"Кудесники"
рабочая программа
Программа для детей коррекционной школы по декоративно-прикладному творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudesniki.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль декоративно-прикладного творчества в становлении некоторых традиционных видов художественного ручного труда для учащихся с ОВЗ, в их трудовом и нравственно-эстетическом воспитании неоценима.
Дополнительная общеобразовательная программа «Креатив» (декоративно-прикладное творчество) – адаптированная, уровень ознакомительный, для детей 7-18 лет. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Срок реализации программы: 1 год. Занятия проводятся по 40 минут 1 раз в неделю.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Идея программы заключается в том, чтобы подвести учащихся к состоянию вдохновенного творчества, через сознательную работу. Учащиеся с органическими поражениями головного мозга, задержкой психического развития, задержкой речевого развития, имеющие различные нарушения в формировании эмоционально-личностной и коммуникативной сфер, заслуживают особого внимания, так как недостаток выразительности моторики, неумение правильно выразить свои чувства и эмоции затрудняют их общение со сверстниками и взрослыми. Для этих учащихся характерны ослабленная нервная система, повышенная утомляемость, импульсивность, неуверенность в себе, замкнутость.
Для того чтобы они освоили тот или иной прием работы, педагог должен действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента. В ходе этой работы у учащихся формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Она позволяет развить творческую самостоятельность, фантазию учащихся, оказывать помощь школьникам, проявляющих интерес к художественному конструированию, рисованию, лепке, оформительской деятельности, а также помочь выявить у детей творческие наклонности. Программа призвана развивать у детей творческий потенциал, научить школьников работать с различными материалами и инструментами, создавать интересные оформительские работы, участвовать в оформлении своих классов, школы, дома. Научить их не оставаться пассивными наблюдателями, а активно принимать участие в общественной жизни, в благоустройстве окружающего мира. Дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Различные виды декоративно-прикладного творчества комплексно воздействуют на развитие ребенка:
- Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, цвета, фактуры, пластики.
- Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Формируют умение видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Программой предусмотрено участие учащихся в выставках, тематических конкурсах, проводимых в школе. Дети получают возможность почувствовать себя мастерами, сравнить свои работы и работы товарищей, посмотреть на свои изделия со стороны, показать их родственникам и друзьям. Работа с различными материалами «ставит», тренирует пальцы рук. Ребенок познает окружающий мир через осязание, таким образом, возможна коррекционная работа у детей с недостатками в развитии.
В конце каждого учебного года проходит отчетная итоговая выставка, в которой принимают участие все обучающиеся студии.
Цель программы:
воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.
Задачи:
Коррекционно-обучающие
- Создание необходимых условий для реализации потребностей учащихся в избранном виде деятельности.
- Формирование у учащихся представлений об исторических сведениях и традициях декоративно-прикладного искусства.
- Знакомство с элементарными законами колористики и цветоведения.
- Умение применять на практике технические приёмы и технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- Коррекционно-развивающие
- Коррекция и развитие общих способностей учащихся и освоение детьми умений и навыков, обеспечивающих максимально полное прохождение программы.
- Коррекция и развитие художественно-образного видения мира: чувственно-эмоциональных проявлений, внимания, памяти, фантазии, воображения.
- Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, организационных умений и навыков: планировать свою деятельность и добиваться результата; определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины; содержать в порядке своё рабочее место.
- развитие у детей коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение: адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.
Коррекционно-воспитательные
- воспитание интереса к процессу обучения.
- воспитание умения работать парами и в команде.
- воспитание терпения, воли, трудолюбия, упорства в достижении цели.
- воспитание аккуратности, самостоятельности.
- воспитание потребности в творческом росте, саморазвитии, самоутверждении.
- воспитание интереса к народному искусству.
Отличительная особенность программы.
Программа рассчитана для обучающихся коррекционной школы. Учащимся, с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Процесс изготовления изделий тесно связан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того чтобы ребенок мог совершать трудовые операции, необходимо чтобы он был знаком со свойствами различных материалов материалов: пластилин, соленое тесто, бумага, картон, фетр, ткань, нитки и т.д. сходство и различие в процессе практической деятельности, обыгрывание готовых изделий. В результате использования многообразия технических, художественных средств, при работе различными материалами у учащихся формируются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение. Развиваются память, мышление, воображение, художественно-образная речь.
