Классный час "Это надо знать и помнить"
классный час (6 класс)

Будилова Виктория Сергеевна

Конспект классного часа "Это надо знать и помнить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy-zanyatiya-eto-nado-znat-i-pomnit.docx30.26 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf401.88 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект проведения классного занятия

Тема занятия: «Это надо знать и помнить!»

Участники: 6 класс

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель занятия: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних через воспитание правомерного поведения и правового сознания у обучающихся.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, виды юридической ответственности, предусмотренной для  несовершеннолетних.
  2. Способствовать осознанию подростками причинно-следственной связи между правонарушениями, преступлениями  и ответственностью за них.
  3. Способствовать освоению приемов самоконтроля поведения, осознанной оценке своих действий и поступков, формированию умения аргументировано высказывать свое мнение.

        Используемые методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Технологии обучения: проблемное обучение, деловая игра, использование информационно-коммуникативных технологий.

Формы работы: фронтальная, ролевая игра, групповая.

Учебно-наглядные пособия и оборудование: презентация, раздаточный материал (задание для игры-пантомимы, памятки, проблемные ситуации (задачи), оценочные листы, лист А-3, листы А-4, шариковые ручки).

План занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УДД

Этап создания мотивации и эмоционального настроя на работу (2 мин.)

Цель: настроить участников на продуктивную деятельность, поднять настроение, способствовать формированию чувства общности в классе.

Результат: готовность и настрой учащихся на учебную деятельность.

Приветствует учащихся.  

Обращение к ученикам.

- Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
Положите руку на сердце и повторяйте за мной:
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть всё прекрасное.
Я есть Человек,
Всё зависит от меня,
Всё в моих руках.

Учащиеся выполняют инструкцию учителя.

Учащиеся настраиваются на работу.                  

Личностные: осознавать позитивные личные качества и умения;

коммуника-тивные: слушать и понимать других, настроить продуктивное взаимодействие и сотрудничес-тво со сверстниками  и взрослыми; регулятивные: настроиться на продуктивную работу.

Этап: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

(10 мин.)

Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; активизация знаний учащихся, с опорой на собственный опыт и опыт одноклассников.

Результат:

учащиеся вступают в диалог, ссылаясь на информацию, изображенную на слайдах  презентации, собственные знания и опыт.

Педагог обращается к ученикам и показывает на слайд презентации, где написаны слова  Бернарда Шоу – прославленного ирландского драматурга, романиста, известного литературного деятеля в1925 году получившего Нобелевскую премию в области литературы:

«Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее».

- Посмотрите, ребята,  на слайд как вы понимаете эти слова? 

Ответственность – это наши обязанности, а свобода - это наши права.

-  Ребята, рассмотрите, картинки на слайде презентации, что на них изображено?  

 К каким последствиям приведет совершение данных проступков?

- Правильно!

Необходимо подвести учащихся к формулированию проблемы.

Итак, ребята, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Педагог обобщает ответы, озвучивает проблему урока. Показывает слайд презентации, где прописана проблема урока: 

«Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления». 

Учащиеся смотрят презентацию и слушают учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы и высказывают разные мнения.

- Когда ты слишком много позволяешь себе свободы, то можешь сделать что-то не то, опасное, неправильное.

- Когда ты свободен, тебе необходимо отвечать за свои поступки. Если позволить себе слишком много свободы, то будет неправильно.

Ответы детей:

 - Ребята совершают плохие поступки: переходят дорогу в неположенном месте.

- Играя в мяч, разбивают стекло.

- Рисуют на стенах.

 - На картинках ребята дерутся.

- Ребят накажут.

- Они понесут ответственность за свои поступки.

- Кому-то от этого будет плохо.

- Такие действия приводят к беспорядку.

Учащиеся формулируют проблему урока.

 - О том, что нельзя рисовать на стенах, драться, бить стекла.

- Об ответственности за свои поступки.

Личностные: соотносить поступки и события с принятыми этическими и правовыми нормами; коммуника-тивные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

познаватель-ные: формировать умение отбирать главное, синтезировать, оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

Этап изучения нового материала

(7 мин.)

Цель: создание условий для  расширения знаний обучающихся  о понятиях: правонарушение, преступление,  юридическая ответственность, виды юридической ответственности.

Результат: знакомство учащихся с новыми понятиями.

Педагог обращается к учащимся:

- Быть ответственным значит понимать, что совершенные тобой плохие поступки могут принести дискомфорт и боль другим людям, именно поэтому их не совершать.  К сожале-нию, не каждый человек обладает такой внутренней ответственностью, и тогда к ответу призывает государство.

