Литературно-музыкальная композиция "А были вместе - детство и война..."
методическая разработка
Литературно-музыкальная композиция «А были вместе - детство и война…» может быть поставлена на празднике, посвященном Дню Победы. Фрагменты данной композиции могут использоваться на других праздниках, посвящённых иным памятным датам, связанным с Великой Отечественной войной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatiya.docx | 30.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция
«А были вместе - детство и война…»
Пояснительная записка
Тема Великой Отечественной войны остаётся весьма актуальной в современных условиях, поскольку очевидцев войны, её непосредственных участников становится всё меньше и меньше. Организация встреч обучающихся с ветеранами войны становится из года в год всё более проблематичной по объективным причинам. В то же время победа нашего народа в этой войне служит лучшим образцом стойкости духа, преданности своей Родине, ярким примером патриотизма, готовности защитить свою страну. Поэтому данная композиция, поставленная силами самих обучающихся, может стать дополнением, а в исключительных случаях и заменой непосредственных встреч с ветеранами войны.
В композиции использованы разнообразные литературные источники: как произведения времён Великой Отечественной войны, так и сочинения современных авторов.
Литературно-музыкальная композиция «А были вместе - детство и война…» может быть поставлена на празднике, посвященном Дню Победы. Фрагменты данной композиции могут использоваться на других праздниках, посвящённых иным памятным датам, связанным с Великой Отечественной войной (21-22 июня и т.п.).
Возраст обучающихся: 2-10 класс.
Цель:
- создать условия для эмоционального отклика детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа.
Задачи:
- расширение знаний учащихся о героической истории нашего народа;
- способствование формированию гражданской и нравственной направленности личности;
- воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, за подвиг дедов и прадедов;
- совершенствование творческих навыков: дикции, вокала, хорового пения, сценического движения.
Этапы литературно-музыкальной композиции:
- организационный этап (подбор участников композиции, подготовка реквизита, костюмов, подбор музыкального сопровождения, создание презентации, репетиционного зала). В рамках этого этапа необходимо провести с отобранными участниками композиции беседу о значимости предстоящей работы, помочь глубже понять тему восприятия войны глазами детей, её бесчеловечность и тяжелейшие последствия;
- репетиционный этап (разучивание слов, стихов, песен, репетиции).
- этап выступлений.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, костюмы, «гимнастёрки», презентация, плакаты для оформления сцены.
Сценарий
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.
Р. Рождественский
Демонстрируется ролик «Памяти детей, погибших в Великой Отечественной войне».
Выходит ученица и читает стихотворение (на фоне демонстрации слайдов)
Стихотворение Л.М.Голодяевской «Дети войны».
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами -
В Дахау, Лидице или Освенциме,
Их кровь алеет на плацах маками,
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны - и боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания…
Выходят 2 ведущих.
Ведущий 1: Мы – нынешнее поколение – никогда не видели войны, рядом с нами не рвались снаряды.
Ведущий 2: Мы не испытывали чувства постоянного голода, в наши семьи не приходили похоронки с фронта.
Ведущий 1: Для тех, кому сейчас восемьдесят лет – это печальное воспоминание детства. Страшное воспоминание. Давайте сегодня попробуем посмотреть на войну глазами детей, осознать, что наш хрупкий мир надо беречь и защищать, чтобы дарить детям счастливое детство.
Выходят девочка и мальчик. Демонстрируется ролик «Дети и война». Дети читают стихотворение Р.Рождественского.
Девочка:
А мы не стали памяти перечить,
Вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская, беда.
Мальчик:
Была земля и жесткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Девочка:
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила
Своих детей для жизни сберегла.
Мальчик:
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Выходят ведущие.
Ведущий 1: А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды?
Ведущий 2: Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.
Ведущий 1: Ребёнок, прошедшей через ужасы войны, ребёнок ли?
Ведущий 2: Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать?
Ведущий 1: Многое!
Выходят по очереди дети, одетые в одежду 40-х годов. Звучит музыка А.Марчелло - И.Бах. Адажио ре минор. На ее фоне дети произносят слова.
1 мальчик (С перебинтованной рукой): Нас вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, подальше от смерти и страданий. А оказалось, что везли прямо навстречу смерти. На станции Лычково самолеты фашистов разбомбили эшелон из 12 вагонов. Из двух с половиной тысяч в живых осталось 18 человек!
1 девочка (Закутанная в шарф, платок, держит в руках дрова): Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомблённых домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда, где-то щепочку найдёшь, а сил не было, поэтому прицепишь верёвку и тащишь по снегу.
2 девочка (Закутанная в шарф, платок, в руках маленький кусочек хлеба): Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила: «Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём». (Девочка разжимает ладошку с кусочком хлеба) И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек. (Закрывает ладошку с хлебом другой и прижимает их к груди)
2 мальчик: Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром фашисты положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.
3 девочка (В руках детская бутылочка): Дети жались к матерям. Немцы не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто стоял справа, и разделили: детей отдельно и родителей отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы…
И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Расстреляли двух моих сестер и двух моих братьев. Когда убили детей, стали убивать родителей. Стояла женщина, держала на руках грудного ребеночка, он сосал водичку из бутылочки. Они выстрелили сначала в бутылочку, потом в ребенка, а потом только мать убили.