Формы организации занятий.
Формы занятий носят в основном практический характер. Такие занятия комбинируются с беседами, обсуждениями, играми, экскурсиями. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными, психофизическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает при необходимости возможную коррекцию времени и режима занятий.
В ходе проведения занятий предусматривается проведение физкультурных пауз и перерывов для снятия физического утомления и психологической разрядки (выполнение заданий, композиций, упражнений).
Ожидаемые результаты.
К концу года учащиеся будут знать:
- основные правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- свойства и возможности бумаги, картона, ткани, пластика, как материала для художественного творчества,
- основы знаний в области композиции, формообразования, цветоведения:
- основные приемы работы с материалами: можно резать, склеивать, грунтовать, красить.
- последовательность выполнения работы (замысел, эскиз, выбор материала и способы изготовлении, готовое изделие),
Будут уметь:
- использовать в своей деятельности необходимые материалы, инструменты и оборудование;
- рассказывать о своих работах и способах изготовления
Будут воспитаны:
- элементарные правила поведения на занятии;
- начальные коммуникативные навыки общения в коллективе
- стремления к качеству выполнения, умению доводить начатое дело до конца.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | Формы аттестации | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | 1 | беседа | ||
2 | Материалы и оборудование | 1 | 1 | |||
3 | Пейп-арт | 5 | 1 | 4 | Творческая мастерская | |
4 | Кардмейкинг, скрапбукинг. | 8 | 1 | 7 | Творческая мастерская, выставка. | |
5 | Декупаж | 5 | 1 | 4 | Лекция, творческая мастерская, выставка. | |
6 | Пластилинография | 7 | 1 | 6 | Самостоятельная работа, выставка | |
7 | Подготовка к выставкам, конкурсам | 5 | 1 | 4 | Творческая мастерская, вернисаж. | |
8 | Итоговые занятия | 4 | 1 | 3 | Мастер-класс | |
итого | 36 | 8 | 28 |
Содержание программы обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила дорожного движения.
Теория. Введение в курс программы. Беседа о летнем отдыхе. Демонстрация изделий декоративно-прикладного творчества. В доступной форме познакомить детей с правилами безопасной работы с инструментами.
Практика. Ознакомление со свойствами различных материалов. Сходство и различие в процессе практической деятельности и обыгрывании готовых изделий. Включение детей в рассказ, обыгрывание игровых ситуаций.
2. Материалы и оборудование.
Теория. Знакомство с различными материалами – пластилин, бумага, ткань, бросовый материал. Рассматривание инструментов и оборудования: (стеки, штампы, фигурные дыроколы, фигурные ножницы, текстурные листы и материалы, молды и т.д.)
Практика. Изготовление бумаги. Окрашивание и высушивание. Соблюдение пропорций. Подбор инструментов для изготовления изделий.
3. Пейп-арт (техника декорирования разнообразных предметов с помощью бумаги, в частности обычных бумажных салфеток. Декорированная поверхность имитирует резьбу, чеканку, металлопластика, вышивка, или филигрань).
Теория. обучение техническим приемам (придумывание эскиза, подготовка к декорированию).
Практика. Очистка и обезжиривание декорируемой поверхности, изготовление жгутиков из салфеток (согласованная работа обеими руками, соизмерение нажима ладоней на материал). Раскатывание жгутиков различной толщины между ладонями прямыми движениями. Видоизменение палочки, шарика – расплющивание, сплющивание между ладонями для получения полоски, диска. Раскатывание жгутика (шарика) с участием одного пальца, двух и нескольких пальцев. Заклеивание поверхности одним слоем салфеток. Окрашивание и тонировка изделий.
4. Кардмейкинг, скрапбукинг.
Теория. Понятие кардмейкинг - изготовление открыток своими руками с использованием различных подручных материалов. Задумывание сюжета. Творческий подход к решению сюжета. Выделение основного.
Понятие скрапбукинг - вид рукоделия, с помощью которого изготавливают и оформляют блокноты, открытки, шкатулки. Задумывание сюжета. Творческий подход к решению сюжета. Выделение основного.
