Урок экскурсия "Аржан су"
план-конспект урока

Цель экскурсии. Сформировать у учащихся  представление  о родниках, развивать творческое мышление, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Задачи:

1. Указать место расположения родника на карте посёлка.

2.Провести исследования  объекта (родника).

      3.  Составить паспорт родника.

4.  Составить рекомендации по сохранению родника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekskursiya_arzhan_su.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Урок – экскурсия

«Аржан су».

                                                 

                                             

   

         

Цель экскурсии. Сформировать у учащихся  представление  о родниках, развивать творческое мышление, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Задачи:

1. Указать место расположения родника на карте посёлка.

2.Провести исследования  объекта (родника).

      3.  Составить паспорт родника.

4.  Составить рекомендации по сохранению родника.

Оборудование. Блокноты, фломастеры, карта посёлка, компас, рулетка, кружка, водный термометр, ёмкость для воды, шаблон паспорта, памятки, часы.

                                             

План экскурсии

  1. Организационный момент. Инструктаж о правилах поведения.
  2. Наблюдение за маршрутом движения. Нанесение места расположения родника на карте посёлка.

      3.   Исследование родника.( геологические условия выхода воды, растительность вблизи родника, животный мир вблизи родника, физические особенности воды ,участие родника в питании водоёма и т.д.)

4. Подведение итогов. Занесение данных наблюдения в паспорт родника.

5. Домашнее задание. Нарисовать рисунок по теме «Живи, родник» по благоустройству территории родника.

                                      Ход экскурсии

1. У. Ребята, сегодня замечательная погода и мы с вами отправимся на экскурсию. Давайте с вами вспомним правила передвижения по посёлку и поведения  в природе.

   Ответы детей

                         1. Идём парами, друг за другом

 по левой стороне дороги, навстречу движущемуся  транспорту.

                         2. Громко не разговариваем.

                         3. Соблюдаем чистоту.

                         4. Соблюдаем законы дружбы.

   У.Молодцы! Ну и не забываем быть наблюдательными так как наблюдение это один из методов исследования, что очень необходимо во время экскурсии.

       У. Куда же сегодня мы отправимся. Я предлагаю вам загадку.

Он без рук, он без ног,

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

          Д. Ключ или родник!

    У. Верно. А что вам известно о нашем роднике Аржан-суу?

Ответы детей. Аржан-суу – это природные водные источники, с древних времен используемые алтайцами как лечебные. Слово «аржан» означает – «святая» или «целебная вода». В нашей республике очень много таких источников, каждый имеет свою историю, легенду и лечебную силу.

Родник. который находится в моем селе, является особо охраняемой территорией и имеет статус «памятника природы». Для нас же, местного населения, он издревле является особым святым местом, а вода ее используется для лечения глаз.

В данной исследовательской работе, мы попытаемся изучить лечебные свойства и состав воды источника Чаган-Узунский, а также изучить историю возникновения, легенду и провести опыты по изучению свойств воды.

У. Наша задача.

1. Указать место расположения родника в селе

2.Провести исследования родника (глубину залегания водоносного горизонта, тип родника, характер истечения воды, цвет, запах, температуру, растительный и животный мир)

      3.  Составить паспорт родника.

4.  Составить рекомендации по сохранению родника.

Для осуществления задач разделимся на группы.

                 1 группа «Топографы»- специалист по топографии. Топография - дисциплина, изучающая методы изображения географических и геометрических элементов местности на основе съёмочных работ (наземных, с воздуха или из космоса) и создания на их основе топографических карт и планов.

                 2 группа « Исследователи родника»

                 3 группа  «Исследователи растительного и животного мира»

                 4 группа «Экологи» Эколог -это специалист, изучающий отношения живых организмов между собой и окружающей средой. Слово « эколог» образовано от греческого «oikos», что означает дом (жилище, местообитание, убежище), и «logos» - наука.

У. Как вы думаете какие инструменты и приспособления нам понадобятся для исследования.

Д. Измерительные приборы (линейка, термометр) карта, компас, карандаши ..

У. Молодцы. Проверим всё ли у нас есть. (сверяем заранее приготовленное оборудование). Ребята, есть ли у вас вопросы ко мне? (ответы)

2. У.  Всё выяснили можем отправляться в путь. Первыми за дело принимаются «Топографы». Вот вам карта посёлка, компас, часы, фломастеры, памятка. Ваша задача на карте нанести маршрут нашего движения и расположение родника.

3. У. И так мы на месте. Вот река «Чуя», а где же родник?

     Д. Родника мы не видим.

    У. Как же нам его отыскать.?

     Д. Пойти вдоль дороги

     У.  Хорошо. Идём. Спасибо нашей наблюдательности. А вот и родник. Укажем его расположение.

Отчёт 1 группы «Топографы».

