Увлекательная грамматика для 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_p_vneurochnoy_deyatelnosti_uvlekatelnaya_grammatika.docx | 75.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №________ от «___»______2022 г. Руководитель МО _______/Очирова В.О./ | Согласовано: Заместитель директора по УВР МБОУ «Алтайская СОШ» ________/__Цыбикова Н.И.___/ «___» ___________2022 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Алтайская СОШ» __________/_Очирова Н.В._ / Приказ №____ от «___» _______2022 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Увлекательная грамматика»
5 класс
2022– 2023 учебный год
Всего часов на учебный год: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Составитель:
Цыренжапова Татьяна Александровна
учитель русского языка и литературы
у. Усть-Дунгуй
2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «Увлекательная грамматика» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Содержание и методы обучения программы «Увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Цель и задачи программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития обучающихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.
Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:
- принцип научности;
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;
- принцип добровольного участия школьников в занятиях;
- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
- принцип занимательности.
Программа «Увлекательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Формы организации внеурочной деятельности
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- опыт личного творчества обучающихся;
- наблюдения над живой речью и над литературным материалом.
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Описание места курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 35 часов. Количество учебных недель – 35. Количество часов в неделю -1.
Срок ее реализации - 1 год.
Содержание тем учебного курса
Введение 1ч.
Тема 1. Ты обязан русской речью хорошо владеть!
(О величии русского языка и его мировом значении. Высказывания великих людей о русском языке. Стихи о русском языке. История некоторых слов. Занимательные задачи о словах.)
Фонетика 1ч.
Тема 2. Как ты слышишь звуки и пишешь слова?
(Закрепление навыков сопоставления звукового и графического образов слов при написании трудных орфограмм. Решение занимательных задач. Конкурс смекалистых. Игра-упражнение «Помоги найти братцу своё место». Работа с сигнальными карточками.)
Графика 1ч.
Тема 3. Сперва аз да буки – потом все науки.
(Краткие сведения из истории русской азбуки. Практическое значение алфавита. Почему мы так говорим? (сообщения учащихся о некоторых устойчивых выражениях). Игры с буквами («Алфавит», «Кто больше?», «Анаграмма»).
Морфемика 1ч.
Тема 4. Бывают ли у слов родственники?
(Как отыскать корень слова. Чередование звуков в корне. Словообразование слов. Работа со словарём. Игры: «Родственники», «Мастерим Матрёшку», «Почему «убегают» гласные и согласные?».)
Лексикология 2ч.
Тема 5. Слова-тёзки и тёзки наоборот.
(Синонимы, антонимы. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.)
Тема 6. О словах разных, одинаковых, но разных.
(Омонимы, омофоны. Сравнительный анализ предложений. Работа со словарём омонимов. Грамматические задачи. Стихи о омонимах и омофонах. Наблюдение над текстом.)
Орфография 2ч.
Тема 7. Гласные и согласные, с нами несогласные.
(О правописании безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слов. Дидактическая сказка «Ударный и безударный». Работа со стихотворениями «Ошибка», «Грустные вести». Игра «Мотогонки» (непроизносимые согласные). Грамматические загадки, кроссворды).
Тема 8. Если знаешь части слова, то напишешь их толково.
(О приставках, суффиксах. Беседа о приставках, игра с приставками. Ребусы. Дидактическая сказка «Работа суффиксов». Игры, головоломки о суффиксах.)
Морфология 1ч.
Тема 9. Морфологическая семейка.
(О самостоятельных и служебных частях речи. Дидактическая сказка «Как Морфология порядок навела». Игра «Строим дом». Рассказ по картинке. Игра «Перевёртыши». Лингвистическая задача «Дружная семейка»).
Синтаксис и пунктуация 5ч.
Тема 10. Тетрадь ученика или ученическая тетрадь?
(Словосочетания, виды словосочетаний. Игра «На корабликах». Работа с шуточными текстами. Игра «Рисуем и сочиняем». Игровые упражнения.)
Тема 11. В лаборатории Предложения.
(Главные члены предложения. Дидактическое стихотворение «Весёлые рифмы». Словесные шарады. Работа с текстами и предложениями.)
Тема 12. Нужны ли второстепенные члены предложения? (Грамматическая сказка. Стихи на запоминание. Занимательные задачки.)