Практика. Скрапбукинг. Подбор бумаги для основы блокнота, шкатулки. Выбор материалов и инструментов. Знакомство с интересными шаблонами скрапбукинг-блокнотов, шкатулок Изготовление шаблона. Композиционное решение. Расположение декора на поверхности изделия. Декорирование изделий.
Кардмейкинг. Подбор бумаги, используемой в кардмейкинге. Техники создания различных эффектов на бумаге - фактура. Способы состаривания бумаги. Создание рисунка на бумаге с помощью трафарета, штампов, красок. Создание эффектов - тонированный, рваный, горелый край. Изготовление изделий.
5. Декупаж
Теория. Технология работы в технике декупаж. Инструменты и материалы используемые при работе в различных техниках декупажа. Просмотр готовых изделий и иллюстративного материала в Интернете. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика. Работа с композиционным решением. Компоновка рисунка, добавление картин из разных салфеток. Применение декоративного клея, бусинок, страз и ленточек для декора плоскостных изделий. Технология работы с акриловыми красками по декупажному фону.
6. Пластилинография.
Теория. Технология работы с пластилином. Инструменты, используемые при работе (стеки, текстурные листы, штампы и т.д). рассматривание иллюстраций, образцов.
Практика. Работа с композиционным решением. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков. Создание фактуры (шероховатая, рельефная, гладкая) с использованием различных инструментов и приспособлений. Смешивание различных цветов для получения нужного оттенка.
7. Подготовка к выставкам, конкурсам.
Теория. Выбор и обсуждение темы.
Практика. Поэтапная работа над проектом. Участие в выставках.
8. Итоговые занятия
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными условиями для занятий являются творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей, а также
- Помещение с хорошим освещением и проветриванием.
- Столы и стулья, соответствующие возрасту детей.
- Доска магнитная.
- Мольберты.
- Раковина для забора горячей и холодной воды и мытья рук.
- Стенды с методическими разработками.
- Шкафы для хранения методической литературы, художественных материалов и инструментов.
- Для проведения полноценных занятий имеются методическая литература, таблицы, наглядные пособия, альбомы с репродукциями, фотоальбомы, книги по искусству.
Художественные материалы и инструменты.
- Краски разнообразных составов (гуашь, акварель, тушь, чернила);
- Кисти разных размеров.
- Карандаши простые и цветные, ластики, фломастеры, маркеры, линеры, роллеры, гелиевые ручки цветные.
- Различные виды и форматы белой и цветной бумаги, картона, кальки, копировальная бумага.
- Пластилин восковой и различные приспособления для лепки (доски, стеки, проволоки, зубочистки, терки, валики.)
- Различные виды клеев (ПВА, «Момент»).
- Ножницы нескольких видов.
- Отделочные материалы (пуговицы, бусинки, кружева и др.).
- Шаблоны, трафареты, салфетки и др.
- Коробки, различный бросовый материал.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература:
- Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – М.: Айрис-пресс, 2003. - (Методика)
- Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
- Грушина Л.В. Открытки с сюрпризом . – Д. : Издательский дом «Карапуз», 2007.
- Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М., 1994.
- Евладова Е.Б. ,Логинова Л.Г.,Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002
- Мачихина В.Ф.,под редакцией Провоторова В.П. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. Москва «Просвещение» 1987.
- Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Я.: Академия Холдинг, 2001.
- Падберг А. - Живые коробочки. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике-2. - М. , 2007.
- Мачихина В.Ф.,под редакцией Провоторова В.П. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. Москва «Просвещение» 1987.
- Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной шлолы. Москва «Просвещение» 1984.
