Игра как важное средство воспитания школьников
статья (5 класс)

Игра – это один из видов деятельности ребенка. Поэтому ей присущи черты, характерные для любой познавательной деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий и результата.

Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе.

Применительно к воспитательному процессу классного руководителя можно говорят о коллективных играх, которые в большей мере ориентированы на формирование личности обучающегося.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Игра как важное средство воспитания школьников»

Из личного опыта и наблюдений

 Филиппов Дмитрий Васильевич,

классный руководитель,

учитель технологии, ОБЖ,

заместитель директора по воспитательной работе

в кадетских классах ГБОУ СОШ № 364.

Игра – это один из видов деятельности ребенка. Поэтому ей присущи черты, характерные для любой познавательной деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий и результата.

Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе.

Применительно к воспитательному процессу классного руководителя можно говорят о коллективных играх, которые в большей мере ориентированы на формирование личности обучающегося.

Под коллективными играми в классе понимается  – создание ситуаций выбора, в которых ученик может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры происходит:

- активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;

- преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются учеником как личностная проблема;

- актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;

- появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;

- замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;

- совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Методику организации коллективной игры в классе (школе), условно можно разделить на виды, которые тесно взаимосвязаны между собой в достижении целей

1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры.

По данному виду, была организована театральная постановка посвященная «годовщине полного снятия блокады Ленинграда».

2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.

3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.

В классе, девочки самостоятельно организовали творческую группу для поздравления мальчиков класса к 23 февраля в игровой форме.

4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.

5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки учениками характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия обучающихся. По данному виду прошла игра в рамках занятия внеурочной деятельности по «ОБЖ».

6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива. В данном направлении, в классе организован совет командиров класса, который разбит на отряды и творческие сектора, что позволяет коллективу пробовать решать задачи дисциплины, участие в конкурсах и творческой жизни класса и школы.

Выводы

Таким образом, в процессе игровой деятельности создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов обучающегося, формирования его личности. Игры разнообразят процесс воспитания, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение. Особую роль в этом играет, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, а также соответствующая предметно-пространственная среда.

Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но могут находиться в конфликте друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-важное средство воспитания

Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания  личности школьника, развития его двигательных способностей и совершенствования умений....

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников

Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

Статья о проблемах историко- патриотического воспитания и одном из методов их решения....

Доклад " Дидактические игры как важное средство сенсорного воспитания". Из опыта работы.

Специально организованные дидактические игры являются хорошим дополнением к обучению на занятиях по ознакомлению с общими представлениями об окружающих предметах  и их сенссорных эталонах....