3 мальчик: Полный вагон детей … Битком набитый…Никто нас не поил и не кормил… Первый раз остановились в Варшаве, какой-то старичок зашёл с полными карманами свёрнутых бумажек, на которых по-русски была написана молитва «Отче наш», и раздал каждому. Привезли в концлагерь. Каждое утро стучал железный засов, входили офицер и красивая женщина, она по-русски говорила: «Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд». Дети спотыкались, толкались, каши хотели все. Те, кого уводили кормить кашей, больше не возвращались…
Выходит маленькая девочка с косичками, в платьице, белых носочках и с мишкой в руках и читает стихотворение. Музыка становится тише.
Стихотворение про мишку
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь…Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война!..
Выходят две девочки. Одна девочка держит в руках игрушку, у другой веник (вид у девочки взрослый, хозяйственный).
Слайд 6 (Корочка хлеба).
Сценка «Диалог двух сестер».
- Как холодно и мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать.
Голодной страшно мне идти в кровать.
- А разве я есть не хочу?
Хочу, но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь
И дом у нас с тобою есть.
А, главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
- А, помнишь, блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которые по праздникам она пекла?
Сейчас я б съела всё одна…
- Опять ты о еде заговорила.
Уж лучше б душу не травила.
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
А мне воспоминанья эти не нужны…
- А вот и мамины шаги слышны!
- Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
Миниатюра заканчивается, дети подходят к сёстрам, прижимаются друг к другу, опускают головы.
Стихотворение Галины Бедновой
Кто-то родом из детства... Я — из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как — не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
Дети уходят.
Звучит песня «Дети войны».
Выходит ведущий.
Ведущий 1: Существует поговорка: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряет свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.
Выходит мальчик в гимнастерке, пилотке и читает стихотворение.
Стихотворение В. Суслова «Сыны полков». Слайд 8 (Дети-военные).
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в боях они умели
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет, по взрослому, сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Выходят ведущие, сменяя чтеца. Слайд 9 (Дети-партизаны)
Ведущий 1: Более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину.
Слайд 12 (Дети на заводах).
Ведущий 2: Трудно было всем: и тем, кто оказался на передовой, и тем, кто оставался на оккупированной территории или в тылу.
Ведущий 1: Это они, дети, заменили отцов и матерей, ушедших на фронт, на полях, в цехах заводов и фабрик, в госпиталях.
Выходит мальчик в рабочей одежде и читает стихотворение.
Отрывок из стихотворения А. Болутенко «Трудовой фронт».
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» - девиз страны таков.
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях, и у мартенов, у станков.
Станки «малолетки», как крепости, брали,
На цыпочки встав во весь рост,
И навыки взрослых они обретали,
Со всех одинаков был спрос.
Ведущий 2: Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.
Ведущие уходят. На сцену выходит чтец.
Слайд (Матери и дети)
Отрывок из стихотворения Мусы Джалиля «Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Чтеца сменяют ведущие. Звучит музыка Альбионе. Адажио.
Ведущий 1: Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько русских, сколько польских, сколько французских?.. Погибли дети – граждане мира.
Ведущий 2: Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9 168 детей
Ведущий 1: Каждый час – 382 ребёнка
Ведущий 2: Каждую минуту – 6 детей
Ведущий 1: Каждую секунду – одного ребёнка!
Ведущий 2: Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого из них, то человечеству пришлось бы онеметь на 25 лет!
Ведущий 1: Мы выступаем сейчас от имени 13 миллионов погибших детей, которые не могут ничего сказать, ибо жизнь их оборвалась…
Ведущий 2: От имени детей, которых отрывали от матерей.
Ведущий 1: От имени детей, которых закапывали заживо.
Ведущий 2: От имени детей, которых лишили детства.
Ведущий 1: В память обо всех детях, погибших в годы войны, ставших орудием в руках варваров, мы объявляем минуту молчания.
Звучит звук метронома. Минута молчания.
Ведущий 1: Мы дети мирных дней. Мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас. И нам так хочется многое успеть сделать.
Ведущий 2: Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать. И именно нам защищать мир от угрозы войны.
Выходит чтец.
Слайд (Отдайте детям солнце)
Стихотворение М. Садовского «Несовместимы дети и война».
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!
Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!
Звучит песня
Участники композиции вместе с гостями запускают шары мира или дарят бумажных журавликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")
...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...
а были вместе детство и война...
Ради чьей-то сомнительной славы,Ради лучшего в жизни одной,Защищая безликие нравы,Этот мир убивают войной....
Литературно- музыкальная композиция « Я ушла из детства в санитарный взвод»
Композиция посвящена медсестрам, связанным с Тюменской областью....
Литературно-музыкальная композиция " У нас и детства не было отдельно, а были вместе-детство и война"
Праздник, посвященный дню Победы,...
Литературно-музыкальная композиция "Мы были музыкой во льду...", посвященная творчеству М.И.Цветаевой и Б.Л.Пастернака
Данный материал будет интересен для проведения внеклассного мероприятия в старших классах. Сценарий содержит письма и документы дочери М.Цветаевой Ариадны Эфрон....
Литературно-музыкальная композиция "У нас и детства не было отдельно, а были вместе - детство и война"
лЛитературно-музыкальная композиция рассказывает о детях войны....