- Чибрикова О. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ООО Эксмо,
Интернетресурсы (иллюстративный материал, публикации):
- https://childage.ru/
- https://yandex.ru/images/search?text=лепка%20из%20солёного%20теста%20пошагово%20с%20фото%20для%20начинающих&stype=image&lr=213&source=wiz
- https://svoimirukamy.com/podelki-iz-solyonogo-testa.html
- https://rukodelielux.ru/podelki-iz-solenogo-testa
- https://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki-iz-solenogo-testa/podelki-iz-sol-nogo-testa-dlja-nachinayuschih-poyetapno-s-foto.html
- https://handsmake.ru/podelki-iz-solenogo-testa-master-klassy-svoimi-rukami.html
- https://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/podelki-iz-solyonogo-testa-dlja-nachinayuschih-poyetapno-s-foto.html
- https://mirpozitiva.ru/articles/2071-podelki-iz-solenogo-testa-svoimi-rukami.html
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Календарно-тематический план
№п\п | Тема раздела\занятия | Количество часов | дата |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности с колющими и режущими предметами. | 1 | |
2 | Материалы и оборудование. Смешивание пластилина. Использование текстурных листов, обезжиривание поверхности. Обрывание бумаги. | 1 | |
3 | «Осеннее дерево» (пластилинография) | 1 | |
4 | «Денежное дерево» декоративное панно (пейп-арт) | 1 | |
5 | «Декоративная тарелка» (декупаж) | 1 | |
6 | «Блокнот» (скрапбукинг) | 1 | |
7 | «Подсолнух» (пластилинография) | 1 | |
8 | «Осенняя открытка» (кардмейкинг) | 1 | |
9 | Подготовка к выставке | 1 | |
10 | «Баночка для специй» (декупаж) | 1 | |
11 | «Чудесная коробочка» (скрапбукинг) | 1 | |
12 | «Солнышко лучистое» (пластилинография) | 1 | |
13 | «Разделочная доска» (декупаж) | 1 | |
14 | «Букет из красных роз» (пластилинография) | 1 | |
15 | «Декоративная тарелка» (пейп-арт) | 1 | |
16 | Подготовка к выставке | 1 | |
17 | «Сова» (кардмейкинг) | 1 | |
18 | «Осеннее дерево» коллективная работа. (коллаж) (итоговая работа) | 1 | |
19 | «Грибы» (пластилинография) | 1 | |
20 | «Баночка для кофе» (декупаж) | 1 | |
21 | «Шкатулка» (скрапбукинг) | 1 | |
22 | «Декоративное панно» (итоговая работа) | 1 | |
23 | «Декоративная тарелка». (пейп-арт) | 1 | |
24 | «Нежная открытка» (кардмейкинг) | 1 | |
25 | Подготовка к выставке | 1 | |
26 | «Зимний лес» (пластилинография | 1 | |
27 | «Декоративное панно» (итоговое занятие) | 1 | |
28 | «Золотая рыбка» декоративное панно (пейп-арт) | 1 | |
29 | «Рамка для фотографий» (скрапбукинг) | 1 | |
30 | «Декоративное панно» (подготовка к выставке) | 1 | |
31 | «Весення открытка» (кардмейкинг) | 1 | |
32 | «Ваза для цветов» (декупаж) | 1 | |
33 | «Карандашница » (пейп-арт) | 1 | |
34 | «Шкатулка» (итоговое занятие) | 1 | |
35 | «Пчелка Майя» (пластилинография) | 1 | |
36 | Подготовка к выставке | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Кудесники"
" Кудесники"...
КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ «Ярмарка предприимчивых кудесников»
КОНКУРССОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВгрантовой программы Красноярского края«Социальное партнерство во имя развития»краевой этап IV конкурса молодежных проектов «Красноярский молодежный форум»...
"Моя станица" - аппликация с использованием элементов коллажа, итоговое занятие д\о "Кудесники"
Вашему вниманию предлагается итоговое занятие "Моя станица" детского объединения "Кудесники", младший школьный возраст. Основой занятия является выполнение аппликации с элементами коллкжа. Воспитанник...
Образовательная программа Творческого объединения « Кудесники» Срок реализации: 5 лет.
Образовательная программаТворческого объединени " Кудесники" Срок реализации: 5 лет. Разработала: Во...
«Кросс- возрастное сообщество через театр кукол «Кудесники»
Статья о нашем небольшом опыте по созданию крос-возрастных связей между учениками разных возрастных и социальных групп, при помощи театра кукол "Кудесники", который организован в нашей шко...
Н. С. Лесков - «Кудесник языка» ( нравственные проблемы рассказа «Старый гений)
Урок-открытие новых знаний...