Тема 13. Что такое «осложнённое предложение»?
(Обращения, вводные слова. Дидактическая сказка «Внештатные сотрудники». Стихи на запоминание. Игра «Реклама». Пунктуационные упражнения.)
Тема 14. Среди знаков препинания.
(Дидактическая сказка «Бродячий цирк». Из истории знаков препинания. Загадки на узнавание пунктуационных знаков. Решение задач на пунктуацию.)
Текстоведение 2ч.
Тема 15. Непридуманный рассказ.
(Основные нормы построения текста. Весёлые запоминалки. Игра «В гостях у издательства», конкурс редакторов.)
Тема 16. «Посиделки у Грамматейки» (Викторина, тестирование.)
Словообразование 2ч.
Тема 17. Загадочные орфограммы.
(Чередование букв О и А; О, Ё после шипящих и Ц в корнях слов. Дидактические сказки «Суффикс-консультант», «Разведчица Ё». Работа с деформированными текстами, конкурс «Кто быстрее», составляем кроссворд.)
Тема 18. Чудеса приставок.
(Правописание приставок раз-, рас-; весёлые запоминалки, редкие приставки, дидактические игры, упражнения, головоломки, ребусы)
Лексикология и фразеология 3ч.
Тема 19. В руках умелых слово творит чудеса.
(Слова однозначные и многозначные, переносное значение слова. Работа с лирическими текстами. Детские высказывания из записей К.Чуковского. Грамматические упражнения, составление ребусов.)
Тема 20. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. (Роль тропов в художественном тексте. Понятия: эпитет, метафора. Прилагательные в загадках. Игра «Расставь всё по местам». Рисуем словесный портрет. )
Тема 21. Выражения, которые обрели крылья и вечность. (Фразеологизмы. Сообщения учащихся. Работа с текстом. Знакомство с фразеологическим словарём. Занимательные грамматические упражнения. Игры «Кто быстрее?», «Кто сказал…»).
Имя существительное 3ч.
Тема 22. Тайна имени.
(Имя существительное собственное и нарицательное. Сообщения учащихся «Из истории имён», дидактическая сказка «Тайна существительных, или война двух разрядов», конкурс «Словесные баталии», кроссворд «Найди соответствия».)
Тема 23. Интересное о падеже имён существительных.
(История падежей, безударные окончания Е и И. Весёлые запоминалки о падежах, занимательные стихотворения с определением падежей, чайнворд, игра «Заказ».)
Тема 24. Давайте будем дружить!
(Употребление имен существительных в речи. Немного из этимологии. Весёлые запоминалки слов, сложных в ударении.)
Имя прилагательное 2ч.
Тема 25. Прилагательное, значит, его нужно прилагать. (Дидактическая сказка «Скромные просители». Грамматический рассказ «Прилагается ли прилагательное?». Дидактические игры с прилагательными.)
Тема 26. Слова, «озаряющие предметы».
(Об эпитетах. Эпитеты в устном народном творчестве, художественных произведениях. Игра «Читаем картины», конкурсы «Лучшее признание», «Создай свою сказку»)
Глагол 5ч.
Тема 27. «Самая огнепышущая, самая живая часть речи»
(Общее значение глагола, употребление в речи. Грамматическая сказка «Здравствую, дядюшка Глагол». Весёлое стихотворение «Я учу глаголы». Игра «Перепутаница».Грамматическая сказка «В стране Ошибии». Игры на внимание.)
Тема 28. Хитрая Ира.
(Правописание Е и И в корнях с чередованием. Весёлые запоминалки. Конкурс на восстановление деформированного текста, игра «Копилка», конкурс «Разведчики» (нахождение слов с чередованием в тексте).
Тема 29. Физкультура для глагола
(Наклонение глаголов. Дидактический рассказ «В стране Глаголия». Игра «Лучший тренер для глагола», конкурс «На старт! Внимание! Марш!», создаём ребусы.)
Тема 30. Глаголы, у которых нет лица.
(Безличные глаголы. Дидактическая сказка «Важная персона». Из истории слов «-СЯ в глаголах». Дидактические соревнования. Чайнворд «Глагол»).
