"Кудесники"
рабочая программа

Барышникова Ольга Владимировна

Программа для детей коррекционной школы по декоративно-прикладному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudesniki.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Роль декоративно-прикладного творчества в становлении некоторых традиционных видов художественного ручного труда для учащихся с ОВЗ, в их трудовом и нравственно-эстетическом воспитании неоценима.

      Дополнительная общеобразовательная программа «Креатив» (декоративно-прикладное творчество) – адаптированная, уровень ознакомительный, для детей 7-18 лет. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Срок реализации программы: 1 год. Занятия проводятся по 40 минут 1 раз в неделю.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Идея программы заключается в том, чтобы подвести учащихся к состоянию вдохновенного творчества, через сознательную работу. Учащиеся с органическими поражениями головного мозга, задержкой психического развития, задержкой речевого развития, имеющие различные нарушения в формировании эмоционально-личностной и коммуникативной сфер, заслуживают особого внимания, так как недостаток выразительности моторики, неумение правильно выразить свои чувства и эмоции затрудняют их общение со сверстниками и взрослыми. Для этих учащихся характерны ослабленная нервная система, повышенная утомляемость, импульсивность, неуверенность в себе, замкнутость.

          Для того чтобы они освоили тот или иной прием работы, педагог должен действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента. В ходе этой работы у учащихся формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Она позволяет развить творческую самостоятельность, фантазию учащихся, оказывать помощь школьникам, проявляющих интерес к художественному конструированию, рисованию, лепке, оформительской деятельности, а также помочь выявить у детей творческие  наклонности. Программа призвана развивать у детей творческий потенциал, научить школьников работать с различными материалами и инструментами, создавать интересные оформительские работы, участвовать в оформлении своих классов, школы, дома. Научить их не оставаться пассивными наблюдателями, а активно принимать участие в общественной жизни, в благоустройстве окружающего мира. Дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

         Различные виды декоративно-прикладного творчества комплексно воздействуют на развитие ребенка:

  • Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, цвета, фактуры, пластики.
  • Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • Формируют умение видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

          Программой предусмотрено участие учащихся в выставках, тематических конкурсах, проводимых в школе. Дети получают возможность почувствовать себя мастерами, сравнить свои работы и работы товарищей, посмотреть на свои изделия со стороны, показать их родственникам и друзьям. Работа с различными материалами «ставит», тренирует пальцы рук. Ребенок познает окружающий мир через осязание, таким образом, возможна коррекционная работа у детей с недостатками в развитии.

В конце каждого учебного года проходит отчетная итоговая выставка, в которой принимают участие все обучающиеся студии.

Цель программы: 

воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, формирование  навыков и умений работы с материалами различного происхождения.

Задачи:

Коррекционно-обучающие

  • Создание необходимых условий для реализации потребностей учащихся в избранном виде деятельности.
  • Формирование у учащихся представлений об исторических сведениях и традициях декоративно-прикладного искусства.
  • Знакомство с элементарными законами колористики и цветоведения.
  • Умение применять на практике технические приёмы и технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
  • Коррекционно-развивающие
  • Коррекция и развитие общих способностей учащихся и освоение детьми умений и навыков, обеспечивающих максимально полное прохождение программы.
  • Коррекция и развитие художественно-образного видения мира: чувственно-эмоциональных проявлений, внимания, памяти, фантазии, воображения.
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, организационных умений и навыков: планировать свою деятельность и добиваться результата; определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины; содержать в порядке своё рабочее место.
  • развитие у детей коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение: адекватно оценивать различные мнения, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.

Коррекционно-воспитательные 

  • воспитание интереса к процессу обучения.
  • воспитание умения работать парами и в команде.
  • воспитание терпения, воли, трудолюбия, упорства в достижении цели.
  • воспитание аккуратности, самостоятельности.
  • воспитание  потребности в творческом росте, саморазвитии, самоутверждении. 
  • воспитание интереса к народному искусству.

Отличительная особенность программы.