На путь от школы до родника мы затратили 35 минут с учётом привала 10 мин. Если вычесть время затраченное на привал, то получим 20 минут. Пользуясь памяткой мы можем вычислить расстояние от школы до родника. В памятке указана средняя скорость человека 5км/ч. Мы знаем, что в часу 60 минут, значит 20минут это третья часть часа и третья часть от 5 км. По данным памятки нам подходит показатель 1км 600м, если учесть, что мы шли медленно, расстояние от школы до родника около 1 км.

Вывод. Родник находится на северо- западе посёлка, на расстоянии 1 километра от школы.

4. Пришло время «Исследователей родника». Вот вам термометр, рулетка, кружка,  ёмкость для воды, шаблон паспорта, памятка.

    Отчёт 2 группы «Исследователей родника»

1. Характеристика местности.

Родник расположен на правом берегу речки «Чуя». Местность  высокогорная

Официальная информация о статусе родника и его охране была получена путем изучения официального документа «Решение Алтайского краевого совета народных депутатов от 26.09.1978 «Об утверждении памятников природы Горно-Алтайской автономной области» расположеного вблизи слияния рек Чаган-Узун и Чуя на 864 км Чуйского тракта.  С. Чаган-Узун расположено между двух хребтов — Курайского на севере и Северо-Чуйского на юге. Высоты окружающих гор находятся в пределах от 1950 до 3350 метров. Недалеко от села расположен заброшенный ртутный рудник, а горы вокруг села имеют яркие красные оттенки из-за большого содержания киновари (ртутной руды). Кроме ртути в породе обнаружены примеси серебра, золота. Известны большие запасы бурого угля. Разведочные геологические штольни можно наблюдать на всех окружающих склонах вокруг Чаган-Узун.

Выход родника. В восточнее села находится источник Чаган-Узунский, который выделяется значительным содержанием кальция (112 мг/л), приближаясь по этому показателю к «Ессентукам-17». Расположен  он в скальном выступе южного отрога Курайского хребта. Основной выход источника из железной трубы. Местные жители используют источник для лечения глаз.

  1. Какие истории связаны с ним?

По преданиям старины охотник по имени Адучы ослеп, когда ему исполнилась восемнадцать лет. В новолуние, по его просьбе, дети привели его к святому источнику. Привязав ленточки-дьялама к веточкам деревьев выросших рядом с родником, Адучы погрузился в молитвы и благопожелания. B это время вдруг, вода из ключа превратилась в молоко, и стала бить фонтаном. Адучы умылся этой водой, и зрение к нему вернулось, с тех пор источник именуют "святым ключом'.

С алтайского языка название источника можно перевести как «белая вода». У местных жителей родник является объектом культа.

Является памятником природы с 1978 года со статусом особо охраняемой природной территории (ООПТ) площадью 0,785 гектара. ООПТ создавалось с целью сохранить сам источник и окружающую природу. Вода источника постоянно анализируется для оценки состояния подземных трещинных вод региона

   Родники  служит истоком речки т. к. стекает в речку.

5. Высота и ширина водяного столба.

При помощи рулетки измерили высоту и ширину водяного столба.

Выход воды образует несколько потоков, суммарной шириной около 15 м.

6. Свойства родниковой воды

По своему составу вода Чаган-Узунского источника является сульфатно-гидрокарбанатная, магниево-кальциевая. Она слабоминерализованная (0,5 – 0,7 г/л) при этом умерено жесткая (6-7 мг/л). В воде содержится двуокись углерода, селен, железо, марганец, алюминий, цинк и другие элементы (2).

     Мы изучили, что сульфаты кальция, магния и натрия оказывают положительное влияние на работу органов пищеварения. Кальций улучшает кровообращение, предупреждает сердечно сосудистые заболевания, помогает при гастрите. Магний снижает уровень холестерина крови, благотворно влияет на организм при неврологических заболеваниях. Медь улучшает состав крови, помогает при недостатке гемоглобина (1).

Также изучив данные о составе воды, мы узнали, что в ней есть примеси серебра. Серебро участвует в работе мозга, костей и печени. При достаточном количестве серебра  организм начинает омолаживаться, быстрее обновляется кровь.  А при недостатке серебра организм теряет способность противостоять инфекционным заболеваниям, в таком случае мы легко простужаемся и становимся чувствительными к сквознякам.

Мы узнали, что чистая родниковая вода действительно благоприятно влияет на наши органы зрения. Глаза любят прохладу и воду, поэтому-то в состав многих кремов и эмульсий для глаз входит вода и ментол. Оказывается, при появлении напряжения в глазах, при долгой работе за компьютером и при длительном напряжении глаз можно воспользоваться промыванием обычной водой. Воду можно плеснуть в широко открытые глаза, а затем часто поморгать. А если в воде есть еще и ионы серебра, то это уже готовое лекарство при воспалении и покраснении глаз.

