"Сталинградская битва" (классный час)
методическая разработка (5 класс)

Особенное значение в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны имела Сталинградская битва. В литературе все историки, политики и полководцы оценивают ее, как начало коренного перелома во Второй мировой войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_stalingrad.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сталинградская битва.

(классный час)

Цель: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за    прошлое своей страны.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с ходом Сталинградской битвы;
  2. Пробудить в учащихся чувство гордости за свой народ и за прошлое свой страны в Сталинградскую битву и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
  3. Продолжить воспитание патриотизма.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Поручения: подготовить доклад о ходе Сталинградской битвы (ученик 1),    выучить стихотворения о Сталинградской битве (ученик 2).

План.

  1. Вступительное слово учителя;
  2. Ход Сталинградской битвы. Оборонительный этап.
  3. Ход Сталинградской битвы. Наступательный этап.
  4. Заключительное слово.

  1. Вступительное слово.

Особенное значение в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны имела Сталинградская битва. В литературе все историки, политики и полководцы оценивают ее, как начало коренного перелома во Второй мировой войне. (слайд №1).

Г.К.Жуков пишет в своей книге: «Победа наших войск под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало массового изгнания вражеских войск с нашей территории. С этого времени и до самого окончания войны советское командование полностью овладело стратегической инициативой». (слайд №2).

С такой оценкой нельзя не согласится. Если предположить, что не было победы под Сталинградом, то становится ясно, что немцы закрепились бы на Кавказе, в Поволжье, предприняли бы новое наступление на Москву, и война затянулась бы на долгие годы, полные лишений и страданий нашего народа.

Увидев наше поражение, союзники вряд ли остались с нами. Они и так затягивали открытие второго фронта в Европе, наблюдая за ходом событий и ожидая, кто окажется сильнее – мы или немцы.

Ученик 2: Много позже немецкий поэт Эрих Кестнер напишет:

«Когда бы мы вдруг победили

  Под звон литавр и пушек гром,

  Германию бы превратили

  В огромный сумасшедший дом

  Когда бы мы вдруг победили

  Мы стали б выше прочих рас

  От мира бы отгородили

  Колючей проволокой нас.

  Когда бы мы вдруг победили

  Тогда б всех мыслящих судили

  И тюрьмы были бы полны

  Когда б мы только победили

  Но, к счастью, мы побеждены». (слайд №3).

Ученик 1: После Сталинградской битвы все поняли, что наступил поворот, и сомнения в нашей силе исчезли. Мы начали новый наступательный этап в войне, приведший к победе над фашистской Германией.

2. Ход Сталинградской битвы. Оборонительный этап (17 июля – 18 ноября 1942г.).

Ученик 1: После поражения немецко-фашистских войск под Москвой и крушения стратегии молниеносной войны немецкое командование решило вернуть летом 1942г. Стратегическую инициативу на советско-германском фронте и довести до конца основные цели плана Барбаросса. (слайд №4).

 В соответствии с директивой А.Гитлера от 23 июня 1942г. немецкие войска должны были нанести удар в направлении Сталинграда, захватить город и перерезать перешеек между Доном и Волгой. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут затем удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути  русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к острогам Северного Кавказа означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия.

 Ученик 2:

«И тишина была до срока.

  И грянул срок - и началось!

  И по шоссе пошли потоком

  К востоку тысячи колёс.

  Пошли и это означало,

  Что впереди, на фронте, вновь

  Земля уже дрожмя – дрожала

  И пылью присыпала кровь». (слайд №5)

Ученик 1:  Бои на дальних подступах к Сталинграду начались 17 июля 1942г. С немецкой стороны действовала 6-я армия Паулюса. 31 июля ударная группировка была усилена 4-й танковой армией Гота, снятой с Кавказского направления.

Им противостояли 62-я и 64-я армии Чуйкова и Шумилова. Противнику удалось форсировать Дон и к исходу 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. (слайд №6). Город подвергся бомбардировки с воздуха. Это был акт террора, предпринятый с целью деморализовать защитников города.

Ученик 2: «На улице Пушкина произошло прямое попадание бомбы в родильный дом. Дом обрушился, раздавив рожениц и младенцев. Горел госпиталь. Раненые в обмотках и гипсе добирались с трудом до окон и бросались вниз. У пристани столпилась громадная толпа беженцев. Из резервуаров хлынула горящая нефть и сгорела вместе с людьми». (слайд №7-8).

«Стало сердце, как твёрдый камень.

Счёт обиды моей не мал.

Я ведь этими вот руками

Трупы маленьких поднимал.

Гнев мне сердце сжигает яро,

Дай, судьба, мне веку и сил!

Я из дымной пасти пожара

Братьев раненых выносил.

Ненавижу я их глубоко

За часы полночной тоски

И за то, что в огне до срока

Побелели мои виски». (слайд №9).

Ученик 1: На защиту Сталинграда встали отряды народного ополчения, рабочие на стенах родного Тракторного завода написали: «Немцы! Вы ещё проклянёте тот день, когда вы пришли сюда. Лучше не лезьте! Сталинград станет вашей могилой». (слайд №10).