Педагог проводит интерактивную презентацию и знакомит учащихся  с понятиями: преступление, правонарушение, юридическая ответственность, виды юридической ответственности.

Учащиеся слушают педагога и смотрят презентацию, по ходу просмотра отвечают на вопросы педагога.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация учащихся; коммуника-тивные: слушать и понимать других;

познаватель-ные: оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки

к последую-щему изложению данного материала.

Этап освоения нового знания

(23 мин.)

 

Цель: дать возможность детям актуализировать  и закрепить полученные знания  с помощью игры-пантомимы, с помощью разбора задач, поставленных перед группой (в помощь учащимся предоставляется памятка с выборкой статей  из законов РФ)

Результат: Учащиеся используют в работе полученные новые знания, памятку, собственные знания и опыт. Они самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию, приобретают  навыки сотрудничества, умение работать в группе.

Педагог обращается к ученикам:

-Как часто в жизни мы сталкиваемся с противоправными деяниями (правонарушениями, преступлениями)?

- Предлагаю вам поучаствовать в игре – пантомиме. После игры вам необходимо будет оценить, насколько легко каждый из нас может совершить противоправное деяние (случайно, по неосторожности или специально) и как часто задумываемся мы о последствиях, которые могут повлечь наши поступки.

- Ребята, прошу вас разделиться на 5 групп по 4-5 человек.

- Представитель от каждой группы вытянет листок, где будет указано задание для пантомимы.

- Участникам  групп необходимо будет с помощью мимики, жестов, телодвижений, без слов изобразить,  указанное на листе, противоправное деяние.  Одна группа будет показывать пантомиму, участники остальных групп угадывать, какое противоправное деяние изображают ребята.

- Прошу представителей групп ответить на вопросы формы, расположенной на доске, поставив в каждой колонке знак «+» или  «-»

Легко ли совершить противо-правное

деяние?

Часто ли мы задумываем-ся  о послед-ствиях наших поступков?

1)

2)

3)…

1)

2)        

3)…

Педагог подводит итог игры-пантомимы и опроса учащихся.

- Для игры-пантомимы были выбраны противоправные деяния, которые наиболее часто совершают подростки. Каждой группе легко удалось изобразить заданную ситуацию, а другим ребятам угадать её. Потому что, к сожалению, достаточно часто мы встречаемся в жизни с подобными ситуациями (непосредственно участвуем, узнаем из СМИ, от друзей и знакомых).

- Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод, что совершить противоправное деяние можно легко, но не все задумываются о последствиях своих поступков.

- Ребята, можете ли вы, определить какая ответственность грозит за противоправные деяния, проигранные вами?

- Предлагаю каждой группе разобрать проблемную ситуацию (задачу).

Педагог раздает каждой группе проблемные ситуации (задачи) и памятки с  выборкой статей  из законов РФ.

- Ребята, вам необходимо проанализировать какие противоправные деяния совершили подростки в предложенной ситуации. Далее соотнести их с нормой закона РФ, которая предусматривает ответственность за эти деяния. В помощь вам выдана памятка.

- После подготовки вся группа должна выйти к доске и озвучить условие и решение своей задачи.

 - Во время выступления групп вам необходимо будет оценить работу каждой из них по следующим вопросам:

  1. 1. Все ли противоправные деяния команда определила в задаче?
  2. 2.  Правильно ли группа соотнесла противоправное деяние с нормой закона?
  3. 3. Оцените качество выступления группы.
  4. У каждой группы на столе лежит оценочный лист, ответы вписывают в них.

Педагог задает уточняющие вопросы.

- По условию задачи Сереже и Саше только 12 лет, будут ли они подлежать уголовной ответственности?

- А кто будет привлечен к  ответственности за совершенное деяние?

- Правильно. Однако,  подростки тоже понесут наказание. По решению правоохранительных органов они будут поставлены на профилактический учет в полиции, и с ними будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Педагог вывешивает все листы на доску и анализирует выступления учащихся, озвучивая слабые и сильные сторон групп.

- Проанализировав ваши оценочные листы и выступления групп, делаю вывод, что все команды сегодня справились с заданиями. Группа №1 была успешнее в …, группа № 2 в … и т.д.

-  Очень важно запомнить что поступки, совершенные сегодня, могут отразиться на вашем будущем. К сожалению, информация о совершенном противоправном деянии хранится в базах правоохранительных органов и может учитываться при приеме на работу, поступлении в учебное заведение.

