Формирование культуры безопасности на воде через внеклассную работу
статья

Микитюк Лариса Геннадьевна

Материал  конференции Стратегия и тактика формирования навыков оказания первой помощи у участников образовательных отношений  на тему "Формирование культуры безопасности  на воде через  внеклассную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры безопасности  на воде через  внеклассную работу

Микитюк Лариса Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1» с. Шелаболихи

                                                               Везде, где есть жизнь, есть и опасность.

                                                                                                                      Эмерсон
           В целях подготовки школьников к безопасному поведению, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в общеобразовательных учебных заведениях реализуется учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время, как отмечает ряд исследователей, эффективность формирования готовности подростков к безопасному поведению остается недостаточно высокой.

           Несоблюдение элементарных правил личной безопасности, необоснованно рискованное поведение, недостаточное развитие навыка безопасного поведения в обществе ежегодно приводит к подростковой гибели и травматизму. [3.с.37] Исходя из вышеизложенного,  становится ясно, что важность работы классного руководителя средней школы многократно возрастает. Каждый классный руководитель понимает ответственность перед обществом в воспитании подростка, обладающего безопасным поведением.  

             Безопасное поведение – это такое поведение человека, когда он ведет себя безопасно для себя и для окружающих   вне зависимости от места пребывания. Процесс формирования умений и навыков безопасного поведения во многом зависит от личностных и возрастных особенностей учащихся. Особенно сложным представляется подростковый возраст. У подростков отмечается высокая потребность в самоутверждении, подражательности в поведении, склонности к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, склонности к нестандартному, рискованному поведению. В связи с этим классный руководитель должен не только обладать высоким авторитетом, но и быть в то же время тонким психологом.

             Главнейшей задачей в вопросах развития умений и навыков безопасного поведения становится сегодня формирование культуры безопасности человека. Одним из путей формирования культуры безопасного поведения человека является  внеклассная работа. Наиболее эффективные формы внеклассной работы, формирующие культуру безопасного поведения таковы: игры, викторины, конкурсы, приглашение интересных людей, просветительская работа, проектная деятельность.

              В рамках формирования культуры безопасности человека был запущен масштабный проект для шестиклассников «Безопасность на воде в стихах и картинках». Почему именно «безопасность на воде»? Всем известно, что лучший отдых - это отдых у воды. Это спорт, плавание, рыбалка, игры в воде, катание на лодках, гидроциклах. [1.с.9] Но, к сожалению, вода может доставлять не только удовольствия, но и привести к трагическим последствиям, беде. Опасность предостерегает не только в летний период, но и весной - в период ледохода, осенью и зимой- в период ледостава. И каждый может оказаться в ситуации, когда исключительно от его умелых действий будет зависеть его жизнь и жизнь рядом находящегося человека. Поэтому полезно вспомнить основные правила безопасного поведения на водоемах и способы помощи утопающим, твердо сознавая при этом, что на воде несравненно легче предупредить несчастье, чем ликвидировать чрезвычайную ситуацию. [2.с.13]

           В рамках проекта «Безопасность на воде в стихах и картинках» ученики сначала познакомились с интересными людьми - работниками ГО и МЧС, которые не только рассказали о проблемах на водоёмах , познакомили с памятками и инструкциями о правилах поведения на воде, но и провели практические занятия по оказанию первой помощи. Ребята решили поделиться полученным опытом с окружающими: учениками начальной школы, родителями, а чтобы их рассказы о безопасном поведении на воде были привлекательными, облекли их в стихотворную форму, нарисовали рисунки, оформив наработки в  буклеты. Дети с удовольствием прошли по классам с лекциями и беседами, вручив слушателям буклеты с инструкциями в стихах и картинках.

                           Инструкции «Поведение на воде в стихах»      

Любишь купаться - научись плавать

Любят дети искупаться,

Обожают просто,

Только делать это стоит

Под присмотром взрослых.

Если любишь ты купаться,

А не ноги лишь мочить

Обязательно, дружочек,

Плавать ловко научись.

