О работе в воскресной школе
план-конспект занятия (7 класс)
Внеурочное занятие на тему «Чувашское музыкальное искусство». Данное занятие «Чувашское музыкальное искусство» будет интересен и может быть полезен не только педагогам КРК, а также учителям музыки, истории. Занятие сопровождается презентацией. Урок доступный для восприятия, но в тоже время очень насыщен разнообразными формами работы (индивидуальная, фронтальная, групповая): беседа, тесты, работа в тетрадях, демонстрация музыкальных инструментов, видеопросмотр и аудиопрослушивание, разгадывание кроссворда. Занятие отражает такие темы как: музыка в жизни древних чувашей, чувашские народные песни и танцы, певцы и композиторы земли чувашской, и прослеживает связь времен от древности до наших дней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чувашское музыкальное искусство»
Задачи:
образовательные: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; пробуждение познавательного интереса к культуре родного края и формирование национального самосознания, чувства патриотизма.
воспитательные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего; создание условий для реальной самооценки учащихся; воспитание любви и ценностного отношения к духовной и материальной культуре родного края, сохранению ее уникальности.
развивающие: развитие пространственного мышление, умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развитие познавательного интереса; развитие любви детей к родному языку, культуре и истории чувашского народа.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Ход:
1.Организационный момент
Сегодня много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего занятия.
Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
2. Постановка темы и цели
Сегодня мы с вами подведем итог в изучении темы «Чувашское музыкальное искусство». Поговорим о том, какую роль играла музыка в жизни древних чувашей, какие чувашские народные песни и танцы исполнялись, вспомним чувашских певцов и композиторов. Будем работать в тетрадях, отвечать на вопросы теста, разгадывать кроссворд.
3. Основная часть
В минувшие эпохи вся жизнь человека проходила в сопровождении музыки. Сразу после рождения ребенок встречался с ней, и после смерти чуваш не расставался с музыкой, так, например сильнейшим оскорблением для покойного считалось отсутствие на поминках танцев и песен.
По чувашским народным представлениям музыка может околдовать человека. Существует предание о том как чуваш-музыкант, заворожив защитников осажденной Казани игрой на гуслях, сумел отмерить расстояние до ее стен. Устроив подкоп и взорвав стену, войско Ивана Грозного сумело захватить город.
Музыка в жизни древних чувашей
-Вы знаете, что в основе современной европейской музыки лежит звукоряд из 7 ступеней лада. Но в чувашской народной музыке используется древний пентатонический лад.
Из скольки ступеней состоит пентатоническийзвукоряд?
А)из 7 ступеней лада
Б) Из 6 ступеней лада
В)Из 5 ступеней лада
-Послушайте, как звучат 7-ступенный и 5-ступенный лады. (Проигрывание нот на инструменте)
-В музыке каких народов есть пентатонический лад? Запишите в тетради с.14 № 2. (дети записывают с комментированием)
С древних времен чуваши сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные свойства.
А какие материалы использовались для изготовления музыкальных инструментов? (Древесина, кора, металл, кость, глина, шкуры, гусиные перья, растения)
А из чего делали струны? (конский волос, бараньи кишки, сухожилия)
Все чувашские музыкальные инструменты делятся на 4 группы: струнные, духовые, ударные и самозвучащие. Распределите эти музыкальные инструменты по группам: скрипка, волынка, колокольчик, свистулька, домра, барабан, трещотка, гусли, флейта, дудочка, бубен, труба, колотушка.
- А какой музыкальный инструмент пользовался особенной любовью у чувашей? (скрипка). Об этом нам расскажет…
(доклад ученика)
-Самый распространенный музыкальный инструмент это-скрипка (купӑс).Почти в каждой чувашской деревне были мастера по изготовлению скрипок, и ни один праздник не проходил без скрипачей. О скрипке с восхищением говорили: «Чунĕпур, юнĕçук» (Душа есть, крови нет). Чувашская купӑс отличается, прежде всего, размерами, поэтому исполняя музыку, музыкант держал ее иначе. В старину, если музыкант играл сидя, токупӑсдержали, опирая на колени, а если музыкант стоял, то инструмент упирали о левую часть груди. Позднее проник плечевой способ игры. (Ученик объясняет и показывает)
-Инструментарий в чувашской народной музыке очень богат и необычен.
Барабан (параппан) - ни одна свадьба не обходится без этого инструмента. И считается, что этот инструмент оберегает от сглаза и нечистой силы.
Гусли(кĕсле) -укĕсле около 20 струн, корпус изготавливается из клена и ели, иногда применяют вяз, используют металлические струны. Ни одно массовое гуляние не обходилось без гуслей и играли на них все:и старики, и девушки, и дети.
Пузырный инструмент (шăпăр) – его использовали для изгнания нечистой силы. Считалось, что пузырник может колдовать и привораживать силою пузыря.
Колотушка (шакăртма), трещетки (çаттăркка), колокольчики (шăнкăрав) и т. п.- наиболее древние из всех музыкальных инструментов. Некоторые из них трудно назвать собственно музыкальными инструментами, многие из них выполняют лишь сигнальные, шумовые функции.
Чувашские народные песни и танцы
Песня – самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта.
