Игра как важное средство воспитания школьников
статья (5 класс)
Игра – это один из видов деятельности ребенка. Поэтому ей присущи черты, характерные для любой познавательной деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий и результата.
Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе.
Применительно к воспитательному процессу классного руководителя можно говорят о коллективных играх, которые в большей мере ориентированы на формирование личности обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра как важное средство воспитания школьников | 624.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра как важное средство воспитания школьников»
Из личного опыта и наблюдений
Филиппов Дмитрий Васильевич,
классный руководитель,
учитель технологии, ОБЖ,
заместитель директора по воспитательной работе
в кадетских классах ГБОУ СОШ № 364.
Игра – это один из видов деятельности ребенка. Поэтому ей присущи черты, характерные для любой познавательной деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий и результата.
Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе.
Применительно к воспитательному процессу классного руководителя можно говорят о коллективных играх, которые в большей мере ориентированы на формирование личности обучающегося.
Под коллективными играми в классе понимается – создание ситуаций выбора, в которых ученик может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры происходит:
- активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;
- преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются учеником как личностная проблема;
- актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;
- появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;
- замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;
- совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.
Методику организации коллективной игры в классе (школе), условно можно разделить на виды, которые тесно взаимосвязаны между собой в достижении целей
1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры.
По данному виду, была организована театральная постановка посвященная «годовщине полного снятия блокады Ленинграда».
2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.
3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.
В классе, девочки самостоятельно организовали творческую группу для поздравления мальчиков класса к 23 февраля в игровой форме.
4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.
5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки учениками характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия обучающихся. По данному виду прошла игра в рамках занятия внеурочной деятельности по «ОБЖ».
6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива. В данном направлении, в классе организован совет командиров класса, который разбит на отряды и творческие сектора, что позволяет коллективу пробовать решать задачи дисциплины, участие в конкурсах и творческой жизни класса и школы.
Выводы
Таким образом, в процессе игровой деятельности создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов обучающегося, формирования его личности. Игры разнообразят процесс воспитания, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. Особую роль в этом играет, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, а также соответствующая предметно-пространственная среда.
Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но могут находиться в конфликте друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-важное средство воспитания
Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его двигательных способностей и совершенствования умений....
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников
Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...
Игра как важнейшее средство воспитания младших школьников.
доклад на МО воспитателей....
«Игра как важнейшее средство воспитания младших школьников»
Выступление на МО воспитателей...
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника
Статья о проблемах историко- патриотического воспитания и одном из методов их решения....
Доклад " Дидактические игры как важное средство сенсорного воспитания". Из опыта работы.
Специально организованные дидактические игры являются хорошим дополнением к обучению на занятиях по ознакомлению с общими представлениями об окружающих предметах и их сенссорных эталонах....