Элективный курс "Моя будущая профессия" 10 класс
рабочая программа (10 класс)

Николаева Алена Викторовна

В учебном плане МАОУ Переваловской СОШ на изучение элективного курса «Моя будущая профессия» в 10 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Срок реализации программы 1 год.

При составлении рабочей программы и ее дальнейшей реализации, были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбирайте профессию» Е.Н. Прошицкой, развивающие задания «Реализуй себя» Селевко Г.К.; программа профессионального самоопределения Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия».

Индивидуализация обучения обучающихся различных категорий (испытывающих трудности в обучении, высокомотивированных обучающихся, обучающихся, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении) обеспечивается на учебных занятиях посредствам использования элементов различных педагогических технологи (проблемное обучение, метод проектов, игровые технологии и др.), а также с помощью цифровых образовательных платформ «Российская электронная школа», «Атлас будущих профессий».

Изучение элективного курса «Моя будущая профессия» в 10 классе направлено на достижение следующих целей: формирование и развитие у десятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Переваловская средняя общеобразовательная школа

Тюменского муниципального района

Рассмотрено на заседании ШМО естественно-математического цикла

 ____________Ю.Н. Петрова

Протокол №1 от 01.09.2021

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ С.Н. Соболевских

01.09.2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

_____________ А.Н. Непряхина

Приказ №406-ОД от 01.09.21 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

Элективный курс «Моя будущая профессия»

Учебный год

2021-2022

Класс

10 а,б

Количество часов в год

34

Количество часов в неделю

1

Разработчик программы: учитель начальных классов Николаева А.В.

с. Перевалово, 2021г.

I. Планируемые результаты освоения элективного курса «Моя будущая профессия»

В постиндустриальную эпоху меняется представление о профессионализме. Прежнему пониманию профессионализма как пожизненной приверженности той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой постепенно накапливались знания, опыт, мастерство, приходит на смену мульти-профессионализм, предполагающий возможность и необходимость овладения человеком трудовыми функциями из нескольких видов профессиональной деятельности, в том числе из различных профессиональных областей.

Освоение элективного курса «Моя будущая профессия» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:

1) повышения уровня готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учётом личностных особенностей и возможностей рынка труда;

2) формированию ответственного отношения к учению, готовности и способностей, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

3) формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

4) формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участию в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, социальных и экономических особенностей;

6) развитию компетентности в решении проблем на основе личностного выбора, формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Изучение элективного курса «Моя будущая профессия» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как:

Регулятивные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

2) умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

При изучении элективного курса «Моя будущая профессия» достигаются следующие предметные результаты: 

• обобщенность представлений о рынке труда и особенностях профессионального образования, в профилях обучения;

• сформированность представлений и знаний в том, как изучаемые дисциплины могут быть применены в профессиональной деятельности;

• ориентированность в мире профессий: востребованные профессии и необходимые для этого компетенции;

• владение умениями классифицировать профессии по предмету и содержанию труда;

• владение умениями ориентироваться в требованиях, предъявляемых профессиями к человеку с учётом распределения профессий по типам и классам;

• владение умениями использовать алгоритм выбора профессии, определять индивидуальные склонности и способности к изучению

предметов различных профилей;

• владение умениями определять личностные особенности и анализировать их с точки зрения выбора области профессиональной деятельности;

• владение умениями выстраивать индивидуальный образовательный и профессиональный маршрут.

Оценка достижений, обучающихся происходит:

  • во-первых, по итогам групповой рефлексии,
  • во-вторых, по результатам психологического тестирования,
  • в-третьих, по анализу образовательного продукта.

По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальную матрицу «Мое будущее» и индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.

II. Содержание элективного курса «Моя будущая профессия»

Тема 1. Профили обучения и готовность к выбору профессии – 1ч.

Понятие «Функциональные позиции в компании - роли». Краткий обзор ролей, примеры. Соотношение понятий «профессиональная (карьерная) роль» и «профессия». Задание: предварительное определение своих функциональных ролей на диаграмме из рабочей тетради. Понятия «профессиональные навыки» (hard skills) и «универсальные компетенции» (soft skills). Понятия «фронт-офис» и «бэк-офис». Заполнение таблицы: «Тип компании» (фронт-офис, бэк-офис).

Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах - составление списков профессий бэк-офиса и фронт-офиса.

Тема 2. Карьерная роль «Предприниматель» - 4ч.

Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции - перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Предприниматель», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.

Тест «Склонности к карьерной роли Предпринимателя». Работа в подгруппах с практическими заданиями: анализ проблем и разработка проектных идей.

Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в проектных подгруппах.

Тема 3. Карьерная роль «Коммуникатор» - 4ч.

Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции - перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Коммуникатор», и описание функциональных обязанностей. Обсуждение ораторский способностей, анализ видеоролика - примера ораторского мастерства. Плюсы и минусы роли.

Тест «Склонности к карьерной роли Коммуникатора». Практические задания: реклама своих услуг, опрос знакомых.

Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, самопрезентация, наблюдение и анализ.

Тема 4. Карьерная роль «Инноватор» - 4ч.

Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции - перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения 1: называние профессий, относящихся к роли «Инноватор», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.

Тест «Склонности к карьерной роли Инноватора». Краткий обзор различных организаций, занимающихся поддержкой инновационной деятельности.

Практические задания: анализ интернет-ресурсов, разработка инновационного проекта и представление его классу.

Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, анализ интернет-ресурсов, презентация.

