«Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ
Г. ЕЛЬНЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
( МБУ ДО ДМШ г. Ельни)
216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а
Тел/факс: 8-481-46 - 4-27-49
_______________________________________________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: «Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».
Гришанова Юлия Сергеевна
преподаватель хора и хоровых дисциплин
г. Ельня
Открытый урок по хору преп. Гришановой Ю.С.
с обучающимися 1-2 класса
Тема: «Развитие дикции и артикуляции учащихся, как метод выразительного средства передачи сценического образа».
Тип урока: урок-повторение, закрепление умений и навыков
Форма проведения: коллективная
Цель: В вокальных упражнениях и произведениях достичь единую манеру звучания и ясность произношения.
Задачи:
Обучающие:
- на исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности.
- закрепить навыки правильного певческого дыхания, дать понятие – «дикция», следить за правильным звукоизвлечением и звукообразованием.
- развитие художественных способностей – музыкальный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость к искусству.
- овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
Развивающие:
- развивать интерес учащихся к хоровому пению;
- развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;
- развить творческую фантазию, воображение;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к хоровому искусству;
- воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся
- сформировать навык общения в группе детей;
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.
Форма урока: практическая работа.
Формы работы с учащимися: коллективное музицирование.
Методы обучения:
- наглядно-слуховой
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- эмоционально-образный
- проблемно–поисковый;
- объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
План урока:
I. Организационный момент.
II. Дыхательная гимнастика.
III. Артикуляционная гимнастика
IV.Распевание
V. Работа над произведениями :
1. Муз. А.Журбин, сл. П.Синявский «Смешной человечек»;
2. Муз. Е.Крылатов, сл. И.Шаферан «Ласточка».
VI. Итог урока.
I. Организационный момент
Приветствие учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.
- Итак, вы готовы к работе?
- Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.
- В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка. Разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка.
II. Дыхательная гимнастика.
- Далее выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А.Н.Стрельникой.
Во время дыхательной гимнастики учащиеся становятся в свободной позе, не мешая друг другу.
- А теперь «подпитаем» мозг кислородом
Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
- Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
- Улучшает дренажную функцию бронхов.
- Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани.
- Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает нервно- психическое состояние.
- Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.
Основной комплекс дыхательных упражнений
- Упражнение “Ладошки” (разминочное)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
- Упражнение “Погончики”
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.
В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
- Упражнение “Насос”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
- Упражнение “Кошка”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение.
Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.
Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое
- Упражнение “Обними плечи”
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
Дети достаточно серьёзно отнеслись к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начали откашливаться. Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.
III. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляция-с лат.- членораздельно произношу) :
1. Губы: «трубочка» -вытянуть вперед губы и растянуть в стороны, рот закрыт.
2. Щеки: 1. Надуть по очереди и одновременно втянуть.
2. По очереди толкать язычком щеки.
3.Язык: 1. Покусать язык.
2. Щелкать языком -«часики»- далеко-близко, по руке учителя.
- Какие мышцы мы тренировали? Дети-лица, рта.
- Как называется работа этих мышц? Дети - артикуляция.
- А кто скажет, что такое дикция? Дети - правильное, четкое произношение.
Речевая Игра «Что у кого внутри?» О.Вациетиса
У одуванчиков белых — взлеталка: «Фу-у-у-у!» (Легко дуть на ладонь)
У мотоцикла — рычалка: «Трр-трр!»
У часов –спешилка «Тик-так»
У девчонок - смешилка: «Ха-ха-ха!»
У мышки — пищалка: «Пи-пи-пи».
У лошажки — ржалка: «И-го-го».
У ветра — задувалка: «У-у-у-у»(долгий выдох)
У каблуков — стучалка (Цокать язычком)
У носа — сопелка (Тихонько шмыгать носом)
У ежика — пыхтелка: «Пых- пых- пых».
У телефона — звонилка ( Диль-диль-диль).
А у солнца — светилка: «А-а-а-а» (руки вверх)
IV. Распевание
Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
- при пении поза должна быть неподвижной;
- правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
- тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
- вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
- нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
- нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
- «ди-зи-я» (секвенция), меняя слоги - «лё», «ку», «ми-я»- на высоких звуках головной резонатор, «р»-рычать, «да», «га»-на низких звуках грудной резонатор.
