Шашки. Дебют.
методическая разработка (5 класс)
Открытое внеурочное занятие по теме "Шашки. Дебют." для школьников 1 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шашки, первый год обучения. | 164.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49
ИМЕНИ 5-ОЙ ОРЛОВСКОЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА КРАСНОЗНАМЕННОЙ ОРДЕНОВ СУВОРОВА И КУТУЗОВА СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ Г. ОРЛА |
Открытое занятие
по теме:
«Шашки. Дебют.»
(Первый год обучения)
Учитель
Щербаков М.В.
Орел, 2021 г.
Дата проведения: 25.11.2021г.
Цель: обучение детей тактике игры в шашки.
Задачи:
Образующие:
- Закрепить знание правил игры в шашки.
- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, развивать навыки тактической игры, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, закрепить алгоритмы игры в шашечной диспозиции.
Развивающие:
Обогащать словарь детей новыми словами: диспозиция, дебют, взятие дамки, прием «Петля».
Воспитывающие:
Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные
Формирование следующих умений:
– осознавать роль игры «Шашки» в жизни людей;
– объяснять некоторые правила и приемы игры
Метапредметные: связь с математикой, системой координат, развитие математической логики.
Коммуникативные:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
Регулятивные:
– реализовывать свои умения на практике;
– ориентироваться на шашечной доске, приводить примеры удачного и неудачного хода во время игры;
– самостоятельно принимать решение во время игры;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной игры класса.
Предметные
Формирование следующих умений:
- знать историю развития шашек;
- знать правила игры в русские шашки;
- разбираться в позициях и комбинациях;
– анализировать свои приемы игры и приемы других участников игры;
– вести диалог;
– оценивать действия (свои и других участников) в некоторых ситуациях игры.
Тип занятия: закрепление полученных знаний и умений
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: шашечные доски, комплекты шашек.
Ход занятия:
Организационный момент. (Приветствие и проверка отсутствующих).
Актуализация знаний. Мотивация к занятию.
Человек, который приоткрывает для себя увлекательность и мудрость шашечной игры, чаще всего понимает, что для дальнейшего освоения этой интересной игры и достижения в шашках каких-либо результатов необходимо постоянное развитие и тренировка навыков. Но можно ли самостоятельно научиться играть в шашки, и как начинающему любителю организовать свое обучение игре в шашки, чтобы добиться желаемых результатов?
Следует заметить, что учиться играть в шашки можно в любом возрасте. Надеюсь, желающие научиться правильно и хорошо играть в шашки найдут ответы на интересующие их вопросы, связанные с обучением шашечной игре.
Основная часть
Рассмотрим на примере игры в русские шашки следующий дебют. Кто знает этот дебют? (отвечают дети…) Верно. Он носит название "Обратная игра Бодянского":
1. c3—d4, h6—g5
2. g3—h4
Смоделируйте данные комбинации на своих игровых досках, посмотрите на практике, как бы вы могли развить данную атаку "белых".
Обратная игра Бодянского принадлежит к числу наиболее острых шашечных дебютов. Черные добровольно подвергают свой левый фланг связке, затрудняя этим развитие правого фланга противника и предоставляя белым возможность свободно занять центр.
Целеполагание. Открытие нового знания.
Я предлагаю попробовать в атаке каждой паре данный дебют, обязательно доведите атаку до завершения и затем поменяйтесь местами, чтобы каждый попробовал себя и свои силы в данном дебюте, отмечая его слабые и сильные стороны. Затем мы проведем шашечный турнир, посвященный современному дебюту.
Многим это может показаться довольно обыденным. Но видов дебютов шашечной игры существует немало и играя без знания элементарных азов вы можете пропустить атаку соперника и проиграть всю партию из-за одной единственной ошибки. Правила игры в шашки просты, но нюансов в игре очень много. Пусть каждый откроет для себя сегодня что-то новое.
