Памятка "УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ"
методическая разработка
Рекомендации по исправлению говоров помогут разобраться в этом сложном явлении русского национального языка и подскажут направление в работе по устранению говорных отклонений в произношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_diktsii.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ
Главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. В этом очень хорошо помогают скороговорки. Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Было бы ошибочно думать, что при произнесении скороговорок нужно непременно добиваться очень быстрого темпа. Гораздо важнее предельная четкость дикции. Именно на это расчитанны скороговорки. Как и во всей работе над дикцией, к работе над скороговорками нужно подходить индивидуально. При работе над скороговоркой нужно, прежде всего, разобраться в ее содержании, точно знать, что я хочу сказать этим текстом. Самые трудные слова нужно произносят по нескольку раз в медленном темпе до тех пор, пока они не зазвучат легко, свободно, без напряжения и осмысленно. Произносить скороговорки надо в двух или трех темпах. В работе над дикцией всегда используют игровой метод. Игровой метод должен координировать и направлять игру, превращая её в искусство, развивать творческую природу ребенка, его воображения, фантазию и веру. Упражнения игрового характера увлекают, втягивают в работу душевную сферу ребенка, вызывают положительные эмоции, которые, раскрепощают фонационные пути, помогают верно, формировать свободное звучание голоса.
Например, проговорить скогороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом хлопать и говорить сначала медленно, затем быстрее и быстрее. Предложить проговорить скороговорку три раза подряд и не сбиться. Некоторые скороговорки, после их запоминания и правильного повторения, можно усложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем – произнести её, поменяв местами начало и конец.
Например: У бабы-бобы, у деда –дубы. У деда дубы, у бабы бобы Скороговорки, оформленные музыкальной мелодией, запоминаются и произносятся детьми лучше. (Приложение 1) Скороговорки, содержащие простые для произношения звуки ({Б},{П},{Г},},{К},},{Т},},{Д},},{В},},{Ф} и др.) Бык, бычок, тупогубенький бычок. Дом у дуба, дуб у дома.
Дима дарит Дине дыни, Дыни Дима дарит Дине. У Бобы винт, у Вити бинт. Фаня в гостях у Вани (У Вани в гостях Фаня).
От топота копыт пыль по полю летит. Купи кипу пик, Кипу пик купи, Пик кипу купи. Тут и там топает гиппопотам За гиппопотамом по пятам Топает гиппопотам Топает гиппопотам тут и там. Ткет ткач ткани на платки Тане. Скороговорки, содержащие звуки {С},{СЬ}
Зайка косой Сидит босой, Смотрит косой, Как девушка с косой Косит траву косой. У маленького Сани сани едут сами. (Сани едут сами у маленького Сани). Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (Съели сырок в короткий срок сорок сорок). Скороговорки, содержащие звуки {З},{ЗЬ
Увидел волк козу, забыл и про грозу. У зайки Бубы заболели зубы. (Заболели зубы у зайки Бубы). Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Скороговорки, содержащие одновременно звуки {С}и{З};{ЗЬ}и {СЬ} У Зины болит зуб, Она не может есть суп. Повтори без запинки: На осинке росинки Засверкали утром Перламутром. Карась в лаз не лазь Застрял в лазе карась. В грязи у Сани увязли сани.
Скороговорки, содержащие звук {Ц} и звуки {Ц}и {С} Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь. Цыпленок и курица бегают на улице. Из соседнего колодца Целый день водица льется. Стоит воз овса, возле воза овца. Скороговорки, содержащие звук {Ш} Маша шила для мартышки Шубу, шапку и штанишки. Тимошка Прошке Крошит в окрошку крошки. Кукушка купила ушат, Решила купать ушат. Скороговорки, содержащие звук {Ж} Жужжит жужелица жужжит, да не кружится. На крыше у Шуры жил Журавль Жура. У ежа –ежата, у ужа- ужата,
Ужата- у ужа, ежата – у ежа. Скороговорки, содержащие звуки {С}и{Ш};{З}и {Ж} Саша шапкой шишки сшиб Получил на лбу ушиб. Кукушка кукушонку купила капюшон, Надел кукушонок капюшон Как в капюшоне он смешон. Шёл Стас по шоссе к Саше в шашки играть. Змея шипит, жук жужжит. (Жук жужжит, змея шипит). Три избушки у речушки, Над избушками – пичужки. Скороговорки, содержащие звук {Л} Маланья –болтунья молоко болтала, Болтала да не выболтала. Палку толкал лапой Полкан, Лапой Полкан палку толкал. Наменял старик мочал, А лапти не вылапатничал. Скороговорки, содержащие звук {ЛЬ} Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. Жили были линь да язьЖиле в иле, не ленясь. На мели мы лениво налима ловили, И меняли налима вы мне на линя. Скороговорки, содержащие звук {Р} Трое трубачей трубят в трубы.
Идут бобры в сыры боры. Бобры добры, добры бобры. Не вместит дров двор Выходи, дроворуб Дрон, Надо дрова выдворить, Нв дворянский двор выставить. Скороговорки, содержащие звуки {Р} и {РЬ} Гроздья рябины на солнце горят Рябит от рябины в глазах у ребят. На горе Арарат растёт крупный виноград. Дает Катеринке картинки Каринка. Картинки в корзинку кладет Катеринка. Скороговорки, содержащие звуки {ЛЬ}и {РЬ} Ел Валерик вареник, а Валюшка Ватрушку. Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину. Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».
Развитие дикции и артикуляции...
Мастер-класс. "Развитие дикции и речи"
Этот мастер-класс был проведён для родителей. Развитие дикции и речи с помощью скороговорки "Лигурия". Можно использовать и на уроках и во внеурочной работе....
Упражнения на развитие дикции.
Упражнения для развития дикции детей дошкольного возраста в домашних условиях....
Развитие дикции и артикуляции учащихся как средство выразительности и передачи сценического образа (доклад)
Доклад был зачитан на методическом объединении педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов общеобразовательных школ Пуровского района ЯНАО. В нём раскрываются особенности работы...
Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантази...
Методическая разработка. Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантази...
Детско-родительский творческий проект по развитию дикции и произношения "ярмарка скороговорок"
Детско-родительский творческий проект "Ярмарка скороговорок" помог привлечь внимание родителей к работе по автоматизации поставленных звуков, показал увлекательные способы развития дикции и ...