Элективный курс "Моя будущая профессия" 10 класс
рабочая программа (10 класс)
В учебном плане МАОУ Переваловской СОШ на изучение элективного курса «Моя будущая профессия» в 10 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Срок реализации программы 1 год.
При составлении рабочей программы и ее дальнейшей реализации, были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбирайте профессию» Е.Н. Прошицкой, развивающие задания «Реализуй себя» Селевко Г.К.; программа профессионального самоопределения Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия».
Индивидуализация обучения обучающихся различных категорий (испытывающих трудности в обучении, высокомотивированных обучающихся, обучающихся, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении) обеспечивается на учебных занятиях посредствам использования элементов различных педагогических технологи (проблемное обучение, метод проектов, игровые технологии и др.), а также с помощью цифровых образовательных платформ «Российская электронная школа», «Атлас будущих профессий».
Изучение элективного курса «Моя будущая профессия» в 10 классе направлено на достижение следующих целей: формирование и развитие у десятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_moya_budushchaya_professiya_10_klass.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Переваловская средняя общеобразовательная школа
Тюменского муниципального района
Рассмотрено на заседании ШМО естественно-математического цикла ____________Ю.Н. Петрова Протокол №1 от 01.09.2021 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ С.Н. Соболевских 01.09.2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ _____________ А.Н. Непряхина Приказ №406-ОД от 01.09.21 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет | Элективный курс «Моя будущая профессия» |
Учебный год | 2021-2022 |
Класс | 10 а,б |
Количество часов в год | 34 |
Количество часов в неделю | 1 |
Разработчик программы: учитель начальных классов Николаева А.В.
с. Перевалово, 2021г.
I. Планируемые результаты освоения элективного курса «Моя будущая профессия»
В постиндустриальную эпоху меняется представление о профессионализме. Прежнему пониманию профессионализма как пожизненной приверженности той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой постепенно накапливались знания, опыт, мастерство, приходит на смену мульти-профессионализм, предполагающий возможность и необходимость овладения человеком трудовыми функциями из нескольких видов профессиональной деятельности, в том числе из различных профессиональных областей.
Освоение элективного курса «Моя будущая профессия» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
1) повышения уровня готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учётом личностных особенностей и возможностей рынка труда;
2) формированию ответственного отношения к учению, готовности и способностей, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
3) формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
4) формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участию в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, социальных и экономических особенностей;
6) развитию компетентности в решении проблем на основе личностного выбора, формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Изучение элективного курса «Моя будущая профессия» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов, таких как:
Регулятивные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
2) умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
При изучении элективного курса «Моя будущая профессия» достигаются следующие предметные результаты:
• обобщенность представлений о рынке труда и особенностях профессионального образования, в профилях обучения;
• сформированность представлений и знаний в том, как изучаемые дисциплины могут быть применены в профессиональной деятельности;
• ориентированность в мире профессий: востребованные профессии и необходимые для этого компетенции;
• владение умениями классифицировать профессии по предмету и содержанию труда;
• владение умениями ориентироваться в требованиях, предъявляемых профессиями к человеку с учётом распределения профессий по типам и классам;
• владение умениями использовать алгоритм выбора профессии, определять индивидуальные склонности и способности к изучению
предметов различных профилей;
• владение умениями определять личностные особенности и анализировать их с точки зрения выбора области профессиональной деятельности;
• владение умениями выстраивать индивидуальный образовательный и профессиональный маршрут.
Оценка достижений, обучающихся происходит:
- во-первых, по итогам групповой рефлексии,
- во-вторых, по результатам психологического тестирования,
- в-третьих, по анализу образовательного продукта.
По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальную матрицу «Мое будущее» и индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.
II. Содержание элективного курса «Моя будущая профессия»
Тема 1. Профили обучения и готовность к выбору профессии – 1ч.
