Этап создания мотивации и эмоционального настроя на работу (2 мин.) Цель: настроить участников на продуктивную деятельность, поднять настроение, способствовать формированию чувства общности в классе. Результат: готовность и настрой учащихся на учебную деятельность. | Приветствует учащихся. Обращение к ученикам. - Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Положите руку на сердце и повторяйте за мной: Я есть любовь, Я есть воля, Я есть сила, Я есть добро, Я есть всё прекрасное. Я есть Человек, Всё зависит от меня, Всё в моих руках.
|
Учащиеся выполняют инструкцию учителя.
Учащиеся настраиваются на работу.
| Личностные: осознавать позитивные личные качества и умения; коммуника-тивные: слушать и понимать других, настроить продуктивное взаимодействие и сотрудничес-тво со сверстниками и взрослыми; регулятивные: настроиться на продуктивную работу. |
Этап: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы (10 мин.)
Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; активизация знаний учащихся, с опорой на собственный опыт и опыт одноклассников. Результат: учащиеся вступают в диалог, ссылаясь на информацию, изображенную на слайдах презентации, собственные знания и опыт.
| Педагог обращается к ученикам и показывает на слайд презентации, где написаны слова Бернарда Шоу – прославленного ирландского драматурга, романиста, известного литературного деятеля в1925 году получившего Нобелевскую премию в области литературы: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». - Посмотрите, ребята, на слайд как вы понимаете эти слова?
Ответственность – это наши обязанности, а свобода - это наши права. - Ребята, рассмотрите, картинки на слайде презентации, что на них изображено?
К каким последствиям приведет совершение данных проступков?
- Правильно!
Необходимо подвести учащихся к формулированию проблемы. Итак, ребята, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
Педагог обобщает ответы, озвучивает проблему урока. Показывает слайд презентации, где прописана проблема урока: «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления». | Учащиеся смотрят презентацию и слушают учителя.
Учащиеся отвечают на вопросы и высказывают разные мнения. - Когда ты слишком много позволяешь себе свободы, то можешь сделать что-то не то, опасное, неправильное. - Когда ты свободен, тебе необходимо отвечать за свои поступки. Если позволить себе слишком много свободы, то будет неправильно.
Ответы детей: - Ребята совершают плохие поступки: переходят дорогу в неположенном месте. - Играя в мяч, разбивают стекло. - Рисуют на стенах. - На картинках ребята дерутся. - Ребят накажут. - Они понесут ответственность за свои поступки. - Кому-то от этого будет плохо. - Такие действия приводят к беспорядку.
Учащиеся формулируют проблему урока. - О том, что нельзя рисовать на стенах, драться, бить стекла. - Об ответственности за свои поступки.
| Личностные: соотносить поступки и события с принятыми этическими и правовыми нормами; коммуника-тивные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; познаватель-ные: формировать умение отбирать главное, синтезировать, оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала. |
Этап изучения нового материала (7 мин.) Цель: создание условий для расширения знаний обучающихся о понятиях: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, виды юридической ответственности. Результат: знакомство учащихся с новыми понятиями. | Педагог обращается к учащимся: - Быть ответственным значит понимать, что совершенные тобой плохие поступки могут принести дискомфорт и боль другим людям, именно поэтому их не совершать. К сожале-нию, не каждый человек обладает такой внутренней ответственностью, и тогда к ответу призывает государство. Педагог проводит интерактивную презентацию и знакомит учащихся с понятиями: преступление, правонарушение, юридическая ответственность, виды юридической ответственности. | Учащиеся слушают педагога и смотрят презентацию, по ходу просмотра отвечают на вопросы педагога.
| Личностные: ценностно-смысловая ориентация учащихся; коммуника-тивные: слушать и понимать других; познаватель-ные: оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последую-щему изложению данного материала. |
Этап освоения нового знания (23 мин.) Цель: дать возможность детям актуализировать и закрепить полученные знания с помощью игры-пантомимы, с помощью разбора задач, поставленных перед группой (в помощь учащимся предоставляется памятка с выборкой статей из законов РФ) Результат: Учащиеся используют в работе полученные новые знания, памятку, собственные знания и опыт. Они самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию, приобретают навыки сотрудничества, умение работать в группе.
| Педагог обращается к ученикам: -Как часто в жизни мы сталкиваемся с противоправными деяниями (правонарушениями, преступлениями)?
- Предлагаю вам поучаствовать в игре – пантомиме. После игры вам необходимо будет оценить, насколько легко каждый из нас может совершить противоправное деяние (случайно, по неосторожности или специально) и как часто задумываемся мы о последствиях, которые могут повлечь наши поступки. - Ребята, прошу вас разделиться на 5 групп по 4-5 человек. - Представитель от каждой группы вытянет листок, где будет указано задание для пантомимы.
- Участникам групп необходимо будет с помощью мимики, жестов, телодвижений, без слов изобразить, указанное на листе, противоправное деяние. Одна группа будет показывать пантомиму, участники остальных групп угадывать, какое противоправное деяние изображают ребята.