- на одном звуке - «да-ед-ди-до-ду» или «ма-ме-ми-мо-му»- для выравнивания интонации, ровности, слитности и округленности звучания.
- Скороговорки.
- Дети, какие Вы знаете скороговорки? Дети - «Ехал Грека через реку», «Расскажите про покупки…», «Бык тупагуб», «Шла Саша» и т.д.).
- Поём чётко, произнося слова..
Попевка «По дороге Петя шел»
Умение слышать второй голос и анализировать его:
Дети поют основную тему и слушают:
- был ли 2-ой голос?
- был он выше их звучания или ниже?
- куда двигалась мелодия второго голоса – вверх, вниз, стояла на месте,
двигалась скачками или поступенно?
При исполнении используется показ направления мелодии рукой . Преподаватель исполняет подголосок.
V.Работа над произведениями
1. «Смешной человечек», муз. А.Журбин, сл. П. Синявский.
-Исполнить произведение с начала до конца, уделяя особое внимание дикции.
1. Согласные звуки:
- сонорные (т.е. те звуки, которые мы можем пропеть)- «м», «л», «н», «р» (звук «р» поётся утрированно)- «крррыше», «дрррузья»…;
- звонкие - «б», «г», «ж», «з», «в», «д»- образуются при участии голосовых связок и ротовых шумов. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также оглушаются;
- глухие - «п», «к», «ф», «с», «т»- в конце слов поются подчёркнуто твёрдо;
- шипящие - «х», «ц», «ч», «ш», «щ»-состоят из одних шумов(смягчать и предельно укорачивать, чтобы не было лишнего шума и свиста);
- губные согласные б - п, в - ф требуют активности губных мышц. Их тренировка обеспечивается при чётком произношении.
- согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.
2. Гласные звуки:
Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, т.е. без искажений. Округление гласных достигается через прикрытие звука, которое не следует путать с сомбрированием, т.е. затемнением.
Выравнивание гласных при пении происходит за счет понижения и стабилизации положения гортани, т.е. унифицируется не передний их уклад, а задний.
- 6 простых гласных звуков- «и»- округляется к «ю», «э», «а»-округляется к «о», «о», «у», ы».
- 4 сложных гласных звука - «я»- «йа», «ю»- «йу», «ё»- «йо», «е»- «йэ».
При пении сложных гласных первый звук «й» произносится очень коротко, а следующий за ним простой гласный тянется долго. Работа в хоре над гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в достижении их чистого произношения с полноценным певческим дыханием.
Основная работа велась над дикцией в первом и втором куплетах (звуки, на которые нужно обратить внимание, выделены):
1. Я спешил к вам, друзья,
С жутким нетерпеньем.
Я моторчик не зря
Смазывал вареньем.
У меня за спиной
Вертится пропеллер,
Я хочу, чтоб со мной
Все ребята пели.
Я хочу, чтоб со мной
Все ребята пели.
Припев(2 р.): Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жуёт,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек - большой озорник.
2. Я готовил обед для друзей, подружек.
Суп варил из конфет, а компот из плюшек.
Ну, а сам похудел килограмм на двести-
Двести бубликов съел
С пряниками вместе.
Двести бубликов съел
С пряниками вместе.
Припев: тот же.
3. Если даже чуть - чуть загрустит приятель-
Я в окошко влечу, словно воспитатель.
Попляшу с малышом, поиграю в прятки.
Если дом ходуном,- значит всё в порядке.
Если дом ходуном,- значит всё в порядке.
Припев: тот же.
Недостатки и исправления:
- не чёткий звук «р» - пропевать утрированно –« нетерррпеньем», «варрреньем», « пррропеллеррр» и т.д… ;
- слишком открытые звуки «а», «и», «е» - округлить и вспомнить про распевание для слитности и округлённости звучания;
- делать правильные ударения в словах – взяли вдох и словесно проговорили четко, хлопком делая ударение на правильный слог - «бубликов» - ударение на первый слог, а не на второй, «ходуном»- ударение на третий слог, а не на первый;
- проговорит текст песни активным шепотом;
- петь песню в характере – эмоционально окрашено - весело, задорно, легко.
- работа над чистотой интонирования, дыханием
- работа над штрихами, артикуляцией.
- работа над звуковеденсл. И.Шаферанием.
2. Муз. Е.Крылатов , сл. И.Шаферан «Ласточка»
Исполнить произведение с начала до конца, уделяя особое внимание дикции.
1. Согласные звуки:
- сонорные (т.е. те звуки, которые мы можем пропеть)- «м», «л», «н», «р» (звук «р» поётся утрированно)
- звонкие - «б», «г», «ж», «з», «в», «д»- образуются при участии голосовых связок и ротовых шумов. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также оглушаются;
- глухие - «п», «к», «ф», «с», «т»- в конце слов поются подчёркнуто твёрдо;
- шипящие - «х», «ц», «ч», «ш», «щ»-состоят из одних шумов(смягчать и предельно укорачивать, чтобы не было лишнего шума и свиста);
- губные согласные б - п, в - ф требуют активности губных мышц. Их тренировка обеспечивается при чётком произношении.
- согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.
2. Гласные звуки:
Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, т.е. без искажений. Округление гласных достигается через прикрытие звука, которое не следует путать с сомбрированием, т.е. затемнением.
Выравнивание гласных при пении происходит за счет понижения и стабилизации положения гортани, т.е. унифицируется не передний их уклад, а задний.
- 6 простых гласных звуков- «и»- округляется к «ю», «э», «а»-округляется к «о», «о», «у», ы».
- 4 сложных гласных звука - «я»- «йа», «ю»- «йу», «ё»- «йо», «е»- «йэ».
При пении сложных гласных первый звук «й» произносится очень коротко, а следующий за ним простой гласный тянется долго. Работа в хоре над гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в достижении их чистого произношения с полноценным певческим дыханием.
Основная работа велась над дикцией в первом и втором куплетах (звуки, на которые нужно обратить внимание, выделены):
- Не прррошла зима, снег ещё лежит,
Но уже домой ласточка спешит.
Пр: На её пути горрры и моррря,
Ты лети, лети, ласточка моя. - Нет порррою сил, тррруден перелёт,
Только как весна без неё придёт?
Пр: тот же - Будь ее гнездо трррижды золотым
Тот далекий край не назвать ррродным,
Пр: тот же 2р
VI.Итог урока
Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы нашей работы . Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над произведениями.
Домашнее задание:
Проговаривать тексты песен четко, активным шепотом. Учить скороговорки, работая над дикцией и артикуляцией.
Используемая литература:
1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для
2. Добровольская М., Распевание в школьном хоре 1-8 классы. Н. 1969.
учителей начальной школы. – М.: Просвещение, 1978.
3. С.А.Казачков. От урока к концерту, - изд. Казанского Университета, 1990.
4. Зуева Н. В. Игровая игротека. Методическое пособие к программе «Хоровой класс». Пермь, 2003.
5. Струве Г. А. Школьный хор. М., Просвещение, 1981
6. Струве Г. А. Каноны для детского хора. Изд. «Лань», 1998
7. Е.В.Сугоняева. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
8. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по предмету "Вокал": "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"
Основная цель открытого урока: Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренирово...
Дикция к хоре. Особенности хоровой дикции. Правила артикуляции. Упражнения на совершенствование дикции.
ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества прои...
Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"
В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...
Конспект занятия "Дикция и артикуляция в пении"
Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....
Развитие ассоциативно-образного мышления посредством передачи музыкальных образов средствами художественного выражения на уроках ИЗО в средней школе.
В статье представлен опыт осмысления реализации образовательного проекта «Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях ИЗО» в ГБОУ СОШ №508 с углубленным изучением предметов ...
Дикция, четкость, артикуляция.
Статья содержит информацию о важности владения речевым аппаратом,артикуляции и качественной дикцией,также приведены необходимые артикуляционные упражнения,которые способствуют устранеию речевых дефект...
Развитие дикции и артикуляции учащихся как средство выразительности и передачи сценического образа (доклад)
Доклад был зачитан на методическом объединении педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов общеобразовательных школ Пуровского района ЯНАО. В нём раскрываются особенности работы...