ЧАс общения "Культура и традиции башкирского народа"
классный час (8 класс)
Час общения "Культура и традиции башкирского народа".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аллабердинская средняя общеобразовательная школа»
Оренбургская область Тюльганский район с. Алабердино
Номинация: классный час.
Технологическая карта классного часа
по теме
«Культура и традиции башкирского народа»
Направление: духовно - нравственное
Составитель: Хисамова Фания Фаузятовна
учитель русского языка и литературы.
2020 год.
Направление развития и воспитания школьников:__духовно - нравственное
Форма организации внеурочного занятия: час общения в форме КТД.
Тема занятия «Культура и традиции башкирского народа»
Класс, кол-во детей 7, 8 классы, 8 человек.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда) .
Формирование УУД
Предметные:
- Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к народной музыке, песням;
- Продолжить формирование интереса учащихся к башкирской народной музыке.
- Развивать художественный вкус и интерес к традициям башкирской народной культуры
Метапредметные:
Познавательные:
- Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;
- Приобщить учащихся к миру башкирского быта, к миру башкирских народных традиций, праздников.
- Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.
Регулятивные:
- способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в практическую, творческую деятельность.
Коммуникативные:
- Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении ;
- Обеспечение условий для формирования собственного отношения к фольклорному произведению;
Личностные:
- Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому народов России;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.
- Воспитать чувство уважения к своему народу и народам других национальностей, на основе изучения национальных культурных традиций, воспитывать уважительное, толерантное отношение к людям; воспитание познавательного интереса, любви к отчему краю.
- Дать детям ощутить себя наследниками предшествующих поколений.
Оборудование:
Компьютер, звуковые записи народной музыки, предметы народного быта
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Эмоционально-установочный Цель этапа: Организация межличностного взаимодействия, настрой на работу Целеполагание Открытие нового знания Работа над понятием юрта. Башкирский женский костюм. Башкирский мужской костюм. Знакомство с традицией празднования Знакомство с народными инструментами. Знакомство с народными песнями. Знакомство с народными танцами. Знакомство с национальными блюдами башкирского народа.
Традиция – почитание старших. Практическое задание. Рефлексия | — В чем особенность населения Оренбургской области? (многонациональное) — Какие народы проживают? — Чем народы отличаются друг от друга? (язык, жилище, национальная одежда, быт, религия, кухня, культура) Мы с вами, дети, живем на Урале. Холодное небо, прозрачные дали Громады застывшие скал. Этому краю недаром дали Гордое имя – Урал. Урал – это значит земля Золотая. Урал – это рек полноводный простор. Это леса, что как волчьи стаи, Кольцом окружили подножия гор. Светом заводов искрятся дали, Гремят поезда между глыбами скал. Этому краю недаром дали Славное имя – Урал. (В. Николаев) Южный Урал - это край привольных степей и лесов, полноводных рек и светлых озер, плодородных равнин и горных массивов, богатых разнообразными полезными ископаемыми. Здесь живут люди разных национальностей. Единой братской семьей живут здесь башкиры, русские, татары, чуваши, мордва, удмурты – представители более 100 национальностей. Сегодня мы поговорим о культуре и традициях башкирского народа. -Скажите, для чего нам надо знать традиции и культуру башкирского народа? - Башкиры называют себя «башкорт»: «баш» - голова, «корт» - волк. Башкиры известны, как замечательные земледельцы, опытные животноводы. Издавна они пасли стада лошадей и баранов на привольных пастбищах. Учитель: — А как вы думаете, при кочевом образе жизни какое у них должно быть жилище? - Что такое юрты вы знаете? Сообщение ученика 1: Юрта – это переносное жилище башкир, самое древнее и универсальное. Теплая в стужу, прохладная в жару. Остов юрты легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь. Остов юрты состоял из четырех-шести деревянных складных решеток, которые ставили по кругу. К ним прикреплялась конусообразная крыша, образуемая из деревянных тонких жердочек. Сверху юрта покрывалась пятью-семью кошмами (войлоком). Вещи в юрте располагались вдоль стен, оставляя свободную середину. В центре находилось место для очага. Пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами. Пространство юрты наполнялось различными предметами. На стенах развешивали воинское снаряжение, конскую упряжь, праздничную одежду. Учитель: — Национальные особенности проявляются не только в языке, в убранстве жилища, но и в культуре в целом. И прежде всего в национальном костюме. Давайте рассмотрим башкирский женский костюм. Сообщение ученика 2: Башкирский женский костюм состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом. Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой. На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья носили кафтан, который называли елян или приталенную безрукавку – камзул. На ноги в любое время года надевали одну и туже обувь — кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются сарык. Посмотрите, как они украшены. Вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне. Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок — светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется кашмау. По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте. Позаботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины — в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах. Сообщение ученика 3 (Вадим): Рассмотрим мужской башкирский костюм. — он состоит из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевалась короткая безрукавка, называется камзул или кафтан или елян. Пожилые мужчины носили широкие и длинные синие, зелёные и красные халаты – бешметы. На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки – бурек. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду. На ноги, как и женщины надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ичиги. А сапоги сарык вам уже знакомы. Верхней одеждой служил чекмень. Он обязательно подпоясывался. Учитель: Современные костюмы немного отличаются. Ребята, национальные костюмы теперь носят каждый день? Когда они используются? (во время выступлений, праздников и т. д.) Учитель: — Кто знает, какие праздники есть у башкир и бывал ли кто на них? (Сабантуй) У башкирского народа много национальных традиций. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй» Издревле он был в почёте У татар и у башкир Духом дружбы он овеян – Празднует его весь мир! ( Слайды) -Какие конкурсы проводятся во время сабантуй? — На праздниках звучат народные инструменты. К ним относятся курай, кубыз, домбра. Самый древний и самобытный инструмент – это курай. Презентация Сообщение ученика 4: (исполнение на курае) - На праздниках можно услышать их любимые мелодичные народные песни. По характеру мелодии башкирские народные песни делятся на протяжные песни — узун кюй («Урал», «Ямаликай», «Буранбай», «Странник Гайса»), умеренные песни — халмак кюй («Салават», «Кагарман-кантон», «Порт-Артур»), короткие песни — кыска кюй («Кара юрга», «Любизар», «Черемуха»). По содержанию и тематике башкирские народные песни делятся на исторические и семейно-бытовые. В башкирских исторических песнях отразились самые крупные события в жизни народа: присоединение башкир к Русскому государству, башкирские восстания XVIII века против колонизации края и захвата башкирских земель, в том числе крестьянского восстания 1773—1775 гг. под руководством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева, Отечественная война 1812 года, военные походы участием башкир, русско-японская война. - А теперь мы исполним вам песню «Гульназира»( исполняется песня). А так же исполняются народные танцы. Перед вами девочки с танцем «Шалуньи». ( танец девочек) Учитель: Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами. Неважно, кого привела судьба к их порогу: званого гостя или незваного, на стол обязательно будет поставлено щедрое праздничное угощение. Гостя встретят с радушием и душевной теплотой. При расставании с гостями у башкир есть замечательная традиция: одаривать гостей небольшими подарками, в знак того, что их приход принес счастье в дом, и предложить им непременно побывать еще раз в гостях. Основу национальных блюд составляют молочно-мясные блюда. (Слайды) Учитель: Башкирская кухня. Образ жизни народа способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи. Башкирские блюда отличаются малым количеством классических пряностей: используются только чёрный и красный перец. Особенностью башкирских блюд является и обилие мяса во всех горячих блюдах и закусках. Любовь башкир к конской колбасе «казы» и конскому салу заслуживает отдельного внимания: башкиры любят есть конину с толстыми кусками сала, запивая его бульоном с кислым ҡоротом (кисломолочный продукт), нейтрализующим последствия такого количества жира. Кочевой образ жизни привел к формированию продуктов длительного хранения. Основную массу башкирских блюд составляют отварная, сушеная, вяленая конина, баранина, сушеные ягоды, злаки, мед, кумыс, вишня в топленом масле, кош теле (хворост) в дословном переводе – птичьий язык, сухой корот, эремсек и айран – все эти блюда относительно долго хранятся при летней жаре и удобно брать их с собой в дорогу. Считается, что кумыс готовится именно в дороге – сосуд с кобыльим молоком привязывался к седлу и болтался в течение дня. Одним из древнейших и прославленных башкирских кушаний является бишбармак. В переводе «пять пальцев». Сообщение ученика 5(Аделина) Бешбармак - это традиционное национальное мясное блюдо, которое характерно для кулинарной традиции тюркоязычных народов. Свое оригинальное название мясное горячее кулинарное изделие бешбармак получило благодаря словосочетанию «беш бармак», что в дословном переводе с тюркского языка означает «пять пальцев» или же «пятерня». Сообщение ученика 6 (Илюза) Татарское и башкирское национальное блюдо, печёное изделие из дрожжевого, реже пресного теста, с начинкой из картофеля, мяса, как правило баранины, и лука Эчпочмак («треугольник»). Определяющей особенностью блюда является вовсе не его форма, а способ приготовления, при котором начинка в эчпочмак кладётся сырой, в отличие от большинства других подобных изделий. Сообщение ученика 7(Ансар) Восточная сладость, представляющая собой изделия из теста с мёдом, относящаяся к кухне тюркских народов, особенно в республиках Башкортостан и Татарстан кондитерское изделие татарской и башкирской кухни; употребляется и соседними с ними народами - русскими южного Урала и казахами северо-западного Казахстана. Сообщение ученика 8: Беляш — распространённое в России и других странах блюдо башкирского и татарского происхождения. Беляш представляет собой жареный пирожок из пресного или дрожжевого теста с фаршем или мелко рубленым мясом, с обязательным отверстием сверху.