      Программа рассчитана для обучающихся коррекционной школы. Учащимся, с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Процесс изготовления изделий тесно связан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того чтобы ребенок мог совершать трудовые операции, необходимо чтобы он был знаком со свойствами различных материалов материалов: пластилин, соленое тесто, бумага, картон, фетр, ткань, нитки и т.д.  сходство и различие в процессе практической деятельности, обыгрывание готовых изделий. В результате использования многообразия технических, художественных средств, при работе различными материалами у учащихся формируются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение. Развиваются память, мышление, воображение, художественно-образная речь.

Формы организации занятий.

          Формы занятий носят в основном практический характер. Такие занятия комбинируются с беседами, обсуждениями, играми, экскурсиями. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными, психофизическими возможностями и особенностями учащихся, что предполагает при необходимости возможную коррекцию времени и режима занятий.

В ходе проведения занятий предусматривается проведение физкультурных пауз и перерывов для снятия физического утомления и психологической разрядки (выполнение заданий, композиций, упражнений).

Ожидаемые результаты.

К концу года учащиеся будут знать:

  • основные правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
  • свойства и возможности бумаги, картона, ткани, пластика, как материала для художественного творчества,
  • основы знаний в области композиции, формообразования, цветоведения:
  • основные приемы работы с материалами: можно резать, склеивать, грунтовать, красить.
  • последовательность выполнения работы (замысел, эскиз, выбор материала и способы изготовлении, готовое изделие),

Будут уметь:

  • использовать в своей деятельности необходимые материалы, инструменты и оборудование;
  • рассказывать о своих работах и способах изготовления

Будут воспитаны:

  • элементарные правила поведения на занятии;
  • начальные коммуникативные навыки общения в коллективе
  • стремления к качеству выполнения, умению доводить начатое дело до конца.

Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

1

беседа

2

Материалы и оборудование

1

1

3

Пейп-арт

5

1

4

Творческая мастерская

4

Кардмейкинг, скрапбукинг.

8

1

7

Творческая мастерская, выставка.

5

Декупаж

5

1

4

Лекция, творческая мастерская, выставка.

6

Пластилинография

7

1

6

Самостоятельная работа, выставка

7

Подготовка к выставкам, конкурсам

5

1

4

Творческая мастерская, вернисаж.

8

Итоговые занятия

4

1

3

Мастер-класс

итого

36

8

28

Содержание программы обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила дорожного движения.

Теория. Введение в курс программы. Беседа о летнем отдыхе. Демонстрация изделий декоративно-прикладного творчества. В доступной форме познакомить детей с правилами безопасной работы с инструментами.

Практика. Ознакомление со свойствами различных материалов. Сходство и различие в процессе практической деятельности и обыгрывании готовых изделий. Включение детей в рассказ, обыгрывание игровых ситуаций.

2. Материалы и оборудование.

Теория. Знакомство с различными материалами – пластилин, бумага, ткань, бросовый материал. Рассматривание инструментов и оборудования: (стеки, штампы, фигурные дыроколы, фигурные ножницы, текстурные листы и материалы, молды и т.д.)

Практика. Изготовление бумаги. Окрашивание и высушивание. Соблюдение пропорций. Подбор инструментов для изготовления изделий.

3. Пейп-арт (техника декорирования разнообразных предметов с помощью бумаги, в частности обычных бумажных салфеток. Декорированная поверхность имитирует резьбу, чеканку, металлопластика, вышивка, или филигрань).

Теория. обучение техническим приемам (придумывание эскиза, подготовка к декорированию).

Практика. Очистка и обезжиривание декорируемой поверхности, изготовление жгутиков из салфеток (согласованная работа обеими руками, соизмерение нажима ладоней на материал). Раскатывание жгутиков различной толщины между ладонями прямыми движениями. Видоизменение палочки, шарика – расплющивание, сплющивание между ладонями для получения полоски, диска. Раскатывание жгутика (шарика) с участием одного пальца, двух и нескольких пальцев. Заклеивание поверхности одним слоем салфеток. Окрашивание и тонировка изделий.

4. Кардмейкинг, скрапбукинг.

Теория. Понятие кардмейкинг - изготовление открыток своими руками с использованием различных подручных материалов. Задумывание сюжета. Творческий подход к решению сюжета. Выделение основного.

