ШАХМАТЫ
презентация к уроку

Даниленок Сания Рахимовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шахматная доска и фигуры

Слайд 2

Место шахмат в культуре Шахматы играют важную роль во многих произведениях литературы, кинематографа и других направлений искусства. Помимо огромного числа произведений, где игра в том или ином виде упоминается вскользь, существуют и такие, в которых шахматы являются основой сюжета, или играют важную роль в какой-то его части, или просто заметно выделяются автором.

Слайд 3

Роль в воспитании и развитии личности В воспитании культуры мышления учащихся большое место мною отводилось шахматам… Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры . Василий Сухомлинский

Слайд 4

история Шахматы (от перс. «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 веках. Эта игра также сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок – игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны ещё в 3-4 веках до н.э. Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости, шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.

Слайд 5

История-чатуранга История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. По мере распространения игры на Арабский Восток, затем в Европу и Африку, правила менялись. В том виде, который игра имеет в настоящее время, она сформировалась к XV веку, окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры .

Слайд 6

чатуранга Чатурангой в древней Индии называлось войско, состоявшее из боевых колесниц ( ратха ) и слонов ( хасти ), конницы ( ашва ) и пеших воинов ( падати ). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа ). В игре для четырёх игроков использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Играли пара на пару. Каждый комплект содержал восемь фигур: раджу (короля), слона, коня, колесницу (аналог ладьи) и четыре пешки.

Слайд 7

поле Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8).

Слайд 8

Шахматные фигуры и их обозначение У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого — «чёрными». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур. В каждый комплект фигур входят: король ( ♔) , ферзь ( ♕ ), две ладьи ( ♖ ), два слона ( ♗ ), два коня ( ♘ ) и восемь пешек ( ♙ ). В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются так, как показано на диаграмме. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.

Слайд 9

Позиции


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен.

Слайд 2

Ценность фигур Ценность фигур — значение фигуры в шахматной борьбе . Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями — нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них, так же от шаха коня невозможно закрыться нужно либо отходить королем, либо есть коня.

Слайд 3

Виды ценности Ценность фигур может быть абсолютная и относительная, например конь примерно равноценен слону или трем пешкам, две ладьи — ферзю, ферзь — трем легким фигурам, ладья — легкой фигуре и двум пешкам. Это абсолютная ценность фигур. Однако в зависимости от конкретной позиции, возникающей в ходе борьбы, абсолютная ценность фигур нарушается и уступает место относительной. Так, при замкнутой пешечной позиции конь сильнее слона, а в открытой позиции, особенно при игре на двух флангах, слон намного быстрее.

Слайд 4

Единица измерения ценности Единицей измерения ценности фигуры служит пешка . Когда возникает вопрос брать или не брать вражескую фигуру, в большинстве случаев нужно руководствоваться шкалой ценности фигур. Следует учитывать, что не всякий размен фигур выгоден его зачинщику. Взвешивая разменную операцию, необходимо постоянно учитывать все особенности данной позиции . Слон в шахматах равен трем пешкам . Конь так же равен трем пешкам . Ладья приравнивается в шахматах к пяти пешкам . Ферзь равен девяти пешкам . Король не имеет цены, король бесценен. Тяжёлые фигуры это ферзь и ладья. Они дороги и ценны. Легкие фигуры это конь и слон. Теперь оценим силу ферзя . Ферзь по силе равен трем легким фигурам. Ферзь по силе равен двум ладьям. Ферзь по силе равен ладье, легкой фигуре и пешки.

Слайд 5

Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске 1.Конь=Слон=3,5 пешки. Однако стоит отметить, что на практике конь и слон равны далеко не всегда. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Кроме того, слон сильнее коня в игре против пешек, а в союзе с пешками оказывается более сильным в игре против ладьи, нежели конь. Слон и ладья обычно сильнее, чем ладья и конь. Но ферзь и конь могут оказаться сильнее, чем ферзь и слон. 2.Ладья=Конь+1,5 пешки=Слон+1,5 пешки=5 пешек. Ладья+2 пешки=2 легкие фигуры (слон, конь). Две ладьи оказываются, как правило, сильнее ферзя. При этом обычно две ладьи немного слабее, чем два слона и конь или два коня и слон. Здесь необходимо отметить важную деталь: по мере сокращения числа фигур на доске и освобождения линий сила ладьи растет, а сила коня снижается. 3.Ферзь по силе немного слабее трех легких фигур (слоны и конь). Иногда ферзь= ладья+слон+пешка . 4.Король размену не подлежит, но по силе в эндшпиле почти равен легкой фигуре.