Тема 31. Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. (Дидактическая сказка «Откуда появились глаголы исключения». Стихотворения на запоминание. Игра «Заказ». Решение кроссвордов.)
Стилистика и текстоведение 2ч.
Тема 32. Офис Переделкина.
(Стили речи. Игра «Лучший помощник библиотекаря». Конкурс заметок.)
Тема 33. Напишу-ка я письмо…
(Правила составления письма, адреса (на бумажном и электронном носителях.)
Итоговое занятие 2 ч.
Тема 34. Волшебный мир грамматики. Итоговый урок. (Тест-игра.)
Планируемые результаты деятельности
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметне результаты
Ученик научится
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
- проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
- группировать слова по видам орфограмм;
соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях
Ученик получит возможность научиться:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Фонетика | 1 |
3 | Графика | 1 |
4 | Морфемика | 1 |
5 | Лексикология | 2 |
6 | Орфография | 2 |
7 | Морфология | 1 |
8 | Синтаксис и пунктуация | 5 |
9 | Текстоведение | 2 |
10 | Словообразование | 2 |
11 | Лексикология и фразеология | 3 |
12 | Морфология | 10 |
13 | Стилистика и текстоведение | 2 |
14 | Итоговое занятие | 2 |
Всего: | 35ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Воспитательный компонент | Дата поведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
Введение | Гражданское воспитание: развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; | |||
1 | Ты обязан русской речью хорошо владеть! | |||
Фонетика | ||||
2 | Как ты слышишь звуки и пишешь слова? | |||
Графика | ||||
3 | Сперва аз да буки – потом все науки. | Патриотическое воспитание: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Физическое воспитание формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Трудовое воспитание воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; | ||
Морфемика | ||||
4 | Бывают ли у слов родственники? | |||
Лексикология | ||||
5 | Слова-тёзки и тёзки наоборот. | |||
6 | О словах разных, одинаковых, но разных. | |||
Орфография | ||||
7 | Гласные и согласные, с нами несогласные. | |||
8 | Если знаешь части слова, то напишешь их толково. | |||
Морфология | ||||
9 | Морфологическая семейка. | Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. | ||
Синтаксис и пунктуация | ||||
10 | Тетрадь ученика или ученическая тетрадь? | |||
11 | В лаборатории Предложения. | |||
12 | Нужны ли второстепенные члены предложения? | |||
13 | Что такое «осложнённое предложение»? | |||
14 | Среди знаков препинания. | |||
Текстоведение | ||||
15 | Непридуманный рассказ. | Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. | ||
16 | Посиделки у Грамматейки | |||
Словообразование | ||||
17 | Загадочные орфограммы. | |||
18 | Чудеса приставок. | |||
Лексикология и фразеология | ||||
19 | В руках умелых слово творит чудеса. | |||
20 | Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. | |||
21 | Выражения, которые обрели крылья и вечность. | |||
Морфология | Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. | |||
Имя существительное | ||||
22 | Тайна имени. | |||
23 | Интересное о падеже имён существительных. | |||
24 | Давайте будем дружить! | |||
Имя прилагательное | ||||
25 | Прилагательное, значит, его нужно прилагать. | |||
26 | Слова, «озаряющие предметы». | |||
Глагол | Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. | |||
27 | «Самая огнепышущая, самая живая часть речи». | |||
28 | Хитрая Ира. | |||
29 | Физкультура для глагола. | |||
30 | Глаголы, у которых нет лица. | |||
31 | Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. | |||
Стилистика и текстоведение | Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее. | |||
32 | Офис Переделкина. | |||
33 | Напишу-ка я письмо… | |||
Итоговое занятие | ||||
34 | Волшебный мир грамматики | |||
35 | Итоговый урок |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994.
- Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.
- Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.
- Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2009.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова.- М.:ВАКО, 2010.
- Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.
- Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.
- Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.-М.: Глобус, 2010.
- Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1996.
- http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96
- http://www.natalija.novki-shkola.ru/kvn-zanimatelnaya-grammatika-v-5-klasse.html
- http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66
- http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm
Фонетика
- Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:
- яма
- семья
- люк.
- Укажите слово, в котором все согласные глухие:
- мышь
- вскачь
- затем.
- Отметьте слово, в котором шипящий звук твёрдый:
- лыжи
- ночи
- мощи.