Понятие скрапбукинг - вид рукоделия, с помощью которого изготавливают и оформляют блокноты, открытки, шкатулки. Задумывание сюжета. Творческий подход к решению сюжета. Выделение основного.

Практика. Скрапбукинг. Подбор бумаги для основы блокнота, шкатулки. Выбор материалов и инструментов. Знакомство с интересными шаблонами скрапбукинг-блокнотов, шкатулок Изготовление шаблона. Композиционное решение. Расположение декора на поверхности изделия. Декорирование изделий.

Кардмейкинг. Подбор бумаги, используемой в кардмейкинге. Техники создания различных эффектов на бумаге -  фактура. Способы состаривания бумаги. Создание рисунка на бумаге с помощью трафарета, штампов, красок. Создание эффектов - тонированный, рваный, горелый край. Изготовление изделий.

5. Декупаж

Теория. Технология работы в технике декупаж. Инструменты и материалы используемые при работе в различных техниках декупажа. Просмотр готовых изделий и иллюстративного материала в Интернете. Техника безопасности при работе с ножницами.

Практика. Работа с композиционным решением. Компоновка рисунка, добавление картин из разных салфеток. Применение декоративного клея, бусинок, страз и ленточек для декора плоскостных изделий. Технология работы с акриловыми красками по декупажному фону.

6. Пластилинография.

Теория. Технология работы с пластилином. Инструменты, используемые при работе (стеки, текстурные листы, штампы и т.д). рассматривание иллюстраций, образцов.

Практика. Работа с композиционным решением. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков. Создание фактуры (шероховатая, рельефная, гладкая) с использованием различных инструментов и приспособлений. Смешивание различных цветов для получения нужного оттенка.

7. Подготовка к выставкам, конкурсам.

Теория. Выбор и обсуждение темы.

Практика. Поэтапная работа над проектом. Участие в выставках.

8. Итоговые занятия

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основными условиями для занятий являются творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей, а также

  • Помещение с хорошим освещением и проветриванием.
  • Столы и стулья, соответствующие возрасту детей.
  • Доска магнитная.
  • Мольберты.
  • Раковина для забора горячей и холодной воды и мытья рук.
  • Стенды с методическими разработками.
  • Шкафы для хранения методической литературы, художественных материалов и инструментов.
  • Для проведения полноценных занятий имеются методическая литература, таблицы, наглядные пособия, альбомы с репродукциями, фотоальбомы, книги по искусству.

Художественные материалы и инструменты.

  • Краски разнообразных составов (гуашь, акварель, тушь, чернила);
  • Кисти разных размеров.
  • Карандаши простые и цветные, ластики, фломастеры, маркеры, линеры, роллеры, гелиевые ручки цветные.
  • Различные виды и форматы белой и цветной бумаги, картона, кальки, копировальная бумага.
  • Пластилин восковой и различные приспособления для лепки (доски, стеки, проволоки, зубочистки, терки, валики.)
  • Различные виды клеев (ПВА, «Момент»).
  • Ножницы нескольких видов.
  • Отделочные материалы (пуговицы, бусинки, кружева и др.).
  • Шаблоны, трафареты, салфетки и др.
  • Коробки, различный бросовый материал.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература:

  1. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. – М.: Айрис-пресс, 2003. - (Методика)
  2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
  3. Грушина Л.В. Открытки с сюрпризом . – Д. : Издательский дом «Карапуз», 2007.

  1. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М., 1994.
  2. Евладова Е.Б. ,Логинова Л.Г.,Михайлова Н.НДополнительное образование детей: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Мачихина В.Ф.,под редакцией Провоторова В.П. Внеклассная воспитательная  работа во вспомогательной школе-интернате. Москва «Просвещение» 1987.
  4. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.

  1. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Я.: Академия Холдинг,     2001.
  2. Падберг А. Живые коробочки. – М.: Айрис-пресс, 2007.