Предлагаю вспомнить некоторые факты об игре в шашки перед началом соревнований...
I.
- Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)
- Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)
- А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)
- Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
Дети выставляют алгоритм.
- Кто может играть в шашки? (Любой человек). Следовательно шашки объединяют людей и делают их добрее.
- Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры.)
II.
- Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
Дети садятся за столы.
- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь, изучая её.
- Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету) ( рис. 1)
Рис 1
Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Или кто-то помнит наизусть? (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
- Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются "белые" и "чёрные".
А как называется каждый из квадратиков или клеток? Кто первый? (Поле)
- Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное. Алфавит и цифры не перевернуты относительно горизонта.
- А вы помните, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)
- Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)
- Как же тогда называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии). Они обозначаются буквами.
- Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести, визуально, по одной горизонтальной линии, и одной вертикальной линии, и сравнить их по длине.
- Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)
- Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета, называются они как? («Диагональные линии»). Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине). Браво! Мы все вспомнили и повторили.
Игра «Найди поле»
- Потренируем навыки обозначения ходов шашек.
Я называю координаты, а вы ставите туда, к примеру, белую шашку.
С6. Ход на Д5. Попробуем все вместе на ваших досках. Получилось? Проверим друг друга. Молодцы! (Кто ошибся, исправляемся.) И т.д.
Физминутка.
- А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть, переключить внимание. Будьте очень внимательными!
Педагог по очереди называет ту пару игроков, где они должны сходить «за соперника» его шашками, чтобы помочь своим комбинациям.
Смотрим результаты, обсуждаем командами, у кого больше преимущества.
Правила «вежливости» в шашечной игре:
- Какие правила вежливости вы знаете?
• Тронул шашку – ходи ей же.
• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все (взятие «максимума»).
• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
• Не смеяться над проигрышем другого.
• Шашки снимать аккуратно, класть в коробочку.
Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
- Ребята, а когда партия считается законченной?
• если у соперника не осталось ни одной фишки;
• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
• если соперник сам себя признаёт побеждённым;
• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
В.: Помните, что проигрыш также естественен, как и выигрыш.
Подведение итогов занятия. Рефлексия
- Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли разминку, узнали новый дебют и закрепили важные моменты в начале игры.
- Сегодняшний турнир будет обучающим, каждая пара игроков будет комментировать начало поединка и знакомить соперника со своим излюбленным дебютом, не раскрывая тактических замыслов для противника.
- Понаблюдаем, обсудим интересные дебюты, которые окажутся эффективными в атаке и удобными в защите.
- А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!
Церемония награждения победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шашки - увлекательная игра
В шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос. Это во многом зависит от самих игроков. Но главной моей целью было и есть: научить моих учащихся думать, размышлять, де...
Сценарий открытого мероприятия "Шашки - это интересно"
Цель мероприятия: Создание условий для интеллектуального развития воспитанников различного возраста через проведения шахматно-шашечных турниров....
Дополнительная образовательная программа: Объединение "Шашки".
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет, для занятий в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, срок реализации - 3 года....
Рекомендуемая литература по шахматам и шашкам (список)
Список рекомендуемой литературы по шахматам и шашкам, который вы сможете найти на просторах интернета и в книжных магазинах....
Календарно- тематическое планирование по шахматам и шашкам в 5-х классах.
по новым стандартам ФГОС в 5-х классах по внеклассным занятиям наши учащиеся изучают шахматы....
Начальная стадия шахматной партии – дебют. Открытые дебюты.
Начальная стадия шахматной партии – дебют. Открытые дебютыТеория шахматной игры выделяет три этапа шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.ДебютДебют — начальная фаза партии. Как ...
Дебют в русские шашки «Косяк Саргина»
Начало партии (Дебют) – это всего несколько ходов, подчиненных определенному плану игры. Однако ходы эти очень ответственны. Они дают направление всей партии.В нашей работе мы продемонстрируем д...