Рабочая программа "Интелектуалы" 3 класс - внеурочная деятельность.
рабочая программа
Рабочая программа "Интеллектуалы" 3 класс предназначена для педагогов дополнительного образования, классных руководителей. рассчитана на один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_programma_-_vneurochnaya_deyatelnost_intellektualy_3-4_klassy.docx | 37.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения. Протокол №____ от «___» _______ 2021 г. Руководитель ШМО _____/___________/ | Принято на заседании педагогического совета Протокол №___ от «___»________2021г. | Утверждена Приказом № от «___» _______ 20201г. Директор школы _______/В.В. Харитонова |
Программа внеурочной деятельности
«Интеллектуалы»
(социально-педагогическое направление)
для учащихся 3 класса
общеобразовательной школы
Составитель: Шостак И.Э.
Возраст детей: 9 - 10 лет.
Срок реализации: 1 год
Год разработки: 2021 г.
с. Горки
2021-2022 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
- Программа «Интеллектуалы» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) на основании Примерной программы по учебным предметам и составлена в соответствии:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Письмо департамента образования и науки от 14.09.2011 г. №47-14163/11-14 «Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Актуальность программы.
Программа направлена на развитие детской одарённости, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Игровые формы обучения способствуют организации взаимодействия педагога и ученика. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, логическое мышление, стремление к знаниям, умение работать в команде, распределять роли.
Увлекаясь, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое; ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений и понятий, развивают навыки, фантазию. Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.
Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей.
Программа предусматривает организацию и проведение в группах школьников 3 класса разнообразных занятий, способствующих развитию у них навыков конструктивного общения, умений взаимодействовать в группе, ценностных отношений к другим людям, к своей родине, к природе, к знаниям.
Таким образом, данная программа, позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед ребёнком младшего школьного возраста, так и педагогические задачи, связанные с воспитанием этих детей.
Основная задача образования – воспитание гармоничной личности, обеспечение ее физического, духовного, интеллектуального развития. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна программы:
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться здоровому образу жизни, культурному времяпровождения. А так же формирование умения учиться, т.е. самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Программа ориентирована на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. В программу включена межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Каждое занятие направлено на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Программа предусматривает вовлечение учащихся в активную поисковую деятельность.
Интеллектуальные игры являются одним из способов – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Цель данной программы
Развитие интеллектуальных способностей школьников 3 –его класса: развитие
памяти, мышления, восприятия, внимания, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность, умение пользоваться знаниями школьной программы самостоятельно.
Задачи программы:
- способствовать развитию познавательной сферы детей;
- ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.
- учить методам и приемам познания себя и одноклассников;
- развивать самостоятельность детей.
- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
- формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
- развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность;
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- формировать умение работать в команде.
Формы и методы работы.
Формы занятий: групповые; индивидуальные, интеллектуальный турнир, решение викторин
Режим занятий: программа рассчитана на 34 часа, одно занятие в неделю. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 30 занятий для учащихся 3 класса.
В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которая дает представление о том, какими действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными – они достигаются.
Ожидаемые результаты реализации программы.
- приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;
- овладение способами самопознания, рефлексии;
- достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- умение играть в команде и выполнять свою роль в команде.
Формы организации
1.Словесный метод:
- Рассказ, беседа, обсуждение (информационных источников);
- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
- Наглядные пособия и иллюстрации;
- Мультимедийные материалы;
- Вилеоматериалы.
3.Практический метод:
- Тренировочные упражнения;
- Интеллектуальные игры, турниры.
4.Объяснительно-иллюстративный:
- Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
- Выполнение частичных заданий для достижения главной цели (поиск ответов на вопросы).
Личностные, метапредметные результаты изучения курса «Интеллектуалы».
Личностными результатами являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимания, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения кроссворда, вопроса; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которая дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными – они достигались.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания «Школа успеха – Семь-Я» МБОУ «Горковская СОШ».
Реализация содержания модуля «Курсы внеурочной деятельности» рабочей программы воспитания «Школа успеха – Семь-Я» МБОУ «Горковская СОШ».
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала кружков, секций внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на занятиях внеурочной деятельности интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | Теория | Практика |
1. | Водное занятие: знакомство с правилами на занятиях, с игровыми правилами, создание команд | 1 | Беседа, опрос, практическая работа | 0,5 | 0,5 |
2. | «Знания – сила» | 1 | Практическая работа, Игра в командах | 0 | 1 |
3. | «Литературная викторина», разгадывание кроссвордов | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
4. | Осенняя викторина | 1 | Практическая работа, | 0 | 1 |
5. | Игра «В гостях у сказки» | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
6. | Игра «Счастливый случай» - викторина по русскому языку | 1 | Практическая работа самостоятельная работа | 0 | 1 |
7. | Настольные игры: игра «Ассоциации» с карточками; «Природа» | 1 | Беседа, Практическая работа | 0 | 1 |
8. | Знакомство с игрой «Пентагон», её правилами | 1 | Практическая работа, | 0,5 | 0,5 |
9. | Игра «Пентагон» (окружающий мир) | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
10. | Игра «Пентагон» (математика) | 1 | Практическая работа, | 0 | 1 |
11. | Игра «Пентагон» (Сказочные герои) | 1 | Практическая работа, | 0 | 1 |
12. | Игра «Пентагон» (обо всем на свете) | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
13. | Игра «Поле чудес» или «Отгадай слово» | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
14. | Разгадывание кроссвордов, ребусов | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
15. | Интеллектуальная игра «Эрудиты» (презентация) | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
16. | Интеллектуальный турнир «Своя игра» | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
17. | Интеллектуальная игра «Самый умный» | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
18. | Знакомство с КВН. Математический КВН | 1,5 | Практическая работа | 0.5 | 1 |
19. | КВН «Сказки Пушкина» | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
20. | Онлайн игры на сайте https://logiclike.com/ | 1 | Практическая работа, | 0 | 1 |
21. | Знакомство с игрой «Что? Где? Когда?» | 1 | Беседа, практическая работа | 0,5 | 0,5 |
22. | Игра «Что? Где? Когда?» - 1 | 1 | Беседа, практическая работа | 0 | 1 |
23. | Игра «ЧГК» с презентацией | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
24. | Игра «Самый умный» с презентацией | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
25. | Викторина «Пионеры герои» | Практическая работа | 0 | 1 | |
26. | Интеллектуальный конкурс «Знание – сила» | 1 | Беседа, практическая работа | 0 | 1 |
27. | Интеллектуальная игра «Эрудит» с презентацией | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
28. | «В гостях у знатоков» | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
29. | «Кто хочет получить приз?» или игра «Счастливый случай» | 1 | Практическая работа | 0 | 1 |
30. | Игра в командах «Битва эрудитов» | 1,5 | Итоговая аттестация | 0 | 1,5 |
Итого часов: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность обучающихся» для 5 класса
кружок...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельн...