Литературно-музыкальная композиция по А.С.Пушкину "Повести И.П. Белкина "Метель"
методическая разработка (7 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной композиции «А.С.Пушкин"Повести Ивана Петровича Белкина»
Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов.
Цель: обобщить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина через участие в литературной гостиной.
Задачи:
- пробудить интерес к произведениям А.С. Пушкина через использование инсценировок, театрализованного чтения и информационно-визуального материала о литературных героях поэта;
- создать эмоциональную атмосферу для формирования любви к чтению, к книге, для привития интереса к театральному искусству, музыке;
- формировать культуру речи, коммуникативные навыки учащихся, расширить их словарный запас;
- закрепить навыки выразительного чтения стихотворных и прозаических текстов.
Программа литературной гостиной:
- Театрализованная литературно-музыкальная композиция «В салонах пушкинской поры» с использованием презентации «И с каждой осенью я расцветаю вновь…».
- Инсценировки произведений: «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Моцарт и Сальери», «Пиковая дама».
- Виртуальная экскурсия «Музеи литературных героев А.С.Пушкина» с использованием презентации «Музеи пушкинских героев».
- Игры и конкурсы: «Живые картины», «Сочиняем мадригал», «Альбомы барышень», «Буриме», конкурс «портретистов», «Литературные фанты».
- Исполнение романсов, бальных танцев.
- Награждение победителей конкурсов, активных участников.
Оформление, наглядность:
Портреты, стенгазеты, иллюстрации, выставка книг, картины; предметы мебели, пианино.
Техническое и программное обеспечение:
- компьютер с программой PowerPoint 2007/10, программой Windows Media Center, Windows Media Player (WMP) для прослушивания звуковых файлов (mp3);
- мультимедийный проектор;
- экран;
- звуковые колонки.
Помещение. Необходимо определить, в каком именно помещении будет происходить мероприятие, продумать, как его украсить для создания необходимой атмосферы пушкинской поры. Можно использовать в качестве примера интерьеры музея литературных героев «Повестей Белкина» (http://www.liveinternet.ru/users/dinka-irinka/post286036687/)
Формирование праздничной общности. Необходимо заранее написать объявление, провести беседы-приглашения с участниками литературной гостиной.
Костюмы. Важно продумать все элементы костюмов участников представления, провести со школьниками беседы об истории костюма пушкинских времен.
http://www.happyplus.ru/2010-12-26-14-55-55/2010-12-26-19-24-00/336-2011-06-23-06-57-33.html,
http://www.liveinternet.ru/users/4408052/post361879771/
Реквизит. Подготовьте инвентарь для сценического действия, игр, предметы бутафории.
http://project.1september.ru/works/594621
Звуковое и музыкальное оформление. Ни одно мероприятие не может быть полноценным без звукового и музыкального оформления. Поэтому необходимо заранее определить порядок очередности звучания музыкальных фрагментов.
При проведении литературной гостиной «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» рекомендуется использование следующих музыкальных произведений:
- «Метель» Г. В. Свиридов
- Каменный гость» А. С. Даргомыжский (завершали Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков)
- «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н. А. Римский-Корсаков
- Борис Годунов» М. П. Мусоргский
- «Русалка» А. С. Даргомыжский
- «Алеко», «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинов
- «Дубровский» Э. Ф. Направник (Рахманинов и Направник написали музыку после смерти А. С. Пушкина.)
- «Времена года» П.И.Чайковский
В онегинскую эпоху на балах, на музыкальных вечерах звучала музыка В. А. Моцарта, Д. Чимароза, А. Сальери, А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева, Дж. Россини «Сивильский цирюльник».
Содержание:
От автора:
В конце 1811 года, в эпоху достопамятную, жил в своем поместье Ненорадове добрый Гаврила Гаврилович. Он славился своим гостеприимством.
К нему ездили соседи, больше всего они хотели посмотреть на его дочку Марью Гавриловну – бледную 17-летнюю девицу. Она была воспитана на французских романах, разумеется, была влюблена. Предмет, избранный ею был бедный армейский прапорщик.
Наши любовники были в переписке и встречались наедине в сосновой роще. Наступила зима, и свидания прекратились. Владимир Николаевич уговаривал Марью Гавриловну бежать и тайно обвенчаться. Марья Гавриловна долго колебалась и согласилась.
Венчаться решили в соседней деревне Шадрино, где молодые должны были встретиться, но началась метель!
(Сцена в церкви. Церковные песнопения. «Венчание»)
Марья Гавриловна сидит на скамейке в очень плохом состоянии, ее поддерживает служанка. Входит Бурмин (быстрым шагом). Его все приняли за жениха.
Один из друзей говорит:
- Помилуй, где ты замешкался. Невеста в обмороке. Мы готовы были ехать назад.
Бурмин:
- Начинайте.
Звучит духовная музыка, начинается венчание.
Батюшка:
- Поцелуйтесь.
Невеста вскрикивает:
- Это не он!
Бурмин убегает.
От автора.
Настоящее венчание не состоялось. Но вернемся к добрым ненарадовским помещикам.
К вечеру Маша занемогла, бедная больная две недели находилась у «края гроба».
Но между тем барышня начала выздоравливать.
Владимир прислал родителям невесты полусумашедшее письмо. Он объявил им, что ноги его больше не будет в их доме, просил забыть о нем, для которого смерть остается единою надеждою.
Через несколько дней узнали, Владимир уехал в армию. Это было в 1812 году.
Долго в их доме не упоминалось его имя. Война была кончена. Полки возвращались домой.
В их дом явился раненый гусарский полковник Бурмин. С «Георгием» в петлице и с интересной бледностью, как говорили «тамошние» барышни.
Соседи говорили о свадьбе. Добрая Прасковья Петровна радовалась, что ее дочь нашла себе достойного жениха.
Играет «Марш» Свиридова. Бурмин надевает «гусарку» и идет в сад, где на скамейке сидит Маша с томиком в руке. Звучит «Романс» Свиридова.
Бурмин:
- Как Ваше самочувствие. Я давно искал случая открыть Вам своё сердце. Я прошу Вас минуты внимания:
«Я Вас люблю, я Вас люблю страстно. Я поступил неострожно, предаваясь привычке видеть Вас ежедневно. Теперь уже поздно противиться судьбе моей, воспоминания о Вас, Ваш милый образ будет мучением отрадою моей жизни. Мне еще остается открыть Вам ужасную тайну и положить между нами преграду».
Марья Гавриловна:
- Я никогда не могла быть вашей женою.
Бурмин:
- Знаю, знаю что некогда Вы любили другого. Милая, добрая Марья Гавриловна, не терзайте меня. Я несчастнейшее создание, я – женат. Я женат уже четвертый год.
Маша:
- Что вы говорите? Как это странно.
Звучит «Романс».
Бурмин:
- В начале 1812 года я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехал на станцию вечером, заложили лошадей, но вдруг началась метель. Я никого не послушал и велел ехать. Буря не утихала. Мы приехали в деревню, в церкви горел огонь. Я вошел. Встал подле невесты. Непростительная ветреность… Нас обвенчали. Жена моя обратила на меня бледное лицо. Она вскрикнула и упала без памяти. Я повернулся и вышел из церкви.
Маша:
- Боже мой! Вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою?
Бурмин:
- Не знаю, не знаю как зовут деревню. Слуга умер, так что я не имею надежды отыскать ту, над которой так жестоко подшутил.
Маша:
- Боже мой, Боже мой! (схватив его за руку) Так это были вы?! И вы не узнаете меня?
Бурмин падает на колени и звучит финальный «Марш» Свиридова.
Информационные источники:
Литература
- А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 3 томах. – М.:Художественная литература,1985
- Аудиобиблиотека школьника. А.С. Пушкин. Стихотворения и поэмы.mp3, аудиокнига, Гостелерадиофонд. ООО «Бизнессофт», Россия, 2007
- Елесеева И. Как соткать полотно зрелища: методика работы при подготовке мас. мероприятий] /Елесеева И. //Библиотека.-2009.-№11.-С.75
- «Первое сентября». Литература. №106, 19 октября 1995
Интернет-ресурсы
- http://www.boldinomuzey.ru/main/muzej-literaturnyh-geroev-povestej-belkina-jekspozicija.html
- http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=14925#ixzz3Q9TcLyLQ
- http://www.liveinternet.ru/users/dinka-irinka/post286036687/
- http://www.tripadvisor.ru/ShowUserReviews-g2324049-d4889443-r184045751-Museum_of_Literary_Heroes_Tales_of_Belkin-Nizhny_Novgorod_Oblast_Volga_District.htm
- http://www.kstu.ru/article.jsp?id=1821&id_e=51813
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."
Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...
Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы
Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"
Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной Дню космонавтики....
Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...