13 сентября начались упорные уличные бои, немецкое командование предпринимало многократные попытки овладеть городом, но защитники стояли на смерть. (слайд №11).

В ожесточённой борьбе за город особо отличились бойцы 13-й гвардейской дивизии генерала А.И. Родимцева. Группа разведчиков возглавляемая сержантом Я.Ф. Павловым, захватила 4-х этажный дом и удерживала его в течение 58 дней. (слайд №12).

Ученик 2:

«Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал.

Злой и упрямый, по грудь в земле,

На смерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад.

Он защищал Сталинград». (слайд №13).

Ученик 1: К ноябрю 1942г., потеряв более 700т. солдат, немецкая армия выдохлась так и не сумев захватить города.

  1. Ход Сталинградской битвы. Наступательный этап (19 ноября 1942г.-2 февраля 1943г.).

Ученик 1: К осени 1942г. советские войска стали усиливаться артиллерией, танковыми и авиационными частями, живой силой. В ставке военного главнокомандующего начал разрабатываться план контрнаступления : план «Уран» и «Кольцо». Их идея сводилась к тому, чтобы прорвать оборону противника на флангах немецкой группировки и затем сходящимися ударами со стороны Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, окружить её и ликвидировать. (слайд №14).

Провести план в исполнение поручалось генералам Ватутину, Рокоссовскому, Ерёменко, под общим руководством Жукова.(слайд №15).

Контрнаступление началось 19 ноября 1942г. Фронт был прорван на участках, обороняемых венгерскими и румынскими частями. (слайд №16).

Советские танковые группы стремительным броском вышли к Дону, захватили переправы и в районе Калача замкнули кольцо окружения. В мешке оказалась 300 тыс. группировка противника. Германское командование предприняло попытку деблокировать окружённые войска ударом танковой группы «Дон», но немецкие танки были остановлены.

 Ученик 2:    

«Когда на излучине Волги

  У локтя великой реки

  Разбились они – на осколки,

  И треснули на куски,

  Какая была отрада

  Не верилось: вот – уйдут,

  О, яростный блеск Сталинграда!

  Бессмертный сердец редут!»

Ученик 1: 10 января 1943г. Донской фронт под командованием Рокоссовского приступил к ликвидации окружённых немецких войск. 31 января ввиду безвыходности положения сдался фельдмаршал Паулюс, а 2 февраля сдались в плен последние немецкие солдаты в Сталинграде. Этим была завершена историческая 200 дневная битва под Сталингадом. В плен было взято 91т. немецких солдат, общие потери составили до 1,5 млн. солдат. (слайд №17).

  Ученик 2:

«О вы, штандарты дедовских побед,

  России величавая отрада!

  Развеяв Гитлеровский бред,

  Меж вас пылает знамя Сталинграда,

  Огни его горят, как ордена,

  Он истинный наследник нашей славы,

  В нем ветер, залетевший от Полтавы,

  И дым пороховой Бородина». (слайд №18).

  1. Заключительное слово.

Учитель: После ликвидации окружённой группировки нем. Войск под Сталинградом, фашисты в панике бежали с Кавказа, боясь нового котла. Советские войска, развивая зимнее наступление на запад, заняли Ростов, Новочеркасск, Курск, Харьков и ряд других важных районов. Общая оперативно-стратегическая обстановка для противника резко ухудшилась на всём советско-германском фронте.

Победа на Волге вызвала подъём национально-освободительного движения в странах, порабощённых фашистами. В Югославии, Чехословакии, Польше нарастала борьба против оккупантов.

О Сталинграде помнят в Европе особенно во Франции. Его именем в разных городах названы школы, улицы, площади, а в Париже станция метро. Появился и в Барнауле бульвар защитников Сталинграда. Давайте помнить нашу историю и гордиться ею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сталинградская битва»

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе создана в рамках нескольких образовательных технологий: опрос организован по методу Шольца, изучение нового материала ведется с использование...

Конкурс, посвященный годовщине победы в Сталинградской битве

Смотр-конкурс чтецов и исполнителей песен, посвященный годовщине победы советских войск в Сталинградской битве, проведенный в общежитии ГОУ НПО "Профессиональное училище №56" г. Палласовки...

Сталинградская битва.

Презентация к классному часу, посвящённому годовщине Сталинградской битвы....

Сталинградская битва: исторические факты, документы, художественная литература

"Сталинградскаябитва: исторические факты, документы, художественная литература" - тема интегрированного занятия элективного курса по истории. Занятие посвящено одному из крупнейших событий период...

Сталинградская битва (классный час)

Классный час, посвященный Сталинградской битве с презентацией. Целевая аудитория: 6-9 классы...

проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"

проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...

«Современные авторы о Сталинградской битве: С.Н. Синякин «Тоска любви» (из сборника «Сталинградские зернышки»)»

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет, общечеловеческое легче и глубже воспринимается через национальное и региональное.Через постижение малой Родины, ее...