Понятие «Функциональные позиции в компании - роли». Краткий обзор ролей, примеры. Соотношение понятий «профессиональная (карьерная) роль» и «профессия». Задание: предварительное определение своих функциональных ролей на диаграмме из рабочей тетради. Понятия «профессиональные навыки» (hard skills) и «универсальные компетенции» (soft skills). Понятия «фронт-офис» и «бэк-офис». Заполнение таблицы: «Тип компании» (фронт-офис, бэк-офис).
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах - составление списков профессий бэк-офиса и фронт-офиса.
Тема 2. Карьерная роль «Предприниматель» - 4ч.
Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции - перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Предприниматель», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.
Тест «Склонности к карьерной роли Предпринимателя». Работа в подгруппах с практическими заданиями: анализ проблем и разработка проектных идей.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в проектных подгруппах.
Тема 3. Карьерная роль «Коммуникатор» - 4ч.
Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции - перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Коммуникатор», и описание функциональных обязанностей. Обсуждение ораторский способностей, анализ видеоролика - примера ораторского мастерства. Плюсы и минусы роли.
Тест «Склонности к карьерной роли Коммуникатора». Практические задания: реклама своих услуг, опрос знакомых.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, самопрезентация, наблюдение и анализ.
Тема 4. Карьерная роль «Инноватор» - 4ч.
Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции - перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения 1: называние профессий, относящихся к роли «Инноватор», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.
Тест «Склонности к карьерной роли Инноватора». Краткий обзор различных организаций, занимающихся поддержкой инновационной деятельности.
Практические задания: анализ интернет-ресурсов, разработка инновационного проекта и представление его классу.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, анализ интернет-ресурсов, презентация.
Тема 5. Карьерная роль «Специалист» - 4ч.
Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции - перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Специалист», и описание функциональных обязанностей. Обсуждение известных примеров специалистов. Плюсы и минусы роли.
Тест «Склонности к карьерной роли Специалиста». Обзор интернет-ресурсов, самостоятельное знакомство с ними.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, анализ интернет-ресурсов.
Тема 6. Карьерная роль «Функционалист» - 4 ч.
Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции — перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Функционалист», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.
Тест «Склонности к карьерной роли Функционалиста». Обзор интернет-ресурсов, самостоятельное знакомство с ними.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, анализ интернет-ресурсов.
Тема 7. Карьерная роль «Аналитик» - 4ч.
Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции — перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Аналитик», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.
Тест «Склонности к карьерной роли Аналитика». Обзор интернет-ресурсов, самостоятельное знакомство с ними. Подготовка короткой аналитической статьи о каком-либо явлении или предмете.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, анализ интернет-ресурсов.
Тема 8. Карьерная роль «Администратор» - 4ч.
Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции — перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Администратор», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.
Тест «Склонности к карьерной роли Администратора». Обзор интернет-ресурсов, самостоятельное знакомство с ними. Понятие стажировки, её плюсы, примеры стажировок. Анализ вакансий для стажёров, поиск стажировок.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания. Работа в подгруппах, анализ интернет-ресурсов.
Тема 9. Карьерная роль «Менеджер» - 4ч.
Знакомство с содержанием роли, описание, примеры. Профессиональные навыки и универсальные компетенции — перечисление, работа в подгруппах. Анализ роли с помощью упражнения: называние профессий, относящихся к роли «Менеджер», и описание функциональных обязанностей. Плюсы и минусы роли.
Тест «Склонности к профессиональной роли Менеджера». Практическое задание: разработка представлений о возможных направлениях своей карьеры в качестве менеджера.
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, презентация.
Тема 10. Подведение итогов, определение склонностей к карьерным ролям – 1ч.
Обсуждение проделанной работы. Понятие «профессиональный успех», соотношение понятий «личные цели» и «профессиональные цели». Подведение итогов, постановка профориентационных целей. Составление индивидуальной матрицы «Мое будущее».
Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания.