  1. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике-2. - М. , 2007.
  2. Мачихина В.Ф.,под редакцией Провоторова В.П. Внеклассная воспитательная  работа во вспомогательной школе-интернате. Москва «Просвещение» 1987.
  3. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной шлолы. Москва «Просвещение» 1984.
  4. Чибрикова О. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ООО Эксмо,

Интернетресурсы (иллюстративный материал, публикации):

  1. https://childage.ru/
  2. https://yandex.ru/images/search?text=лепка%20из%20солёного%20теста%20пошагово%20с%20фото%20для%20начинающих&stype=image&lr=213&source=wiz
  3. https://svoimirukamy.com/podelki-iz-solyonogo-testa.html
  4. https://rukodelielux.ru/podelki-iz-solenogo-testa
  5. https://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki-iz-solenogo-testa/podelki-iz-sol-nogo-testa-dlja-nachinayuschih-poyetapno-s-foto.html
  6. https://handsmake.ru/podelki-iz-solenogo-testa-master-klassy-svoimi-rukami.html
  7. https://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/podelki-iz-solyonogo-testa-dlja-nachinayuschih-poyetapno-s-foto.html
  8. https://mirpozitiva.ru/articles/2071-podelki-iz-solenogo-testa-svoimi-rukami.html

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Календарно-тематический план

№п\п

Тема раздела\занятия

Количество часов

дата

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности с колющими и режущими предметами.

1

2

Материалы и оборудование.

Смешивание пластилина. Использование текстурных листов, обезжиривание поверхности. Обрывание бумаги.

1

3

«Осеннее дерево» (пластилинография)

1

4

«Денежное дерево» декоративное панно (пейп-арт)

1

5

«Декоративная тарелка» (декупаж) 

1

6

«Блокнот» (скрапбукинг)

1

7

«Подсолнух» (пластилинография)

1

8

«Осенняя открытка» (кардмейкинг)

1

9

Подготовка к выставке

1

10

«Баночка для специй» (декупаж)

1

11

«Чудесная коробочка» (скрапбукинг)

1

12

«Солнышко лучистое» (пластилинография)

1

13

«Разделочная доска» (декупаж)

1

14

«Букет из красных роз» (пластилинография)

1

15

«Декоративная тарелка» (пейп-арт) 

1

16

Подготовка к выставке

1

17

«Сова» (кардмейкинг)

1

18

«Осеннее дерево» коллективная работа. (коллаж) (итоговая работа)

1

19

 «Грибы» (пластилинография) 

1

20

«Баночка для кофе» (декупаж)

1

21

«Шкатулка» (скрапбукинг) 

1

22

«Декоративное панно» (итоговая работа) 

1

23

«Декоративная тарелка». (пейп-арт)

1

24

«Нежная открытка» (кардмейкинг)

1

25

Подготовка к выставке

1

26

 «Зимний лес» (пластилинография

1

27

«Декоративное панно» (итоговое занятие)

1

28

«Золотая рыбка» декоративное панно (пейп-арт)

1

29

 «Рамка для фотографий» (скрапбукинг)

1

30

«Декоративное панно» (подготовка к выставке)

1

31

«Весення открытка» (кардмейкинг)

1

32

«Ваза для цветов» (декупаж)

1

33

 «Карандашница » (пейп-арт)

1

34

«Шкатулка» (итоговое занятие)

1

35

«Пчелка Майя» (пластилинография)

1

36

 Подготовка к выставке 

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ «Ярмарка предприимчивых кудесников»

КОНКУРССОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВгрантовой программы Красноярского края«Социальное партнерство во имя развития»краевой этап IV конкурса молодежных проектов «Красноярский молодежный форум»...

"Моя станица" - аппликация с использованием элементов коллажа, итоговое занятие д\о "Кудесники"

Вашему вниманию предлагается итоговое занятие "Моя станица" детского объединения "Кудесники", младший школьный возраст. Основой занятия является выполнение аппликации с элементами коллкжа. Воспитанник...

Образовательная программа Творческого объединения « Кудесники» Срок реализации: 5 лет.

Образовательная программаТворческого объединени  " Кудесники"    Срок реализации: 5 лет.                    Разработала:   Во...

«Кросс- возрастное сообщество через театр кукол «Кудесники»

Статья о нашем небольшом опыте  по созданию крос-возрастных связей между учениками разных возрастных и социальных групп,  при помощи театра кукол "Кудесники", который организован в нашей шко...