Купайся лишь в отведённых местах

Искупаться захотели-

Водоёмы рядом…

Только вот купаться стоит

Лучше уж на пляжах,

Там, где дно осмотрено,

Там, где есть спасатели,

Там , где взрослые с тобою,

А не соглядатаи.

За буйки не заплывай!

В водоёме  будешь плавать,

Лежать на спинке и нырять,

        Помни , друг, что очень важно

За буйки не заплывать,

Ведь  за ними и опасность

Тебя может поджидать:

Судно иль на дне – коряги,

Всего можно ожидать

Осторожно - ледостав!

На речке или озере

Сковал мороз ледок,

«Как славно прокатиться», -

Подумал ты, дружок.

Совет - не торопиться,

Не рисковать совет,

И это вас, ребята, убережёт от бед.

Знайте, дети, лёд непрочный,

Он опасен – это точно!

Стоит только покатиться,

Тут же риск есть провалиться!

Осторожно – ледоход!

Наконец весна пришла,

Тепло с собою принесла.

Снег подтаял, вскрылся лёд-

Детей манит ледоход:

Льдина что огромный плот-

В мореплаванье зовёт,

Так и хочется шагнуть

И помчаться в дальний путь.

Только это всё- обман-

Лёд крушится тут и там,

Льдины стонут, льдины бьются-

По течению несутся…

Друг, на лёд ты не ступай-

Он опасен – так и знай!

Не играйте на замёрзших водоёмах!

Не играйте никогда,

Друзья, на водоёмах,

Ведь опасна полынья

Да и ледок тонок.

Коль провалитесь – беда!

Очень трудно, братцы,

Из водицы ледяной

Зимой выбираться.

Не рискуйте своей жизнью,

На реках не играйте,

И опасности чужую

Жизнь не подвергайте,

Ведь спасая вас,

Другие жизнями рискуют,

Стоит ли того игра?

Вот мы о чём толкуем…

 Помощь утопающему 1.

Если видишь - тонет кто-то,

То спасателей зови,

Коль в себе ты не уверен,

Наудачу не плыви,

Коль поплыл – значит,  уверен!

Только нужно верно знать,

Есть инструкции спасенья,

И их нужно соблюдать.

Подплывать необходимо

К тонущему сзади,

Чтоб тебя не утащил

В глаза смерти глядя.

Помощь утопающему 2.

Взяв за руку иль под мышки жертву,

К берегу плыви,

Там на ровную поверхность

Головой вниз уложи,

Коль в сознании, то быстро

Надо бы переодеть,

Сменив вещи на сухие,

Растереть, чтобы согреть.

               Напоить горячим чаем,

Чай, наверняка, согреет

              И неотложку очень важно

Вызвать поскорее.

           

       «Везде, где есть жизнь, есть и опасность»,- так  писал Эмерсон. Важно, чтобы каждый человек умел противостоять любой опасности. Именно поэтому стоит заниматься  формированием культуры безопасного поведения.   

                                                                                                                                       

                                                    Список литературы:

1.Коновалов Е.Д. Человек в воде. – Новосибирск, 1979. 

2.Кудь И. Безопасность детей на воде. – Волгоград, 1995. 

3. Михайленко Д. А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый.  2015. — №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы по формированию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха (4-5 год обучения)

Работа по формированию и воспитанию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха запланирована в разных видах деятельности: игры, труд, чтение, индивидуальные и групповые беседы. Так ж...

Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...

организация работы по формированию культуры речи в условиях детского дома.

 Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, необходимо уделять внимание формированию к...

СИСТЕМА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРОЕКТ НАПИСАН НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "уПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"...

Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников

Актуализация вопроса воспитания у подрастающего поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни....

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Презентация к уроку "Вода-растворитель. Работа воды в природе"

Презентация может использоваться на уроках Окружающего мира, Биологии и Географии. За презентацию к уроку природоведения  Павленко Н.Р. награждена Дипломом 2 степени ИМЦ "Олимп" ощеросс...