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ урока п/п | Название темы и раздела | Количество часов по программе |
Тема 1. Профили обучения и готовность к выбору профессии | ||
1 | Понятие карьерной роли | 1ч |
Тема 2. Карьерная роль «Предприниматель» | ||
2 | Знакомство с карьерной ролью «Предприниматель» | 1ч |
3 | Профессиональные навыки и универсальные компетенции роли «Предприниматель» | 1ч |
4 | Практикум: Анализ роли «Предприниматель» | 1ч |
5 | Тест «Склонности к карьерной роли Предпринимателя». | 1ч |
Тема 3. Карьерная роль «Коммуникатор» | ||
6 | Знакомство с содержанием роли «Коммуникатор» | 1ч |
7 | Ораторское искусство | 1ч |
8 | Практикум: Анализ роли «Коммуникатор» | 1ч |
9 | Тест «Склонности к карьерной роли Коммуникатора» | 1ч |
Тема 4. Карьерная роль «Инноватор» | ||
10 | Знакомство с содержанием роли «Инноватор» | 1ч |
11 | Практикум: Анализ роли «Инноватор» | 1ч |
12 | Тест «Склонности к карьерной роли Инноватора» | 1ч |
13 | Практикум: Разработка инновационного проекта | 1ч |
Тема 5. Карьерная роль «Специалист» | ||
14 | Знакомство с содержанием роли «Специалист» | 1ч |
15 | Практикум: Анализ роли «Специалист» | 1ч |
16 | Тест «Склонности к карьерной роли Специалиста» | 1ч |
17 | Практикум: Обзор интернет-ресурсов | 1ч |
Тема 6. Карьерная роль «Функционалист» | ||
18 | Знакомство с содержанием роли «Функционалист» | 1ч |
19 | Практикум: Анализ роли «Функционалист» | 1ч |
20 | Тест «Склонности к карьерной роли Функционалиста» | 1ч |
21 | Практикум: Обзор интернет-ресурсов | 1ч |
Тема 7. Карьерная роль «Аналитик» | ||
22 | Знакомство с содержанием роли «Аналитик» | 1ч |
23 | Практикум: Анализ роли «Аналитик» | 1ч |
24 | Тест «Склонности к карьерной роли Аналитика» | 1ч |
25 | Практикум: Подготовка короткой аналитической статьи о каком-либо явлении или предмете | 1ч |
Тема 8. Карьерная роль «Администратор» | ||
26 | Знакомство с содержанием роли «Администратор» | 1ч |
27 | Практикум: Анализ роли «Администратор» | 1ч |
28 | Тест «Склонности к карьерной роли Администратора» | 1ч |
29 | Практикум: Анализ вакансий для стажёров | 1ч |
Тема 9. Карьерная роль «Менеджер» | ||
30 | Знакомство с содержанием роли «Менеджер» | 1ч |
31 | Практикум: Анализ роли «Менеджер» | 1ч |
32 | Тест «Склонности к карьерной роли Менеджера» | 1ч |
33 | Практикум: Возможные направления своей карьеры в качестве менеджера | 1ч |
Тема 10. Подведение итогов, определение склонностей к карьерным ролям | ||
34 | Матрица «Мое будущее» | 1ч |
ИТОГО: | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Элективный курс «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» -9 КЛАСС
Элективный курс «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному художественн...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Технологическая карта и презентация к уроку английского языка по теме "Школа будущего" (7 класс).
Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме "Школа будущего", входящий в раздел "Что несет нам будущее" УМК "Английский в фокусе" для 7 класса.Используемые технологии: развитие критич...
Мой город в будущем 5 класс
Урок в 5 классе по ФГОС, внеурочка. Целью урока является умение построить модели прямоугольгого параллелепипеда, куба, нахождение объемов, площадей поверхностей, суммы длин всех ребер...
Исследовательский проект «Магнитное поле Земли: Прошлое. Настоящее. Будущее» (11 класс).
Образование магнитного поля Земли,его влияние на климат, движение литосферных плит. Что будет,если магнитное поле Земли исчезнет?...