- Прошу представителей групп ответить на вопросы формы, расположенной на доске, поставив в каждой колонке знак «+» или «-» Легко ли совершить противо-правное деяние? | Часто ли мы задумываем-ся о послед-ствиях наших поступков? | 1) 2) 3)… | 1) 2) 3)… |
Педагог подводит итог игры-пантомимы и опроса учащихся. - Для игры-пантомимы были выбраны противоправные деяния, которые наиболее часто совершают подростки. Каждой группе легко удалось изобразить заданную ситуацию, а другим ребятам угадать её. Потому что, к сожалению, достаточно часто мы встречаемся в жизни с подобными ситуациями (непосредственно участвуем, узнаем из СМИ, от друзей и знакомых). - Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод, что совершить противоправное деяние можно легко, но не все задумываются о последствиях своих поступков.
- Ребята, можете ли вы, определить какая ответственность грозит за противоправные деяния, проигранные вами? - Предлагаю каждой группе разобрать проблемную ситуацию (задачу). Педагог раздает каждой группе проблемные ситуации (задачи) и памятки с выборкой статей из законов РФ. - Ребята, вам необходимо проанализировать какие противоправные деяния совершили подростки в предложенной ситуации. Далее соотнести их с нормой закона РФ, которая предусматривает ответственность за эти деяния. В помощь вам выдана памятка. - После подготовки вся группа должна выйти к доске и озвучить условие и решение своей задачи. - Во время выступления групп вам необходимо будет оценить работу каждой из них по следующим вопросам: - 1. Все ли противоправные деяния команда определила в задаче?
- 2. Правильно ли группа соотнесла противоправное деяние с нормой закона?
- 3. Оцените качество выступления группы.
- У каждой группы на столе лежит оценочный лист, ответы вписывают в них.
Педагог задает уточняющие вопросы. - По условию задачи Сереже и Саше только 12 лет, будут ли они подлежать уголовной ответственности? - А кто будет привлечен к ответственности за совершенное деяние? - Правильно. Однако, подростки тоже понесут наказание. По решению правоохранительных органов они будут поставлены на профилактический учет в полиции, и с ними будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.
Педагог вывешивает все листы на доску и анализирует выступления учащихся, озвучивая слабые и сильные сторон групп. - Проанализировав ваши оценочные листы и выступления групп, делаю вывод, что все команды сегодня справились с заданиями. Группа №1 была успешнее в …, группа № 2 в … и т.д. - Очень важно запомнить что поступки, совершенные сегодня, могут отразиться на вашем будущем. К сожалению, информация о совершенном противоправном деянии хранится в базах правоохранительных органов и может учитываться при приеме на работу, поступлении в учебное заведение.
| Учащиеся отвечают на вопросы педагога. - Достаточно часто. -Практически каждый день. - Нет, редко. - Всё зависит от того, какое правонарушение.
Учащиеся делятся на группы.
Представители от групп вытягивают задание для игры-пантомимы.
Учащиеся самостоятельно придумывают, как изобразить заданную ситуацию без слов. Каждая группа выходит к доске и показывает пантомиму. Остальные учащиеся называют угаданные ситуации: кража, драка, нарушение правил дорожного движения, вандализм, оскорбление.
Представитель, посоветовавшись со своей группой, выходит к доске и заполняет форму. Большее количество групп на вопрос «Легко ли совершить противоправное деяние?», отвечают «да», на вопрос «Часто ли мы задумываемся о последствиях наших поступков?» отвечают «нет».
Учащиеся предлагают свои варианты и приходят к выводу, что нет.
Учащиеся работают в группах: - знакомятся с проблемной ситуацией (задачей), анализируют её; - формулируют ответ на поставленную задачу.
Вся группа выходит к доске для выступления. Учащиеся озвучивают проблемную ситуацию (задачу). Шестиклассники Сережа и Саша (12 лет) баллончиками с краской разрисовали остановку. Какое противоправное деяние совершили подростки? Какая ответственность им за это грозит? - Мы считаем, что ребята совершили противоправное деяние - вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. - За данное преступление частью 1 статьи 214 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность: штраф в размере до сорока тысяч рублей, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев. Учащиеся отвечают на вопросы. - Нет, так как уголовная ответственность наступает с 14 лет - Родители подростков.
Выступления представителей групп 2-5 с анализом проблемных ситуаций (задач) прошли по примеру указанному выше.
| Личностные: оценивать совершаемые поступки как чужие, так и собственные в соответствии с правовыми нормами, принятыми в обществе; уметь выделять нравственные аспекты поведения; развить внутреннюю активность детей, уверенность в себе; коммуника-тивные: слушать и понимать других, уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми; регулятивные: уметь организовать свою учебную деятельность, оценивать выполненную работу; познаватель-ные: уметь анализировать проблемы, применять, полученные знания, искать различные способы решения задач. |