Вот в чем заключается лечебная сила родниковой воды нашего источника.

У. Молодцы. Приглашаем 3 группу «Исследователей которые проводят опыты»

Отчёт 3 группы»»

Вода должна иметь безвредный химический состав, т.е. не содержать вредные вещества. Вода должна быть безопасной и не содержать патогенных бактерий и вирусов.

     Для определения качества воды мы сравнили воду из источника Чаган-Узунский и воду, купленную в аптеке «Эльбрусинка». На этикетке данного образца написано, что минеральная вода является лечебной (гастрит, болезни печени, сахарный диабет) и добывается она в предгориях Кавказа.

 Опыт №1. Определение цвета воды

        Определить цвет воды. Чистая вода бесцветная, а если вода имеет оттенок, то это значит, что вода непригодна для питья. Присутствие в воде растворенного железа и марганца - такая вода первоначально прозрачна, но при отстаивании или нагреве приобретает желтовато - бурую окраску, что является причиной ржавчины подтеков на сантехнике. При повышенном содержании железа вода также приобретает   характерный «железистый» привкус. Берём чистые баночки и наливаем в них по очереди каждый из образцов и с обратной стороны приложить к ним лист бумаги.

    Вывод: Все образцы прошли это испытание.

 Опыт № 2. Определение запаха воды

     Необходимо определить запах воды. Для этого нужно будет нагреть воду до 50-60С, для этого нам понадобится термометр. Когда вода будет нагрета, при помощи вращательных движений определим запах.

     Вывод: Во втором образце (минеральная вода «Эльбрусинка») был обнаружен фруктовый запах, значит, туда был добавлен краситель.

Опыт № 3. Определение кислорода  в воде

      Определение кислорода в воде. Мы взяли 2 баночки и налили в каждую воду и оставил на сутки. На стенках ёмкости появились пузырьки, что означает наличие кислорода в воде, чем больше кислорода в воде, тем больше пузырьков.

    Вывод: Все образцы прошли это испытание.

Опыт № 4. Наличие в воде органических примесей

      Определение в воде органических веществ. В каждый образец нужно добавить раствор перманганата калия (марганцовки), если окраска останется прежней, значит, что органических веществ воде не содержится.

    Вывод: Все образцы прошли это испытание.

Из проведенных нами опытов можно сделать вывод, что вода из минерального источника Чаган-Узунской качественнее и полезнее образца из аптеки. В бутилированную воду добавляются химические вещества для продления срока годности.  Мало вероятно, что целебные свойства данной воды сохраняются при этом. Вблизи родника мы видим деревья, кустарники, травы.

Отчёт 4 группы «Экологов»

 1. Санитарное состояние родника, окружающей территории, обустройство.

Состояние родника по нашим наблюдениям в хорошем состоянии. Территория благоустроена. Установлено железное ограждение и покрашено. Имеется столик для отдыха.

2. Предложения по охране и благоустройству.

Мы разработали план по благоустройству родника.

1. Провести конкурс проектов и рисунков по благоустройству территории родника.

2.  Проводить уборку территории  родника

4. Установить табличку с призывом бережного отношения к роднику.

5. Подведение итогов.

В ходе исследовательской работы была собрана необходимая информация о Чаган-Узунском роднике, привлечено внимание общественности к экологической проблема  родника.

Проделанная нами работа позволила прийти к следующим выводам: 
1.Изучив литературу, мы многое узнали про родники и родниковую воду. 
2. Мы познакомились с историей нашего родника.  
3. Люди нашего села предпочитают родниковую воду, потому что она чистая, прозрачная, постоянно движется и несет в себе положительную энергию, так как она течет из недр земли.                          
4. Экспериментально мы доказали, что родниковая вода практически не отличается от купленной в аптеке воды.

Итогом исследования источника явилось составление лепбука (книжки-раскладушки) «Лечебный источник Чаган-Узунский».

У. Народная мудрость гласит

Родник – не просто источник питьевой воды,

это – живая нить, которая связывает нас

не только с прошлым, но и с будущим.

 Храни родник, как жизнь, как божий дар!

 Не сотвори вовек ему плохого!

 Журчит родник... И сердце расцветёт,

 Как от приветно сказанного слова...

Сегодня мы провели огромную работу. Давайте при помощи «глаголов» назовём все виды нашей деятельности.

Д. Составляли, наблюдали, сравнивали, писали, заполняли, исследовали, измеряли, обобщали, предлагали, решали, считали, работали….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".

Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"

Данный материал предназначен для закрепления....

Урок систематизации знаний по теме "Имя числительное как часть речи" (урок - экскурсия по Октябрьскому району г. Уфа РБ)

Тема урока:«Урок систематизации знаний по теме «Имя числительное как часть речи» (урок – экскурсия по Октябрьскому району).Цели урока:образовательная– обобщить, систематизировать изученный матер...

Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"

познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте...

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...