- Укажите слово, в котором пишется ъ:
- в…юга
- суб…ект
- обез…яна.
- Отметьте слово, в котором гласная в корне не проверяется ударением:
- в…кзал
- х…лодный
- в…терок.
Словообразование
- Отметьте слово, состоящее из корня, суффикса и окончания:
- пригород
- угрожать
- барсик.
- Отметьте слово, в котором для обозначения профессии человека использован суффикс –щик:
- фонар…ик
- перевоз…ик
- пулемёт…ик.
- Определи слово, которое не является однокоренным:
- желток, железо, жёлтый
- часовщик, час, часть
- печурка, печать, печка.
- Укажи слова с буквой а в корне:
- пр…сить
- охр..нять
- ж…леть.
- Укажи, какое слово надо писать отдельно:
- (по)казалось
- (по)реке
- (за)бежал.
Лексикология
- Отметьте антонимическую пару:
- горячий – холодный
- горячий – влажный
- горячий – сухой.
- Отметь слово, которое не является синонимом в данном синонимическом ряду, обозначающем качества человека:
- быстрый
- прыткий
- проворный
- мгновенный
- резвый.
- Укажи слово, имеющее омоним:
- лечу
- успех
- лиса.
- Отметьте словосочетание, в котором имеется слово со значением «относиться без уважения»:
- пр…зирать опасности
- пр…зреть сироту.
- Отметьте ряд, все слова в котором являются синонимами:
- одеваться, наряжаться, облачаться
- молодой, взрослый, пожилой.
Орфография
- Отметьте слово, в котором происходит чередование согласных в корне:
- писк – пищать
- краса – красивый
- ноша – ношение.
- В каком слове есть приставка подо-:
- подорожник
- подобрать
- пододеяльник.
- В каких словах пишется приставка рас-:
- ра…цвет
- ра…садник
- ра…говор.
- В каком из слов используется уменьшительно-ласкательный суффикс:
- борщик
- сварщик
- дублёрщик.
- В каком из слов есть суффикс –ик-:
- ключ…к
- дружоч…к
- платоч…к.
Морфология
- Укажи, какое слово относится к имени существительному:
- белизна
- белеет
- беловатый.
- Какое из слов может относиться к разным частям речи:
- ловля
- учёный
- жгут.
- Найди среди слов междометие:
- под
- ага
- бы.
- Где затаилась ошибка:
- за краем
- за думал
- за чёрной.
- Определи верное выражение:
- скучаю за тобой
- пришёл со школы
- класть в сумку.
Синтаксис и пунктуация
- В каком предложении неправильно выделена грамматическая основа:
- Нашего учителя мы считали другом.
- В аудитории находилось сорок пять человек.
- Десять ночей подряд она не находила себе места.
- Какое предложения является нераспространённым:
- Высоко пылает солнце.
- Прошло несколько дней.
- Пахло яблоками.
- Найди предложение с обращением:
- Воротись, поклонися рыбке.
- Здравствуй, солнце да утро весёлое!
- Ребята, вероятно, уже все в сборе.
- Определи предложения с вводными словами:
- Ты, видимо, меня не услышал.
- Всё только кажется.
- Кажется, дождь начинается.
- В каком предложении верно расставлены знаки препинания:
- Волк каждый год линяет а обычаи не меняет.
- Мал золотник, да дорог.
- Девица умная, да пригожая.
Словообразование и орфография
- В каком ряду во всех словах пишется буква а:
- разоч…ровать, овл…деть, р…скошный
- препод…вать, насл…ждение, ф…нтазия
- обог…щение, запл…тить, р…ждённый.
- В каком ряду пропущена буква о:
- отр…сль, сокр…щать, подг…реть
- к…снуться, ж…ра, сл…гаемое
- р…стёт, к…саться, к…сой.
- В каком слове после шипящих пишется буква ё:
- этаж…м
- реч…нка
- ш…пот.
- В каком слове пишется буква о:
- прич…ска
- печ…т
- волч…нок.
- В каком слове после ц пишется буква ы:
- ц…фра
- лекц…я
- сестриц…н.
Лексикология и фразеология
- Укажите предложение с фразеологизмом:
- У меня голова кругом идёт, я ничего сообразить не могу.