Слайд 6

Защита Защи́та — отражение наступающих действий соперника . Основными видами защиты является: Пассивная Активная Пассивная защита ограничиваться чисто оборонительными действиями. При этом создаются максимальные трудности сопернику. К ней следует прибегать лишь в крайних случаях, то есть в позициях, полностью лишённых контратакующих возможностей. Активная защита, помимо отражения непосредственных угроз, предусматривает подготовку и проведение встречного наступления. Наиболее эффективный способ обороны — контратака. При ведении защиты необходимо использовать все имеющиеся стратегические и тактические средства: ослабление неприятельской позиции, максимальное использование тактических возможностей, различные упрощения, размен атакующих фигур соперника и другие . Обороняющаяся сторона стремится, как правило, к позициям закрытого типа, поскольку в них сопернику труднее вести атакующие действия. Поэтому при защите используется идеи пата, блокады, создание крепости. Важную роль при защите играет пешечное прикрытие короля. Так его ослабление создаёт благоприятные предпосылки для атаки. Для шахматной партии характерна частая смена инициативы. При этом атакующая сторона, достигнув определённых преимуществ, нередко вынуждена перейти к защите с целью их сохранения, а затем, при благоприятных возможностях, вновь к атаке.

Слайд 7

Размен Разме́н — ход, которым собственная фигура отдаётся за такую же или равноценную фигуру партнёра .

Слайд 8

Вида размена В равной позиции размен случается из-за того, что оба соперника стремятся к одному и тому же. В эндшпиле размен более важен, чем в дебюте или миттельшпиле. Такое утверждение основывается на том, что участии на доске меньшего количества фигур, делает их более значимыми. При атаке размен обороняющих фигур обычно ослабляет сопротивление защищающейся стороны. Размен «плохой» фигуры на «хорошую» улучшает позицию. Размен равноценных — облегчает реализацию материального перевеса.

Слайд 9

Материальный перевес Р еализация материального перевеса использование материального преимущества для выигрыша шахматной партии; обычно достигается путём упрощения позиции, переводом игры в эндшпиль, где даже одна лишняя пешка может, в случае превращения в ферзя или в другую фигуру, решить исход партии. Реализация материального преимущества - важный показатель мастерства шахматиста.

Слайд 10

Легкие и тяжелые фигуры, их качество Лёгкие фигуры — конь и слон. Тяжёлые фигуры — ладья и ферзь. Король — из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам. Пешка — так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам. В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки. Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру. Когда шахматист добровольно (или вынужденно) отдает ладью за коня, говорят, что он «пожертвовал качество» (или «потерял качество»), а его противник «выиграл качество». Материальное преимущество в виде ладьи взамен слона (или коня) называется «лишним качеством» («У него лишнее качество»,— говорит опытный шахматист, оценивая шансы противников в какой-нибудь партии).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ходы и взятие фигур

Слайд 2

Как ходить?

Слайд 3

Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!) Он другой не хочет доли – знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой. До конца игры слоны - цвету одному верны.

Слайд 4

Видимо , ладья упряма, если ходит только прямо, Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Слайд 5

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион, И шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить как Ладья и как Слон И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И, кажется, будто Ферзю тесноват, Доски чёрно-белый простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – Ты больше внимания Ферзю удели.

Слайд 6

Пешка , маленький солдат, лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок!.

Слайд 7

Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен Король – старина. Зато начеку королевская рать – Задача её – Короля охранять. Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в Шахматном войске важнее вождей.

Слайд 8

Не мила Коню неволя, перед ним простор широк. Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок, Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

Слайд 9

Поле называется находящимся под ударом фигуры противника или битым , если при своём ходе фигура противника могла бы взять находящуюся на этом поле фигуру (независимо от того, есть ли такая фигура на этом поле).

Слайд 10

Д ва специальных хода:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начальные сведения о миттельшпиле.