Тема 5. Карьерная роль «Специалист» - 4ч.

Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции - перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Специалист», и описание функциональных обязанностей. Обсуждение известных примеров специалистов. Плюсы и минусы роли.

Тест «Склонности к карьерной роли Специалиста». Обзор интернет-ресурсов, самостоятельное знакомство с ними.

Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, анализ интернет-ресурсов.

Тема 6. Карьерная роль «Функционалист» - 4 ч.

Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции — перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Функционалист», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.

Тест «Склонности к карьерной роли Функционалиста». Обзор интернет-ресурсов, самостоятельное знакомство с ними.

Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, анализ интернет-ресурсов.

Тема 7. Карьерная роль «Аналитик» - 4ч.

Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции — перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Аналитик», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.

Тест «Склонности к карьерной роли Аналитика». Обзор интернет-ресурсов, самостоятельное знакомство с ними. Подготовка короткой аналитической статьи о каком-либо явлении или предмете.

Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, анализ интернет-ресурсов.

Тема 8. Карьерная роль «Администратор» - 4ч.

Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции — перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Администратор», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.

Тест «Склонности к карьерной роли Администратора». Обзор интернет-ресурсов, самостоятельное знакомство с ними. Понятие стажировки, её плюсы, примеры стажировок. Анализ вакансий для стажёров, поиск стажировок.

Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, анализ интернет-ресурсов.

Тема 9. Карьерная роль «Менеджер» - 4ч.

Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции — перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Менеджер», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.

Тест «Склонности к профессиональной роли Менеджера». Практическое задание: разработка представлений о возможных направлениях своей карьеры в качестве менеджера.

Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, презентация.

Тема 10. Подведение итогов, определение склонностей к карьерным ролям – 1ч.

Обсуждение проделанной работы. Понятие «профессиональный успех», соотношение понятий «личные цели» и «профессиональные цели». Подведение итогов, постановка профориентационных целей. Составление индивидуальной матрицы «Мое будущее».

Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания.

III. Тематическое планирование, в том числе с учетом количества часов, отводимых на изучение каждой темы

№ урока п/п

Название темы и раздела

Количество часов по программе

Тема 1. Профили обучения и готовность к выбору профессии

1

Понятие карьерной роли

Тема 2. Карьерная роль «Предприниматель»

2

Знакомство с карьерной ролью «Предприниматель»

3

Профессиональные навыки и универсальные компетенции роли «Предприниматель»

4

Практикум: Анализ роли «Предприниматель»

5

Тест «Склонности к карьерной роли Предпринимателя».

Тема 3. Карьерная роль «Коммуникатор»

6

Знакомство с содержанием роли «Коммуникатор»

7

Ораторское искусство

8

Практикум: Анализ роли «Коммуникатор»

9

Тест «Склонности к карьерной роли Коммуникатора»

Тема 4. Карьерная роль «Инноватор»

10

Знакомство с содержанием роли «Инноватор»

11

Практикум: Анализ роли «Инноватор»

12

Тест «Склонности к карьерной роли Инноватора»

13

Практикум: Разработка инновационного проекта

Тема 5. Карьерная роль «Специалист»

14

Знакомство с содержанием роли «Специалист»

15

Практикум: Анализ роли «Специалист»

16

Тест «Склонности к карьерной роли Специалиста»

17

Практикум: Обзор интернет-ресурсов

Тема 6. Карьерная роль «Функционалист»

18

Знакомство с содержанием роли «Функционалист»

19

Практикум: Анализ роли «Функционалист»

20

Тест «Склонности к карьерной роли Функционалиста»

21

Практикум: Обзор интернет-ресурсов

Тема 7. Карьерная роль «Аналитик»

22

Знакомство с содержанием роли «Аналитик»

23

Практикум: Анализ роли «Аналитик»

24

Тест «Склонности к карьерной роли Аналитика»

25

Практикум: Подготовка короткой аналитической статьи о каком-либо явлении или предмете

Тема 8. Карьерная роль «Администратор»

26

Знакомство с содержанием роли «Администратор»

27

Практикум: Анализ роли «Администратор»

28

Тест «Склонности к карьерной роли Администратора»

29

Практикум: Анализ вакансий для стажёров

Тема 9. Карьерная роль «Менеджер»

30

Знакомство с содержанием роли «Менеджер»

31

Практикум: Анализ роли «Менеджер»

32

Тест «Склонности к карьерной роли Менеджера»

33

Практикум: Возможные направления своей карьеры в качестве менеджера

Тема 10. Подведение итогов, определение склонностей к карьерным ролям

34

Матрица «Мое будущее»

ИТОГО:

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» -9 КЛАСС

Элективный курс «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» предназначен для предпрофильной  подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному художественн...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Технологическая карта и презентация к уроку английского языка по теме "Школа будущего" (7 класс).

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме "Школа будущего", входящий в раздел "Что несет нам будущее" УМК "Английский в фокусе" для 7 класса.Используемые технологии: развитие критич...

Мой город в будущем 5 класс

Урок в 5 классе по ФГОС, внеурочка. Целью урока является умение построить модели прямоугольгого параллелепипеда, куба, нахождение объемов, площадей поверхностей, суммы длин всех ребер...

Исследовательский проект «Магнитное поле Земли: Прошлое. Настоящее. Будущее» (11 класс).

Образование магнитного поля Земли,его влияние на климат, движение литосферных плит. Что будет,если магнитное поле Земли исчезнет?...