- Он занимал просторную и светлую комнату.
- В воскресенье мы собрались на парад.
- Какое выделенное прилагательное употреблено в прямом значении:
- распущенный ребёнок
- открытая душа
- сорванный цветок
- Какой из перечисленных средств художественной выразительности используется в словосочетании «лучезарная улыбка»:
- сравнение
- эпитет
- олицетворение.
- Какой приём используется в предложении «…выступает, будто пава; а как речь-то говорит, будто реченька журчит.»:
- эпитет
- сравнение
- олицетворение.
- Какой приём художественной выразительности использован в предложении «Отговорила роща золотая..»:
- эпитет
- сравнение
- олицетворение.
Морфология. Имя существительное
- Какое существительное имеет форму только множественного числа:
- пирожки
- бензопилы
- опилки.
- В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже:
- шёл по тропинке
- пас овец
- писал в тетради.
- Какое из слов является одушевлённым:
- комната
- одуванчик
- мертвец.
- В каком слове на конце пишется ь:
- шалаш…
- полноч…
- из-за туч…
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
- пара чулок
- футбольные тренера
- строй солдат.
Морфология. Имя прилагательное
- В каком словосочетании прилагательное употреблено в переносном значении:
- кожаная обувь
- шёлковая травка
- шерстяной костюм.
- В каком словосочетании имя прилагательное излишне:
- дорогой подарок
- памятный сувенир
- клетчатая скатерть.
- В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква:
- о широк…й душе, о лучш…й доле
- по весен…му небу, на передн…м сиденье
- в син…м море, осенн…м пейзажем.
- В каком словосочетании использован эпитет:
- колючий мороз
- гладкая кожа
- толстая тетрадь.
- В каком слове на конце пишется ь:
- вокруг тиш…
- дуб могуч…
- громкий плач…
Морфология. Глагол
- Какой глагол стоит в неопределённой форме:
- смеётся
- нести
- плавали.
- В каком ряду пропущена одна и та же буква:
- выж…гал, выт…р
- переб…ру, пост…лить
- забл…стел, прот…рает.
- В каком ряду в обоих словах пишется ь:
- взобрат…ся, береч…
- мчит…ся, купаеш…ся
- испеч…, слышит…ся.
- В какой строке находится глагол 2 спряжения:
- стелется
- одеваться
- подогнать.
- Какой глагол находится в изъявительном наклонении:
- думает
- посмотрел бы
- подойди
Стилистика. Текстоведение
- Основными признаками текста являются:
- Единство темы, законченность, смысловая и грамматическая связь предложений.
- Единство темы, наличие повторяющихся фраз, описание одного предмета.
- Особенностями официально-делового стиля являются:
- Сообщение информации, точность речи, компактность.
- Сообщение информации, сжатость, описание собственных впечатлений.
- К научному стилю относятся:
- статья, доклад, лекция
- статья, указ, репортаж
- интервью, учебник, заявление.
- В художественной речи используются:
- научные термины, отсутствие эмоциональной окраски
- речевые штампы, призывность
- эмоциональность, разностилевая лексика.
- К какому типу речи относится высказывание: «На мой взгляд, это очень выгодное предложение».
- повествование
- рассуждение
- описание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Очень увлекательная грамматика"
Цель данного мероприятия: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как к учебному предмету...
методическое пособие "Увлекательная грамматика", лексико-грамматические упражнения по немецкому языку для 5-9 классов
лексико-грамматические упражнения по немецкому языку для базового уровня...
Увлекательная грамматика
Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов...
Календарно-тематическое планирование ВУД "Увлекательная грамматика английского языка".
Календарно-тематическое планирование ВУД "Увлекательная грамматика английского языка"....
Рабочая программа "Увлекательная грамматика" 8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 8 классе "Увлекательная грамматика"...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» для 7 «Б» класса на 2018 – 2019 учебный год
Календарно-тематическое планированиепо внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика»для 7 «Б» классана 2018 – 2019 учебный год...
Программа внеурочной деятельности "Увлекательная грамматика" 6 класс
Программа внеурочной деятельности "Увлекательная грамматика" предназначена для освоения учащимися дополнительных заданий в игровой форме. Программа рассчитана на 12-13 лет сроком на 1 год....