Слайд 2

В шахматной литературе часто употребляется термин вариант, под которым понимается серия логически связанных между собой ходов. Шахматисты также часто употребляют слова "форсировать", "форсированный", говоря о "форсированном выигрыше" и т.п. "Форсировать" означает в этих случаях "вынудить". Форсированным вариантом называется уепь вынужденных ходов. Когда разыгрывается форсированный вариант, ни белые, ни черные ни в какой момент не могут от него уклониться, т.е. сыграть иначе, под угрозой поражения или явного ухудшения своей позиции. Понятие о варианте.

Слайд 3

Свя́зка (англ. pin , нем. Fesselung ), в шахматах — нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура (равнозначная либо более ценная) или какой-либо важный пункт. Таким образом, в связке участвуют, как правило, три фигуры: 1.связывающая — нападающая фигура. 2.связанная (заслоняющая) — защищающая. Связка обычно приводит к ограничению её подвижности и атакующих действий. 3.прикрываемая — защищаемая. Связка возможна и с двумя фигурами в случае, когда связанная фигура прикрывает собой важный пункт. Логическая связка «если, то…».

Слайд 4

Открытые линии — это вертикали, свободные от пешек. Открытая линия является очень удобной дорогой для ладей и ферзя во вражеский тыл и дальнейшего подрыва позиции противника изнутри. Для получения контроля над какой-либо открытой линией часто используются следующие приёмы сдваивание ладей по вертикали, часто с подстраховкой ферзём. После хода ладьёй вглубь позиции соперника и одного-двух разменов последняя тяжёлая фигура остаётся в тылу противника. занятие полуоткрытой линии, построение тяжёлых фигур, а затем подрыв пешки или фигуры противника. Открытая линия.

Слайд 5

Проходная пешка — пешка, на одной вертикали перед которой отсутствуют пешки противника, а на соседних вертикалях или нет пешек противника или они не держат под боем поля, через которые пешка должна пройти до поля превращения. Проходная пешка.

Слайд 6

Позиционные слабости у противника создаются не с целью непосредственной выгоды, а с расчётом на поздний миттельшпиль и эндшпиль. Наиболее часто встречаются слабости пешечной структуры, в частности, сдвоенные и изолированные пешки, а также отсталые и заблокированные пешки. Их слабость заключается в том, что они находятся под огнём фигур противника и защищать их приходится не пешками, а своими же фигурами. Эти слабости проявляются в полную силу в эндшпиле, когда игра в основном идёт королями и лёгкими фигурами. Пешечные слабости.

Слайд 7

Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию) фигура (как правило, конь), защищенная пешкой. Например, конь на поле e6, защищенный пешкой d5 или (и) f5. Форпост.

Слайд 8

Комбинация с разрушением позиции короля заканчивалась матом. Открытое положение короля в миттельшпиле всегда бывает настолько опасным, что, спасая его от преследования атакующих фигур, защищающаяся сторона вынуждена идти на большие материальные потери, а это как раз и делает комбинацию правильной , даже если не будет мата, так как принесенные жертвы оправдываются . Позиции короля.

Слайд 9

Если по каким-либо причинам партнер медлит с осуществлением рокировки, оставляя короля в центре, следует искать возможности вскрытия центральных линий для непосредственного нападения на короля. Атака на короля.

Слайд 10

Центром на шахматной доске называют квадрат d4-e4-d5-e5. Многовековой опыт показывает, что игрок, занявший и контролирующий центр, имеет ощутимое позиционное преимущество. Игрок, занявший центр, обычно контролирует большую часть доски. Его фигуры свободны, имеют возможности для разнообразных манёвров, не мешают друг другу. В то же время фигуры соперника, как правило, стеснены, мешают и блокируют друг друга. Любая фигура, надёжно закреплённая в центре, часто угрожает сразу несколькими взятиями или опасными ходами вглубь позиции противника. Кроме того, она становится серьёзным подспорьем при фланговой атаке, причём на любом из флангов. В связи с такой важностью центра рекомендуется уже в дебюте, с первых же ходов, приступать к борьбе за центр. Она может состоять из следующих элементов: выдвижение центральных пешек (d и e) вперёд и занятие ими центра. Противник может выбрать либо аналогичную стратегию, либо позволить занять сопернику центр, а затем подорвать его пешками c и f. Развитие коней на c3 и f3 (для чёрных — на c6 и f6), так что они сразу держат центральные пешки соперника под угрозой взятия. Размен центральных пешек и занятие центральных клеток своими фигурами, защищёнными пешками c и f. Централизация.