В древности каждый чуваш умел петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. Чаще всего чувашские песни исполняли в несколько голосов, как бы составляя небольшие хоры. По чувашским традициям, в исполнении песен соблюдалось правило, по которому «младшие поют о старших», старейшие пели о божествах.
В чувашских народных песнях говорится
А) о своей жизни
Б) о любви к своей семье, отцу-матери, родне, родине
В) о любви и об отношениях молодых людей.
С древних времен у чувашей сохранилась песня, которую называют гимном чувашскому образу жизни. Как она называется? (Алран кайми). К какому жанру она относится? (работа в тетради с.14 №6-об образе жизни чувашей) Послушайте эту песню.
Чувашские танцы обязательно исполнялись под музыку или при хоровом пении.Свои отдельные танцевальные мелодии были для женщин, мужчин, пожилых людей, молодежи и девушек.
Основными особенностями чувашского танца, исполняемого девушками, являются …
А) нежность, плавность, мягкость движений, ноги не должны отрываться от пола, руки не должны подниматься выше линии глаз
Б) быстрые и задорные движения
В) подскоки и притопы
-Давайте посмотрим на чувашский танец в исполнении девушек, так ли это?
Певцы земли чувашской
Стихи какой чувашской поэтессы и певицы включены в двухсоттомный сборник Библиотеки Всемирной литературы?
А) Эмине
Б) Ираида Вдовина
В) Анна Токсина
Чьи песни были напечатаны поэтом Д.Ознобишиным в журнале «Заволжский муравей»?
А) Эмине
Б) Ираида Вдовина
В) Хведи Чуваш
Популярная певица и собирательница чувашских песен
А) Эмине
Б) Ираида Вдовина
В) Анна Токсина
Известный всему миру оперный певец, работавший на Всесоюзном радио и в Большом театре в Москве – это…
А) Гавриил Федоров
Б)Хведи Чуваш
В) Максим Михайлов
Композиторы земли чувашской
Ленинградский композитор, соавтор первой чувашской оперы «Нарспи» - это
А) В.Г.Иванишин
Б) В.М.Кривоносов
В) И.В.Люблин
Именем этих композиторов названа улица в г. Чебоксары:
1) В. Воробьев и Г. Воробьев
2) Ф.Павлов и С.Максимов
3) В. Воробьев и Ф.Павлов
-Обратимся к тетради (с.14 №7,8)
Ежегодный фестиваль народной музыкальной культуры, который проводится в Чувашской Республике, называется:
1) «Родники мира»
2) «Родники Чувашии»
3) «Родники Поволжья»
4) «Родники России»
Кроссворд
Работаем по рядам. Какой ряд быстрее разгадает кроссворд.
1.То, что не успел закончить молодой композитор Г. Воробьев в связи с неожиданной смертью.
2.Известный чувашский фольклорный ансамбль.
3.Поэт, напечатавший в журнале «Заволжский муравей» 14 песен Хведи Чуваша.
4.К какой группе относятся эти музыкальные инструменты: шăпăр, сăрнай, нăй, палнай, шăхлич,какăр, кавал.
5.Самый распространенный музыкальный инструмент у чувашей.
6.Ленинградский композитор, писавший чувашские произведения.
В выделенных клетках вы узнаете, как переводится кĕвĕ-çемĕ на русский язык.
с
и
м
ф
о
н
и
я
у
я
в
о
з
н
о
б
и
ш
и
н
д
у
х
о
в
ы
е
с
к
р
и
п
к
а
и
в
а
н
и
ш
и
н
Итак, у нас получилось ключевое слово «музыка». Какое значение она имела для предков чувашей? Все это составляло чувашское музыкальное искусство.
4.Подведение итогов.
-Я предлагаю вам закончить предложения.
Что вы сегодня узнали…
Больше всего вам понравилось…
Что бы вы хотели узнать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-58647-1506877645.jpg)
Сценарий к православному празднику Пасхи для учащихся 7-9 классов и слушателей Воскресных школ
Данный сценарий разработан мною к выступлению моих "воскресников" на детском Пасхальном фестивале. В нём использованы стихи поэтов 19-20 веков, а также православные песнопения. Материал может быть исп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426932-1395940089.jpg)
Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2011 год.
Сценарий разработан для разновозрастной группы детей, посещающих Воскресную школу при храме....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426932-1395940089.jpg)
Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2012 год.
Сценарий составлен для разновозрастной группы детей, посещающих Воскресную школу при храме. В сценарий включена сценка по мотивам русской народной сказки "Теремок"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426932-1395940089.jpg)
Сценарий праздника "Пасха". Воскресная школа, 2013 год.
Сценарий составлен для детей, посещающих Воскресную школу при храме. В сценарий включена театральная сценка "Пасхальный колобок"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426932-1395940089.jpg)
Сценарий праздника "Рождество Христово". Воскресная школа, 2014 год.
Сценарий Рождественского утренника для воспитанников Воскресной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-761653-1476027781.jpg)
Рабочая программа "Развитие воспитанников Воскресной школы посредством творческой работы с тканью. Кружок "Мастерица".
Данная рабочая программа составлена для учебно - воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7 - 11 лет. Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представлени...
Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...