к своим тюремщикам и к России (слайд 17).

Учитель: В ночь на 17 июля 1918 года русский Государь Николай II, Императрица Александра Фёдоровна и их дети: Цесаревич Алексей и Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были расстреляны. Незадолго до этого Великая княгиня Ольга записала: "Отец просил передать всем, кто оставался верен ему, чтобы за него не мстили, что он простил всех и молится за них, и не надо возмездия, только нужно помнить, что зло, которое сейчас есть в мире, станет еще сильнее, но зло побеждается не злом, а любовью".

4 этап (Подведение итога)

Учитель: И как в земной жизни их семья была единым союзом и источником любви для всех, так и ныне прославленные в лике святых царственные мученики вместе предстоят у престола Божия, в молитвах о земле российской и её православном народе. Христианская жизнь этой семьи могла бы служить примером в течение веков, и их мученический конец, и страдания, которые они перенесли, ничем не отличались от страданий первых христиан. Это была одна семья, навсегда связанная друг с другом великой любовью, сознанием долга и религиозностью. И главное не в том, как они ушли из мира, а в том, как жили в миру. Ребята, что вы понимаете под семьей?

Ребята отвечают.

Учитель: Какие взаимоотношения должны быть в семье?

Ученики: Взаимопонимание, дружеское и теплые отношения друг к другу, любовь к родителям, братьям и сестрам.

5 этап (Рефлексия)

Перед началом педагог предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки длиной от 10 до 30 см лежат на столе.

Учитель: Ребята, каждый из Вас по очереди высказывает свою точку зрения по поводу сегодняшнего мероприятия, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается.

Ребята делятся свои мнением.

Учитель: Ребята, спасибо за участье в сегодняшнем классном часе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Внеклассное мероприятие «Чистые сердцем» (О воспитании в семье Николая 2 )

Мы живем в трудное, но и благое время – время духовного возрождения нашего Отечества, и оно требует от нас особо бережного отношения к подрастающему поколению. Потребности современного общества возлаг...

Статья "Чистый мир начинается с чистого города!"

Статья "Чистый мир начинается с чистого города!" Бвла написана мной в рамках реализации проекта озеленения и благоустройства территории учреждения "По тропинкам сказок", руководжителем которого я явля...

Чистый район-чистый город-чистая планета

Цель: улучшить экологическое состояние района...

Чистый район-чистый город-чистая планета часть 2

Улучшить экологическое состояние нашего района...

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  (Николай II и его семья)....

Проект "Чистая улица- чистый двор - чистый город"

Цель работы: привлечь внимание населения  к проблеме мусора в городе Партизанске и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.Задачи исследования:1. Изучить материал по теме.2.Узн...