О работе в воскресной школе
план-конспект занятия (7 класс)
Внеурочное занятие на тему «Чувашское музыкальное искусство». Данное занятие «Чувашское музыкальное искусство» будет интересен и может быть полезен не только педагогам КРК, а также учителям музыки, истории. Занятие сопровождается презентацией. Урок доступный для восприятия, но в тоже время очень насыщен разнообразными формами работы (индивидуальная, фронтальная, групповая): беседа, тесты, работа в тетрадях, демонстрация музыкальных инструментов, видеопросмотр и аудиопрослушивание, разгадывание кроссворда. Занятие отражает такие темы как: музыка в жизни древних чувашей, чувашские народные песни и танцы, певцы и композиторы земли чувашской, и прослеживает связь времен от древности до наших дней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chuvashskoe_muzykalnoe_iskusstvo.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чувашское музыкальное искусство»
Задачи:
образовательные: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; пробуждение познавательного интереса к культуре родного края и формирование национального самосознания, чувства патриотизма.
воспитательные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего; создание условий для реальной самооценки учащихся; воспитание любви и ценностного отношения к духовной и материальной культуре родного края, сохранению ее уникальности.
развивающие: развитие пространственного мышление, умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развитие познавательного интереса; развитие любви детей к родному языку, культуре и истории чувашского народа.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Ход:
1.Организационный момент
Сегодня много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего занятия.
Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
2. Постановка темы и цели
Сегодня мы с вами подведем итог в изучении темы «Чувашское музыкальное искусство». Поговорим о том, какую роль играла музыка в жизни древних чувашей, какие чувашские народные песни и танцы исполнялись, вспомним чувашских певцов и композиторов. Будем работать в тетрадях, отвечать на вопросы теста, разгадывать кроссворд.
3. Основная часть
В минувшие эпохи вся жизнь человека проходила в сопровождении музыки. Сразу после рождения ребенок встречался с ней, и после смерти чуваш не расставался с музыкой, так, например сильнейшим оскорблением для покойного считалось отсутствие на поминках танцев и песен.
По чувашским народным представлениям музыка может околдовать человека. Существует предание о том как чуваш-музыкант, заворожив защитников осажденной Казани игрой на гуслях, сумел отмерить расстояние до ее стен. Устроив подкоп и взорвав стену, войско Ивана Грозного сумело захватить город.
Музыка в жизни древних чувашей
-Вы знаете, что в основе современной европейской музыки лежит звукоряд из 7 ступеней лада. Но в чувашской народной музыке используется древний пентатонический лад.
Из скольки ступеней состоит пентатоническийзвукоряд?
А)из 7 ступеней лада
Б) Из 6 ступеней лада
В)Из 5 ступеней лада
-Послушайте, как звучат 7-ступенный и 5-ступенный лады. (Проигрывание нот на инструменте)
-В музыке каких народов есть пентатонический лад? Запишите в тетради с.14 № 2. (дети записывают с комментированием)
С древних времен чуваши сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные свойства.
А какие материалы использовались для изготовления музыкальных инструментов? (Древесина, кора, металл, кость, глина, шкуры, гусиные перья, растения)
А из чего делали струны? (конский волос, бараньи кишки, сухожилия)
Все чувашские музыкальные инструменты делятся на 4 группы: струнные, духовые, ударные и самозвучащие. Распределите эти музыкальные инструменты по группам: скрипка, волынка, колокольчик, свистулька, домра, барабан, трещотка, гусли, флейта, дудочка, бубен, труба, колотушка.
- А какой музыкальный инструмент пользовался особенной любовью у чувашей? (скрипка). Об этом нам расскажет…
(доклад ученика)
-Самый распространенный музыкальный инструмент это-скрипка (купӑс).Почти в каждой чувашской деревне были мастера по изготовлению скрипок, и ни один праздник не проходил без скрипачей. О скрипке с восхищением говорили: «Чунĕпур, юнĕçук» (Душа есть, крови нет). Чувашская купӑс отличается, прежде всего, размерами, поэтому исполняя музыку, музыкант держал ее иначе. В старину, если музыкант играл сидя, токупӑсдержали, опирая на колени, а если музыкант стоял, то инструмент упирали о левую часть груди. Позднее проник плечевой способ игры. (Ученик объясняет и показывает)
-Инструментарий в чувашской народной музыке очень богат и необычен.
Барабан (параппан) - ни одна свадьба не обходится без этого инструмента. И считается, что этот инструмент оберегает от сглаза и нечистой силы.
Гусли(кĕсле) -укĕсле около 20 струн, корпус изготавливается из клена и ели, иногда применяют вяз, используют металлические струны. Ни одно массовое гуляние не обходилось без гуслей и играли на них все:и старики, и девушки, и дети.
Пузырный инструмент (шăпăр) – его использовали для изгнания нечистой силы. Считалось, что пузырник может колдовать и привораживать силою пузыря.
Колотушка (шакăртма), трещетки (çаттăркка), колокольчики (шăнкăрав) и т. п.- наиболее древние из всех музыкальных инструментов. Некоторые из них трудно назвать собственно музыкальными инструментами, многие из них выполняют лишь сигнальные, шумовые функции.
Чувашские народные песни и танцы
Песня – самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта.
В древности каждый чуваш умел петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. Чаще всего чувашские песни исполняли в несколько голосов, как бы составляя небольшие хоры. По чувашским традициям, в исполнении песен соблюдалось правило, по которому «младшие поют о старших», старейшие пели о божествах.
В чувашских народных песнях говорится
А) о своей жизни
Б) о любви к своей семье, отцу-матери, родне, родине
В) о любви и об отношениях молодых людей.
С древних времен у чувашей сохранилась песня, которую называют гимном чувашскому образу жизни. Как она называется? (Алран кайми). К какому жанру она относится? (работа в тетради с.14 №6-об образе жизни чувашей) Послушайте эту песню.
Чувашские танцы обязательно исполнялись под музыку или при хоровом пении.Свои отдельные танцевальные мелодии были для женщин, мужчин, пожилых людей, молодежи и девушек.
Основными особенностями чувашского танца, исполняемого девушками, являются …
А) нежность, плавность, мягкость движений, ноги не должны отрываться от пола, руки не должны подниматься выше линии глаз
Б) быстрые и задорные движения
В) подскоки и притопы
-Давайте посмотрим на чувашский танец в исполнении девушек, так ли это?
Певцы земли чувашской
Стихи какой чувашской поэтессы и певицы включены в двухсоттомный сборник Библиотеки Всемирной литературы?
А) Эмине
Б) Ираида Вдовина
В) Анна Токсина
Чьи песни были напечатаны поэтом Д.Ознобишиным в журнале «Заволжский муравей»?
А) Эмине
Б) Ираида Вдовина
В) Хведи Чуваш
Популярная певица и собирательница чувашских песен
А) Эмине
Б) Ираида Вдовина
В) Анна Токсина
Известный всему миру оперный певец, работавший на Всесоюзном радио и в Большом театре в Москве – это…
А) Гавриил Федоров
Б)Хведи Чуваш
В) Максим Михайлов
Композиторы земли чувашской
Ленинградский композитор, соавтор первой чувашской оперы «Нарспи» - это
А) В.Г.Иванишин
Б) В.М.Кривоносов
В) И.В.Люблин
Именем этих композиторов названа улица в г. Чебоксары:
1) В. Воробьев и Г. Воробьев
2) Ф.Павлов и С.Максимов
3) В. Воробьев и Ф.Павлов
-Обратимся к тетради (с.14 №7,8)
Ежегодный фестиваль народной музыкальной культуры, который проводится в Чувашской Республике, называется:
1) «Родники мира»
2) «Родники Чувашии»
3) «Родники Поволжья»
4) «Родники России»
Кроссворд
Работаем по рядам. Какой ряд быстрее разгадает кроссворд.
1.То, что не успел закончить молодой композитор Г. Воробьев в связи с неожиданной смертью.
2.Известный чувашский фольклорный ансамбль.
3.Поэт, напечатавший в журнале «Заволжский муравей» 14 песен Хведи Чуваша.
4.К какой группе относятся эти музыкальные инструменты: шăпăр, сăрнай, нăй, палнай, шăхлич,какăр, кавал.
5.Самый распространенный музыкальный инструмент у чувашей.
6.Ленинградский композитор, писавший чувашские произведения.
В выделенных клетках вы узнаете, как переводится кĕвĕ-çемĕ на русский язык.
с
и
м
ф
о
н
и
я
у
я
в
о
з
н
о
б
и
ш
и
н
д
у
х
о
в
ы
е
с
к
р
и
п
к
а
и
в
а
н
и
ш
и
н
Итак, у нас получилось ключевое слово «музыка». Какое значение она имела для предков чувашей? Все это составляло чувашское музыкальное искусство.
4.Подведение итогов.
-Я предлагаю вам закончить предложения.
Что вы сегодня узнали…
Больше всего вам понравилось…
Что бы вы хотели узнать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий к православному празднику Пасхи для учащихся 7-9 классов и слушателей Воскресных школ
Данный сценарий разработан мною к выступлению моих "воскресников" на детском Пасхальном фестивале. В нём использованы стихи поэтов 19-20 веков, а также православные песнопения. Материал может быть исп...
Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2011 год.
Сценарий разработан для разновозрастной группы детей, посещающих Воскресную школу при храме....
Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2012 год.
Сценарий составлен для разновозрастной группы детей, посещающих Воскресную школу при храме. В сценарий включена сценка по мотивам русской народной сказки "Теремок"....
Сценарий праздника "Пасха". Воскресная школа, 2013 год.
Сценарий составлен для детей, посещающих Воскресную школу при храме. В сценарий включена театральная сценка "Пасхальный колобок"....
Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2014 год.
Сценарий Рождественского утренника для воспитанников Воскресной школы....
Рабочая программа "Развитие воспитанников Воскресной школы посредством творческой работы с тканью. Кружок "Мастерица".
Данная рабочая программа составлена для учебно - воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7 - 11 лет. Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представлени...
Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...