Слайд 11

В середине игры очень важно ввести в бой и использовать силу тяжелых фигур- ферзя и ладей. Для разрешения этой задачи необходимо иметь ясное представление о значении открытой линии на доске, о методах борьбы за открытую линию. Открытой линией называют, как известно, вертикаль на шахматной доске, свободную от пешек. Полуоткрытой называется вертикаль, где собственные пешки отсутствуют, а неприятельские сохранились. По открытым и полуоткрытым линиям тяжелые фигуры проявляют максимальное действие. Проникая в лагерь противника, они атакуют пешки и фигуры, расположенные в неприятельском тылу. Особый эффект приносит вторжение на седьмую и восьмую(первую и вторую) горизонтали, где обычно расположены главные силы защищающейся стороны. Поучительным примером вскрытия линии "а" и последующего вторжения на вторую горизонталь является приведенное ниже окончание партии. [...] 1...a5 2.a3 Овладение тяжёлыми фигурами 7(2) горизонталью.

Слайд 12

Освобождение линии — тактический приём, при котором линия освобождается от фигур, мешающих нанести решающий удар. В шахматной композиции тактический элемент комбинации — освобождение линии от фигур, препятствующих проведению манёвра другой фигурой. Простое освобождение линии, в задаче: фигуры белых освобождают линию, а фигуры чёрных отвлекаются от неё, затем белые наносят решающий удар по этой линии. Тематическое освобождение линии: фигура совершает манёвр вдоль линии, освобождая её для другой фигуры. См. например бристольская тема, темы Лойда , Тертона , Цеплера — Тертона , Бруннера — Тертона и другие. Вскрытие и запирание линий.

Слайд 13

Блока́да — эффективное средство ограничения подвижности фигур и пешек соперника. Продвижение неприятельских пешек останавливается при помощи фигур, которые ставятся перед пешками. Блокада.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начальные сведения об эндшпиле.

Слайд 2

Пешечный эндшпиль. Пешечные окончания очень конкретны. Любое изменение позиции может поменять исход игры. Поэтому здесь мало пользоваться общими соображениями. Важно тщательно просчитывать варианты. Чаще всего пешечные окончания имеют темповый характер, где все решает скорость: успеет ли пешка пройти в ферзи, успеет ли король задержать пешку соперника. В других, более редких, вариантах ведется маневренная борьба, и большое значение приобретает цугцванг. Изучение пешечных окончаний сводится, главным образом к освоению типичных приемов, которые существенно облегчают поиск решения в конкретной ситуации.

Слайд 3

Король и пешка против короля. Король в эндшпиле — фигура активная. Не опасаясь, как правило, угрозы мата, он может покинуть укрытие и принять участие в борьбе наравне с другими фигурами; он способен атаковать фигуры и пешки соперника и первым вторгаться в неприятельский лагерь. При малом числе фигур на доске в эндшпиле возрастает ценность каждой из них. В середине игры создание решающего перевеса сил на каком-либо участке доски часто является достаточным для выигрыша; правильно разыграть эндшпиль — значит обеспечить максимальную активность и чёткое взаимодействие фигур. Стратегическая цель эндшпиля — проведение одной из пешек в ферзи — определяет возрастающую роль пешек. Если в середине игры перевес одного из партнёров в 1 пешку обычно решающей роли не играет, то в эндшпиле он во многих случаях достаточен для выигрыша. В середине игры план часто определяется не только особенностями позиции, но и стилем игры соперников, психологическим расчётом и т. п. В окончании приходится избирать путь, характерный для того или иного типа эндшпиля, поскольку только он ведёт к достижению цели.

Слайд 4

Ключевые поля. Ключевые поля – поля, занятие которых королем обеспечивает выигрыш вне зависимости от очереди хода. На рисунке ключевыми являются поля b6, c6, d6 (поле, находящееся через одну клетку вперед от проходной пешки и два поля по бокам от нее). При ходе белых позиция ничейна, т.к. захватить ключевое поле невозможно. В случае хода черных король вынужден отступить, пропуская короля противника на одно из ключевых полей .