Распространённое в России название беляша происходит от слова бэлиш, которым в татарской и башкирской кухнях называют большой печёный пирог из пресного теста с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с картофелем или в редких случаях с пшеном или рисом, иногда в виде блюда, готовящегося в горшке с «крышкой» из пресного теста. Ближайшим родственником беляша является татарский пирожок перемяч. Сообщение ученика 9: Тукмас - это традиционное блюдо башкирской кухни. Ни что иное как домашний суп-лапша с курицей. Очень аппетитное блюдо как для будничного обеда, так и для праздничного стола, когда вся семья в сборе! Учитель: Среди крепких и уважаемых традиций особенно хочется выделить почитание старших. В башкирской семье считаются главными дедушки и бабушки, а самый младший представитель семейства обязан знать имена всех своих предков на семь поколений назад! А семьи, семейный уклад?! Стремление создать семью и обзавестись детишками – мечта любого башкира. Любовь к детям такая же крепкая и безграничная, как почитание предков! Уральский край, родной простор, красоты… - Зачем нам, современным людям, нужно знать традиции своего народа, изучать его особенности и культуру? - Теперь, мы с вами украсим орнаментом юрту. Элементы башкирского орнамента: 1.Кускар - символ завитых бараньих рогов, трав и плодородия. 2.Сердечко- гостеприимство. 3.Ромб, символизирует жизнь и блага, солнце (солярный знак). 4.Бегущая волна – символ течения жизни, времени. 5.Ограда – символ дома, надёжности, безопасности. А теперь вы напишете синквейн. Какое слово главное на сегодняшнем уроке? ( башкир) какой? гостеприимный, трудолюбивый, что делал? пасет, угощает, танцует, поет, соревнуется, Итог урока: — Чем запомнился или понравился этот урок? — Чем наш сегодняшний урок отличается от других? — Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни? Всем спасибо за вниманье, За задор, веселье, смех, Говорим мы «До свиданья!» До счастливых новых встреч! | Приветствуют учителя и гостей. (многонациональное) (язык, жилище, национальная одежда, быт, религия, кухня, культура) Дети высказывают свое мнение. (юрты) Участвуют в беседе, слушают сообщения своих одноклассников Узнают о традициях празднования Сабантуй, каргатуй.. Знакомятся с конкурсами сабантуй.( скачки, куряш, бой с мешками, бег в мешках) Прослушивают игру на курае, просмотр видеоролика игры на кубызе (варгане). Узнают о башкирских народных песнях. Исполняют башкирскую народную песню «Гульназира» Исполняют башкирский народный танец «Шалуньи» Узнают о традиционных блюдах башкирского народа. Узнают о традиции башкирского народа – почитание старших. Оценивают результаты свой деятельности, выбирают соответствующие цвета. | Личностные УУД Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Предметные УУД эмоционально рассказывать о юрте. Регулятивные УУД Учатся слушать и сопереживать товарищам Познавательные УУД Учатся анализировать услышанное. Коммуникативные УУД Высказывать собственное мнение и выслушивать мнение товарищей Регулятивные УУД Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль. Личностные УУД Обеспечение высокой творческой активности при выполнении коллективного задания. Коммуникативные УУД Создание ситуации для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом. Познавательные УУД Развитие ритмических умений и навыков. Познавательные УУД Знакомство с традициями проведения праздника Сабантуй, каргатуй.. Коммуникативные УУД Эмоционально и осознанно относиться к народным праздникам. Коммуникативные УУД Эмоционально и осознанно относиться к народной музыке. Регулятивные УУД Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль. Коммуникативные УУД Эмоционально и осознанно относиться к народной и музыке Личностные УУД Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Коммуникативные УУД Высказывать собственное мнение и выслушивать мнение товарищей Регулятивные УУД Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность Коммуникативные УУД Высказывать собственное мнение и выслушивать мнение товарищей Личностные УУД Обеспечение высокой творческой активности при выполнении коллективного задания. Личностные УУД Дают оценку своего эмоционального состояния и аргументируют свою позицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире
К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...
Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире
К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...
"Салават Юлаев - славный сын башкирского народа". Внеклассное мероприятие.
Ознакомление учащихся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя-поэта....
Презентация на тему "Курай-национальный инструмент башкирского народа"
Презентация разработана для использования на уроках развития речи....
ПРОГРАММА “История и культура башкирского народа”
ПРОГРАММА “История и культура башкирского народа” способствует гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений, возрождению и развитию национальных культур, фо...
Традиции башкирского народа
Описываетця обряды башкирского народа. Описовается обряд Нардуган ...
Разработка урока по литературному чтению на родном башкирском языке для 2 класса "Миңлеғәли Шайморатов - башҡорт халҡының милли батыры" , "Минигали Шаймуратов - национальный герой башкирского народа "
Конспект урока по родной башкирской литературе для 2 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения....