Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
рабочая программа (8 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_8_klass.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Пояснительная записка

Жизнь современного российского общества должна быть направлена на нравственное развитие нового человека. Программа нравственного образования является обязательным компонентом непрерывного общего среднего образования.                                                                                                              Человек живёт и развивается в обществе, отсюда вытекают дополнительные задачи, которые мы ставим через уроки нравственности. Это базовые социально-коммуникативные компетенции: развитие навыков взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи среди учащихся. Программа «Уроки нравственности» предусматривает комплекс мер, которые обеспечивают защиту прав ребёнка на свободное нравственное развитие и обогащение. Во-первых, она знакомит учащихся с общечеловеческими нравственными ценностями, не содержит конфликтного религиозного и националистического материала; во-вторых, объективно освещает культурные особенности, традиции и обычаи разных народов и народностей, обучая зачаткам этической мудрости; в-третьих, содержит основные положения по защите достоинства личности на принципах толерантности и гуманности. Основой воспитания и самовоспитания подрастающего поколения является школа, где молодые люди получают необходимое образование и нравственное развитие.  «Уроки нравственности» направлены на усвоение детьми базовых и опорных нравственных понятий, которые лежат в основе нравственного сознания человека и норм его нравственного поведения. Эти понятия составляют тот нравственный минимум, который и регулирует деятельность и поступки людей с точки зрения их нравственного смысла и значения.  Основные понятия, которые необходимо усвоить, следующие: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм», «верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие», «здоровый образ жизни». Перечисленные понятия – положительные, на их усвоение делается ставка при проведении уроков, а отрицательные понятия приводятся как противовес им, как форма сравнения.                                                                                           Цель программы – формирование нравственности, патриотизма и гражданственности.                              Задачи  – подготовить обучающегося к полноценной жизни в современном обществе,                                                    развивать духовное единство между детьми, устанавливать взаимное доверие;                                                        предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру; научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;  прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.                                                                                                                                             Программа включает в себя 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю.                                           Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.                    

                                                 1.Содержание курса.                                                                                                                                                                                                                                  Раздел 1: Моральный и нравственный мир подростка.                                                                                         Общее понятие о морали, как нравственных правилах общения, регулирующих все отношения людей и определяющих требование к их поведению.                                                                    Изучения в процессе методик использования диагностических и игровых нравственных проявлений личности, влияния и наличия нравственных потребностей подростов. Знакомство с делами, действиями и поступками как главными показателями нравственности человека. Характеристики нравственного облика подростков. Определение возможностей усвоения нравственных знаний детьми. Рассмотрение типичных особенностей нравственного мира подростков

Раздел 2: Основные понятие морали.                                                                                                                      Значения моральных знаний в жизни каждого человека. Основные моральные понятия как база нравственной грамотности, их содержания и характеристики. Рассмотрения конкретных случаев понимания этих понятий в жизни.  «Добро» и «зло» как опорные понятия нравственных знаний и нравственных оценок, как центральные понятия морали. Критерии добра и зла.  Долг как внутренняя потребность человека; сущность и различные уровни чувства долга. Долг как нравственная обязанность человека по отношению к другим людям, обществу и к самому себе.  Достоинство и честь как показатели нравственной ценности человека; их взаимосвязь с понятием честности, справедливости и долга. Связи этих понятий с понятием вежливости и тактичности.  Совесть как внутренний регулятор поведения человека, как выражения общественной сущности человека. Содержание понятие «совесть». Виды эмоционального проявления совести: стыд, раскаяние, угрызение совести и др. ответственность как нравственное требование к личности и долг человека за достижения требуемого результата и за последствия их своих действий.  Гуманность как общечеловеческий принцип деятельности и нравственные качества личности.                                        

 Раздел 3: Нравственные нормы как правила поведения.                                                             Понятия о нравственных нормах общества как правилах поведения и поступков, как наиболее простых нравственных требованиях и законах обязательные для каждого человека в отдельности. Нравственные нормы как моральные представления и понятия и как элемент моральных отношений. Понятия о возникновении моральных норм. Применение нравственных норм к конкретным обстоятельствам, выработка привычек их выполнения без принуждения. Разбор конкретных примеров, характеризующие нравственные нормы и их усвоение взрослыми и школьниками. Значение нравственных норм для общества и жизни человека. Нравственные нормы и их усвоение – признак нравственной зрелости людей.                                                                                                      Раздел 4: Моральные отношения и нравственные ценности.                                                          Понятие о моральных отношениях людей как совокупностей,  зависимостей и связей, возникающих в процессе общения и нравственно-значимой деятельности; зависимость моральных отношений людей от определённых обязанностей. Знакомство с наиболее общими нравственными обязанностями человека по отношению к обществу, другим людям и самому себе. Организация нравственных отношений людей в обществе. Отношение человека к Родине и обществу, преданность Отечеству и патриотизм. Нравственные нормы, регулирующие отношения человека к Родине.  Отношение человека к труду, людям труда, общественному достоянию и собственности. Отношение людей к природе, и забота о её сохранности.  Отношение человека к другим людям. Проблема товарищества и дружбы. Отношение к коллективам и группам общения. Отношение человека к самому себе. Анализ своего поведения. Особенности своего места в коллективах общения. Стремление к самосовершенствованию. Нравственные ценности как форма моральных отношений общества, их виды.                                                                                                                 Раздел 5: Культура нравственного поведения.                                                                                Понятие культуры нравственных взаимоотношений людей, нравственные основы внешней и внутренней культуры поведения человека. Культура нравственных взаимоотношений старших и младших поколений, детей разного возраста, мальчиков и девочек. Содержание правил культурного поведения подростков. Правила вежливости, правила точности и обязательности. Культура речи, культура внешнего вида. Правила гостеприимства. Поведение на улице, в общественных местах и транспорте. Уважительное отношение мальчиков и девочек. Общие правила культурного поведения у подростков.

                                     3. Планируемые результаты.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.                                                                                     У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.                                          Личностные универсальные учебные действия:                                                                                                          будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;                                                                                                                                       знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;                                                                                     развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;                                                                    обучающийся получит возможность для формирования:                                                                                              морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.                                                         Регулятивные универсальные учебные действия:                                                                                      обучающийся научится:                                                                                                                                              принимать и сохранять учебную задачу;                                                                                                                         учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;                                                                                                                                                                    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;                                                                                                                                          адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.                                                                Познавательные универсальные учебные действия:  обучающийся научится:                                           осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;  строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.                                                                                                                                Коммуникативные универсальные учебные действия:                                                                                        обучающийся научится:                                                                                                                                         адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;                                                                                                                                                          допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;                                                                                                                                                      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;                                                                                                                 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.                                                                                                                              

                                                                                                                                                     

                           3.Тематическое планирование занятий

№  

Дата план          

Дата факт.

Кол-во часов

                          Тема

8

Человек в обществе, нормы и правила его поведения. Здоровый образ жизни.  

1-2

07.09 14.09

2

Как быть хорошим человеком?

3

21.09

1

           Хороший человек, кто он?

4-5

28.09 05.10

2

           Здоровый образ жизни - мой выбор.

6

12.10

1

           Наши чувства и поступки.

7

19.10

1

Учись быть здоровым.

8

26.10

   

1

Секреты здорового питания.

6

Личные качества человека

9

16.11

1

        Личные качества человека.

10

23.11

1

Искоренение вредных привычек.

11

30.11

1

        Мир против наркотиков.

12

07.12

   1

Как быть тактичным и сдержанным?

13

14.12

   1

Характеристика личностных качеств школьника.

14

21.12

1

Учись быть здоровым.

10

Я и мои близкие

15

28.12

1

Я и мои близкие.

16

11.01

1

Движение – девиз моих близких.

17

18.01

1

Кто они, близкие мне люди.

18

25.01

1

Что от меня ждут близкие.

19-20

01.02 08.02

2

Моя семья: за что я люблю?

21-22

15.02 22.02

2

Как я выбираю друзей?

23-24

01.03 15.03

2

Почему ссорюсь с друзьями?

10

Правила поведения

25-26

22.03 05.04

2

Правила поведения.

   27-28

12.04 19.04

2

Поведение – основа общения.

29-30

26.04 17.05

2

Нормы правила, обязательные для всех.

31-32

24.05 31.05

2

Чего в другом не любишь - то сам не делай!

33

1

Чтобы все были честными.

34

1

Деловая игра «Давайте общаться!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир человека" по духовно-нравственному направлению 5 класс

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа внеурочной деятельности"Мир человека" по духовно-нр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс

   Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...