Слайд 5

Правило квадрата. Пра́вило квадра́та — шахматное правило, позволяющее определить, сможет ли в окончании «король и пешка против одинокого короля» король слабейшей стороны догнать пешку, не поддерживаемую собственным королём. Воображаемый «квадрат пешки» (шахматисты говорят просто «квадрат») образуется линиями, равными расстоянию от проходной пешки до поля превращения. Правило заключается в следующем : «Если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе в него попадает, он задерживает и уничтожает пешку, если нет — она проходит в ферзи .»

Слайд 6

Этюд Рети . Это один из самых известных шахматных этюдов. На первый взгляд, задание невыполнимо: догнать чёрную пешку белым королём не представляется возможным (1. Крh7 h4 2. Крh6 h3 и т. д.); чёрный же король может легко задержать белую пешку, если та двинется вперёд. Однако белый король совершает весьма неожиданный и парадоксальный манёвр: 1. Крg7! h4 2. Крf6 Крb6 (после 2…h3 3. Крe7 h2 4. c7 Крb7 5. Крd7 пешки становятся ферзями одновременно) 3. Крe5! Теперь после 3…Кр:c6 4. Крf4 белый король попадает в квадрат пешки и задерживает её, а если 3…h3, то после 4. Крd6 вновь пешки одновременно проходят в ферзи, в обоих случаях — ничья. Этот этюд произвёл сильное впечатление на современников, а осуществлённый в нём манёвр короля получил название «манёвр Рети » и затем неоднократно применялся другими авторами.

Слайд 7

Роль оппозиции. Оппозиция (от лат. oppositio — противопоставление) в шахматах — противостояние королей. Различают ближнюю оппозицию, когда расстояние между королями составляет одно поле, и дальнюю, когда расстояние между ними равно 3, 5 или 7 полям. Возможны оппозиции по вертикали, горизонтали и диагонали; в последнем случае она называется «косой». Оппозиция — частный случай полей соответствия. Является типичным приёмом борьбы за 3 ключевых поля, расположенные рядом по вертикали или горизонтали. Владение оппозицией позволяет совершить обход королём .

Слайд 8

Отталкивание плечом. «Отталкивание плечом» — условное название приёма, применяемого в эндшпиле, когда король не пускает на какое-то важное поле короля соперника. Примером может служить окончание партии Шлагс — К. Ауэс (Берлин, 1921 ). После 1.Кре6 Крc3 2.Крd6? Крd4 3.Крc7 Кре5 игра завершилась вничью. Сыграв, однако, 2.Крd5! («отталкивая» короля соперника) белые могли выиграть.

Слайд 9

Треугольник. «Треуго́льник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга. Один из самых простых случаев полей соответствия . Классический пример действия «треугольника» приведён на диаграмме. При своём ходе чёрные проигрывают, так как на 1… Крс7 решает 2. Крс5, а на 1… Крd8 2. Крd6 Крс8 3. с7 и т. д . Передача очереди хода чёрным достигается путём маневрирования белого короля в «треугольнике» с4-d4-d5: 1. Крd4 [c4] Крd8 2. Крс4 [d4] Крс8 3. Крd5.

Слайд 10

Прорыв. Прорыв – это жертва одной или нескольких пешек с целью образования проходной и проведения ее в ферзи.

Слайд 11

Игры на пат. Почти каждый шахматист может припомнить хотя бы один каверзный случай из своей практики, когда ему при огромном материальном перевесе доводилось загнать одинокого короля соперника в патовое положение. Подобное происходит сплошь и рядом в турнирах по "быстрым" шахматам. Как не вспомнить при этом шахматного острослова гроссмейстера Савелия Тартаковера (1887-1956), назвавшего пат трагикомедией шахмат. В одних случаях пат возникает в результате грубой ошибки сильнейшей стороны, в других - как закономерное явление, венчающее тот или иной теоретический эндшпиль. Например, окончание "король с пешкой против короля" весьма часто завершается патовым финалом. Пат может стать даже темой комбинации. Вот о разнообразных патовых случаях мы и поговорим теперь. Прежде всего отметим такую характерную особенность пата: это средство защиты. К нему прибегает обороняющаяся сторона как к последнему спасению. Но как считает гроссмейстер Юрий Авербах, "Пат - вовсе не соломинка, за которую хватается утопающий. Это вполне реальный фактор, о котором не следует забывать".

