Внеурочное мероприятие на тему "История русского народного костюма" 4 класс
классный час
Внеурочное мероприятие на тему "История русского народного костюма" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya_kl_chas.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного мероприятия на тему «История русского народного костюма»
Тема: «Русский народный костюм».
Возраст: 8-10 лет
Цель: Знакомство учащихся с особенностями русского народного костюма, его художественной ценностью.
Задачи:
- Расширить знания и представления об основных элементах русского костюма
- Развивать эмоциональное восприятия красоты русского народного творчества, его самобытности.
- Воспитывать уважения к русской культуре, интерес к народному искусству, как к художественной ценности, источнику творческого вдохновения, национальному богатству.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· владеть монологической и диалогической формой речи;
Познавательные универсальные учебные действия
· высказываться в устной и письменной форме;
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Направление в/д.: общекультурное
Вид в/д.: познавательный
Уровень воспитательных результатов: II
Методы организации деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Средства (оборудование): компьютер, проектор, презентация, иллюстративный материал.
этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация . | - Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! - С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся с поклоном, друг к другу, как в старину. Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы! Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы! | Приветствие, подготовка рабочих мест Психологический настрой уч-ся на работу - Здравствуйте. |
2.Мотивация 3 мин | Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? - А что делает людей красивыми? - Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня? Как называется страна, в которой мы живём? Какая тема занятия. История русского костюма. Молодцы! Вы догадались, о какой одежде пойдет речь? Цель: Знакомство особенностями русского народного костюма, его художественной ценностью. Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. | Слушают, отвечают на вопросы. красивый -одежда, дела, труд, душа Об одежде Россия о русской народной одежде. |
3.Основной этап
| -А занятие у нас с вами не простое будет, мы отправимся в путешествия в прошлое и узнаем какую одежду носили наши предки. - Ребята, а где раньше хранили одежду? И сейчас мы заглянем в «бабушкин сундук», где находится старинная одежда. - Все правильно, молодцы ребята. А сейчас посмотрите на экран. (на экране фрагменты сказок; «Курочка ряба», «Царевна лягушка», « Хаврошечка» и т.д.) - Ребята обратите внимание, как одета бабка? - Как одет дед? - А в какой сказке одежда нарядная, праздничная? - А в какой сказке одежда повседневная, рабочая? - Почему вы думаете, что одежда здесь нарядная? - Почему здесь одежда повседневная? - Для чего носят одежду? - В древней Руси шили одежду сами. Из чего можно сшить одежду? - Как называется человек, который шьёт одежду? -Ребята, так какая бывает одежда? Чем они отличаются? - А сейчас мои друзья для вас задание. В нашем сундуке всё перемешалось, вам нужно убрать лишнее. (Назовите предмет и объясните, почему он лишний) - Молодцы, какие. А сейчас мы отправляемся дальше. Посмотрите, к нам в гости пришла Настенька и Иванушка. Давайте, рассмотрим их костюмы. Главная часть женского костюма сорочка, сарафан. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую. - Как вы думаете, что это? - Ее называют понёва. А какая бывает юбка понёва? -Когда девушка выходила замуж, она меняла свой сарафан на поневу и прятала косу свою девичью под головной обор. Понёвы бывают глухие и распашные. В начале, надевали глухую поневу, а на неё распашную. Она была тёмная в клеточку. -А что надевали спереди на поневу? Спереди на поневу надевали передник. Они защищали одежду во время работы. Были рабочие и праздничные украшенные. - Какие головные уборы носили в старину русские женщины? Женщины носили кичку, кокошник. На кичку часто одевали платок. А что же носили мужчины? Давайте посмотрим. Обязательной частью одежды русских мужчин была рубаха. Порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток. - Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы или завязывался поясом. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме - Какую же одежду носили на Руси зимой? Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети. Два сапога - пара и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали. -Какая еще обувь вам знакома? ” В дорогу идти - пять пар плети”. - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка. После тяжелого рабочего для девушки и парни играли в подвижные игры, прыгали через костер. *** Игра «Ручеек». Правила игры Ручеёк Русская народная одежда — наше важное достояние. Её изучение помогло получить информацию о социальной жизни, быте, обычаях и традициях предков. Человек, который уважает и любит свою страну должен знать историю, история русского костюма - это и есть наша история. На протяжении многих веков русская национальная одежда хранит культурные ценности нашего народа. Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются? ” - Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный. - Замечательно. Ребята Василиса Премудрая просит нас помочь сарафан украсить ей праздничный. Поможем? - Чем украшали одежду? -Какой цвет был любимым у русского народа? Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Полотенца, вышитые красными нитками, считалось, оберегали хозяина от злых сил. - Какие еще цвета встречались в русском народном костюме? белого, голубого, синего и чёрного, а так же встречается и зелёный цвет. Помните, что на сарафане есть узор – орнамент – это чередование повторяющихся элементов. Рассмотрим орнаменты на слайде, которыми мы сможем воспользоваться. - Для чего украшали одежду? Вы сегодня не просто художники, а художники по одежде. - Образец на экране, рассмотрим, чем можем украсить и приступим. Дети, украшают сарафан, под русскую народную музыку Выставка наших работ | Слушают, размышляют, отвечают на вопросы. Сарафан, сорочка, платок, лапти Косоворотка, порты, лапти - «Царевна – лягушка», «Хаврошечка» - «Курочка ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - Украшенье, вышивка, кокошник, сапожки. - простой сарафан, платок. - Для защиты от холода и жары - Ткани, кожи, меха - Портной Туфля ,стул, высотной дом, чайник. Так как это современные предметы. Это юбка Распашные и глухие. Передник Платок, кокошник. Оберегал. -душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп лапти, валенки Играют в игру по музыку. Поможем, раскрашивают сарафан, и украшают (рисуют бисер, вышивку). - Одежду украшали вышивкой, нашивали атласные ленты или тесьму. Бисером, стеклярусом, вышивкой -Любимым у русского народа был красный цвет. - В русском народном костюме встречаются синий, желтый, зеленый, черный цвета. - Одежду украшали для красоты и оберега. |
4.Итог 3 мин. | В начале нашего занятия мы с вами обсуждали такую пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают». И мы выяснили, что вы ребята-молодцы. Со всеми задания вы справились хорошо. Но подождите, а как вы справитесь со старинными загадками об одежде: 1. У бедного толстая, у богатого тонкая, всегда при себе 2. Днем как обруч, ночью как уж 3. Пустое стоит, полное- ходит. 4. Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. 5. Спина есть, брюха нет, голова пуста, сзади два хвоста. 6. Пушистая, а не зверь. Греет, а не печка. Какая бывает одежда? Где хранили одежду в старину? Что входит в мужской костюм, в женский? | Объясняют смысл пословицы. Отгадывают загадки. 1. рубаха 2. пояс 3. обувь 4. штаны 5. лапти. 6. шуба |
5.Рефлексия 3 мин. | Одень мужчину и женщину Закончи предложение: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания | Отвечает на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия "Фестиваль русской народной песни"
Сценарий внеклассного мероприятия в рамках недели истории и обществознания "Фестиваль русской народной песни"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник русской народной песни"
В игровой форме дети знакомятся с разными жанрами русских народных песен....
Внеурочное мероприятие по русскому языку в 7 классе
Внеурочное мероприятие по русскому языку в рамках декады словесности "Экология в филологии". В качестве дидактического матераила используются произведения русского фольклора, что способствует формиров...
Внеурочное мероприятие по русскому языку и литературе "Своя игра" 10 класс
данное мероприятие позволяет обобщить и систематизировать материал по русскому языку и литературе...
Танцевально – развивающее мероприятие, посвященному русскому народному танцу.
Мероприятие разработанно и проведено для детей 1-5 классов. Цель мероприятия познакомить детей с элементами русского народного танца.Задачи:Образовательные:-научить двигаться в пространстве, по кругу,...
Открытое внеурочное мероприятие по русскому языку во 2-х классах . Викторина по теме: "Славный город- Словоград"
Цели:-привитие любви к великому русскому языку;-формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;-повышение общей языковой культуры;-развитие интереса к изучению русского яз...
Открытое внеурочное мероприятие по русскому языку во 2-х классах . Викторина по теме: "Славный город- Словоград"
Цели:-привитие любви к великому русскому языку;-формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;-повышение общей языковой культуры;-развитие интереса к изучению русского яз...