Учащиеся отвечают на вопросы педагога.

- Достаточно часто.

-Практически каждый день.

- Нет, редко.

- Всё зависит от того, какое правонарушение.

Учащиеся делятся на группы.

Представители от групп вытягивают задание для игры-пантомимы.

Учащиеся самостоятельно придумывают, как изобразить заданную ситуацию без слов. Каждая группа выходит к доске и показывает пантомиму. Остальные учащиеся называют угаданные ситуации: кража, драка, нарушение правил дорожного движения, вандализм, оскорбление.

Представитель,

посоветовавшись со своей группой, выходит к доске и заполняет форму.

Большее количество групп на вопрос «Легко ли совершить противоправное деяние?», отвечают «да»,  на вопрос «Часто ли мы задумываемся  о последствиях наших поступков?» отвечают «нет».

Учащиеся предлагают свои варианты и приходят к выводу, что нет.

Учащиеся работают в группах:                          - знакомятся с проблемной ситуацией (задачей), анализируют её;                              - формулируют ответ на поставленную задачу.

Вся группа  выходит к доске для выступления.

Учащиеся озвучивают проблемную ситуацию (задачу).

Шестиклассники Сережа и Саша (12 лет) баллончиками с краской разрисовали остановку. Какое противоправное деяние совершили подростки? Какая ответственность им за это грозит?

- Мы считаем, что ребята совершили противоправное деяние - вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

- За данное преступление  частью 1 статьи  214 УК РФ предусмотрена уголовная  ответственность:  штраф в размере до сорока тысяч рублей, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.

Учащиеся отвечают на вопросы.

- Нет, так как уголовная ответственность наступает с 14 лет

-  Родители подростков.

Выступления представителей групп 2-5 с анализом проблемных ситуаций  (задач) прошли по примеру указанному выше.

Личностные: оценивать совершаемые поступки как чужие, так и собственные в соответствии с правовыми нормами, принятыми в обществе; уметь выделять нравственные аспекты поведения; развить внутреннюю активность детей, уверенность в себе; коммуника-тивные: слушать и понимать других, уметь сотрудничать со сверстниками  и взрослыми; регулятивные: уметь организовать свою учебную деятельность, оценивать выполненную работу;

познаватель-ные: уметь анализировать проблемы, применять, полученные знания, искать различные способы решения задач.

Этап рефлексии

(3 минуты).

Цель: создать условия учащимся для самоанализа собственной деятельности.

Результат: учащиеся осознали результат своей деятельности на занятии.

Педагог обращается к ученикам и подводит итог занятия.

 Для подведения итогов нашего занятия, предлагаем ответить на вопросы. Ответить должен каждый,  поэтому будем использовать следующую форму:

 нужно поднять руку

на 900 –  при ответе «да»;

на 450  - при ответе «частично»;

на 00 при ответе «нет».

  1. Полезна ли информация, которую изучали на уроке?
  2. Продуктивно ли вы работали на уроке?
  3. Будете ли вы оценивать поступки с позиции полученных знаний?

 - Спасибо Вам, ребята, за работу!

Учащиеся оценивают свою работу на уроке поднимая руки.

Личностные: оценивать продуктивность собственной деятельности;

развивать внутреннюю активность учащихся; коммуника-тивные: слушать и понимать других;

регулятивные: уметь оценивать выполненную работу. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надо знать, чтобы помнить...

Данный материал содержит краткую информацию об участниках ВОв из моей семьи...

Классный час в 5 классе на тему "Правила дорожные надо знать!"

Внеклассное мероприятие поможет вспомнить уже имеющиеся у детей знания о ПДД в увлекательной форме....

Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....

27 января-День памяти жертв Холокоста.Помнить надо не мёртвым,помнить надо живым.

27 января-День памяти жертв Холокоста.Помнить надо не мёртвым,помнить надо живым. Вечер содержит стихи.танцы,сценки,презентацию.Участники ребята-5.6.7,8 классов....

Воспитательное мероприятие «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», посвящённое воинам-интернационалистам, Дню вывода войск из Афганистанаа

Цель: расширить знания воспитанников о воинах-интернационалистах; воспитание у воспитанников патриотических чувств и глубокого уважения к истории нашей страны, на примере выполнени...

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Сценарий воспитательного мероприятия «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», посвящённое воинам-интернационалистам, Дню вывода войск из Афганистана

Сценарий воспитательного мероприятия «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», посвящённое воинам-интернационалистам, Дню вывода войск из Афганистана...