Слайд 12

Ладейный эндшпиль. Ладейные окончания — позиции, где помимо королей присутствуют только ладьи и пешки. Теория изучает в основном 2 типа ладейных окончаний: ладья только у одной стороны (ладья против пешек); у каждой стороны по ладье. В окончаниях 1-го типа 5 (иногда 4 или даже 3) пешек — вполне достаточная компенсация за ладью; при этом многое зависит от конкретной ситуации — активности ладьи, степени опасности проходных пешек и так далее. В окончаниях 2-го типа, которые чаще других встречаются на практике, главные факторы при оценке позиции — наличие или возможность образования проходных пешек, степень их продвинутости, слабости в пешечном расположении, активность фигур, особенно ладьи. Лишняя пешка в ладейном окончании 2-го типа, как правило, может быть реализована (при прочих равных условиях) только при активных фигурах. В этом случае удаётся продвижение пешки в ферзи или вторжение короля в неприятельский лагерь.

Слайд 13

Ладья и пешка против пешки. Эндшпиль не представляет собой серьезный интерес для опытного игрока, но у начинающего может с непривычки вызвать определенные затруднения. Если не знать, к чему стремиться, то можно во время партии за доской и не найти . В начале допущения, которые примем для простоты изложения. •Сильнейшая сторона всегда белые. •Пешек ровно по одной у каждой из сторон. •Пешки в исходной позиции уже блокируют друг друга (т.е., находясь на одной вертикали, не могут сделать ни одного хода). •В исходной позиции взятий нет.

Слайд 14

Позиция Филидора, принцип Тарраша. Путь к ничьей был указан еще в XVIII веке Филидором : ладья защищающейся стороны должна встать на шестую (3-ю) горизонталь и дежурить на ней, не позволяя королю противника вступить на эту горизонталь. Как только пешка сильнейшей стороны пойдет на шестую линию, ладья немедленно уходит в тыл и начинает давать шахи по вертикали. Правило Тарраша - общий принцип построения игры в эндшпиле, утверждающий, что ладью необходимо ставить позади проходной пешки, независимо от того, своя она или противника.

Слайд 15

Построение моста Белый король препятствует своей пешке стать ферзём, а чёрный король и ладья ограничивают его и слева и справа. На помощь приходит белая ладья, делающая хитрый ход под срез шахматной доски. 1.Лf4! Чёрные выжидают 1…Лh1. Теперь 2.Лe4+ и чёрные уходят королём на d7. Белый король вырывается на свободу, но его начинает шаховать чёрная ладья. 3.Kpf7 Лf1+ 4.Kpg6 Лg1+ 5.Kpf6 Лf1+6.Kpg5 Лg1+ 7.Лg4! Вот оно! Мост построен!

Слайд 16

Активность фигур. Очередной принцип оценки позиции фигур связан с коэффициентом полезного действия фигур. Активное расположение фигур имеет очень большое значение. Что понимать под активностью фигур? Если фигура способна энергично вмешаться в события, происходящие на доске, то такая фигура называется активной. Ради активности жертвуют пешками в дебюте миттельшпиле, переходят без пешки в эндшпиль; характерный признак атаки – совокупность активных фигур лучше всего видна в простых позициях. При оценке позиции надо очень внимательно следить за коэффициентом полезного действия всех боевых единиц Активность фигур часто подсказывает направление поиска при выборе конкретного хода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ШАХМАТЫ

Визитка авторов сайта...

«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»

Конспект интегрированного занятия   по шахматам и ИЗО  с использованием  компьютерных технологий.  Для детей 5 лет  Знакомство с  шахматной фигурой «король», c...

Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности "Шахматы"

СамоанализВнеурочной деятельности учителя дополнительного образования Седип Э.Э.Внеурочную деятельность осуществляю ежегодно, как начала работать учителем. В начале это были кружки, элективные курсы, ...

Фильм "IV Первенство класса по шахматам".

                    Представляю Вам свой фильм, посвященный шахматному первенству класса. Оно проходит в классе ежегодно в первой четверти. Сна...

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Первенство города по шахматам среди детей до 8 лет (сценарий)

Сценарий  проведения открытия и церемонии награжденияпервенства города по шахматам среди детей до 8 лет   28, 29 января 2012 г.      город Осинники, Кемеровска...

Учебно-методическое пособие "Шахматы - школе"

Данное учебно-методическое пособие можно использовать педагогами дополнительного образования на занятиях шахматами....