Галерея великих ученых. Ломоносов М.В
презентация к уроку (7, 8, 9 класс)
Презентация для проведения внеклассного мероприятия по математике в 7-9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galereya_velikih_uchenyh._lomonosov_m.v_wecompress.com_.ppt | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
19 ноября 1711 — 15 апреля 1765
«Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.» А. С. Пушкин
«В целой России в начале 18 века едва ли была какая иная область для появления Ломоносова, кроме Двинской земли, с более благоприятною историческою почвою и более счастливыми местными условиями» – утверждал историк В.И. Ламанский. Беломорский Север в те времена был одним из самых деятельных мест. Тут жили потомки новгородцев, не знавшие крепостного права «черносошные крестьяне»: суровые, предприимчивые и умевшие за себя постоять. Они не знали барщины и отбывали большинство повинностей в денежной форме, что способствовало усилению товарного хозяйства и развитию торговли и ремесел.
Здесь складывалась самобытная народная культура, возникали художественные ремесла. Хотя школ на Севере почти не было, поморы учили грамоте друг друга по рукописным книгам.
Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное – открытый выход в море. На самом большом разместилось тридцать деревень, составивших две волости – Куростровскую и Ровдогорскую.
Деревня Мишанская, находилась на Курострове. Согласно писцовым книгам, именно в Мишанинской 8 ноября (19-го по новому стилю) 1711 года у помора Василия Ломоносова родился сын Михайло.
Мать Ломоносова умерла, когда он был еще малышом; после этого отец его женился дважды. Вторая мачеха Ломоносова, женщина пожилая и сварливая, не взлюбила Михайлу и не упускала случая восстановить против него отца; особенно не нравилось ей пристрастие мальчика к книгам.
Есть много версий о том, кто научил Ломоносова азбуке. Читать и писать могли обучить многие, но сделать его подлинно грамотным человеком - хорошо подготовленные наставники-старообрядцы, знающие церковнославянский язык, риторику, стихосложение, иконопись и умеющие этому обучить.
По одной из версий грамоте Михайлу учил местный дьячок Семен Сабельников, обладавший каллиграфическим почерком. От этого времени сохранился и первый автограф Ломоносова - он четко расписался в подрядной книге за двух неграмотных подрядчиков.
К 14 годам юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь его в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Отец решил по-своему образумить его и решил женить, но Михайло притворился больным и от женитьбы отговорился. Получив «неявным образом», паспорт, и заняв у соседа Шубного три рубля, 19-летний ушел в Москву с обозом мороженой рыбы в декабре 1730 года.
В начале января 1731 года двинской рыбный обоз подошел к Москве и остановился в Китай-городе, где шел оптовый торг. Оказавшись впервые во вроде бы русском, но духовно чужом городе, Михайло испытал сильное смятение. Первую ночь Ломоносов проспал в зимней повозке в рыбном ряду.
Ломоносов обратился в основанную в 1695 году Славяно-греко-латинскую академию – высшую духовную школу, откуда в петровское время на гражданскую службу в различные ведомства вышло 168 человек, а в духовенство – всего 68. Большинство учащихся (около 300) были из бедноты, дети низшего духовенства, посадских, челядинцев…
15 января 1731 года он был зачислен учеником Академии, но посажен в самый низший класс, так как не знал латыни, на которой велось все преподавание, вместе с «малыми ребятами», которые, по его словам, над ним смеялись, поговаривая: «Смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!» (из письма И. И. Шувалову).
Его успехи, прилежание и примерное поведение быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса.
В 1736 году он в числе двенадцати лучших учеников Славяно-греко-латинской Академии отправлен в Петербург для обучения при Академии наук.
В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике”. 17 ноября 1736 года в Марбургский университет был зачислен 25-летний Михаил Ломоносов. В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739. Здесь он получил обширное и основательное образование. Студент немецкого университета
В 1741 году по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург и вскоре становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук. Адъюнкт - младшая учёная должность - должность лица, проходящего научную стажировку, помощника профессора.
Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.
Открытия в области химии Открыл первую химическую лабораторию в России Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс Разработал принципы новой науки «Физической химии» Диплом профессора химии
Открытия в области физики Открыл закон сохранения материи Сконструировал термометр
Открытия в области астрономии Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света» Открыл атмосферу на Венере
Открытия в области поэзии и литературы В 1751году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова» Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»
Открытия в области истории Написал 1-ый том Российской истории Составил «Краткий Летописец с родословием»
Открытия в области географии Составил «Полярную карту» Разработал приборы для морского кораблевождения Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды) Доказал возможность Северного морского пути в Индию
Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России. Металлург, геолог
Открытия в области геологии Теория возникновения минералов и металлов О причине землетрясений
Ломоносов - художник Открыл секрет изготовления смальты Изготовил 40 мозаичных картин Избран почетным членом Петербургской Академии художеств Открыл мозаичную мастерскую
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
«Историк, Химик, Механик, Геолог, Художник и Стихотворец, он всё испытал и всё прошёл.» А.С.Пушкин
Благодаря природному дару и упорству Ломоносов из северных крестьян выбился в «большие» люди, получил чины и признание, стал крупным ученым. Но, очевидно, положил на это слишком много сил.
Весной 1765 году Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром.
НАГРАДЫ – Орден Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Большая золотая медаль М. В. Ломоносова.
Указ Президента РФ О праздновании 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова Учитывая выдающийся вклад великого русского учёного М.В.Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и в связи с исполняющимся в 2011 году 300-летием со дня его рождения, постановляю 1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова. 2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок: образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия; утвердить план мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова; 3. Министерству иностранных дел Российской Федерации и Российской академии наук проинформировать ЮНЕСКО и заинтересованные международные научные организации о праздновании в Российской Федерации в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. 4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 20 сентября 2006 года N 1022
Самый умный 1.Где родился Михаил Васильевич Ломоносов? 2. Назовите первые учебные книги Ломоносова. 3.Куда ему удалось поступить в Москве? 4.Какой язык был международным языком науки в то время? 5.Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу? 6.Какое научное звание он получил в Петербургской академии? 7.В какой науке Ломоносов открыл очень важный закон? 8.На какой планете он открыл атмосферу? 9.Что было открыто по его предложению в 1755 году?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Галерея великих математиков
Сведения о математиках...
Галерея великого математика
внеклассное мероприятие по математикеГалерея великого математика «Творец отечественной науки»...
Ломоносов - великий ученый, прославивший Россию
Классный час, посвященный дню рождения М.В.Ломоносова...
Внеклассное математическое мероприятие Галерея великих математиков
--познакомить учащихся с именами великих математиков эпохи, с их открытиями;--развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через истори...
Ломоносов-Великий ученый
Мероприятие предназначено для учащихся 10-11 классов...
Галерея великих ученых. Лобачевский Н.И.
Презентация для проведения внеклассного мероприятия по геометрии для учащихся 7-9 классов...
Конспект урока по литературе для 6 класса на тему «М. В. Ломоносов – великий ученый и поэт»
Урок изучения нового материала по литературе в 6 классе на тему "М. В. Ломоносов "знак бессмертия себе воздвигнул" (образ ученого в произведениях разных видов искусства)". Цель дан...